Золотой самовар Чашка чая - 10

      В ЗОЛОТОМ САМОВАРЕ ТАЁЖНЫЙ ЧАЙ НЕ СВАРИШЬ
Известная  российская фирма "Юта", торгующая изысканными, неповторимыми сортами чая  "Императорский", с помощью газеты "Известия" проводит конкурсы любителей чая. Ну а поскольку я просто очарован  цейлонским чаем "Русская яр-марка", который довольно удачно использовал для составления некоторых своих  смесей, то решил послать рецепт  чая "Таёжный" на конкурс "Золотой самовар". И попал в число финалистов.
На конкурсном чаепитии  в "Известиях" я познакомился с авторами лучших чайных рецептов. Многие из них использовали  секреты своих бабушек-прабабушек, некоторые экспериментировали, составляя сборы по своему вкусу или отыскали  диковинные рецепты в  литературе.
Некоторые рецепты я переписал у их авторов  и теперь использую, когда хочу  приятно удивить своих гостей. Они и в самом деле того стоят. Вот, например, не-которые рецепты.
"Пушкинский чай". На кастрюлю положить решётку, на которой разложить полкилограмма колотого сахара (нынче это редкость, можно заменить рафинадом) и пропитать его полстаканом рома или коньяка. В кастрюлю положить фрукты: 100 г чернослива без косточек, 100 г кураги, 50 г грецких орехов, добавить сок двух лимонов и двух апельсинов. Зажечь сахар и ждать, пока он не растопится и не стечёт на фрукты, после чего разложить их по стаканам и залить крепким све-жезаваренным чаем, напиток выдержать перед подачей не менее 5 минут.
Чайный сироп "магаданский бальзам". Сделать чайную вытяжку: 25 г чёрного или зелёного чая  на 15о мл воды, настаивают 10 мин и процеживают. Потребуется и хвойная вытяжка: 50 г  иголок сосны промыть холодной водой, залить 200 мл воды и варить при закрытой крышке 25-30 мин., процедить. Сделать настой из сушеных ягод и листьев: 20 г сушеных листьев черной смородины, 50 г сушеных плодов шиповника, 50 г сушеных плодов рябины, 20 г листьев брусники, 4 г гвоз-дики измельчить, перемешать, залить 400 мл кипятка, кипятить ещё 5 мин, отвар настоять 20-25 мин и процедить. После этого растворить 600 г сахарного песка в 400 мл горячей воды, кипятить 10-15 мин. Готовый сироп смешивают с чайной и хвойной вытяжками, добавляют настой из сушеных ягод и листьев, всё доводят до кипения, после чего добавляют 1 чайную ложку сока лимонника и 50 мл сока яго-ды жимолости, перемешивают. Горячий сироп разливают в стеклянные банки и плотно закрывают.  Его используют как чай: 2 чайные ложки на 1 стакан кипятка. Сахар или мёд добавляют по вкусу.
"Вторая молодость". Этот чай готовится на березовом соке. На 1 его литр по-требуется: ! чайная ложка черного чая, 1 чайная ложка мяты (мелиссы), 2 г коры облепихового дерева, 2 г травы зверобоя, 2 г иван-чая. Всё это опустить в кипящий сок, настоять 10-15 мин. Снова нагреть до кипения, опустить 2 г сухих корочек мандарина (апельсина) и 2 г мяты, настоять 10 мин.
"Из поколения в поколение". Этот рецепт старинный, передаётся из поколения в поколение. В июле надо собрать листья с цветущего иван-чая, разложить их и дать подвянуть в течение суток, после чего  листья скатывают руками в толстые "колбаски". Их выкладывают в эмалированную посуду в три слоя и накрывают мокрым полотенцем на сутки. После этого "колбаски" измельчают и сушат их в духовке. Готовый чай из кипрея обдать кипятком, слить его, добавить черный чай (1:1, 1:2), залить вновь кипятком, настаивать  5 мин.
"Черёмуховый чай".  Способ его приготовления немного похож на рецепт Чикуэ Золонговны Киле, который я уже приводил вверху, но  есть у него и  своеобразие. Цветы черемухи собирают в июне, сушат их на солнце 2-3 дня или в духовке (не-сколько часов), затем аккуратно снимают высушенные цветы с кисточек и смеши-вают с крупнолистовым чёрным чаем из расчёта: 1 чайная ложка  чая плюс пол-ложки черемухи на 1 чайную чашку. Заливают кипятком и настаивают 5-7 мин.
Ну а я представил на конкурс "Золотой самовар" свой "Таёжный чай". На литр воды требуются: плоды шиповника - 30 г, гриб чага - 25-30 г, элеутерококк и ки-тайский лимонник - по 25-30 г, лист брусники - 10-15 г. Всё это можно брать как в свежем виде - " с куста", как говорится, так и в сушеном виде. Все перечисленные компоненты заливают водой, доводят до кипения и кипятят 5 мин. После чего до-бавляют хвою кедра (пихты, сосны) и кипятят ещё 2-3 мин, Чайник снимают с ог-ня и прямо в него добавляют черный чай ( 6 чайных ложек). Настаивают 5-8 мин. Пьют  горячим и очень сладким, для чего в чай полезно добавлять мёд.
