Бросок проводник, часть 2-я

БРОСОК

1. Проект Михалыча

Первый опыт, когда был опробован "Проводник", в общем-то, оказался удачным. Был визит к Пушкину, меня перед тем долго инструктировали, и я, можно сказать, "дал подписку" на случай, если инструкция будет мною нарушена: при таком раскладе я мог "выпасть" из своего времени, или, скажем, "Проводник" сам, в автономном режиме мог вернуться в мой, XXI-й век без меня. Дело оказалось новым, я рискнул, хотя никто из разработчиков брать на себя ответственность за этот риск, естественно, не хотел. Но не посылать же, в самом деле, назад, во Время, какую-нибудь новоявленную Лайку! Чт; она сможет, кроме как облаять людей из прошлого? Нет, нужен был энтузиаст, способный рискнуть собой, своей судьбой (если не жизнью), способный держать себя в рамках, не паниковать и - главное! - вернуться и поведать остальным свои ощущения. Мне предложили (хотя не мне одному), и я согласился. Прошел испытания, тесты и прочая. И по результатам они выбрали меня. И первый  визит был в начало XIX-го, к Пушкину... Всё прошло блестяще, лишь спустя пару недель после возвращения я слегка засомневался: в РЕАЛЬНОМ ли времени было моё путешествие? Или, может, события были все-таки виртуальными? Значит и Пушкин тоже был виртуальным?
Я обратился со своим сомнением к Главному. Физик от Бога, он был  автором  идеи, зародившейся в нем полтора десятка лет назад. Он сам нашел  единомышленников и финансы. Навалились на идею всей командой, и она, идея, постепенно материализовалась в "Проводник". Им всем не терпелось испытать его в деле, и они в конце концов нашли меня (чем я немало гордился).
Удача с "Визитом к Пушкину" окрылила всех, подлила масла в огонь общего энтузиазма. И меньше чем через год они разработали программу нового путешествия вглубь Прошлого. Спросили: согласен ли я снова "испытать себя"? Я, практически не раздумывая, ответил "да".
Что же касается того нашего разговора с Главным, протекал он примерно так. Я спросил:
- - Андрей Михалыч, у меня тут закралось сомнение... насчет недавнего визита к Пушкину. Я в отчете всё описал как было, и сперва ни грамма не сомневался, что пережил всё в реальности. Но теперь вот... Скажите, машина ваша, "Проводник" - все же... виртуальная, да? И если да, то весь мой визит, наверное, был фантазией? Психофеноменом?
Михалыч поглядел на меня пристально, похмыкал, но от разговора решил не уходить:
- Володя, ты краткий курс теории вероятностей проходил? Помнишь, я всем вам, тогдашним кандидатам на "полет", объяснял мои теоретические посылы? Вспомни, я говорил: никто в точности не знает свойств Времени, это тайны за семью печатями. И наш "Проводник" стал попыткой подобрать ключики к этим тайнам. Так вот, благодаря твоей храбрости один ключик мы все-таки реализовали - ты, вернувшись от Пушкина живым и невредимым, убедил нас, что мы прицелились правильно: путешествовать во Времени можно. А что касается степени виртуальности таких "путешествий", так пока что мы нащупали всего одну закономерность: чем глубже в Прошлое, тем выше степень виртуальности "путешествия". Мощности машины пока что маловато. Словом, если ты сядешь в "Проводник" и отправишься во вчерашний день, степень реальности твоего путешествия будет выражаться, если в процентах, многими девятками после запятой, то есть 99,999... и т.д. А вот чем дальше "Проводник" уведет тебя в прежние века, тем меньше в коэффициенте этих девяток. Когда ты был у Пушкина, компьютер выдал нам степенеь реальности где-то процентов 87 с копейками. Значит, степень ВИРТУАЛЬНОСТИ твоей встречи с Александром Сергеевичем была, соответственно, процентов тринадцать - не так уж и много. Можешь быть спокоен: "Проводник" показал тебе практически реального Пушкина.
В общем, Михалыч меня в тот раз успокоил. А месяцев восемь спустя они вызвали меня официально, на комиссию.
- Владимир Антонович, - сказал мне Главный. - У нас к вам зреет новое предложение.
И замолчал. Другие тоже молчали. Помалкивал и я, но недолго:
- Я весь внимание, - говорю. - Если это новый эксперимент, я всегда к вашим услугам.
Михалыч смотрел на меня серьезно, лишь глаза где-то в глубине зрачков улыбались - похоже, ему нравилась моя готовность.
