Чудо или наука?

ЧУДО ИЛИ НАУКА?

(из журнала «Алеф» 1985г. Игаль Городецкий)
(интервью с врачом-гипнотерапевтом И. Мендельсоном)
 
«Вы в пустыне. Солнце... Вам очень хочется пить. Ваши губы пересохли...»

Голос врача звучит негромко, в нем нет металла. Глаза? Самые обыкновенные. Отнюдь не сверлят пациента. Доктор и не смотрит в его сторону. Он легко двигается по комнате и говорит человеку, лежащему на диване с закрытыми глазами: «Ваши почки работают нормально. Никаких камней, Камни рассасываются и выходят, не причиняя боли. Желудок действует прекрасно... Вы в отличной форме. Болей нет. Вы не знаете, что это такое...»
Я приглашен (с согласия больного) на сеанс гипнотерапии, который проводит д-р Иегуда Мендельсон, репатриировавшийся из Ленинграда.
 
После сеанса он рассказал историю больного.
Тот пришел к врачу в полном отчаянии. Настоящий мешок болезней: тяжелая гипертония, расстроенный желудок, перебои в сердце. Исследование показало, что почки почти не работают - забиты камнями. Он страдал от одышки, пыткой было подняться по лестнице. Мучаясь от изжоги, он беспрестанно пил соду (держал ее дома целый килограмм) - боялся, что в момент приступа не окажется под рукой спасительного «лекарства». В свои шестьдесят три года выглядел разбитым стариком, весил 90 килограммов и с трудом передвигался.
 
Но вот передо мной улыбающийся стройный человек. За несколько месяцев лечения он потерял одиннадцать килограммов веса, прошли боли, снизилось давление, без всякой операции стали выходить камни из почек, улучшились анализы. Исчезли неприятные ощущения, нет больше нужды в приеме соды. Да что там... Даже бородавки на руках пропали.

- Как вы объясняете эти чудеса, доктор?

- Должен сказать сразу, что медицинский гипноз не имеет никакого отношения к тому, что показывают иногда в цирке, в театре и в прочих местах для публики. Никаких пронзительных взглядов, невнятных заклинаний и загадочных жестов.
То, что я делаю - неотъемлемая часть медицины, метод лечения, применяемый издавна. И назвал бы я его не гипнозом, а релаксацией - расслаблением. Мы заставляем расслабляться мышцы, в том числе и гладкие, из которых построены все внутренние органы: сердце, желудок, кишечник, да и кровеносные сосуды. Мышцы, расслабляются, боли (поясничные, например), которые вызывались спазмами, проходят. Улучшается кровоснабжение всех органов, - ранее напряженными мышцами не сжимаются больше сосуды.

- Но как Вы этого достигаете? Ведь Вы действуете только словом.

- Вы знаете крылатое выражение: «Словом можно убить»? И это правда Человек гневается - и лицо его краснеет, он пугается - и бледнеет. Это расширяются или сужаются сосуды. Сердце начинает учащенно биться или «замирает», происходят и другие изменения в организме. И все это происходит иногда от одного только слова.
- Итак, мы учим по определенной методике расслаблять мышцы. Начинаем с простого, например, вызываем ощущение тяжести, усталости в ногах. Затем переходим к более сложным тренировкам.

- Любого можно лечить гипнозом?

- Я утверждаю, что любого. Нет «негипнабельных» людей, при условии, что пациент не пришел «бороться» со мной. В таком случае он заранее «победил»
- Нельзя внушить человеку что-либо против его воли, переделать ход его мышления,  изменить сознание - все это из области «ненаучной» фантастики. Я  подробно объясняю это каждому больному, чтобы он доверился мне, не испытывал  страха, не сопротивлялся внутренне. Лечить я берусь каждого. Хотите я покажу вам, как это делается?
Согласны? Тогда сядьте поудобнее, закройте глаза...