Но вообще-то истинный вкус "Таёжного чая"  можно оценить  - уж поверьте мне! - только у  костра, который  вы развели с друзьями после долгого и трудного перехода по бурелому, через многочисленные ручейки, заросшие  высоким вейни-ком  рёлки, и вам уже казалось, что всё - шайтан побери этот поход ! -  силы  уже на исходе, и ничто и никто не сможет вас заставить подняться вот на эту сопочку и припасть спиной к  шершавому стволу могучего кедра. Но ничего, поднимаетесь, и костёр-таки разводите, и  подвешиваете над ним видавший виды закопченный чайник, и бросаете в него  те "компоненты", которые  растут у вас прямо под ру-кой, ну, не под рукой, так немножко выше - главное, что всё свежее, натуральное и, как сейчас модно говорить, экологически чистое.
Самый главный "золотой самовар" на конкурсе "Известий"  получил чай "Из поколения в поколение". И это справедливо. Потому что  рецепт  как бы воскресил  поистине народный напиток. Когда-то  чай из кипрея Россия даже экспортировала  в другие страны. Это не просто приятный, но ещё и очень полезный для здоровья напиток.
"Таёжный чай"  награжден  самоваром  поменьше, т.е. занял второе место. На-верное, этот сильно тонизирующий напиток  нельзя рекомендовать абсолютно всем.  Его, так сказать, "аудитория" уже, чем у  чая "Из поколения в поколение". Почему? А потому, что при высоком кровяном давлении не стоит  употреблять элеутерококк, аралию, лимонник . Боюсь, что такой крепкий чай может повредить  сердечникам,  а также людям с не очень крепкими нервами. Но, впрочем, указан-ные в рецепте пропорции можно уменьшить в 2-3 раза  и всё-таки попробовать этот чай. Вот только жаль, что в  самоваре его не сваришь, обязательно придётся повозиться с чайником. Но, однако, это приятные хлопоты. Кстати, не стоит ре-цепт "Таёжного чая" принимать как нечто непреложное, точно  соблюдать все пропорции и ничего своего не добавлять в рецептуру. Как-никак он "родился" у  костра охотников и рыбаков, а не в кухнях изысканных ресторанов. Попробуйте добавить в  чайник листочки черёмухи, красной смородины, войлочной вишни, только не кладите много -  для начала стоит проверить, улучшится ли аромат, ка-ким будет вкус настоя. Возможно, вы и сами сочините свой "лесной", "дачный" или какой иной чай...
Кстати, исключительно тонизирующий чай, который  в своей книге  "Дальнево-сточная кухня" профессор А.А. Константинов рекомендовал как лечебный, поя-вился благодаря "экспериментам" охотников, рыбаков, лесников. Заметив  благо-творное влияние лимонника, элеутерококка, хвои пихты и кедра на самочувствие человека, таёжники стали всё это класть в чайник. Долго ли, коротко ли, но поя-вился такой поистине народный рецепт. Сушеные ягоды лимонника ( 2 столовые ложки)  хорошо растереть в мелкий порошок, для чего я, например, пользуюсь обыкновенной кофемолкой. Мелко-мелко настругать корней элеутерокка, чтобы его вышло две полных столовых ложки. И лимонник, и элеутерококк смешать с двумя столовыми ложками искрошенных иголок пихты (кедра, ели, сосны - что у вас будет под рукой) и залить  двумя литрами горячей воды, кипятить на слабом огне не более 15 минут. Дальше предлагается два варианта. Один традиционный: двухлитровый термос ополоснуть кипятком, положить в него 25 граммов зелёного байхового чая и залить профильтрованным через марлю отваром , добавить 200 граммов мёда и настаивать 10-15 минут. Другой вариант требует чуть больше вре-мени: отвар  выливают в термос, добавляют в него 15 граммов сушеного листа брусники, настаивают около 30 минут, после чего заваривают им зеленый чай, да-ют настояться не менее 10 минут и только после этого добавляют мёд.
Оба  варианта, впрочем, хороши. Чай получается  ароматным, вкусным, с ярко выраженным тонизирующим действием. Обычно его пьют после тяжелых перехо-дов по тайге, при упадке сил, при простуде ( это отличное потогонное средство!), после тяжелых операций и т.д. Однако он противопоказан тем, кто страдает высо-ким давлением, бессонницей, сердечными болезнями.
Наверное, вы замечали, как легко и радостно дышится  на лесных полянках, у истоков горных ручьёв, на вершинах сопок, поросших  вейником, борцом, реве-нем,  соссюреей, примулами, дикой гвоздикой и другими  пахучими растениями? Скорее всего, это связано с высокой фитонцидной активностью многих дальнево-сточных (да, впрочем, и не только дальневосточных!)  трав.