- Володя, - ушел он от официоза. - Мы ценим твой пионерский задор, но на сей раз всё будет гораздо серьезнее, чем тогда, "у Пушкина".
- В каком смысле - "серьезнее"? -  не унимался я. - "Проводник" прекрасная машина, я имел счастье в том убедиться. Инструкций не нарушал, и не собираюсь делать этого впредь. Так что, думаю, любое "путешествие", если речь именно о нем, мы с "Проводничком" напару сляпаем так, что комар носа не подточит. Я ему доверяю, он мне, надеюсь, тоже.
Главный улыбнулся:
- "Сляпаем", говоришь? Ну-ну. Ладно, Володя-свет Антоныч, шутки в сторону. До дела пока еще далеко, но мы хотим заранее согласовать с тобой детали. Потому и вызвали. Короче: наша группа разрабатывает новый, оч-чень серьезный маршрут. Через пару-тройку месяцев, думаю, всё подготовим. Расчеты уже на выходе, скоро начнем закачивать программу в "Проводник".
- Снова к Пушкину? - беззаботно осведомился было я.
- На сей раз дальше, Володя. Много дальше.
- О-о! Это уже нечто! Куда, если не секрет? Неужто к Петру Лексеичу Первому? - спрашиваю так, наудачу.
Михалыч качнул головой неопределенно:
- К  Петру? Можно и к Петру, но - транзитом. Суть, Володя, в том, чтобы собрать данные не столько о Прошлом, сколько о возможностях "Проводника". Если добудем эту информацию - можно начать проектировать "Проводник-2", помощнее "первого". Процент виртуальности у "второго" хотим резко снизить. Чтобы ты, Владимир Антоныч, - добавил Главный с улыбкой, - вообще не сомневался бы в реальности Пушкина.
Короче, они обрисовали мне проект нового "броска" - и у меня от нетерпения и легкого ужаса мураши по спине засуетились: Михалыч с командой хотели "кинуть" "Проводник" (со мною внутри, естественно)... на миллионы лет в Прошлое!! "Вот так, сразу?" - засомневался было я. Но Михалыч снова меня успокоил ("Умница! Светлая голова! Каких людей Земля рождает!" - внутренне восхитился я). Он сказал, что они всё неплохо просчитали, "путешествие" будет все же в значительной степени виртуальным - на большее "Проводник" пока не способен. А раз так, опасность сбоя (иными словами, опасность "выброса" меня, пилота, в другую эпоху, другой временной слой) будет не столь уж велика: просто случись чт; - "погаснет картинка", и я автоматически оказываюсь в родном XXI-м веке.
Незаметно всей командой мы проскочили еще один квартал. На протяжении этих  трех месяцев мне некогда было маяться от безделья: читал, учился, тестировался, надоедал Главному и другим физикам своими дилетантскими "что?" да "почему?". Пытался постичь принцип устройства "Проводника", но преуспел мало: там были такие теоретические катакомбы, что мозги против  воли бастовали - сказывалось отсутствие хорошего технического образования, слабое владение аппаратом высшей математики. Что поделаешь! Я был для всех лишь испытателем, "отчаянным парнем", способным "кидаться в драку" там и тогда, где и когда интеллигентское воспитание моих руководителей-теоретиков пробуксовывало. Они по большей части были чистыми аналитиками, практиком же был у них я. И весь реальный, овеществленный риск тащил на себе тоже я. Такова планида всех испытателей.
Наконец, в началае второго года после "визита к Пушкину" "Проводник" стоял в бункере готовенький, по сути - начиненный новой программой, способной унести меня, "нутро", как надеялись создатели, на многие миллионы лет в Прошлое... Мне достаточно было сесть за пульт там, внутри, и привычным, отработанным порядком включений привести машину в действо. За бесшабашное согласие  ПОЙТИ  НА  ЭТО  меня и ценили мои коллеги (громко сказано, понимаю, но я самую малость тщеславен, и потому мне "слегка в кайф" считать себя коллегой этих тоже по-своему отчаянных парней, так или иначе, но уже вошедших в Историю созданием своего "Проводника", первой  РЕАЛЬНОЙ  "машины времени").


2. Петр Великий - 50%!

