Менты

Был вечер.

Я сидел на скамейке парка. Я сидел так, как не сиживал никогда и ни с кем. Я сидел на скамейке один.

В воздухе чувствовалось какое-то запаздывание, какая-то затхлая нега, и даже ранние звезды не хотели зажигаться, - небо само призрачно мерцало всем желающим сквозь листву.

Никто не беспокоил меня, и я задумался обо всем грустном, о чем только мог вспомнить в те минуты. Разочарования были отброшены и грусть постепенно заполнила все мое существо.

В какой-то момент засветились было парковые фонари, но что-то помешало им, и кислый городской вечер остался не потревоженным. Это обстоятельство нарушило однообразный уют моего сиживания и тут же я боковым зрением заметил, что к моей скамейке кто-то идет.

Это была старуха. Она приблизилась уверенной, медленной поступью. Остановилась, в естественном движении грибника, поглощенного тишиной охоты, клюкой пошевелила воображаемые лопухи у чугунных ножек лавочки, и без всякой связи со своим нарочито нелепым поведением, усталым, но четким голосом обратилась ко мне:

- Позвольте побыть с Вами рядом, сударь.

И она уселась рядом со мной, ничуть не дожидаясь моего ответа, выдержав, однако, короткую, уважительную к моему первенству на лавке, паузу. Я нехотя подвинулся, также демонстрируя вечернюю вежливость.

Усевшись чрезвычайно прямо, будто имела в роду несколько поколений военных, старуха стала глядеть на меня, что позволило и мне повернуть в ее сторону голову и рассматривать ее.

Одета она была в черное пальто в крупную желтую клетку. Обута в боты, голенища которых были так широки, что она без сомнения влезала в них с необычайной легкостью. На голове ее была шляпка крайне незапоминающегося вида, а на носу – пенсне. На лацкане ее пальто был пришпилен довольно крупный значок с перекрещенными косой и молотом на нем. На руках ее были черные дырявые перчатки и большинство ее пальцев ничем не были защищаемы от непогоды в эту предлетнюю пору.

- Я знаю причину Вашей грусти. – Начала она разговор довольно жестко, однако, тут же смешалась. Должно быть, это произошло оттого, что я слишком пристально разглядывал странный значок на ее пальто.

- Да Вы не бойтесь меня, я не за Этим. – Как бы извиняясь и одновременно взывая к моей доверительности, сказала она, пристукнув клюкой о чавклую землю. Я не отвечал, потому что просто не знал, что ответить, и она продолжала:

- Дело в причине грусти вообще. Видите ли, сударь, причин Вашей личной грусти не существует. Настоящие корни грусти глубже. Они, конечно, проходят сквозь элементы Вашей картины бытия, поэтому Вам кажется, что грусть носит персональный характер. Но первопричина грусти общая для всего и всех. Она в ментах.

Наверное, я как-то выразил изрядное удивление сказанным ею, потому что она поглядела на меня несколько внимательнее. Внимание ее было очень мягким, но глубоким и неотступным, так что на моей холке тут же ледяной крошкой вспыхнули тысячи мурашек и по четырем направлениям разбежались по всему телу. Дыхание мое на мгновение прервалось, и старуха, очевидно почувствовав это, отвела взгляд и продолжила:

- Когда два существа входят в общение друг с другом, они делают это, прикладывая усилия. Мозговые усилия, если хотите. Ментальные усилия. Жесты, разговор, эмоции, пощечины, драки и все остальное – это оболочка, внутри которой обязательно есть движение мысли. А оно, чтоб Вы знали, - почему-то тут она вдруг применила этот стандартный еврейский оборот, - состоит из мириадов частиц мысли, ментальных частиц, ментиков, ментов.

- Общение - это взаимодействие двух встречнонаправленных потоков ментового вещества. Настоящий результат общения – оставление своих ментов в другом существе и ассоциирование его ментов в своем. И вот чужеродные-то менты и являются источником пищи для изменения существ, но, также, и причиной их грусти.

- Да-с, сударь Вы мой. Каждая палка о двух концах. – Заявила она, чуть повысив голос, подводя черту под этой неожиданной лекцией, и довольно чувствительно долбанула меня своей клюкой по колену. Нога моя, без напряжения положенная сверху на другую, как это бывает на приеме у доктора, однако никак не отреагировала на ее удар, хотя боль я почувствовал.

Проделав все это, старуха без всякого, приличествующего ее возрасту, кряхтения встала с лавки и, не попрощавшись, пошла по аллее парка своею прежнею дорогою. И лишь когда фигура ее почти затерялась на фоне дерев и вечерних неясностей атмосферы, парковые фонари очнулись и стали разгораться во второй раз. Их сиреневые и рыжие светы потихоньку стали втягивать меня обратно в поздний городской вечер, так что через минуту меня уже запоздало передернуло и я, как мог глубже, закутался в свою рыже-бурую шкуру.