" Фитондицы - это особые вещества, выделяемые листьями, цветками и други-ми частями растений, - объясняет великолепный знаток дальневосточной флоры, доктор биологических наук Светлана Шлотгауэр. - Многие из них обладают лету-честью, и обычно их имеют в виду, когда  говорят о фитонцидах. Но теперь уста-новлено, что существуют и нелетучие фракции таких веществ, оберегающие ткани от вторжения болезнетворных микроорганизмов. А летучие - те действуют на рас-стоянии. Влияние летучих выделений на человеческий организм впервые заметил швейцарский профессор Сезар Ру - один из крупнейших хирургов своего времени. Он пытался найти причину завидного долголетия горцев и склонен был видеть её причину в воздухе гор, насыщенном ароматом альпийских цветов и трав. Он вы-двинул гипотезу, согласно которой летучие выделения растений, проникая через легкие и кожу, бальзамируют соединительную ткань и тем самым препятствуют наступлению старческих изменений в организме. Они же убивают или затормажи-вают  развитие болезнетворных микробов. Видимо, по этой причине  среди жите-лей гор редки инфекционные заболевания..."
Дальневосточный исследователь В.М. Сало, неустанно пропагандирующий по-лезные свойства  наших "зеленых друзей", считает, что по силе воздействия на микробов некоторые из фитонцидов значительно превосходят  даже антибиотики с широким спектром действия. Да это и неудивительно: жизнь в экстремальных, далеко не тепличных условиях  Дальнего Востока  приучила растения  к стойко-сти, выносливости,  заставила их обороняться и от многих болезнетворных микро-бов. Нам кажется, что  травы и деревья  издают дивный, ароматный запах, а на са-мом-то деле - это  щит, прикрывающий их от болезней.
Зная всё это, я непременно добавляю в свои чайные сборы  ароматные травы, плоды, соцветия, кору деревьев. И при этом мало полагаюсь на  силу  широко раз-рекламированных  чаёв с натуральными "наполнителями" из-за рубежа. И не по-тому, что они плохие, вовсе нет! Просто предпочитаю силу тех трав, которые рас-тут на моей родной земле. Кстати, некоторые из  этих растений входят, оказывает-ся, в различные "пищевые добавки", якобы "тибетские" и прочие "волшебные" сборы, продлевающие человеку жизнь - это, прежде всего, женьшень, лимонник, элеутерококк, заманиха, аралия. Господи, да отойди чуть подальше от любой до-роги вглубь леса и обязательно  встретишь ту же аралию или элеутерококк, при-чем, так сказать, в "свежем", никем не "переработанном" виде - собирай листья, добывай, соблюдая  правила, целебные корни, заготавливай их впрок и себе, и лю-дям!

   А НЕ СКУЧЕН ЛИ ЧАЙ БЕЗ ХОРОШЕЙ НАЛИВКИ?
Даже как-то мне и странно, что нынче мало в какой семье ставят рядом с чаш-кой чая  рюмочку домашней наливки. А если и ставят, то это, как правило, какие-нибудь покупные бальзамы, настойки, "Битнер" или что-то в этом роде. Некото-рые  мои знакомые, просветившись  популярными телепередачами или статьями в  рубрике "Будьте здоровы!", иногда робко достают аптечные пузырьки с экстрак-тами и настойками  дальневосточных или алтайских адаптогенов: " Капнуть тебе в чай несколько капель? Это очень полезно..."
Да уж, конечно, не вредно. Но пикантности чаю  такие "добавки", на мой взгляд, не придают. Куда как интереснее ароматные, колоритные, забористые или, напротив, легкие и изящные наливки! А уж про ягоды и фрукты на водке нынеш-ние хозяйки разве что в старинных романах читали, и такое, например, слово как "маседуан" в словарях ещё поискать надо, и звучит-то оно - вслушайтесь! - как-то слишком экзотично, будто покрытое флёром романтики дальних стран. Но обо-значает, в общем-то, настойку на водке.
Маседуан делали так. Как только поспевала земляника, хозяйки доставали из погреба  большую стеклянную банку и  набирали в неё 2-3 стакана отборной спелой ягоды. На каждый стакан клубники  полагалось всыпать полстакана  сахарно-го песку. Всё заливалось хорошей водкой ( любители всяких изысков использова-ли коньяк), причем спиртное  должно было покрывать ягоду полностью. Когда поспевали вишня, чёрная и красная смородина, малина, абрикосы, то и их  тоже кла-ли в эту огромную стеклянную банку и, конечно, не забывали доливать новую порцию водки, чтобы она  всегда стояла чуть выше  ягод и фруктов. И сахар не за-бывали.  В маседуан  клали даже кусочки ароматной дыни. Но никогда не исполь-зовали крыжовник и яблоки! Маседуан выдерживали обязательно в прохладной кладовой или погребе, оберегая от  солнечных лучей.