Что ж, всё прошло привычно: пристегнулся (так положено по инструкции, не я ее сочинял), включил бортовой компьютер (коротко - БК , или "букашка" - моя интерпретация; кстати, для справки: объем его памяти мог бы поразить воображение любого спеца!), закачал исходные параметры, медленно стал наращивать "мощу". О том, что на сей раз машина отшвырнет меня от начала родного третьего тысячелетия черт-те в какие дебри, старался не думать (да и некогда было). Буркнул в монитор традиционное гагаринское "Поехали!". Экран внешнего обзора некоторое время еще показывал машущие мне на прощанье фигурки коллег. Потом эта реальность подернулась туманом, расплылась и исчезла. Я остался один-на-один с гигантской толщей Прошлого Времени, которую мне предстояло послойно пронзить, изредка выскакивая на "промежуточных станциях" - по собственному усмотрению, так у нас было оговорено условиями эксперимента. На сей раз фиксированной конечной цели не было - я должен был забраться как можно глубже, чтобы ребята, оставаясь на Земле ХХI-го, могли бы получить информацию о поведении "Проводника". Она, информация эта, была им крайне неоходима, чтобы заполнить одно из белых пятен их теории и позволить рассчитать новые возможности второй "машины времени", по замыслу на два порядка более мощной, чем "Проводник".
Находясь внутри машины, я был просто обязан не допускать ошибок, обязан был по максимуму выполнить задание и вернуться, обязательно вернуться! Хотя бы уже потому, чтобы не подводить ребят, оправдать их надежды на меня, на мою трезвую отчаянность.
... Бортовой гид высвечивал на мониторе координаты: слева, красным - эпоха; справа, зеленым - местность. Вот уже промелькнул XIX-й век, от конца к началу. 20-е годы - сто-оп! Слегка задержал "машину", рука потянулась к тумблеру координат местности: вот Россия, Москва в перекрестье... Заглянуть, что ли, в тогдашнюю Москву? Соблазны... Скоро их будет не удержать. Но тогда эксперимент может затянуться, а ребята ждут. Нет, грибоедовскую Москву проехали. Легкое движение влево - перекрестье преместилось тоже левее, ближе к Балтике. Вот он, Псков, там недалеко - Святые Горы (это в  ТО  время "Святые", а нынче, у нас, "Пушкинские"). Изменил масштаб, в перекрестье попало сельцо Михайловское... И так вдруг зазудело под сердцем! Приземлить "Проводник" возле озерца Маленец, зайти снова к Алексан-Сергеичу, спросить: помнит ли? год назад, "странник во времени", наша вечерняя беседа... Эх-х!!  ..."Но ведь так можно и эксперимент провалить!" - заскрипело внутри "чувство долга". А вслед за ним слегка скрипнули мои зубы. И перекрестье плавно и нехотя удалилось от Михайловского, масштаб укрупнился, красные цифры эпохи тоже заскакали в сторону отлёта от  ХIХ-го столетия туда, в неведомую и небезопасную глубину веков. Но не сразу...
Скрепя сердце, "ушел" из 20-х ... зато  приблизился к 1812-му году. А это же... Господи, где-то тут, рядом, Бородинское сражение! Как же не взглянуть? "Проводник" точно сориентировался на мое задание - и вот оно, Бородино, и поле рядом с ним! Клубы дыма, треск орудий, крики тысяч глоток... Потом - кровь, оторванные части тел... Я почувствовал, как по спине прожурчал холодок неприятия, к горлу подступила тошнота. Не-ет, смотреть на такое мне не по плечу. Пускай уж лучше великое событие остается таковым в Истории, на бумаге. Наблюдать его вблизи, право, не стоит.
Увожу "Проводник" прочь, хотя не уверен, что их, соблазнов остановиться и "войти в контакт", больше не будет. Подальше от Земли, чтоб ее поверхность - крупным планом. Индикатор времени работает четко, отматывая века в обратную сторону. Та-ак, "пролистываем" Екатерининскую эпоху. Хорошо бы... хорошо бы взглянуть на старушку-Императрицу поближе. Нацеливаю "Проводник" на Санкт-Питерсбург, подвожу поближе... Вон Зимний, вечернее время. Какой это год? - ага, индикатор показывает: 1796. Последний год Императрицы... В Зимнем, кажется, бал? Ну да! Вон и Суворов появился, одногодок Екатерины. Сухопарый, седой, маленький... и легендарный! Подпрыгивает на месте, возбужденно жестикулирует, объясняя что-то обступившим его генералам.