Только через несколько десятков минут напряженного безмыслия все на той же скамейке я вдруг отметил, что во все время разговора, точнее лекции, она неизменно называла меня на Вы и «сударь». Странно, - это при моей-то наивной рыже-бурой шкуре – при этом я коротко, но придирчиво, поглядел на свое пузо и ноги. И тут же в голове моей появилась разъяснительная мысль: должно быть она из тех редких сущностей, для которых все, абсолютно все, равны. А это невольно вызывает уважение к каждому.

 

20.4.03


Рецензии
«…
Пришла пора, промолвил морж, - поговорить, ей-ей
Про королей, про корабли, про крылья у свиней
…»
В честь этих строк О Генри и назвал свою повесть «Короли и капуста», дескать в произведении есть все кроме Королей и капусты. Но вместо них – соответственно президенты и бананы…
Вот такая мысль у меня была, когда я попытался сопоставить первую страницу текста с названием.
Данную вещицу, я бы не назвал фантастической, хотя она может быть выдуманной от первого до последнего знака, а с другой стороны – запросто могла случиться вот в прошлый четверг.
Мне вспомнились рассказы одной знакомой – ей часто приходиться пересаживаться под площадью трех вокзалов. И она описывала существ, там обитающих. Лень искать письмо и я попробую передать все со своих слов. Дескать «Отверженные» отдыхают. Нищие пытаются перещеголять друг друга в своей нищете – одевают вещи совершено фантастических расцветок, женщины сооружают шляпки совершенно как парижскикие модницы. Этакие клошары…
И бабулька эта запросто могла быть как посланницей высших сил, так и полоумной бездомной в ранней степени распада.
Теперь собственно критика…
Я не знаю, вы судя по всему, как наследный принц Амбера, имеете свои цвета?… Просто и в «Лево…» встречается черно-желтая расцветка. Что это? Личное пристрастие, какой-то знак? Мне вспомнился только флаг Веймарской республики, но там был еще белый цвет. Это не критика, как Вы понимаете, просто интересно.
Теперь коса и молот. Коси, стал быть и забивай. В оригинале был серп и вряд ли вы об этом могли забыть. Стало быть значение тут иное. Положим, старушка у вас отождествляет смерть и значок так же символ мортальности. Тогда коса логична, нелогичен молот. Может быть он дан здесь как символ Гефеста, лица особенно приближенного к Аиду? Или это намек на «союз меча и орала»?

Теперь, собственно говоря менты… Во первых сокращение какое-то неуместное. Ну хорошо, я-то прочел вник, но народец у нас дикий, нервный, может не вникая чего-то нехорошего запузырить. Опять же у милиции сейчас традиция сперва бить, а потом разбираться. А они последнее время обидчивые в России. Ну, смотрите, скажем, назови вы эти частицы потенциалами, Вам бы пришлось сокращать их до «понтов»… Хм, не лучше в общем… С сокращениями надо быть аккуратней. Помниться, когда Анжея Сапковского спросили, как он относится к того, что его за глаза именуют АС, он ответил, что чертовски рад за то, что его имя не Жуан Октавиан Пейрак-Адамкевич…

Сама теория бабульки. Она могла возникнуть только в переполненном городе, ибо грусть, иначе сплин свойственна и отшельникам. Смех да, вероятно, явление социальное, а вот грусть… Может, помните в средневековье врачи пытались даже выделить жидкость коя за грусть отвечала – некую флегму… Теперь крайне удивлен, что в драке присутствует какая-то ментальность. Я говорю не о поединках, а о простой свалке – ну боже мой, какие –там мысли? Рефлексы да и то не всегда… Насчет результата общения – тут трудно поспорить, но я все же сторонник волной а не корпускулярной теории в данном разрезе. Кстати, а Вы Эко не читали «Остров накануне» или не сталкивались с описанием «лезвийных мазей»?

В общем, из всех четырех прочитанных работ мне больше всего понравилась эта. «Космонавтом» не скажу, что намного хуже, все же не то… Ну как Вы знаете –критика вещь субъективная, просто по сути четыре вещи можно отнести к трем ипостасям, и мне отчего-то ближе та, в которой лежат «Космонавтом» и «Менты». А название лучше, вероятно, изменить.
Хотя это Ваше дело…

Lawrence   13.04.2004 10:08     Заявить о нарушении
Могла случиться? Очень интересная точка зрения... Интересно, с кем же она могла случиться? Далее так и хочется спросить - с Вами или со мной, или вообще с кем угодно? :) От Ваших слов прямо детективом повеяло. Каким-то параллельным с моим этим текстом Вашим собственным детективом...
Как много Вам вспоминается разных текстов, когда Вы читаете что-то. У Вас, должно быть, до чрезвычайности цепкая память. В такие моменты хочется возопить всеми ластами: жаль, что я такой не обладаю. :) А, может, и хорошо, что не обладаю. У меня она имеет свои особенности. И они, конечно, сильно влияют на то, что и как у меня получается.
Бабулька, конечно, смерть городская, тут Вы правы. :)

Спасибо за прочтение. Удач Вам и пряников.

Lisnerpa   13.04.2004 12:12   Заявить о нарушении
Миниатюра хороша - согласен, почему-то думается про подругу Воланда,отсюда и название И снова на Патриарших..
С уважением,

Валерий Старовойтов   17.09.2008 10:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.