Тибет

Солнечный город на берегу реки

История Лхасы, столицы тибетского автономного района Китая, насчитывает более 1300 лет. Это политический, экономический, культурный и транспортный центр региона. Область Лхаса занимает территорию около 30,000 кв.км, ее население - 400,000, из которых 140,000 проживают в городе Лхаса, раскинувшемся на 544 кв.км. Лхаса - родина для таких народностей как Хан, Хи, равно как и для многих других, но тибетская этническая группа составляет 87% всего населения.
Город Лхаса расположен в красивых краях. Река Лхаса, известная своими "веселыми синими волнами", бежит, растягиваясь на 315 км, через овраги и горы Ньяинквентанглха, чьи вершины покрыты снегом. Река переходит в реку Ярлунг Цангпо в Квуксу, представляя собой живописное чудо с белыми и голубыми волнами.
Древний город Лхаса стоит на берегу реки. Внутри города возвышается дворец Потала. Город объединяет в себе черты традиционные и современные, например колеса молитв и компьютеры. Покоясь на дне бассейна, окруженного горами, Лхаса стоит на высоте 3,650 метров, в центре тибетской равнины (91*06"E;29*36"N). Благодаря пологому ландшафту и мягкому климату Лхаса не подвержена морозной зиме и невыносимо жаркому лету. Средняя годовая температура - 8 градусов по Цельсию (43 по Фаренгейту). Каждый год дарит 3000 солнечных часов, а потому город часто называют городом солнца.
В год выпадает 500мм осадков. Дожди в основном бывают в июле, августе и сентябре. Дождливые лето и осень - лучшее время года, так как дожди идут ночью, а днем светит солнце. В наши дни Лхаса объединяет в себе 7 регионов (Дамсунг, Дойлунгдеквен, Квуксу, Майзхокунггар, Дагзе, Ньемо и Лхунзнуб) и округ (Ченггуан).


Достопримечательности

Лхаса сама по себе - богатейший музей древних руин, старинной архитектуры, монастырей, садов. В городе более сотни достопримечательностей. И это делает Лхасу одним их самых интересных мест на земле.


Развалины Квойгунга

В октябре 1983 тибетские археологи нашли остатки материальной культуры древнего человека в деревне Квойгунг в лощине Ниангри к северу от Лхасы. Эти артефакты относят к цивилизации Лхасы 4000 летней давности. В угольных шахтах и захоронениях каменных гробов с телами со связанными конечностями было найдено большое число костей животных и более чем 10 000 предметов: каменные ножи, топоры и лопаты, точильные камни, острия, наконечники стрел и костяные иглы. Одна из них имела ушко, как и швейная игла наших дней. Керамика, гончарные изделия ручной работы были также извлечены из-под руин. Серые, полированные черные и коричневые, они обнаруживают зубчатые и разлинованные рисунки наряду с вырезанными шилом узорами. Все это указывает на то, что в окрестностях Лхасы люди обитали более чем 4000 лет назад, то, что они занимались земледелием, разведением скота, охотой и собирательством. Рыбные сети с поплавками и рыбные кости дают свидетельство того, что река Лхаса была полна рыбой и местные жители употребляли рыбу в пищу.
Развалины Квойгунга занимают 5000 кв.м., и только часть этой территории была исследована. Есть надежда на будущие находки в этом месте.


Деревня красного холма и дворец Потала

Величественный дворец Потала с его блестящими крышами - вершина мастерства и смекалки народа Тибета. Это чудо истории Восточной архитектуры и гордость снежных земель. Это символ истории Лхасы, жемчужина Тибета.
Дворец Потала был построен правителем Тубо Сонгцан Гамбо в 7 веке. Он подвергся восстановлению во времена пятого далай-ламы (Нгаванг Лхосанг Гиамко) в 17 веке. Однако до 1980-х он не ремонтировался целиком. Возвышаясь на Красном холме, он когда-то был построен на склоне холма. Его протяженность - 360 метров с востока на запад и 140 метров с юга на север. В нем 13 этажей, его высота - 115,7 метра. Стены дворца - из кусков гранита, и в некоторых местах достигают 5 метров в толщину.
Дворец Потала состоит из Белого и Красного дворцов. Красный дворец расположен по центру, его обрамляет Белый дворец снизу и по бокам. В Красном дворце размещены залы Будды, а также гробницы нескольких поколений далай-лам. В Белом дворце, построенном целиком из кусков гранита, живут далай-ламы разных родов. В его западном крыле - кельи монахов. Когда посетители входят во дворец Потала с юга, им предстают огромные городские ворота и деревня Шой, в которой изгибающийся каменный путь ведет сквозь множество старинных зданий вниз, к Воротам Пунког Дуйнам.


Крепость Пабангка на Черепашьей скале

По легенде, когда принцесса Винченг династии Танг впервые приехала в Лхасу, она посчитала, что Лхаса обладает превосходными географическими условиями: белый дракон на востоке, зеленый тигр на юге, розовый вьюрок на западе и святая черепаха на севере. Услышав ее рассуждения, правитель Тубо Сонгцан Гамбо собственнолично исследовал северные окрестности Лхасы и обнаружил в Овраге Ниангри огромную скалу, напоминающую полулежащую черепаху. В результате чего на гигантском валуне был построен пятиэтажный замок Пабангка, что по-тибетски означает Замок Большой Скалы. Говорят, что он был высотой в девять этажей, его каменные стены были скреплены расплавленным железом и притиснуты к скале металлическими цепями.
Шестисложные слова Молитвы, написанные министром Тубо Томе Сангбожха, были вырезаны на скале. Рассказывают, что когда министр Тубо вернулся из путешествия по Южной Азии, правитель Тубо Сонгцан Гамбо назначил его главным учителем и повелел создать тибетский алфавит.
Крепость на скале пострадала, когда Ланг Дарма подверг гонениям буддизм в середине 9 века. В 11 веке, однако, Пангдова и Жхадова, два монаха из секты Гардайн, построили двухэтажный монастырь Пабангка на обломках прежнего, чтобы проповедовать буддизм. Благодаря его многовековой истории и значению для буддизма, маленький монастырь теперь так знаменит, что далай-ламы разных поколений приезжают сюда для празднеств после клятв или победы Геши, высочайшей ступени буддизма. К монастырю вернулось былое великолепие.


Монастырь Рамош и его тысячелетняя история

Согласно легенде Монастырь Рамош, расположенный на северо-востоке Лхасы, был построен одновременно с монастырем Йокханг. Его строительство шло под руководством принцессы Винченг династии Танг. Ворота монастыря смотрят на восток, и это говорит о тоске принцессы по родине. Храм, известный как Гуиада Рамо Чезолнаканг, означает "монастырь - реинкарнация тигра Хан". По-тибетски Йогханг означает главного Будду, а Рахоме - младшего Будду. Внутри главного зала Монастыря Рамош находится статуя Сакьямуни, которую привезла принцесса Винченг в Тибет из Чаньганя (в наши дни это Ксиан), в то время как главный зал монастыря Йокханг вместил в себя статую Сакьямуни, появившуюся в Тибете из Катманду благодаря Непальской принцессе Бхрибути. Монастыри позже обменялись статуями Сакьямуни. Согласно записям монастыря Йогханг, который был основан пятым далай-ламой, статуя Сакьямуни из Чаньганя первоначально была помещена в монастыре Рамош, но после смерти правителя Тубо Сонгцан Гамбо монастыри обменялись статуями по приказу принцессы Винченг. Статуя Сакьямуни из Катманду главная статуя Будды монастыря Рамош.
В монастыре три этажа, на первом находятся зала Будды, портик и сутра, которые окружены коридором для ритуальных приготовлений. Стены коридора уставлены расписными статуями Будды Амитабха. Второй этаж покрыт золотой плиткой в стиле Хан, которая блестит на солнце и видна из всех уголков Лхасы. Лхасская Высшая школа Тантр для монахов секты Гелуг была основана именно в этом монастыре, и глава школы выступает в роли настоятеля монастыря.


Норбу Лингка и бассейн короля драконов

Много в Лхасе садов и парков, которые тибетцы называют "лингка". Прежде монахи и чиновники скрывались в них от летнего зноя, владельцами "лингка" были влиятельные монахи, чиновники, знатные семьи и монастыри. Норбу Лингка служит местом отдыха далай-ламы летом и осенью. Норбу Лингка на тибетском означает "сад сокровищ". Он расположен на когда-то болотистой местности, в километре к западу от дворца Потала. В середине 18 века седьмой далай-лама, страдая болезнью ног, частенько приезжал сюда искупаться в целебном фонтане. Представитель династии Квинг в Тибете приказал установить навесы вокруг фонтана, чтобы седьмой далай-лама мог отдыхать и читать вслух сутры. Так появился Норбу Лингка. Здесь же в 1755 году для седьмого далай-ламы построили дворец Галзанг Фодранг. При восьмом далай-ламе построили дворец Когуй Фодранг (дворец Главного Озера), а также здания буддистской школы. Дворцы Гианзе Фодранг, Галзанг Дегуи и Квимеи Квойгуи были возведены в западной части парка во времена тринадцатого далай-ламы, чуть позже - Дадаин Мийнгквейлин (Вечно Неизменный дворец).
Сегодня Норбу Лингка - это огромный комплекс: парки, дворцы, павильоны, виллы, фонтаны, лужайки, украшенные цветами и фруктовыми деревьями. Теперь это и парк, и музей, открытые для посещения светской публики и проведения празднований во время фестивалей и каникул. Бассейн Короля Драконов обращен к Зонгйаолукангу и к храму Короля Драконов позади дворца Потала. Когда пятый далай-лама решил перестроить дворец Потала, из земли стали выкапывать глину и вынимать камни так, что, в конце концов, образовался бассейн, полный воды. Во времена шестого далай-ламы на маленьком островке в центре бассейна построили храм Короля Драконов, предполагалось, что он вместит статую Девушки Секвена Дракона из Майзонкунггара, так бассейн получил имя Короля Драконов. Впоследствии были посажены различные деревья, построены павильоны и мосты. Во время фестиваля Дава, который приходится на пятндацатый день четвертого месяца тибетского календаря, жители Лхасы катаются на лодках в бассейне или устраивают пикники на его берегах.

НГАРИ

Префектура Нгари расположена в западной части тибетского автономного огруга, в центре Плато Чангтанг, которое, в свою очередь, расположено на севере Плато Квингхай. Нгари начинается у горы Жамай, что восточнее гор Тангулла, соседствует с префектурой Нагкву, и достигает западной части Гималаев на западе и юго-западе...
Население Нгари - 69,000.

Более тысячи лет назад здесь появилось могущественное царство с богатейшей культурой. Но по прошествии 700 лет правления оно было разрушено междоусобицами и внешним вторжением. Все, что осталось - руины столицы Царства Гуг. Расположены они в районе Жада (более 3,800 метров над уровнем моря) и широко известны во всем мире.
Большинство путешественников приезжают в Нгари с целью взглянуть на эти руины. Река Ксиангквуанхе (одна из четырех самых больших рек Нгари) течет в этой местности, но в основном район Жада - голая пустыня. Глиняные скалы занимают несколько сотен квадратных километров, принимая причудливые очертания. Главный город Джады и руины Гуг, что в 18 километрах от города, окружены настоящим лесом глиняных скал. Их вид - чудесный вид, жуткое создание не человека, но Природы.
"Гуг"- это чудо. Многие годы он привлекал многочисленных исследователей, ученых, художников и журналистов, что странствовали в поиске сокровищ. Согласно летописям, вслед за смертью последнего правителя династии Тубо, Ланга Дармы, в королевской семье вспыхнула борьба за трон. Наследник умершего, Гиде Нимагун, проиграл войну и скрылся в Нгари, где и основал магенькое царство. Позже Гиде Нимагун разделил Нгари на три части и отдал трем своим сыновьям. Царство Гуг досталось третьему сыну, Дезогуну. Его род правил более 700 лет прежде чем был разрушен войной. Хроника Правителей и Наместников Тибета указывает на то, что Царство Гуг последовательно возглавляло 16 правителей, и Замок Гуг строился с 10 по 16 столетие. Гуг занимает значимое место в истории экономического и культурного развития Тибета. Многие великие доктрины Буддизма древней Индии перекочевали в высокогорья Тибета через Гуг. Гуг был перепутьем на торговой дороге, ведущей из Тибета во внешний мир. Когда погибла династия Тубо, в Тибете наступило время 400 летней изоляции. Гуг всегда был большим и могущественным царством. Даже пыль веков не скроет его былой славы и процветания.
 


Примечания

Сонгцан Гамбо - Сронцзан-гамбо (умер в 650) - считается основателем Тибетского государства. Ламаизм - одно из течений в буддизме. Основателем ламаизма считается тибетский монах Дзонхава (1357-1419). Для ламаизма характерен отход от пантеизма в деизм и мистику, развитие учения о перерождении, создание обширного пантеона богов. Церковная организация ламаизма строится на авторитете "учителей" - лам, т.е. духовенства, высшими представителями которого с 15 века стали далай-лама и панчень-лама.
Распространение в Тибете буддизма - влияние Индии и Непала. В тибетской разновидности буддизма особое место занимает тантризм - мистическое учение о влиянии сверхъестественных сил на жизнь.
Ланг Дарма - Ландарма (умер в 842), при нем закрывались монастыри, обращались в мирское состояние монахи, сжигались буддийские сочинения. В основе этих событий лежала борьба феодалов за дележ монастырских богатств и владений.
Река Ярлунг Цангпо - река Брахмапутра.
Тубо Томе Сангбожха - Тонми Сабода, ему приписывается изобретение тибетского письма, которое он разработал на основе письменности Индии.

В примечаниях цитируются вторая и восемнадцатая главы (автор Н.И.Конрад) третьего тома Всемирной Истории 1957г.


Рецензии
Очень интересно. Придётся заглянуть в подвальчик к "Дяде Ване" и спросить что-нибудь о Тибете. .

Генрих Пол   18.12.2010 01:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.