Реальность и её описание
Реальность и ее описание.
До тех пор, пока человек просто живет в мире, не описывая его, мир для него един и целостен. Разрыв в сознании появляется у исследователя, который начинает делить мир на части, на субъект и объект.
После такого деления объект предстает в сознании исследователя в виде реальности и ее описания. Реальность и ее описание в совокупности представляют мир. Мир - это все сущее, которое может находиться в мире. Сущее есть то, что есть; оно не идентично данному, т.к. охватывает и неданное.
Реальность - вещественность, онтологическое бытие - в - себе, т.е. в - себе - бытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи. Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим.
Описание реальности - упорядоченное изложение обстоятельств дела с целью вызвать ясное и отчетливое представление о сообщаемом. Описание (дескрипция ) придерживается фактов, его интересует «что» и «как», в то же самое время описание помогает раскрыть и причины, объяснить «почему» и «отчего».
В реальности можно выделить шесть типов деятельности: чтение, проживание, исследование, конструирование описаний реальности, философствование, изменение реальности.
В мире существуют тексты (описания реальности) и читатели - те, кто их осваивает. Читатель - субъект чтения, обладающий способностью читать. В его сознании могут возникать различные цели чтения, т.е. предполагаемые результаты. Кому-то нужно запомнить текст наизусть, кому-то запомнить основные положения, а кому-то просто получить удовлетворение от самого процесса восприятия новой информации. Читатель владеет основными нормами (правилами) чтения. В качестве исходного материала будет уровень информации о тексте в сознании читателя. Продукт - уровень информации после окончания чтения текста. Уровень информации будет меняться в процессе чтения. Средствами чтения будут способности читателя к восприятию, обработке, запоминанию информации. Способы работы со средствами определяются возможностями читателя: умеет ли он структурировать текст, имеет ли навыки понимания и схематизации и т.п.
Использованную нами модель акта деятельности применительно к чтению легко наложить на оставшиеся пять типов деятельности. Следует только отметить некоторые особенности выделенных типов деятельности. Проживание связано с опытом, с переживанием реальности, а не с ее теоретическим освоением (чтением). Это альтернативные типы деятельности. Их альтернативность снимается в исследовании. Исследование синтезирует их на основе изучения какого-то предмета. Выдвигается гипотеза, которая проверяется опытом. Исследование ограничено своим предметом. Исследователь понимает, что он изучает только какой-то аспект реальности. Метафизик конструирует целостную картину реальности, принимая ее за истину. Исследование и конструирование целостной картины реальности тоже являются альтернативными типами деятельности. Их альтернативность снимается в философствовании. Это синтез научной и метафизической деятельности. Философ осознает, что построенная им картина мира не есть истина, и она (картина мира) относительно целостна и завершена. И тогда философ продолжает исследовать мир и себя, постоянно достраивая и перестраивая свою картину мира. Методологическая деятельность вновь снимает противоречие между завершенностью и незавершенностью. Неважно насколько картина мира близка к истине. Важно другое: помогает она реальной практике или нет.
Таким образом, шести типам деятельности в реальности соответствуют шесть типов деятелей: читатель, практик, ученый, метафизик, философ, преобразователь.
В мире кроме людей, живущих в реальности, есть люди, которые эту реальность описывают. Это создатели текстов, заменителей реальности, писатели. Ценность текста определяется количественной и качественной характеристиками. Более ценной с точки зрения близости к истине является качественная характеристика.
С точки зрения близости к истине можно выделить шесть степеней: теоретическая, опытная, научная, метафизическая, философская, методологическая. Им соответствуют шесть типов писателей: писатель-теоретик, писатель- практик, писатель-ученый, писатель- метафизик, писатель- философ, писатель-методолог.
Писатель-теоретик создает теоретический тип текста. Автор не переживал того, о чем пишет, у него нет опыта. Он прочитал десяток книг и написал свою на их основе.
Писатель-практик имеет опыт, он переживал то, о чем пишет и знает это.
Писатель-ученый отстаивает то новое знание, которое он получил, синтезировав теорию и опыт.
Писатель-метафизик излагает в тексте стройную, завершенную, целостную систему, думая, что она истинна.
Писатель-философ описывает свою систему в становлении, в изменении.
Писатель-методолог описывает не картину мира, а метод изменения мира. Картина мира ему нужна, как средство для построения метода изменения мира. А метод не может быть истинным или ложным: он или приводит к цели или нет. И это не вопрос об истинности или ложности картины мира.
Таким образом, при исследовании мира в аспекте его реальности и описания нами использован системный подход и метод декомпозиции системы на блоки, подсистемы и элементы; деятельностный подход и схема акта деятельности применительно к выделенным типам деятельности, синтетический подход и диалектический метод мышления: тезис - антитезис - синтез применительно к выделенным парам типов деятельности и их описаний.
Использованный подход можно было бы назвать системно - деятельностно - синтетическим.
Свидетельство о публикации №203040300098
На мой скромный и неискушенный взгляд, есть некоторое противоречие в системе классификации, связанное со следующим утверждением:
Разрыв в сознании появляется у исследователя, который начинает делить мир на части, на субъект и объект.
Представляется, что есть не только субъект (тот, кто пишет) и объект (то, о чем пишет субъект, предмет его исследования), но еще и субъективная сторона (а зачем, с какой целью, для чего, в расчете на кого пишет субъект?), и, соответственно, объективная сторона (в каких действиях происходит само исследовагние и описание объекта, каким способом?).Впрочем, это сугубо мое личное мнение.
Автору же выражаю признательность за изложенный материал, существенно отличающийся от многого, что мне удалось прочесть на этом сайте за довольно краткий срок пребывания.
Спасибо и творческих удач.
Светлана Шапиро 16.03.2010 13:03 Заявить о нарушении