Обратная сторона солнца
Первый день лета, год две тысячи первый от рождения одного человека, тепло, вечер. Аккуратно выложенная ровными кирпичиками полоска пешеходной дорожки на набережной, сквозь которую местами проклевываются маленькие клумбочки с пальмами, живые оазисы в урбанизированной пустыне. Кирпичи красные, кирпичи белые. Они образуют круги и полукруги, переходящие один в другой. Фонари - белые шарики, высвечивающие из темноты коридор таелет, прогулочной зоны. Стройные, модные гостиницы, купающиеся в лучах роскошной подсветки, выстроены в ряд, выглядывают одна из-за другой, красуются, башни из слоновой кости. Под ними - мечеть из белого камня, тоже освещенная, с вытягивающим шею минаретом. Огни фонарей и проезжающих по трассе машин всполохами отдаются в ее крошечных мозаичных окошечках. Стены вокруг мечети - мощные, низкие, каменные, увенчанные решеткой с заостренными концами, направленными в небо.
Проплывая чуть дальше, прямо под другими гостиничными высотками, видишь, как в их окнах отражаются фары автомобилей и уличные фонари. Ощущение, что ты в казино: по мере твоего движения светлые пятна сползают по окнам, по этажам, как перелистываются на игровом аппарате картинки. Замирает сердце - сейчас что-нибудь выигрышное выпадет, и снизу, откуда-то из гостиничной стоянки польются серебряным потоком монеты, покатятся во все стороны между мчащимися машинами, заставляя водителей резко тормозить и вилять от неожиданности, чтобы случайно не наехать на них.
А по дороге текут тысячами светляков автомобили, бегут, перебирая своими резиновыми ножками по этой двойной темной полосе. Одни, желтые, спешат прямо к тебе, к твоим ногам, с ревом и ветром проносятся мимо, другие несутся прочь от тебя, все сплошь красные. И так две ленты перетягиваются туда-сюда, натирая до блеска гладь асфальта. Они прямо тут и перегибаются пополам, на этом самом волшебном месте, тут меняется их цвет: желтые огонечки становятся красными, а алые - желтыми.
С моря изредка доносятся выдохи океана - волны теплого ветра, они немного оживляют тяжесть средиземноморского воздуха, который каждым вдохом вливается в тебя, как будто это не газ, а какая-то густая жидкость. Но и в этом есть своя прелесть. Просто к нему нужно привыкнуть.
Если не обращать внимания на сплошной поток машин и повернуться к дороге спиной, можно услышать шелестящий шепот потемневших волн, намекающих на какие-то непостижимые нам тайны, которые нам так никогда и не узнать.
Эх, до чего же хорошо! Вот и гуляют люди по набережной. Кстати, а вот тут в ночном клубе сегодня дискотека, обещают что-то особенное, как всегда в праздничные дни и по пятницам. Поэтому около касс толпится много народу, все хотят поскорее попасть в зал и там начать танцевать под электронные ритмы. Время отрыва.
Анжела говорит Максу:
-Слушай, может, подождем, пока начнут запускать внутрь, а потом, когда станет посвободнее, зайдем сами. Ненавижу толкаться в толпе - чувствую себя, как баран.
Макс кивает:
-Пошли. Надо машину переставить, а то мы ее припарковали просто у обочины. Если миштара проедет, оштрафуют еще шекелей на сто.
Молодые люди, кто парочками, кто компаниями, с нетерпением ждут начала, чтобы ворваться в клуб первыми, уже предвкушают выпивку, танцы, флирт. У всех приподнятое настроение. Естественно, подростков в толпе больше всего, причем в основном они говорят на русском. Нет, такой вечер не может быть не замечательным.
Макс сидит за рулем, Анжела стоит спиной к морю, прикуривает у открытой двери авто, ладонью прикрывает кончик сигареты и спичку, чтобы порывом ветра не задуло тоненький огонек. И вдруг она чувствует, что что-то переменилось. Что-то не так. Неожиданно разом пропадают все звуки, как будто кто-то взмахнул дирижерской палочкой, подав дороге, морю и людям знак замолкнуть.
