Как ломать стереотипы

5 января 2001. Экзамен по коммерции. Один из самых простых экзаменов. Почти все выходят с пятерками. Некоторые с четверками. Совсем изредка с трояками. Есть одна неприятная ТЕНДЕНЦИЯ. Она заключается в том, что у кого есть пропуски семинаров или несданные домашние задания, те получают четверки. У кого этих грехов больше, выходят с тройками. Ерунда. Это просто усложнение задачи. Но ТЕНДЕНЦИЯ до боли устойчива. После того, как с трояком вышла Катя Захарова, (я видел, что ее уровень подготовки высок, но у нее не было сдано несколько работ), я почти уверовал в нерушимость ТЕНДЕНЦИИ. В последнюю очередь идут отвечать четверо раздолбаев, у которых и посещаемость ниже 50%, и домашних работ сдано меньше 50%. Я один из таких раздолбаев. Без скромности замечу, что я самый главный раздолбай. Один плюсик из двадцати одного возможного, ни одного выполненного домашнего задания, с опозданием сданный реферат. Грустная статистика. Ничего не поделаешь. Первым из четверых идет отвечать Ярик Дудкин. Из двенадцати ответов, который я слышал, его ответ был явно самый сильный. С интересом наблюдаю, как он будет отстреливаться от кучки дополнительных вопросов. Вместо этого грянул гром.
– Дудкин. Вы были только на пяти семинарах. У Вас 16 пропусков. Знаете, я не могу принять у Вас экзамен. Учебная часть ошибочно допустила Вас к экзамену. Я должна прервать Вашу сессию. В первую неделю следующего семестра рассчитаетесь по семинарским задолженностям и тогда начнете сдачу экзаменов.
– Дело в том, что я не мог посещать семинары, которые у нас были по субботам.
– Это меня не интересует (далее монотонное повторение предыдущего монолога).
– И что мне делать?
– Я предлагаю Вам три варианта: я ставлю двойку, я прерываю Вам сессию, я ставлю Вам тройку авансом, а Вы потом рассчитаетесь перед семинаристом по своим задолженностям.
Ярик попытался возражать, что оценку на экзамене нужно ставить за Знания, а не за прошлые заслуги и провинности.
– За что тройка! Я же Вам все ответил.
– Я Вам все объяснила.
Еще немного посопротивлявшись, Ярик соглашается на тройку. Это первый трояк в его зачетке.

Я сижу с титаническим спокойствием. У меня в голове почти весь ИНКОТЕРМС,  17 ФАКТОРОВ УСПЕШНОЙ ТОРГОВЛИ, 9 ТАКТИК КОРРЕКЦИИ ЦЕНЫ, ОБЩАЯ СТРУКТУРА ДОГОВОРА, ФОРМУЛЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ НА УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ. Все это мои долги. Все это в краткосрочной памяти, доученное двадцать минут назад. Если бы я позволил эмоциям  рисовать картины крушения Раусинговской стипендии и красного диплома, то все это моментально вылетело бы из головы. Но все дело как раз в том, что таких эмоций не было и быть не могло. Нет, я не умею обманывать бессознательное. Просто я целиком и полностью ВЕРЮ в то, что полученная на экзамене оценка, какая бы она ни была, нисколько не может повредить моему Я и моему дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Здесь нужна ПОЛНАЯ И БЕСКОМПРОМИССНАЯ ВЕРА, подкрепляемая соответствующим поведением и поступками.
В соответствии с этой ВЕРОЙ я не посещал коммерцию, которую считал скучной и бесполезной. Именно эта ВЕРА позволила мне относиться ко всему происходящему как просто к непредсказуемому повороту в иллюзорной игре с нулевыми ставками, в которой хочется победить только из-за врожденного чувства азарта. Я просто сидел и анализировал, какие промахи в защите допустил Ярик, какие аргументы еще можно использовать. Следующим пошел отвечать Леня Камкин. Ситуация с Яриком повторилась. Леня вышел с тройкой. Дежкина сказала, что у него ситуация такая же, как у Дудкина, с той лишь разницей, что он был на трех, а не на пяти семинарах.
Следующим пошел я. Та же ситуация, с той лишь разницей, что я был на одном, а не на трех семинарах.
Выслушав знакомый монолог о предоставляемых мне альтернативах (тройка, двойка или прерывание сессии), я стал защищаться, почти крича:
– Я не первый раз сдаю экзамен в такой ситуации. Почему раньше не возникало таких проблем? Да, я боролся с предвзятым отношением ко мне, боролся успешно, получал пятерки и никогда не было такой безысходности?
– Да? Ну давайте, начинайте отвечать. (Моя полуистерика ее слегка испугала).
Я спокойно, постепенно увлекаясь, начал рассказывать вопросы билета. Раза четыре приходилось отвлекаться на встречные дополнительные вопросы. Проколов не было. Я был готов очень хорошо.
Теперь перед ней стоял выбор: либо вынести смертельный приговор, либо спрашивать у меня те пять тем, которые я должен был сдать, но не сдал в течение семестра. Она обрушилась на меня с новой обвинительной речью.
– Вы учитесь на очном дневном отделении, как вы можете заниматься таким образом? Я не могу Вас пропустить через кафедру менеджмента с такой посещаемостью. Это будет нонсенс.

Здесь я точно знал, что и в каком тоне следует ей ответить. Жаль только, разное понимание и использование языка не позволяли мне сказать этого вслух. Посмотрев ей прямо в глаза, я очень выразительно произнес про себя:
“Идите Вы на *** со своим формализмом, он яйца выеденного не стоит”.
По-моему, это сработало. Она начала гонять меня по долгам. Я был неотразим. Иногда лишь я делал небольшие паузы, вспоминая некоторые вещи. Во время одной из таких пауз она взорвалась.
– Давайте быстрее. У Меня и у Вас не так много времени. Я одета теплее, чем Вы и то я сильно мерзну, а Вы вообще трясетесь. Давайте поскорее заканчивать эти мучения.
 Когда я перечислял пятнадцатый из семнадцати факторов успешной торговли, одновременно вспоминая шестнадцатый и семнадцатый, я неожиданно подвергся финальной атаке.
– Вот мы говорим о рыночной торговле. А что такое рынок?
Во-первых, меня перебили. Во-вторых, базовые понятия-категории наиболее трудно поддаются дефиниции. Я растерялся и замолчал.
– Как же так? Учимся на четвертом курсе и не знаем таких элементарных понятий?
– Вы прекрасно знаете, что я имею четкое представление о том, что такое рынок. Просто ваш психологический трюк не позволяет мне быстро сформулировать это понятие. (Я решил идти до конца)
– Ну, формулируйте…(тут уже растерялась она)
– Рынок – это система…
– Это система отношений в первую очередь, а остальное все второстепенно…
Скрытый смысл этой реплики до меня дошел не сразу.
Она что-то рисует в ведомости, потом в зачетке. Я прощаюсь с ней, беру зачетку и краем глаза замечаю, что там написано ОТЛ.
А ТЕНДЕНЦИЯ-то херней полной оказалась. Это был просто способ свалить ответственность за свою игру на БЕЗЫСХОДНОСТЬ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ.
Люди, не верьте в глупые тенденции и совпадения! Верьте в неисчерпаемые собственные возможности!
Невозмутимо выхожу за дверь, а в голове играет оркестр – поздравление победителю в иллюзорной игре с нулевыми ставками…
                06.01.2001(4:10)


Рецензии
здорово!!!))))
Не верить, значить, тенденциям? А верить в собственные возможности?
А вот попробую!.. Вдруг получится %0

Кривда Правдовна   11.06.2006 02:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.