Стрессы

      Одна моя знакомая, женщина чрезвычайно экспансивная, за долгие годы так и не привыкла к мысли, что жизненные проблемы могут возникать и давить не только на нее, но и на атакуемого ею собеседника. Вот и человечество в целом, как мне кажется, не очень-то принимает в расчет, что у старших наших братьев и сестер, у высокоорганизованных животных, тоже бывают высокие нервные нагрузки, бывают радости и горести, переживания, сопутствующие им болезни и роковые последствия. Расскажу о двух эпизодах из жизни животных, которые свидетельствуют об этом довольно очевидным образом.

      Договариваясь о моем пребывании во время летних каникул в Таджикистане, папа и Таня постановили, что я должен там не просто пребывать, но и по-настоящему работать. В результате, мне довелось участвовать, например, в многолюдных и многочисленных арифметических обработках результатов сейсмологических измерений, во время которых я заслужил авторитет, быстрее других получая в уме точные результаты в действиях с четырехзначными числами, для чего, конечно, вел счет не напрямую, а с маленькой хитринкой.
      За несколько дней я освоил и профессию каменщика при сооружении постаментов для сейсмографов и кирпичной будки для метеорологических приборов перед входом в штольню. Было не странно, но неприятно, что в этой штольне в наше отсутствие хозяйничают полевые крысы, и мне поручили "прекратить это безобразие". В ход пошла классическая крысоловка - крупная мышеловка с приманкой и мощной пружиной. Ведя как-то кладку постамента, мы услышали из глубины тоннеля характерный щелчок и полурадостные устремились в сторону его источника.
      Вот что мы увидели: пружина крысоловки сработала, на расстоянии до полуметра от нее лежала сорванная приманка и еще на таком же примерно расстоянии - погибшая крыса. Родилось две гипотезы: или животное получило удар по самому болезненному месту - кончику носа - и умерло от болевого шока, или, не испытав удара физического, оно смертельно испугалось - умерло от инфаркта (на нервной почве!), что представляется более вероятным.
      Другой поразительный случай, из другой эпохи. Аня, знакомая нам еще по учебе в Университете, гуляла за городом с собакой без поводка, как это сейчас очень модно, хотя и крайне неразумно. Как назло, на пути оказалась насыпь с железнодорожным полотном. Собака забралась на нее и стала поджидать отставшую хозяйку, повиливая хвостом и не обращая ни малейшего внимания на приближающуюся электричку. Вся трагичность ситуации Аня оценила лучше собаки, и всех физических и незаурядных душевных сил уже немолодой женщины хватило на то, чтобы добежать до своего друга, столкнуть его с насыпи и в максимально возможной степени избежать трагедии самой. Это последнее удалось, но, к сожалению, не на сто процентов: экстренно тормозящий поезд все-таки зацепил ее, но Аня осталась в итоге, хоть и с травмой, но вполне мобильной и в полном рассудке. Последовали приезд скорой помощи, вызванной машинистом по рации, и дискуссия о необходимости укола человеку и собаке (?!), а затем и отъезд врача.
      Собака травм не получила, а потому укол не заработала. Еще через несколько минут она упала замертво, сраженная инфарктом (на нервной почве!).
В. Раутиан




               


Рецензии