Ветер умирает.
Время останавливается на мгновение.
Мир моргает.
Анжела с удивлением поднимает взгляд. И тут
откуда-то со стороны, совсем близко раздается мощный взрыв, секундная пауза, и вслед за ним - дикий многоголосый крик, полный отчаяния.
Ты уже делаешь первые робкие шажки, плоть от плоти моей, мысль от мысли моей. Я понимаю, тебе нужно дать время, чтобы ты подрос и окреп. Не всё сразу. Но первый шаг - это так прекрасно, так трогательно. Это только начало великого пути, ведь каждый путь - единственен и неповторим, он предполагает самостоятельность и определенные усилия. Тебе они тоже потребуются.
Я верю, что все усилия и старания велики, потому что без особого рода мужества их просто быть не может, и питаются они им. Сделать первый шаг - это большое мужество. Ты будешь великим, мой сын.
Анжела услышала взрыв, тут же инстинктивно рванулась в салон - к своему родному мужчине, чтобы он защитил ее. Это потом они с Максом будут с улыбкой вспоминать ее рывок. А тогда было не до смеха. Ей вдруг стало очень страшно, и холод объял ее с головы до ног. Этот холод, выждав мгновение, отхлестал ее по щекам. И она заплакала.
-Не бойся, я же с тобой.
-Что случилось, Макс? Что это было?
-Пигуа.
-Настоящий пигуа?
-Да. Пойдем посмотрим.
-Макс, может, не стоит?
-А вдруг кому-нибудь нужна помощь? Идем!
Анжела шла сквозь растрепанную толпу, вцепившись в Макса, чтобы не было так страшно, и своим взглядом невольно фотографировала все кругом. Она шла, и как будто ее не было там на самом деле. Ее душа отлепилась от тела и летела рядом, тоже насмерть перепуганная. Анжела видела себя со стороны. Как она брела и брела, спотыкаясь о то, что лежало на земле. Пробегавшие миом люди больно толкали ее, но она уже не чувствовала боли. Взгляд ее, как видеокамера, бесстрастно фиксировал все происходящее вокруг, и каждая картина вживалась в нее навсегда.
Парень, держащий за руку девушку с обескровленным лицом, тащил ее куда-то, потом останавливался, вертел головой в разные стороны, искал что-то, резко дергал свою подругу за руку и снова рвался вон из толпы, из кошмара, перепрыгивая через кого-то, лежащего на земле, наступая на чьи-то ноги и вещи.
Мальчишка, кричащий от шока, а может и от боли, не понимающий, что происходит вообще. Ему казалось, что сам он ранен осколками, он закрывал лицо руками, размазывая по нему чужую кровь, и орал. К нему вплотную подошел какой-то парень, внимательно всмотрелся в него, и изо всех сил ударил его. Мальчик замолк.
Люди носились туда-сюда, как мотыльки ночью у фонаря, вслепую наталкиваясь друг на друга, и даже не замечая этого. Спотыкаясь и падая. Поднимаясь с земли и вновь продолжая свой хаотичный бег.
Повсюду была кровь, абсолютно везде, как будто над набережной прошел кровавый дождь. Ею случайно измазывались, потом натыкаясь на других в толчее, пачкали и их.
Разбегаясь в панике, некоторые девушки от неожиданности теряли свои сумки. В толпе нашлись и те, кто открывал их, вытряхивал все содержимое на землю, ногой или рукой разгребал вещи, искал деньги. Всё приглянувшееся клали себе в карман, а выпотрошенные сумки отбрасывали в сторону.
На траве то ли без сознания, то ли погибшая от взрыва, лежала красивая девушка. Один из мародеров подошел к ней, посмотрел ей в лицо, потрогал шею, проверил, нет ли на ней цепочки. Ничего не обнаружив, разочарованно отошел в сторону.
Около входа в клуб на асфальте распласталось с десяток тел.
