Магазинчик

МАГАЗИНЧИК
(рассказ-зарисовка)

Магазинчик, о котором я хочу рассказать, необычен. Нет, безусловно, он не является каким-то очередным чудом света, пополняющим разросшийся нынче до безобразия список мировых диковинок. Да и для человека непосвященного, это не более, чем обычное торговое заведение, имеющее размеры нескольких ларьков. Тем не менее, я, да, думаю, что и остальные его постоянные посетители, воспринимаем эту точку, как нечто особенное, редкое, свойственное немногим спальным кварталам. Стоит этот сарайчик в моем дворе, окруженный со всех сторон здоровыми прямолинейными домами-коробками. Защищенный от ветров и лишних посторонних взглядов, он создает какой-то особенный микроклимат на крохотной территории.
На заре бурных перемен в период всеобщей коммерциализации общества на пустыре возник обычный белый сарай. Похож он был на типичные для сельской местности лабазы, и лишь разноцветная вывеска «Минимаркет 24 часа» ставила его на некий более высокий городской уровень.
Шли годы. Краски, играющие роль крышного зазывалы, потускнели и размазались, а на двери появилась табличка «Часы работы с 9-00 до 23-00». В отличии от многих супермаркетов, вспыхнувших на небосклоне и успевших прогореть до полного забвения, местный «минимаркет» упорно вцепился в небольшой клочок земли. И кажется, что ничто не может сдвинуть его с этого места. Даже цепкий глаз городских чиновников в поиске того, что еще можно выкорчевать к пугающему жителей юбилею Питера, обходит эту спрятавшуюся за домами постройку.
Магазинчик относится к разряду первой помощи и вполне мог бы называться «Тысяча мелочей». Это когда жена говорит мужу: «Забыла масло купить, сбегай на угол». В нем нет каких-либо менеджеров по закупкам, нет промоутеров и администраторов, нет квадратных охранников под защитой камер наблюдения. Есть хозяин, пара грузчиков и пять продавцов, торгующих товарами первой необходимости: от хлеба, водки и консервированной закуски до лампочек, туалетной бумаги и женских прокладок. Вследствие этого магазинчик и стал той смычкой между разношерстными категориями жителей, обосновавшихся по периметру. Между людьми, объединенными на время общей бедой, как отсутствие соли или нехватка горячительного во время праздника.
Это, своего рода, водопой в период засухи, когда лев, антилопа и самый последний суслик находятся в состоянии примирения. Когда возникшая жажда объединяет, заставляя забыть о статусе, о положении и  об отношении к другим, населяющим территорию твоего существования. Кто-то из местных жителей отоваривается в бутиках и супермаркетах. Кто-то довольствуется универсамами и продовольственно-вещевыми рынками. Кому-то вполне хватает для счастья покосившихся ларьков с сомнительной продукцией за грязным стеклом. Здесь на время все становятся едины, как в бане. Внутри этого сарайчика никто не обращает внимания на одежду других, на машины, содержимое кошельков и на вкусы. Люди просто забегают сюда за чем-то необходимым. И проблема у всех одинакова: что у спившегося люмпена, что у банкира.
По причине своего местоположения, магазинчик очень похож на сельскую лавку. Здесь редко встретишь случайно забредшего чужака. В основном, это знакомые лица, которые ты постоянно встречаешь в подъезде или во дворе. Продавцы знают почти всех, помнят о привычках многих и даже в курсе личной жизни наиболее частых посетителей. Некоторые покупатели чувствуют себя здесь, как старухи на лавке у подъезда. Они не прочь перекинуться парой новых сплетен с продавщицей или соседом в очереди. Те же, кто не имеет желания окунаться с головой в эту пеструю, полную страстей мыльного сериала жизнь, становятся их невольным участником и свидетелем, пусть даже на несколько минут. Им известно, что Пашка из двадцать второго выгнал Любку на улицу. А Надьку из пятьдесят четвертой обворовал сожитель. А Васька, вообще непонятно откуда, бросил Светку с ребенком и ушел жить к соседке с пятого этажа. Наверное, это и есть своеобразная смычка между городом и деревней, которую так долго и безуспешно создавали большевики. Когда ты, будучи еще минуту назад жителем большого города, ощущаешь себя типичным сельским жителем, погруженным в суровые будни окружающих тебя людей. Людей, живущих за стеной или напротив, абсолютно тебе неизвестных вчера, и в чьи проблемы и сплетни ты неосознанно и уже даже с интересом вникаешь сегодня.
Утром, распахнув свои двери, минимаркет принимает небольшой процент посетителей, пришедших сюда вместо аптеки. Короткий опохмел дешевой водкой или пивом по дороге на работу или перед поиском приключений, и все страждущие разошлись. Днем обычно магазинчик спит. Многие окрестные жители трудятся в меру своих сил, а пенсионеры бегают с авоськами и телегами по другим злачным местам в поисках чего подешевле и подиковиннее. Жизнь начинает бурлить часов с шести вечера.
-Как обычно?-спрашивает продавщица вино водочного отдела подошедшего к прилавку мужика с эскортом .
-Угу,-сумрачно кивает тот.
Та выставляет поллитровку «На здоровье», бутылку похожего на чай портвейна и пол-литра бурой жидкости, именуемой напиток «Клюквенный», для дамы...