Вообще, если вам послышалось в слове "маседуан"  даже нечто поэтическое, то, может, это даже и не случайно. О таком способе приготовления наливки  я впервые услышал от  тунеядки Вали. Была в нашей стране  такая эпоха, когда нигде не работающим людям  припечатывали это словцо и отправляли куда-нибудь подальше от столиц. Валя сочиняла стихи, писала какие-то  заметки для  детских радиопередач, но при этом  не состояла  на  штатной работе. Ну не могла она жить по регламенту: ходить на работу к девяти часам утра, рифмовать слова за официальным  письменным столом, ждать, когда прозвенит звонок, извещавший: " Можно идти домой!" И добилась, что  суд признал её тунеядкой и послал на ис-правление в нашу Переяславку. Даже если поэта Иосифа Бродского в те годы по-считали бездельником, а  то, что он сочинял, никому не нужным делом, то что уж говорить о  какой-то  худосочной пигалице Вале?
Эта Валя снимала угол у соседки бабы Фени. Старушка  души в ней не чаяла: и веселая, и говорливая, и работящая - по крайней мере, и на огороде и в саду  ей всегда помогала, да ещё научила готовить ягоды и фрукты на водке. Что бабуле, любившей  с устатку пропустить рюмашечку-другую, очень даже понравилось. Гольную водку  вроде как неприлично пить, и, опять же,  соседи могут ославить как пьяницу, а "дамское вино" - так почему-то называли  винный напиток "Запе-канка" - в сельповском магазине бывало редко.  Вот Валя  и показала, как  можно облагородить "белоголовку".
Она  варила самое обыкновенное варенье, допустим, из войлочной вишни. Ко-гда  оно доходило до половины готовности, "поэтесса-тунеядка"  выуживала из сиропа  целые  ягодки и перекладывала в стеклянную банку. Эти ягоды заливались водкой  и банку определяли куда-нибудь в темное место примерно на месяц, после чего  надо было  взять полстакана негустого вишневого сиропа и перемешать с  настойкой. Для аромата и вкуса  туда бросали и корки от мандаринов, лимонов и апельсинов. Подобным образом  можно было использовать не только вишню, а любые другие ягоды и фрукты.
Затейница-тунеядка  научила   своих соседок делать и ратафию - слабую слад-кую настойку. Если коротко, то суть  рецепта такая: на  два стакана хорошей водки берётся  один стакан сока и один  стакан  сиропа  из той же ягоды. Настаивают в темном, прохладном месте.  Особенно хорошо у моего деда Ивана выходила ратафия из таёжного винограда.  Он усердно протирал ягоды  через сито, отжимал по-лученное месиво  через марлю. Сока выходило обычно мало, но  дед делал всё-таки "густую" ратафию:  на стакан сока брал стакан водки, настаивал  не менее десяти дней, потом процеживал настой через марлю и добавлял  в него обыкновен-ного сахарного сиропа. Пропорция обыкновенно соблюдалась такая: на стакан на-стойки - стакан сиропа.  Этот напиток дед почему-то называл  "Изабеллой"  - на-верное, в честь того знаменитого вина, которое ему довелось пить всего лишь  раз в жизни, когда его послали на какое-то совещание передовиков в "область". Оказавшись на лесоповале в "медвежьем углу", дед Иван  потом до конца жизни бало-вался домашними наливками да настойками.
Хабаровский журналист Василий Скопецкий , узнав об опытах моего деда, ра-зулыбался:
- А я, представь себе,  готовлю шампанское из... молодых побегов винограда. У меня на даче растёт окультуренный сорт винограда. Один местный селекционер вывел его на основе таёжного. Так вот, во время чеканки  все побеги, которые ре-комендуется обрезать с первого по пятый лист, я выбрасывал в компостную кучу. Теперь я их собираю, измельчаю ножом и складываю в эмалированный бак.  Эту массу - её, кстати, должно быть не более двух килограммов, но и не менее полуто-ра - я заливаю двенадцатью литрами крутого кипятка и настаиваю трое суток, после чего  жидкость процеживаю  через два  слоя марли и переливаю в стеклянную бутыль. Кладу туда  три с половиной килограмма сахара и закрываю так, чтобы  внутрь бутылки не попадал воздух. Ставлю посудину  в укромное теплое место. После брожения, обычно через 27 дней, жидкость переливаю в чистые бутылки из-под настоящего шампанского  - пользуюсь для этого шлангом; тщательно закупо-риваю  и ставлю бутылки  на десятидневное отстаивание в горизонтальном положении.  Хочешь - верь, хочешь - нет, а шампанское получается знатное! Говорят, что хранить его можно десятилетиями, но у меня оно быстро расходится: и самому нравится, и родне, и друзьям. Думаю, что из  побегов  и листьев таёжного винограда шампанское  тоже получится хорошее...