Молодой шахид подорвал себя у кассы, приведя в действие пояс со взрывчаткой, начиненный гвоздями и болтами, чтобы пострадало как можно больше людей. Перед смертью араб смотрел на себя со стороны и радовался. Он знал, что Аллах и 72 девственницы, его будущие жены сейчас сверху внимательно следили за ним, тоже гордились им, поэтому нужно было все делать красиво. Шахид творил дело всей своей жизни, из-за которого он и появился на свет. Наверное из-за этого все действия его были как будто в замедленном фильме. Замедленном, чтобы можно было рассмотреть каждый кадр, и всякую мелочь в нем. Чтобы можно было влюбиться в этот великий подвиг. Аллах акбар!
Приехала полиция. Подоспели «скорые». Мигалки окрашивали лица в синий и красный цвет. Забегали люди в разноцветной форме и халатах. А вот и журналисты, фургон с телевидения.
Некоторые, поняв, что самое страшное миновало, спешили попасть в историю: опускали руки в чужую кровь, в которой недостатка не было, измазывали себе лицо, подбирались ближе к камерам, чтобы их запечатлели и показали потом в новостях по всему миру. Они с великим удовольствием рассказывали в микрофон, «как все случилось», демонстрировали окровавленные ладони, перекашивали лица как будто от боли и плакали почти искренне.
-Макс, а мы ведь только отошли в сторону на каких-нибудь пятьдесят метров, чтобы убрать машину. А ведь запросто могли задержаться там чуть подольше. Макс, ты понимаешь, что мы могли погибнуть?!… Слышишь меня, Макс? Ну скажи уже что-нибудь! Брат, прошу тебя, заклинаю, только не молчи!! Не молчи, Макс! Макс!! Брат, мне страшно... Спаси меня, Макс...
Главное - не гордись собой, сын мой. Гордыня - вот что отравляет человека. Никогда не теряй над собой контроля, никогда не забывай смотреть на себя со стороны. Нет, не так, как ты обычно смотришь, любуясь собой и своим шагом. На это имею право только я. А ты просто следи, чтобы твой шаг был твердым и честным. Чтобы тебя не занимали мысли, нравится он другим или нет. Тебе должно быть все равно, мой сын. Это твой шаг.
Не повторяй ошибок своего отца и даже не вздумай судить его. Пускай твой отец сейчас говорит тебе эти слова и думает о том, насколько красивы его слова, насколько прекрасен его сын и вообще всё, что он делает. Пусть он любуется собой. Это твой отец.
Я знаю, что даже если на меня никто не смотрит сейчас, могли бы смотреть.
А еще не бывает одиночества. Помни, что за тобою сверху следит сам Бог, и поэтому мы не можем разочаровать ни его, ни самих себя.
Да, ты моя частица, ты мой воплощенный образ, и тебе я отдаю всё своё лучшее. Кроме одного…
Мою гордыню я оставляю только себе, моя радость.
Теперь ты уж достаточно повзрослел, чтобы что-то понимать, кровь моя. Посмотри на своего отца, как он безупречен. Твой отец подобен солнцу, и ничто не сравнится с ним. Любуйся им, мой родной. Он один такой.
Ведь для этого я сотворил тебя, чтобы и ты был единственным во всей вселенной, кто поклоняется мне, твоему солнцу. Я дал тебе жизнь, сотворил тебя из ничего. И хотя бы поэтому ты должен быть благодарен мне до конца дней своих. Твое восхищение и благоговение будут частью платы. Вот он я, солнце. Смотри на меня и жмурься от яркого света. У тебя больше никого нет, что был бы подобен мне. Слепни, сын мой!
Сентябрь - декабрь 2002 г.
Миштара - ивр. Полиция,
Пигуа - ивр. Теракт,
Таелет - ивр. Набережная
Шахид - араб. Араб-смертник, "герой", погибший в священной войне
Свидетельство о публикации №203041700057
Ждать удара из-за каждого угла, взрыва в каждый момент... С этим надо что-то делать.
Виктор Эссен 03.05.2006 12:34 Заявить о нарушении