Ипостаси любви и ветра

О  книге А. Кокова ИСКУШЕНИЕ  ВЕТРОМ

Почему  ветер? У Кокова книга  начинается с "Вологодского ветра": ветер на  родине  создает настрой, не ждущий  милостей от  природы.  Тема  заявлена, а дальше она  возникает  буквально  на  каждой  странице! Есть она в  стихе  "Холодные  слова" - там:
Сижу  на  бревне уносимый  временем.
Ветер  стихает, утомленный  трением.

В  Вечерней любви -  Вечерняя  любовь как  ветер - зыбкость, непостоянство и  в то же  время  утешение
Вечерняя любовь приходит в  тишине
незримая неслышная  немая
Так в  высохшем колодце в темной  глубине
рождается вода  живая
Приходит  чтоб уйти
Молчит чтобы  услышать
Но голос мой и  влажен и невесел
А тени все  длинней и облака все ниже
И птицам перелетным не до песен
Нет музыки в губах обветренных от слов
покрытых повседневною коростой
Осталась лишь она лишающая  снов
входящая в меня как воздух
Я знаю что он уйдет: наверняка
есть многие еще на  этом  свете
кому еще  нужна ее спокойная  рука
Вечерняя  любовь как ветер...

В этом  стихотворении понятия  любви  и ветра не просто  пересекаются, они сомкнулись, они суть одно...

стр 23 - Ветер  гремит  железом, через 10 страниц - опять
Ветер. Маленькие  звезды  меж лохматых облаков
Слабо  согревают  воздух  с постоянством  угольков

Ветер  воет в  их голосе  тоскливом
меж  зубов  свистит и  шепелявит
и
Вместо  флейты лишь ветер  дует в  уши (стр 51)
Ветер  будет  шторы  шевелить
снег попутно тающий  валить ( в Изотерме ноября)
Осеннее  небо - покатое  поле
Вдохни  этот ветер  скривишься от боли (стр 61)
В стихе  "Осеннее плавание" ветер наряду  с осенью дождем и холодом - фон для грустной  картины  упадка. "Улица в пол-третьего":Я думаю  а ветер  шевелит  листами. что срываются вдогонку - как   молчаливый спутник
"Южный  ветер в краю северных рек" - такой  стих: Ветер  разлук  душу  уносит вдаль - туда, где осталась любовь,   чтобы  соединить, преодолеть разлуку- это  уже  символ сопротивления
Восточный  ветер  тронет провода
Добавит на  стекло  узорной  вязи (118)

Есть прямая  аналогия  с  А Блоком, у которого ветер вор, разбойник, символ ужаса и  тревоги, любовный и психологический враг:
Что ж ты  ветер стекла  гнешь
Ставни с  петель буйно рвешь?
У Кокова ветер  только  усиливает  любовь:
Ветер в  стекла дышит натужно
в дверь потаенно  стучит как  тать
ты не  знаешь что ему нужно
он не  даст нам  спокойно спать
и рядом -
Твое  тепло для меня  лекарство
когда  усталость в венах ползет
В нашем  маленьком  государстве
мы пьем  друг  друга как мед из сот

Дальше  даже есть "Угнетение ветром". Тут опять не просто движение  атмосферы,т.е. ветра в  злой  осенней  работе, а даже 
ветер полей , прославляющий  тьму
уносящий  покой, обнажающий боль и разлуку- опять блоковский "ветер-враг"
Но стих, по  заголовку которого названа  книга  самый  загадочный и в нем  ничего нет о  ветре , хотя он  так и  называется “Искушение  ветром” там про старика-странника, который не  помнит родства. Старик  уходит, а тоска остается. Как  сам  Андрей Коков трактует смысл  стиха и  заголовок  книги?  Встреча переводит  на в  иные сферы существования. Живя  здесь, невыносимо хочется жить  там, в  другом  слое.
В   стихотворении “Искушение  ветром” есть странник, не помнящий  родства. Но сам-то Коков, поэт,  живущий на  две  страны,  таким  странником  не  является. "Вологодский  ветер",  "Вологодские  бухтины" -  во  множестве  стихов прямо и  косвенно живет  его   родина.
И снова полное  единства любви-ветра:
Хмель любви. Случайное пристанище
Близится  разлука  а пока
мы  вдвоем не  думаем, когда  еще
встретится с  твоей  моя  рука
Ветер странствий - ветер  переменчивый
И опять как пропасть между  встречами
Вьюга  равнодушная  близка
дни  и ночи,  ночи и  тоска.

Атмосферный, ветренно-дождевой, любовный Коков порожден  современной цивилизацией, поэтому  его  лексика  как  губка  впитала в  себя  все  ее приметы - и  современный бытовой  сленг,  с  одной  стороны,  и с другой -отпечатки  культуры.  Это  видно по стихам  Компас (стр.57) В Ленинграде-городе (стр 88), Ливень (95)  Одни (107) В  "Компасе" - это  движущая  сила.  В "Ленинграде-городе" то же, но там еще сильней бьет эмоционально, потому  что  жизнь  как фон для  любви  отталкивающа и если  бы не  было чувства,  стало бы  бессмыслицей все  остальное. В "Ливне" - как средство  очищения, спасения. В "Одних" -  торжественный  гимн .

Книга  многослойна.  В ней  прослеживаются исторические и философские мотивы. Где-то в глубине ее- попытка  осмыслить духовную и экономическую ось "восток-запад". В книге  много социально-резких и саркастических стихов. Но именно  в  лирике, по  мнению поэтессы  Ольги Кузнецовой, Андрей Коков  добился  большого  эмоционального накала и  сумел  расцвести наиболее  разнолико и  выразительно.


Рецензии