Надо будет как-нибудь попробовать. Но мне всё же  больше игристых вин всегда нравились наливки. Наливка - это, видимо, чисто русский способ  облагоражи-вания  "презренной" водки. В чистом-то виде её не всегда прилично употреблять, ещё и за пьяницу могут принять, а  подслащенная сахаром или мёдом, пахнущая  ароматами летнего сада или  луга, водка уже вроде как и не водкой становится, а изысканным угощением: у каждого хозяина был свой рецепт и свои хитринки - сколько  и какой ягоды взять, где выдерживать - в дубовом бочонке или обычной  стеклянной банке, когда добавлять кору, корешки, листочки мяты или череды - в начале, середине или перед окончанием настаивания. О, это было, чувствуется по рассказам стариков, целое искусство!
Но вообще-то  существовали, так сказать, "фундаментальные правила" приго-товления  наливок. Ягоды  и фрукты для них подбирались  очень спелые, краси-вые, ароматные. И чем спелее и сочнее ягода, тем время настаивания было мень-ше, считалось: если  плоды побелели, то наливка  вытянула из них все соки и гото-ва к употреблению. Сахар в этот напиток добавляли исключительно по своему вкусу - кто-то любит послаще, кто-то, наоборот, терпеть этого не может. Между прочим, знатоки никогда не разводили сахар в воде, а поступали так: насыпали нужное его количество в эмалированную посуду, процеживали туда  через марлю или фланель (!) настойку, тщательно перемешивали всё и ставили на слабый огонь, чтобы сахар "разошёлся". Кастрюльку обычно снимали с плиты как только от  наливки начинал подниматься пар.
Сложнее "производство" старинной наливки-запеканки. Тщательно перебран-ные ягоды  ( а это могли быть и малина, и земляника, и вишня, и черемуха, и смо-родина, или  их смесь) клали в  горшок почти по самое его горлышко и вливали хорошей водки. Сверху горшок обвязывали вощеной бумагой, прокалывали  в ней три дырочки и, обмазав  горшок, допустим, тестом, так, чтобы  воздух  не попадал под саму бумагу, ставили его в печку на ночь. В городских условиях можно ис-пользовать самую обыкновенную электрическую плиту. Иногда горшочек прихо-дилось ставить в печку и на вторую ночь, чтобы ягода, как тогда говорили, полно-стью "упрела". После этого наливку переливали в  тазик, перемешивали с сахаром и ставили на плиту, доводили до кипения и тут же снимали. Запеканку разливали по бутылкам, хорошо их запечатывали ( обычно  засмаливали) и не трогали  целый год. Вообще, считалось: чем дольше такая наливка стоит, тем  вкус её будет луч-ше.
Ещё интереснее была малороссийская запеканка. Привожу её рецепт из старинного руководства: " Настоять полштофа спирта недели две на лимонной, сперва высушенной цедре. Процедить. Взять 6 зол. корицы, 2 зол. гвоздики, 2 зол. бадья-ну, 2 зол, кардамону, 0,5 зол. мускатного цвету, 1 мускатный орех. Всё это исто-лочь в крупном виде, налить тем спиртом. Бутыль поставить на деревянный круг, привязать веревкой, обмазать ржаным тестом всю бутыль в 2 пальца толщиной, ставить 4 ночи в печь. Вынимать поутру и каждый раз взбалтывать. После четырёх суток процедить, подсластить, полагая на каждый  штоф по 1 ф. сахара".
Сложного, вообще-то, ничего нет, если знать:  старинный штоф - это объём, равный 1\8 ведра, или двум винным бутылкам (О,77 л); 1 фунт равен 96 золотни-кам, или 409,512 г; 1 золотник - это 4,266 г.
Самой распространенной наливкой считалась, пожалуй, та, что делалась из яб-лок. Старинный её рецепт очень прост: хозяйка отбирала самые спелые и души-стые яблоки, нарезала их очень тонкими ломтиками, старательно следя за тем, чтобы на них оставалась кожица. Также она поступала и с крупным, тонкокорым  лимоном: его ломтики тоже должны быть тонкими, с цедрой. В банку укладывался слой яблок, сверху сыпался сахар, на него - слой лимона и т.д. Обычно яблоки и лимон укладывали на 3\4 объёма банки, наливали доверху водки, закрывали крышкой ( ещё лучше - завязать бумагой) и ставили на солнце на два дня. После этого наливку  процеживали и разливали по бутылкам. Но  в неё можно добавить  чуть подвяленные плоды шиповника, лимонника китайского и настаивать до тех пор, пока ягоды не побелеют, после чего жидкость процедить и  бросить в неё гор-сточку-другую клюквы, чуть-чуть плодов дикой яблоньки, уже прихваченной мо-розцем. Настаивают обычно не более месяца , потом снова всё процеживают , смешивают с сахарным песком и доводят до кипения.  Всё, наливка готова! Неко-торые любители добавляют в неё чуть-чуть иголок пихты или кедра, и тогда этот напиток становится главным украшением новогоднего стола. У нас его  обычно делала бабушка, и потому этот рецепт я так и называю: "Букет моей бабушки". Она была яростная противница  всякого пьянства, просто лютой ненавистью ненавиде-ла алкоголиков и когда я замечал, что вот, мол, сама готовит всякие "пьяные" на-стойки, то слышал в ответ:
- А где это ты видел, чтобы у алкоголика бутылка со спиртным долго устояла, а? Им главное: залить свои зеньки сейчас, а не через месяц или полгода. Поэтому если у тебя в холодильнике долго стоит недопитая бутылка вина или водки, а на антресолях поставлена банка с настойкой, то это ещё не значит, что ты пьяница.  Да, впрочем, пьяницам все эти наливки без толку, им главное - градус чтоб по-крепче был...
