Другая история

Другое мнение о возникновении НИЖНЕГО НОВГОРОДА.

И ныне господа, отцы и братья, если я где ошибся, и переписал, или не дописал, читайте, исправляя, ради Бога, а не осуждайте, поскольку книги ветхие, а ум молод не достиг зрелости.
 “Лаврентьевская летопись”.
История, которую я вам расскажу, не будет длинной и скучной. Попытаюсь представить вам ту картину, какую увидел я при изучении и сопоставлении  некоторых исторических повествований.
Всегда на Руси существовало два взгляда. Взгляд Карамзина и взгляд Татищева.
Карамзин – отец русской истории. А Татищев? Что известно о нём?
Губернатор, историк, сподвижник Петра Великого. Он так по поводу повести временных лет неважно выразился, потому что в то время, когда он по приказу Петра 1 проводил “исторические расследования” - ему (Татищеву) в руки попало целых десять вариантов «Повестей временных лет». Все они отличались и все “Нестором” писанные. Татищев пишет книгу “ История” о взгляде на историю России.
О тех интересных фактах, которые ему открылись во время “ревизии” исторических лабиринтов. Ему так и не удалось издать свои труды. Татищеву прямо заявили, что его могут посчитать вольнодумцем и еретиком. Даже в Лондоне не взялись напечатать его книгу. Кроме того, все бумаги Татищева, после его смерти исчезли. Бумаги астраханского и казанского архива, с которыми он работал  - тоже немыслимым образом исчезли. Его монография “ История России с самых древнейших времён” вышла в свет только после смерти автора. Но главная ирония в том, что эта книга ему не принадлежала.
 Книга была написана не с подлинника, который был утерян, а с бумаг великого историка к его “Истории” отношений не имеющими. Но даже при всём этом…     “ При печатании книги исключены вольнодумные суждения автора”.
В книге Храмцовского – «История и описание Н. Новгорода» можно прочесть две интересные и похожие в чём – то  легенды. Прочтите внимательно:
"Мордвин Абрам, или Ибрагим, вышедший из-за реки Кудьмы, поселился при впадении Оки в Волгу, на Дятловых горах, покрытых тогда дремучим лесом. У него было четырнадцать сыновей и три дочери; для них он построил семнадцать домов на том самом месте, где ныне находится дом Нижегородских архиереев.
Колония эта была названа Абрамовым, или Ибрагимовым городком, а сам Ибрагим будто бы был выбран от всех мордовских племён чем-то вроде правителя.
Когда Ибрагим заслышал о движении войск суздальских, Муромских и рязанских, то принялся укреплять свой городок, в котором всех жителей было до пятисот человек, и обнёс его тыном, валами и рвами. Укрепление это охватывало ......
В этом укреплении Абрам устроил двое ворот: одни с южной стороны вала, широкие с дубовыми створами, которые завалил землёй, другие тайные, на севере, у самого коровьего взвоза; а где должно было проходить войско княжье, поставил караулы.
Мстислав явился под Абрамовым городищем с ЧЕТЫРНАДЦАТЬЮ ТЫСЯЧАМИ воинов и, не желая проливать напрасно крови, а, желая лишь покорности мордвы и приобретения земель их, вступил с Абрамом в переговоры, предлагая ему удалиться с дятловых гор и признать над племенами мордовскими владычество князя суздальского.
Абрам отвечал, что как он не прирождённый владыка народа мордовского, а только правитель, то не может принять на себя никаких условий без согласия всего народа, почему и просил дать ему ЧЕТЫРЕ ода для сношения со всеми племенами мордовскими.
Мстислав дал ему срок для объявления ответа вместо четырёх лет - четыре дня.
Хитрый старик сумел воспользоваться этим коротким временем: через тайные ворота он послал гонцов в ближайшие мордовские сельбища. В две последующие за тем ночи в городок вошло более пяти тысяч мордвы, и прежде истечения срока данного Мстиславом для ответа, Абрам открыл ворота и ударил по войскам великокняжеским.