-Слушай, Маш, в натуре, чего-то мне вареной колбасы захотелось,-слышно напротив в гастрономическом отделе.
-Да ты это жрать не будешь,-брезгливо рассматривает еще недавно вылезшая из «БМВ» женщина выставленную на витрине сомнительного вида колбасу.
-Бля, реально захотелось,-бьет себя кулаком в грудь муж.-А то привыкли к всякой дряни. Веришь, к народу потянуло. Купи двести граммов.
-Достал уже со своей экзотикой,-шепчет тихо жена.
-Это плохая,-говорит продавщица, привыкшая к экстравагантной паре, забегающей периодически то за сметаной, то за молоком.-Возьмите лучше вот эту. Подешевле, но мясом пахнет...

-Здравствуй, Люда,-приветствует хозяйку винно-водочного отдела невысокая женщина.-Дай для Кости, как обычно.
-А что с ним?-обеспокоенно спрашивает девушка, достав чекушку «Вологодской» и бутылку пива.
-Да чего-то прихворнул,-расплачивается женщина.-На работу сегодня не пошел. Лежит, чихает. Может, сейчас поправится.
-Ну, пусть выздоравливает...

-А ваших пельменей сегодня нет,-говорит продавщица подошедшему мужчине.
-Как так?-растерянно спрашивает тот, понимая, что в заложенной женой программе аварийный выход не предусмотрен.
-Не завезли. Возьмите «Вкусные». На рубль подороже, но ничуть не хуже «Любимых». Мы сегодня в обед пробовали.
-Ну, давай, была не была,-машет рукой покупатель.-Только смотри, ежели плохие, назад принесу.
-Еще за добавкой прибежите...

-Витек, ты куда разоделся?-пожимает руку стоящему у прилавка мужику только что вошедший посетитель.
-Да так, по делу,-смущенно отвечает тот, пытаясь спрятать свои начищенные ботинки с торчащими до безобразия вверх носками. Он небрежно распахивает пиджак и расстегивает ворот белой рубашки, открывая кусок художественной татуировки на груди.
-По делу?-хохочет знакомый.-Никак на свиданку? Орел!
-Тебе, как обычно?-спрашивает продавщица.
-Не, Люд,-сглатывает слюну покупатель.-Сегодня,это, коньяку бутылку. Какого-нибудь не очень дорогого, но хорошего. И шоколадку побольше... Или нет, шампанского бутылку, а я потом лучше в другом отделе конфет куплю.
Рядом смущенно переминается его друг, исполняющий роль свата, и сейчас с восторгом наблюдающий за умелыми в его разумении действиями жениха.
-Это к Наташке свататься пошел?-усмехается продавщица, ставя на прилавок шампанское и покрытую пылью бутылку «Дагестанского».
-К ней,-краснеет покупатель.-Ты это, протри, бутылку-то. Я же не фраер какой. Все чин чинарем должно быть. Культурно.
-А чего, она с Толькой разбежалась?-старательно тряпкой смахивает пыль девушка.
-Да давно уже,-машет рукой жених.-Теперь вот я счастья попытаю.
-Ну, удачи...

-Мама, мама!-надрывно орет на весь магазин шестилетняя девчушка, пытающая счастья в единственном игровом автомате.-Я хочу этого синего бегемота, а он все время срывается.
-Тут надо с умом подходить,-останавливается рядом мужик с бутылкой пива.-Ты сейчас нацелься, а я автомат подтолкну. Поможем, товарищи, ребенку!
Рядом, не обращая внимания на закатывающиеся глаза жены, останавливается «любитель колбасы». Он охотно сбрасывает пиджак и встает позади автомата:-Давай!
Когда металлические щупальца слегка зацепляют игрушку, два мужика наклоняют стеклянный «гроб», и синий бегемот уже в руках счастливого ребенка.
-Чего-нибудь еще хочешь?-отдуваясь спрашивают помощники.
-Не,-мотает головой довольная девчушка и отбегает:-Мама! Мама! Смотри какого бегемота мне дядьки вытащили.
-Лен!-оборачивается к продавщице хозтоваров мужик.-Тебе ребятенку игрушка не нужна? А то мы вмиг!
-А и то верно,-выходит из прилавка женщина.
-Тогда становись!-приказывает мужик и хватает за рукав собравшегося за женой «колбасолюба».-Подожди, давай еще раз поднажмем.
-А ничего, что мы так вот?-с опаской спрашивает тот.
-Да наплевать,-отвечает за мужика продавщица.-Нам эту колымагу поставили, а толку-то с нее. Не наше. Поэтому не бойтесь. Налегли!..