Может, и не права была бабушка. Алкоголизм, как утверждают некоторые ме-дицинские светила, может начаться и с вполне невинного ежедневного употребле-ния  рюмашечки  ликера, коньячка, настойки или наливки. Во всём, наверное, должна быть своя мера. Вот и в чай одни добавляют рюмку наливки, другие счи-тают её буквально по каплям - в общем, кому как нравится. Но то, что с ней этот напиток становится  оригинальней, - вне всякого сомнения.
Особенно хороши  свежие весенние настойки, когда  никаких ягод ещё и в по-мине нет, но так хочется  чего-то необычного, пахнущего солнцем, молодой тра-вой,  полураскрывшимися бутонами  яблонь или  дикого шиповника... Ну что ж, надо выйти в сад и набрать по горсти  молодых, нежных листьев вишни  и сморо-дины, а кроме того собрать хотя бы  немножко почек черной смородины. Всё это засыпается в бутылку с водкой, обычно уже через неделю настойка бывает готова: это вы и сами увидите по её изумрудному цвету и почувствуете по чудесному, ни с чем не сравнимому  аромату. К сожалению, больше трёх недель такая настойка обычно не стоит, она начинает постепенно менять цвет, мутнеть и делается невкусной.  Некоторые любители добавляют для аромата ещё и  лепестки цветов ши-повника. Но мне кажется, что смородиново-вишневая настойка  и так хороша.  А вот наливку на лепестках шиповника стоит попробовать сделать отдельно. Их обя-зательно высушивают, причем, на пол-литровую бутылку  водки обычно требуется не менее полного 200-граммового стакана  лепестков. Их держат в водке на солнце не менее десяти дней. Причем, лучший результат получится, если вы трижды перемените  лепестки шиповника. Всё-таки  набрать три стакана сухих  лепестков шиповника - это не так просто, да? Но  вся эта возня того стоит: наливка у вас выйдет просто исключительная! Только, смотрите, не переборщите с сахаром и не перекипятите её!
На почках черной смородины  можно настоять и отличный ликер. На три бутылки  водки отличного качества потребуется 450 г  свежих почек. Можно, впро-чем, использовать и очень молоденькие, нежные листочки. Настаивают три неде-ли. Полученную настойку  процеживают и смешивают с пятью стаканами густого сахарного сиропа, доводят до кипения, но не кипятят ( для чего, сами понимаете, сахарный сироп уже должен быть предварительно готовым).  Этот ликер пьют и просто так, и в чай добавляют, отчего он приобретает изумительный вкус.
Ну а тем, кто следит за своим здоровьем и предпочитает использовать лечебные травы, наверняка  подойдут рецепты вот этих наливок. Они основаны на  знахар-ских секретах, используются в народной медицине как профилактические средства  от некоторых болезней.
Наливка "Девять сил". Корни девясила ( 15 грамм сухих корней, лучше брать в аптеке уже готовые)  полчаса отваривают в воде . Отвар процеживают, добавляют в него  полкилограмма сахара, нагревают до полного его растворения, после чего смешивают с  пол-литра водки и доводят до кипения.
"Бузинная бабушка". Сначала приготовьте сироп: на два стакана  воды потребу-ется по килограмму сахарного песка и ягод черной бузины.  Ягоды непременно промыть и ошпарить  крутым кипятком, после чего залить водой и кипятить не более 20 минут. Полученный сок отжать, всыпать сахар и снова поставить на огонь, довести до кипения.  Для наливки  на 0,5 литра водки  потребуется 100 грамм этого сиропа. Его разводят полстаканом воды, вливают в водку и оставляют на  несколько дней. Обычно на пятый день наливку уже можно пить.
"Калинка". 150 грамм сахарного песка  растворить в одном стакане  воды, про-кипятить, после чего добавить  стакан сока калины и довести до кипения, остудить и влить в  литр водки. На третий день наливку можно пить и добавлять её в чай и другие напитки.
" Лесной аромат". 50 грамм сахарного песка растворить в горячей воде (её по-требуется полстакана), прокипятить, влить в 0,5 литра водки, добавить 100 грам-мов сока морошки и 50 граммов сока жимолости. Выдерживают 3 дня, после чего пробуют на вкус и, если нужно, то добавляют ещё сахару, доводят до кипения, ос-тужают и через 2-3 дня , профильтровав через марлю, выставляют наливку на стол рядом с самоваром.
"Аппетитная настойка". По тому составу, из которого этот напиток состоит, вы поймёте, что  он способен вызывать острый аппетит, но вкусным его никак не на-зовёшь. В  0,5 литра водки всыпают  2-2,5 грамма сушеной полыни, настаивают две недели, после чего добавляют немного, граммов 10 сахара, предварительно растворенного в небольшом количестве воды. И пейте себе на здоровье!
"Рябинка". Это, пожалуй, самая распространенная наливка. Обычно берут 1 ки-лограмм  ягод рябины, хорошо их разминают, заливают 0,5 литра воды, всыпают 250-300 грамм сахарного песка и оставляют на 3-4 дня в прохладном месте. Потом полученный сок отжимают, вливают в него 0,5 литра водки и доводят до кипения. Через полмесяца обычно можно снимать пробу, но лучше, если наливка постоит подольше. Для чая - исключительная добавка!
" Фея роз". На 0,5 литра водки  берут стакан сиропа из шиповника (можно вос-пользоваться готовым, из аптеки), по 50 граммов черносмородинового и клюквен-ного соков. Всю эту смесь  нагревают, но ни в коем случае не доводят даже до ки-пения ( ведь надо как-то сохранить все витамины, правда?). Наливка должна по-стоять в темном, прохладном месте  хотя бы дней пять, после чего её можно до-бавлять и в чай, и в другие напитки. Некоторым нравится её пить как обычную на-ливку.
Но, пожалуй, самую замечательную наливку делал мой дед. Сначала он настаи-вал на водке корни аралии, элеутерококка, лиану лимонника, иногда добавлял туда корни шиповника. Трудно сказать, какие пропорции он соблюдал, скорее всего, как и другие деревенские мужики, всё клал на глазок. Но потом, когда уже я сам стал готовить такую настойку, дед посоветовал:" Аралии и элеутерококка бери по-ровну, а лиану лимонника, во-первых, выбирай помоложе и, во-вторых, бери её раза в полтора больше, чем корней. Чтобы, стало быть, перебивала их  земляной запах. Вместо корней шиповника можешь класть подвяленные плоды, но  только после того, как настойка настоится не менее месяца..."
Когда настойка была готова, её тщательно фильтровали и добавляли по горсти клюквы (каждую ягодку нужно проколоть), брусники, шиповника , ягод лимонни-ка ( желательно, чтобы они перед этим постояли месяц в сахарном сиропе). На-стаивались все эти плоды никак не меньше месяца, после чего в настойку добавля-ли немного мёда и она выдерживалась ещё дней десять. Вся эта канитель обычно заканчивалась где-то к  празднику  Нового года. Бутылка с  таёжной наливкой торжественно ставилась на стол, но дед почти и не пил её - разве что маленькую рюмочку. Предназначалась она для чая,  в который и добавляли  ароматную на-ливку.
Записал я  и два рецепта-лауреата  конкурса “Известий”. Вот они:
Наливка фруктовая. Для её приготовления необходимы: пачка чая “Фруктовый”, 5-10 сушеных листьев чёрной смородины, 2  ст. ложки  сушеной цедры  апельсина, 5-6   штук гвоздики. Всё залить 0,5 водки и оставить на месяц в темном месте. Затем наливку фильтруем, отжимаем, добавляем сахар или мёд по вкусу.
Рябиновая наливка. Для приготовления взять один стакан черноплодной ряби-ны, 100 штук вишневых листьев ( свежих или сушеных – это уж как у вас получит-ся! ). Заливаем всё это 800  г воды. Кипятим 15 минут. Затем настой процедить, добавить 500 г сахара, половину чайной  ложки лимонной кислоты и кипятить ещё 5 минут. Остудить, добавить 0,5 л водки и напиток готов.
Журнал “Видео-асс”, познакомившись с рецептами, представленными  домаш-ними виноделами  в отдел  “Экспертиза” газеты “Известия”, нашёл, что  некото-рые из них имеют явно кинематографический ракурс. Все эти наливки и настойки  я пробовал на конкурсе домашних виноделов и потому могу подтвердить, что “Видео-асс” попал в точку:  названия очень даже отвечают содержанию.
Итак, привожу несколько  рецептов наливок и настоек с кинематографическим уклоном:
“Дикая Орхидея”. Состав: мускатный орех, 1 ст. ложка  чая, дубовая стружка, 5 ст. ложек  сиропа шиповника, 0,5 стакана кожуры кедрового ореха, несколько “пе-репонок” грецкого ореха. Мускатный орех натереть на мелкой тёрке. Сироп гото-вят из позднего спелого шиповника. Чай – из лучших цейлонских сортов. Все компоненты  перемешать, залить 0,5 литра водки, настаивать минимум месяц-полтора. Чем дольше, тем лучше.