Я выключил микрофон и подчинился. Попробую передать свои ощущения. Я не спал. Хорошо слышал все посторонние звуки, знал, где я нахожусь, но вместе с тем испытывал все, что мне говорил доктор Мендельсон. Скажу прямо: я не только не пытался сопротивляться, но всячески помогал врачу, мысленно, конечно.  И хотя говорил он самые обыкновенные вещи, получались какие-то чудеса... Сначала ноги мои послушно налились кровью, я почувствовал приятную усталость (кстати, мгновенно прошли «мурашки» в затекшей от неудобной позы левой ноге). Затем доктор приказал мне поднять правую руку, и она не только поднялась сама собой (честное слово!), но и оставалась прямой как палка до тех пор, пока доктор не приказал ей опуститься. (Попробуйте сами удержать в таком положении руку больше минуты-двух, не испытывая неприятных ощущений. Не получится. У меня же рука нисколько не устала.)

- И все же, ведь есть в гипнозе тайны? Например, мы слышали, что в СССР этот метод использовался не только в медицинских целях.

- Я не открою никаких секретов, если отвечу утвердительно на ваш последний вопрос. Перед матчем на звание чемпиона мира по шахматам между Карповым и Корчным я послал в парижскую «Русскую мысль» (доктор Мендельсон вел там рубрику «Советы врача») статью с просьбой не помещать ее до окончания встречи. Я писал о возможном развитии событий на этом матче. Дело в том, что гипноз давно используется в спорте. С его помощью можно снять напряжение, исправить ошибки игрока.
Применяется он и на тренировках шахматистов. Конечно,  у Корчного был в СССР опытный врач-психолог (есть он и у Карпова), который в свое время с ним работал. А тот, кто подвергался когда-либо гипнозу, становится более «гипнабельным». Врачу, тренировавшему такого человека, легко воздействовать на него даже на значительном расстоянии. (Так я, например, работаю с пациентами из Канады и США.) Можно было предположить, что советские «специалисты» воспользуются этим обстоятельством. Как вы знаете, именно так и получилось.

Расскажу вам другую историю. Я в Ленинграде учился гипнозу. Однажды нам привели какого-то человека и сказали, что это шпион, который не понимает по-русски (я думаю, он действительно не знал этого языка) и которого необходимо было заставить говорить. Выглядел он очень утомленным; по-видимому, ему долго не давали спать. Когда он заснул, ему стали внушать через переводчика примерно следующее: «Да, ты ничего никому не расскажешь. Ты можешь открыться только себе, своей душе, и тогда тебе станет легче, так ты лучше сможешь противостоять всем врагам». И он, как миленький, раскрыл все тайны своей «душе»... А может, это было подстроено для нас...

- Разве можно заниматься гипнозом через переводчика?

- Гипнотическое влияние не обязательно словесное, то есть не обязательно действует смысл слова. Звук голоса, тембр, ритм, а то и жест, касание, намек - используются многие средства.

- Значит ли это, что каждый человек может научиться гипнозу?

- Конечно. Гипноз изучают иногда и не в рамках медицины.

- Если бы я повторил все, что вы говорите больному, у меня тоже получилось бы?

- Возможно, но вдруг произойдет что-то непредвиденное? Я-то врач, готов к неожиданностям, вы - нет... Конечно, методику, технику может освоить каждый (я ведь обучаю каждого пациента самогипнозу, аутотренингу), но, как в любом деле, нужны определенные способности. Очень важно уметь владеть голосом. Необходимы уверенность в себе и, пожалуй, твердость характера, хотя последнее и не обязательно. Кроме того, гипнотерапия требует большого напряжения духовных и физических сил.

- Почему вы, терапевт с большим опытом, увлеклись гипнотерапией?

- Я заинтересовался этим давно. Еще учась в Ленинграде.
Но в СССР лечить гипнозом официально я не мог. Этим может пользоваться там только врач-психиатр, имеющий специальное разрешение от властей.