-Ты какую картошку брать будешь, подороже или как всегда? Как всегда мелкая сегодня,-спрашивает продавщица овощного.
-А все один хрен не мне чистить. Давай, что дешевле,-отвечает покупатель и смотрит задумчиво вслед выходящему потенциальному жениху.-Вот, Витюха, свататься пошел. Мда, бля. А тут жизнь молодая уже закончилась. Эх, где мои семнадцать лет? Только и остается, что картоху таскать, да еще и жизнь опасности подвергать при этом.
-Это как же ты подвергаешь?-недоверчиво насыпает в пакет картофель продавщица.
-Как, как... Кольку с подъезда напротив знаешь? Так вот, пошел он на прошлой неделе в магазин за овощами. Назад возвращался с двумя сетками и гробанулся на лестнице. Ногу сломал. Хорошо шею не свернул. Сейчас в гипсе.
-То-то смотрю не заходит давно,- сочувственно качает головой продавщица.-Ты смотри, осторожней...

-Слушай, Люд, ну дай без рубля. У меня вон женщина стоит, неудобно перед ней. Завтра, бля буду, занесу,-дышит перегаром покупатель с почерневшим и раздувшимся от пьянства лицом, кивая постоянно на свою спутницу, мнущуюся у двери, которую явно подцепил минут пять назад.
-Это какая женщина. Вон та, что ли? А это не Мишкина ли подруга?
-Ндравится? То-то. С тобой, конечно дело, не сравнишь. Но тоже ничего. А с Мишкой они сегодня характерами не сошлись. Так что теперича я с ней. Ну, так дашь?
-Ты мне уже червонец должен.
-Эх, кто старое помянет. Ну, дай же...

-Тань, а у тебя консервы еще остались, что в прошлый раз брала? Уж больно хороши. И вам, молодой человек, рекомендую,-обращается старушка к стоящему позади мужчине и вновь перегибается через прилавок.-Представляешь, Тань. Иду сейчас в магазин, а Вовка с нашей лестницы Галку выселяет. Насовсем и с вещами. Культурно так, не кричит. Только шмотки из квартиры выбрасывает. Что через окно, что на лестницу. Зато Галка верещит. Говорят, милицию вызвали.
-Напился, что ли?
-Да он уж третий месяц в рот ни капли. Просто приревновал. Она яйцами торгует, а к ней повадился товар подвозить какой-то чернявый. Ну, Вовка увидел, и не выдержал. Да давай же быстрее, побегу смотреть...

-Женщина, у вас кошелек выпал!..
-Извини, друг, я тебе на ногу наступил...
-Люба, дай ты мне этих лампочек штук десять сразу. Не успеваю на лестнице вворачивать...
-Леха-то из пятнадцатой машину вчера оставил на ночь под окнами. Утром разули и на кирпичики поставили. Бегай, не бегай, а где кого найдешь...
-Говорят, что на квартиру со следующего месяца поднимают. Вот тот огурчик еще доложи. Так вот, на пятьдесят рублей больше будет...

Странно, но сейчас вся эта суета не вызывает никаких отрицательных эмоций. Наоборот, все воспринимаешь с долей юмора и интереса.
Я кладу в пакет к сметане и десятку яиц две лампочки. Выхожу на улицу. Обыденный и в то же время какой-то волшебный мир остается по ту сторону дверей. Я снова в реальной жизни со своими проблемами, законами и границами. Перемирие закончено, чуда больше нет.
Я вновь брезгливо обхожу алкаша со своей подругой, распивающего под матершинку дешевую водку на лавочке. С передергиванием вспоминаю дешевую колбасу, которую чуть было не купил вслед за любителем экзотики, поддавшись рекламному порыву. Мысленно кляну гребаных жильцов, которые завтра приделают ноги вкрученной мной сегодня лампочке в подъезде. Опять удивляюсь, что, сколько не хожу в супермаркет напротив, а меня там до сих пор никто в лицо не знает. Да и люди там какие-то запуганные. Шарахаются друг от друга. И продавцы подозрительные. Только и бдят, когда же ты начнешь класть товар за пазуху.
Возле соседнего подъезда толпа. Под крики из окна пятого этажа вылетает узел с каким-то барахлом. Не хочется глазеть на очередные чужие разборки. Отхожу чуть в сторону и тут же испуганно шарахаюсь от проезжающего мимо «БМВ». Узнаю за рулем «колбасолюба». Но у него уже нет того добродушного настроя. Вместо этого он орет в открытое окно:-Задолбали, козлы! Ходят тут, по сторонам не смотрят! Ух, уроды, живи тут с вами, упырями....
-Да пошел ты!-кричу в ответ...
Магазинчик остался позади. Перемирия больше нет. Вокруг обычная жизнь с волчьими законами, с чуждыми другим бедами и проблемами, где каждый топает своими тропками по своим понятиям. Мне до лампочки окружающие меня жители домов. Им до фонаря я. Так и будет, пока в доме не закончится соль или жена вновь не забудет купить масло...


Рецензии
Понравилось. Чем-то напомнило грустные выступления Райкина о советской коммунальной жизни.

Анатолий Комиссаренко   29.04.2003 05:17     Заявить о нарушении
Спасибо. Несмотря на то, что мы стремимся к независимости и уединению, вырываемся из коммуналок, пытаемся жить иначе, а, видимо, коммунальная совковая жизнь просто въелась, впиталась с кровью. И периодически напоминает о себе...
С уважением,

Николай Заусаев   29.04.2003 19:49   Заявить о нарушении