“Полярная ночь”. Отжать сок из черники. Взять сока и водки в равных частях. Отдельно, в небольшом количестве водки, настоять 3 шт. гвоздики,1 розетку бадь-яна и чуть - чуть ( на кончике ножа) корицы. Настаивать неделю, затем все компо-ненты смешать. Смесь подсластить. Для этого приготовить  сахарный сироп: 3 ст. ложки  сахарного песка  растворить в 3 ст. ложках горячей воды, процедить и ки-пятить на слабом огне, постоянно помешивая, 5-10 минут. Приготовленный сироп охладить и смешать с основным составом.
“Эммануэль, 5 серия”.  Под таким волнующим названием  скрывается рецепт оригинального  глинтвейна.  Состав: 1 чайная ложка черного чая, 2 чайных ложки сахарного песка, 2-3  шт. гвоздики, кусочек немолотой корицы, цедра одного ли-мона, 50 г воды, 50о г шиповника,  измельчённая корка одного апельсина. Всё это залить 1,5 л водки, дать настояться и добавить сироп из 2 л воды и 250 г  сахарно-го песка, подержать в тепле, регулярно встряхивая.  Затем в кипящую воду поло-жить гвоздику, корицу, цедру лимона и чайную  заварку, кипятить 2-3 минуты, по-догреть настой до 60 градусов, влить туда процеженный настой, снять  с огня, не доводя до кипения, положить имбирь и сахарный песок – всё по своему  вкусу.
“Карнавальная ночь”.  Состав: 1 литр водки, стакан кедровых орех (можно про-сто кедровых скорлупок), 0,5  стакана  плодов сухой лесной рябины ( красной или оранжевой), 0,5 стакана  сухих листьев черники или брусники, 1 стакан сахара, 1 корешок  золотого корня ( или небольшой кусочек корня элеутерококка). Всё это тщательно перемешать и поставить на месяц в темное место.  После этого проце-дить, корешок положить в настойку обратно.
“Поднятая целина”. Это рецепт домашнего вина. Отжать сок из винограда (можно из лесного!) и сливы, слить его для брожения в стеклянную бутыль, доба-вив  сахара из расчёта 150 г  на 1 л сока. Сок должен быть  залит в бутыль на 3\4 объёма,  не забудьте также установить “водяной затвор”.  Бутыль оставить в теп-лом месте на 50 дней.  Брожение должно идти при температуре плюс 20-25 граду-сов. Окончание брожения определять по прекращению выделения пузырьков уг-лекислоты и осветлению верхних слоёв вина. На дно сосуда  выпадет сероватый осадок. Молодое вино слить, не трогая осадок, укупорить и поставить на хранение при температуре плюс 10-12 градусов. Через две недели ещё раз снять  вино с осадка. Через два месяца  вино готово.
“Адам и Ева”. Отжать сок яблок. На  каждый литр сока добавить сахар, разводя его в небольшом количестве сока: на 1-й день 40 г, на 4-5-й день 35 г, на 7-10-й день 25 г, на 11-15-й день  10 г . На 20-литровую бутыль уходит примерно 3,5-4 кг сахарного песка.  Всё это время  бутыль с соком должна  стоять с “водяным затво-ром” и после 15 дней, когда весь сахар будет положен, бутыль должна стоять ещё 15 дней. После этого её  следует закрыть пробкой и подождать, пока наливка  на-берёт крепость.
“Белое солнце пустыни”. Ягоды ( какие вы любите – землянику, малину и т. д.) потолочь, залить водкой из расчёта 0,7 л на 1 кг ягод или их сока. Емкость заполнить на 0,75 объёма. Перемешать. Через 10 часов процедить. В сусло добавить  по 210 г сахарного песка на каждый килограмм ( или литр сока). Перемешать вы-ждать 10-15 минут, чтобы  после перемешивания вышли газы, и плотно закрыть крышкой. На седьмой день ( от первой засыпки сахара) добавить по 50 г  сахарно-го песка из того же расчёта, перемешать, дать постоять 10-15 минут и  плотно за-крыть крышкой. На десятый день  добавить 30 г сахара из того же расчёта. За-крыть крышкой с трубкой, свисающей свободно наружу, и оставить на полтора месяца. Затем слить светлую часть, добавить по 170 г сахара из того же расчёта. Поставить ещё на 1,5 месяца  под “водяным замком” ( т. е. опустив конец трубки в воду). После этого разлить по бутылкам, укупорить и угощать гостей, которым на-верняка   тоже не нравится суррогатная немецкая и осетинская водка. Тут понево-ле вспомнишь вековые технологии  традиционных российских наливок и настоек!
Пожалуйста, пейте – не хмелейте!


Рецензии