Я предпочел гипнотерапию конвенциональной медицине потому, что знаю: очень большой процент пациентов израильских больниц составляют люди, пострадавшие от чрезмерного приема лекарств. А мы умеем лечить без таблеток, без облучений, иногда и без операций.
Есть немало заболеваний, которые хорошо поддаются гипнотерапии: астма, язва, язвенный колит, гипертония. С помощью гипноза подавляются страхи, напряжения, проходит бессонница, мигрень, устраняются сексуальные проблемы, вредные привычки, лечатся заикание, тики, гиперактивность, отучиваем от курения и алкоголя.
Гипнотерапия может помочь спортсмену, ученому, студенту, новоприбывшему, изучающему иврит - усилить концентрацию, усвояемость, укрепить память.
Я берусь повысить производительность труда на производстве: достаточно провести серию массовых сеансов с работниками в обеденный перерыв.

- То есть, вы хотите сказать, что гипнотерапия - это метод максимального раскрытия всех потенциальных возможностей организма?

- Именно. Возможности человеческого организма, физические и моральные, беспредельны. Во время войны Судного дня мой бывший пациент получил такие ранения, что умер бы от болевого шока не научи я его подавлять боль.
Заболевший раком не обязательно должен умереть. Не стану утверждать, что мы можем вылечить рак, но мы стараемся облегчить существование таких больных: уменьшаем и снимаем боли, улучшаем аппетит, усиливаем иммунитет (защиту от всего чужеродного), подавляем последствия облучения и химиотерапии. Все это помогает организму самому бороться с болезнью.

- Некоторые гипнотерапевты говорят, что вылечивают рак.

- Да, например, на хайфском международном конгрессе по гипнозу были доклады и даже рабочая группа по лечению рака гипнозом. Но я не думаю, что речь идет о новых методах. Можно продлить жизнь больного раком, пробудить, мобилизовать все защитные силы организма. И вполне вероятно, что в некоторых случаях наступает выздоровление.

- Доктор, израильская общественность знает вас не только как врача. Еще несколько лет назад вся русскоязычная (и ивритская) пресса была полна вашими статьями. Почему вы замолчали?

- Я считаю, что своим отъездом, своим освобождением из России я обязан нашим друзьям из Ленинграда, прежде всего тем, кто был осужден по так называемому «самолетному делу», на антиеврейских процессах. Я не мог жить спокойно, пока они сидели в тюрьмах и лагерях...
Когда мы прибыли в Израиль, я попросил послать меня туда, где больше всего нуждаются во враче. Сначала меня направили в киббуц «Ашдот Яаков» на иорданской границе, где еще падали «катюши» из Иордании и за последнее время сменилось около тридцати врачей. Дети жили в бомбоубежищах... И я дал себе обещание: не уходить с границы, пока наши ребята там «сидят».

После войны Судного дня мы перебрались на север в киббуц «Амир», а затем - в Кирьят-Шмона, откуда убежали почти все медики...
Прожили там почти семь лет и вынуждены были сбежать, потому что мои дети получили тяжелый шок, когда  во второй раз разбомбило наш дом и разнесло машину. Кроме того, я дал еще обещание: сделать все, чтобы облегчить участь узников Сиона, отказников и их семей.
Десять лет мы с Леей писали письма в Россию, до трехсот писем в месяц - узникам Сиона, их родным, активистам алии и просто русским евреям. А статьи я писал для того, чтобы израильская и мировая общественность не остывала, не теряла интереса к советским евреям.

Теперь мои друзья свободны, я могу помочь им здесь, на родной земле. Я стараюсь больше времени уделять медицине.
Помимо этого мне нужно много учиться, учиться быть евреем, весь мир Торы нераскрытый лежит передо мною.

ИЗРАИЛЬ, Иерусалим, п.я. 23642
WWW.Mendelsson.co.IL


Рецензии