... Не-ет, так нельзя, решительно нельзя! Всю Историю не просмотришь, а время, отпущенное на эксперимент, израсходуешь. Подвести своих руководителей? - совершенно невозможная вещь! Значит, долой соблазны и - вперед, точнее НАЗАД, вглубь веков. А ведь помимо России есть еще остальной мир и его История. И если задать "Проводнику", скажем, Францию времен мушкетеров, там тоже, наверное, от происходящего будет не оторваться. И хорошо, что "Проводник" проскочил уже время 1-й Французской революции, особенно все эти гильотины - на такое без содрогания смотреть было бы невозможно. Никогда не понимал кровожадности французов той эпохи, а увидеть такое своими глазами, наверное, было бы не просто шоком, а началом сдвига психики.
Ладно, возвращаю "Проводник" в пределы России. Как ни верти, а это все-таки ближе сердцу.
Та-а-ак... Что там за времечко у нас? Красненькие цифры на левом индикаторе быстро "свертывают" ХVIII-й век: 1750-й, 40-е, 30-е... Сто-оп! Петровская эпоха! Ну уж на Петра не взглянуть, когда возможность имеется - кто бы устоял? Правый индикатор снова нацеливаю на Питер... У-у-у, какой юный городишко-то! Набережных, заковавших Неву в гранит, нет еще и в помине. Зимнего, разумеется, тоже. Какой там год на индикаторе? 1715-й? Питер уж три года как столица (новая!) Российской империи. Что там за суета? Судоверфь... Работа в разгаре. Петр, наверняка, где-то здесь. Если не найду сию минуту, то надо бы "пролистнуть" несколько дней вперед-назад.
Та-а-а-ак! Та-ак!! Мелькают фигуры, суета внизу, как в муравейнике... или как в древнем кино: вперед, назад. Вот он, Петр!! Эдакая каланча среди низкорослой челяди - трудно не заметить. Стоит среди корабелов, держит в руках какую-то бумагу... Ближе, еще ближе  - точно, чертеж галеры. Ну что, "странник во времени"? Велик соблазн материализоваться да подойти к самому Петру Первому?! А?.. Ага... Охрана схватит (наверняка ведь догляд какой-то за царем имеется!), поволокут в Тайный Указ. А там заставят сказать всё, что ИМ нужно. Поди, доказывай, что ты "из будущего". Сочтут Сатаной и - чирик! - "покатилась стрелецкая головушка". Сто-о-п! Помни о главном. И кстати, чт; там на табло вероятности? Насколько ЭТОТ Петр реален и до какой степени виртуален? Так-та-ак...где-то в районе 50%. Ну, и на том, "Проводничок", спасибо! Все-таки я УВИДЕЛ Петра Великого, хоть и "полуживого", но РЕАЛЬНОГО, а не сценический или чей-то там еще вымысел. Здор;в, конечно, резок, где-то даже уродлив... а где-то красив! Потому, наверное, что СИЛА от него исходит. Как и положено Царю всея Белыя и Малыя...
Ладно, пора. Фамильярно "делаю ручкой" Петру - все-равно ж не видит. Отвожу "Проводник" от эпохи... Ой, что это промелькнуло? Что за ужас?? Москва, 1698-й? Боже! Не-ет, подальше от этого. Это ж казнь стрельцов! Больше тысячи душ Петр в тот день лишил живота! Нет-нет, это не для нас. Дальше, дальше вглубь времен. Так оно надежней. Ребятам нужен результат, нужны пределы проникновения, нужна граница возможного. Им нужно знать, КАК поведет себя "Проводник" там, в глубине веков (а даст Бог - и тысячелетий!).


3.К началу эры

Отвожу "Проводник" от XVIII-го века. Дальше, дальше в глубину! XVI-й... Время Иоанна Грозного. Краешком глаза ст;ит все же взглянуть... так, свысока. Вот она опять, Москва тех времен. Да-а, далековато я забрался, но ведь это еще цветочки... Подойдем-ка поближе... Ну-у, опять попал: опричники казнят какого-то бедолагу... Один рукой его за волосы, другой уже занес саблю - сейчас башка у бедного мужичка слетит долой! Нет-нет, по-даль-ше от этой дикости! И Грозный мне не нужен, пусть его Россию объединяет да кровью поливает. Не для наших это нервов. И вмешиваться тем более бесполезно, что виртуальность происходящего... ну-ка, чт; там на табло? О-о, уже меньше пятидесяти процентов. Ладно, вперед (или "назад"?), на выполнение задачи. Наука ждет, соплеменники ждут, и мои эмоции тут делу не помогут, ни с какой стороны.