Эта отчаянная решимость не принесла мордве, ни какой пользы; Абрам пал в битве со своими сподвижниками, городок был разграблен и сожжён, а оставшиеся в нём жители - перебиты.
Мстислав здесь оставил ТЫСЯЧУ человек конных ратников, заповедовав им жить ОКОЛО  Абрамова городища, а отнюдь не в самом городище; а почему так приказал - легенда не объясняет."
Интерестно. Очень интересно. Если вы не понимаете почему?
1) С какой это стати Мстислав Андреевич стал тратить свои силы на штурм и осаду небольшого городка. Предположим, что он решил расширить свои владения. Но для чего ему вся эта дипломатия была нужна? Предки наши склонностью к переговорам не испытывали. Известно, что «россы» и на Константинополь походами ходили и с Дарием спорили. Мстислав обладал колоссальной по тем временам силой (14 000 человек). Войско Мстислава не состояло из беременных женщин, штаба, детей. Участие в военных походах принимали только подготовленные воины. Почему Мстислав не вошёл в Ибрагимово городище, и не продиктовал старосте свои требования, держа нож у его шеи? Звучит жестоко, но нравы в те времена были именно такими.
2) Согласно другой древнейшей легенде на горах, где теперь расположен наш город жил «чародей – дятел». Он был приятелем самого соловья – разбойника. Не является – ли Ибрагим и Дятел – одним и тем – же человеком? Сказать трудно. Но, попытавшись найти ключ, я, кажется, нашёл некоторое объяснение.
3) Кто такой Ибрагим, и Дятел – загадка за семью печатями. Но вот соловей разбойник с моей точки зрения – фигура вполне историческая. Да – да, тот самый соловей – разбойник. Человек – свисток, человек – легенда, которого мог одолеть только Илья Муромец. Вспомните эпизод, связанный с крещением Великого Новгорода. Новгородцы не желали принимать христианство, хранили верность старым богам. И… Вспоминайте, кажется это по истории проходили. Предводителем бунта был волхв БОГОМИЛ СОЛОВЕЙ!!! Что из этого вытекает?
4) Версия… Очень любопытная. Нижний Новгород, расположился на «НИЧЕЙНЫХ, СПОРНЫХ» землях. Однако мысль о том, что ни кто не жил у места, где встречаются Ока и Волга – глупа и нелепа. Это место стратегическое. Ключевое. Кем был Ибрагим, или Дрозд? Глава, староста? Но не мордвы и не другой, какой – либо народности. Скорее всего, являясь близким другом БОГОМИЛА СОЛОВЬЯ, он был его коллегой, волхвом. И поэтому он был человеком, сплотившим возле себя людей не по национальным, а по идейным соображениям. Подумайте… Почему нет? Место, выбранное им было более, чем подходящим. Вполне возможно, что инакомыслящие волхвы собирались именно здесь. На месте, где сейчас расположен наш город.С этой позиции объяснимо присутствие многотысячной армии Мстислава у ворот Ибрагимова городища. Известно, что Москва, Киев, Владимир в те времена не имели влияния на территорию «НИЗОВСКИХ ЗЕМЕЛЬ». Это земля – территория икс. И именно в таком месте лучше всего было укрыться волхвам от князей – реформаторов. 
5) Ещё один немаловажный аргумент в пользу моей версии. Записки Ахмеда ибн Фадлана. Те самые документы, которые в 1943 году Иран передал СССР. Голливуд поставил по мотивам этих путевых дневников фильм «13 ВОИН». Фильм хороший. Рекомендую вам этот фильм для разового просмотра. Однако, секретарь посольства писал свои записи не шутки ради. Его записи не были предназначены, как база для написания сценария.
6) В его записях много интересных фактов, над которыми до сего дня, ломают головы историки. Как обычно в таких случаях бывает – самое интересное мы не узнаем. Некоторые листы из его сочинений «утрачены». Кто является пожирателем секретов? Время? КГБ?
7) Меж тем Фадлан путешествовал по нашим землям. Вероятность того, что он проезжал мимо нашего города – невероятно высока. Что – же он интересного оставил для нас в своих записях? В основном это мемуары путешественника, описывающего быт и нравы народов Поволжья. В них можно верить без труда. Но есть и места, которые заставляют наморщить лоб и раздуматься. Прежде, чем привести одну из нескольких выдержек Ахмада Ибн-фадлана ибн-аль-'Аббаса ибн-Рашида ибн-Хаммада, клиента Мухаммада ибн-Сулаймана, посла аль-Муктадира к царю славян скажу, что он не был Мюнхгаузеном. Сама только фраза «к царю славян» - вызывает острое недоумение. Далее по тексту:
8) Он (Ибн-Фадлан) сказал: тогда я спросил его (царя) об этом человеке (муже), и он сказал: "Жил (он) у меня некоторое время. Итак, бывало, не взглянет на него мальчик без того, чтобы не умереть, и беременная (не взглянет) без того, чтобы не выбросить своего плода. И бывало, если он овладеет человеком, то сжимает его обеими своими руками, пока не убьет его. Когда же я увидел это, я повесил его на высокое дерево, пока он не умер. Если ты хочешь посмотреть на его кости и его голову, то я отправлюсь с тобою, чтобы ты посмотрел на них". Я же сказал: "Клянусь Аллахом, я очень хочу этого". Итак, он поехал со мной верхом к большому лесу, в котором были огромные деревья. И вот уже разложился на дереве ........ а голова его под ним (деревом), и я увидел, что голова его (человека) подобна большой кадке, ребра его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм и таковы же кости его голеней и обеих его локтевых костей. Я же изумился ему и удалился.
9) В записках Фадлана много интересного. Я перечитывал его записи несколько раз, всегда находя что – то новое. Его записи – это записи о трёхмерном мире. О былых чудесах на земле русской, свидетелем которых он являлся.

Что вы об этом думаете?
Вернёмся теперь к «Ибрагимову городищу». Не ждал – ли Мстислав Андреевич, идя на спор со своим войском – встречи с такими чудовищами, каких видел Фадлан?
Почему он не велел селиться, кому бы то ни было на том месте, где якобы похоронены жители «Ибрагимова городища»?
Не так давно, Голливуд порадовал нас своей новой работой.
 Фильм «13 ВОИН» - очень приличная работа, способная удивить зрителя. Я рекомендую вам посмотреть эту картину, если вы её ещё не видели. Однако американцы, как всегда отошли от правды, стремясь к зрелищности.
 Путевые записки  Ахмада Ибн-фадлана, по которым якобы этот фильм был создан – в действительности отношения к картине не имеют.
На сегодняшний день "Рисале" ("Записка") - один из важнейших источников по
средневековой истории народов Поволжья, Заволжья и Средней Азии. Ибн Фадлан, конечно, не был первооткрывателем, так как шел торговым путем, по которому доставлялись из Ирака, Ирана и Хорезма в бассейн нижней и средней Волги арабские и персидские  изделия в обмен на драгоценную северную пушнину. Но он бы первым путешественником, чьи сообщения о северных прикаспийских областях и Заволжье дошли до нас, и притом он дал первый правильный перечень рек, пересекающих Прикаспийскую низменность. Ибн Фадлан приводит названия этих рек, полностью
совпадающими или созвучными нынешним.
Многого интересного увидел Ахмад во время своего путешествия. Записки, которые он составил, носили познавательный характер, сдобренный,  соусом приключений. Те события, которые он пережил – легко идут на веру. В них нет нелепых преувеличений, свойственных «фантастам» того времени. Историки анализируют и изучают его записки до сих пор.
Объективно воспринимать историю – невозможно. Слишком всё запутано. Исторические источники бесконечно вводят нас в заблуждение. Есть «Повесть временных лет», но есть так - же «Иоакимовская летопись», выступающая в оппозиции первой.
Я не пытаюсь навязывать вам какое – то мнение. Просто представьте: «А что, если все те сказки, о которых мы слышали в детстве – были явью?»


Рецензии