Вывожу "Проводник" за пределы 2-го тысячелетия.  Х-й век, внизу полудикая Россия. Чт; там может быть интересного? Да всё! Пращуры наши в кольчугах, схватки, стычки, становление городов и государства Российского. Можно было бы отыскать, скажем, князя Олега, либо князя Игоря. Но зачем? Степень виртуальности картин всё растет, потому - отправлюсь-ка к началу 1-го тысячелетия. Что там интересного? Я сейчас над Европой. Вот он - многовековой "сапог" Италии. Снижаюсь, "сапог" всё ближе. Но что это?! Какой-то дым, гарь какая-то, всё небо заволокло чернотой... Минуточку... Какой у нас год на дисплее слева? 79-й? Господи! Так это же Везувий разбушевался! Ну да, вон там Неаполь начала нашей эры, чуть выше - многострадальные Помпеи, Стабии, Геркуланум... Как-то раз, у себя в ХХI-м, занесло меня в Италию. Посетил развалины Помпей. Ходил вдоль остатков древних домов без крыш. Мощеные камнем длинные улочки хранили глубокие следы от колес древних повозок. Вдалеке, да что там говорить - довольно-таки далеко, десятки кэмэ! - маячила вершина Везувия. Ну как же он, подлец, смог на таком расстоянии достать своим смертоносным пеплом  и камнями бедные Помпеи?? Представил себе, как постепенно задыхались от гари и недостатка кислорода несчастные помпейцы в тот роковой день! А ведь с утра светило солнышко, и было, как восемь сотен лет ранее, тепло, спокойно и весело в древнем городе. А потом, после 12-ти дня, этот далекий рокот, и огромные клубы дыма над Везувием (его-то считали окончательно потухшим! И потому строили на его склонах дачи да виллы, разводили виноград). Солнце вскоре пропало, и посыпались сверху раскаленные камни и пепел. И люди кинулись к заливу, чтобы спасти себя и близких. Но спаслись далеко не все, многим не хватило сил - они уже были отравлены серными газами. И падали, и засып;л их сверху черный дождь, засып;л на века. Я представлял себе те трагедии - и по коже полз противный холодок. ...И вот я снова рядом, уже НАД  Помпеями, и могу снизиться и своими глазами посмотреть, КАК всё происходило. Но... не могу! Чужое несчастье всегда выбивает нормального человека из колеи. А я склонен считать себя нормальным, и потому вид чужого горя (пускай даже давны-ым- давно прошедшего) ни в какой степени мне не "интересен". И потому я поднимаю "Проводник", стараясь увести его прочь от Везувия. Но прежде мне в голову приходит шальная мысль: "прокрутить" трагедию к началу, посмотреть на Помпеи ДО рокового дня 24 августа 79 года. Оставляю "картинку" и прокручиваю индикатор времени: вот дым и пепел на моих глазах устремляются к жерлу Везувия, камни "залетают" внутрь, "оживают"  внизу погибшие люди... Вот уже всё успокоилось, Помпеи отсчитывают свои счастливые деньки назад, к началу Истории. Беру масштаб крупнее, отматываю годы - какой прекрасный вид сверху у этой жемчужины древности, Помпей! Жил бы себе город и жил, под Солнцем и теплом итальянского побережья. Но... что опять? Город на моих глазах рушится! Опять гибель тысяч людей! Вот уже сплошные развалины! Гляжу на индикатор времени - всё ясно! 62-год. За 17 лет до окончательной своей гибели Помпеи был уничтожен в пух и прах землетрясением! Вот это я и увидел на мониторе. Это значит, 800 лет строился, процветал, потом враз был уничтожен! И его быстро восстановили, отстроили заново те, кто остался тогда жив. Чтобы 17 лет спустя Везувий расправился с городом уже окончательно... Вот что значит Судьба! Нет,  с меня довольно. Увожу "Проводник" прочь от убийцы-Везувия, от Помпей, от Италии.
Передвигаю тумблер чуть вниз - "Проводник" послушно меняет ориентировки, и вот мы с ним уже над Африкой. Чуть правее - стоп, древний Иерусалим. А эпоха? Ну конечно, самое начало 1-го тысячелетия, граница эпох, водораздел новой и старой эры. Что там, внизу, за сход? Так это же явление Христа!.. А вот, чуть дальше (или чуть ближе?) во Времени... уже и казнь Христова - печальное зрелище. Нет, смотреть на это можно только издалека, чтобы не рвать сердце. Во-он она, Голгофа, вон бедняга Христос... уже распяли, сволочи! Да что же в ней, Истории, радостного-то? В;йны, казни, заговоры, кровь и стоны. Черт знает, что за порода такая, человеческая! Непременно кому-то нужно мучить кого-то! А по-другому нельзя? Получается, что НЕ получается, по-другому-то...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии