Чертово колесо
Прошло довольно много времени, часа два или три, кусты и поляны уступили место сплошному белоствольному мельканию березовой чащобы, но по сути положение Стеклова осталось прежним, никаких проблесков цивилизации не наблюдалось. Стеклов испугался и принялся звать на помощь, в ответ на верхушках берез хрипло заквакали вороны. Стеклов в изнеможении сел на землю. Происходящее не укладывалось у него в голове, он пытался что-то понять, уяснить, собрать воедино, разобраться в ситуации. Вдруг (и здесь начинается самое интересное, как всегда после того как выстреливает это упругое вдруг, дающее неожиданную зуботычину заскучавшему сюжету) до слуха Стеклова донеслась музыка, глуховатая, слегка дребезжащая и металлическая на ощупь, какие-то бравурные, зазывные звуки, с нечленораздельным баритоном в сердцевине.
Стеклов быстро встал, пустил ухо по ветру и пошел в направлении музыки, постепенно распускавшей бутон, и вот среди жестяных лепестков ясно проступил бодрящий припевчик: «Потолок ледяной, дверь скрипучая! Как шагнешь за порог – тьма колючая!» За деревьями обозначилось нечто большое и темное, еще немного и перед Стекловым открылось гигантское колесо обозрения, у подножия которого стояла покоробленная дощатая будка со следами облупившейся зеленой краски, возле будки, на складном стульчике сидел сухонький паукообразный старичок в парусиновом костюме и белой панаме. На шее у старичка висел армейский бинокль. При появлении Стеклова старичок одной рукой поднял к глазам бинокль, а другой, приглашая подойти, стал энергично загребать на себя воздух.
Стеклов твердо знал, и это было непреложно как дважды два – четыре, что в парке нет колеса обозрения, но сил для удивления не хватило, они остались за спиной в коварной чаще, еще вчера бывшей легкой рощицей, а сегодня превратившейся в настоящий лес.
Стеклов обреченно поплелся к старику, невольно подпав под влияние репродуктора и движась в одном ритме с музыкой, явление было странным: понурый, явно уставший человек переставлял ноги совершенно точно в такт веселой песенке. Старичок продолжал смотреть в бинокль и опустил его, только когда Стеклов приблизился к нему вплотную. Хрустнув коленными суставами, старичок поднялся, и его треугольное, горбоносое, изрезанное глубокими морщинами личико заиграло всеми оттенками благодушия. Стричок был осчастливлен, от него просто-таки исходили волны солнечного озорства, розовой доброжелательности и небесно-голубой радости. Вся эта эмоциональная живопись казалась столь естественной, что Стеклов, не колеблясь, раположился к старичку самым хорошим образом. Старичок взял Стеклова под руку и увлекая за собой залопотал: «Виды изумительные! Такие панорамы открываются; вы не художник? Нет. Изобретатель? О! Замечательно, замечательно!»
Старичок подвел Стеклова к колесу обозрения и, суля виды и панорамы, усадил на скамеечку в одной из открытых кабинок, затем снял с себя бинокль, вручил его Стеклову, завесил вход в кабинку цепью и с радостной торопливостью, потирая свои паучьи лапки, скрылся в будке. Сразу же после этого за стенками деревянной конуры защелкало, в воздухе задрожало толстое электрическое гудение, зашумели моторы, вздрогнула, проснулась стальная махина колеса, кабинка качнулась и пошла в гору. Деревья медленно потекли к земле, вместе с ними стала отступать и уплощаться застрявшая в ветвях репродукторная музыка. Стеклов глянул вниз – отдаляющийся старичок напутственно махал ему панамой. Кабинка поднялась над деревьями; играя солнечными отсветами, во все стороны раскинулось лиственное пространство. Стеклов возносился все выше и выше, постепенно горизонт обрастал городом: показалась игла телевизионной башни, расправили плечи заводские трубы, из которых, как крем из тюбика, выдавливался плотный белый дым, вынырнули крыши далеких зданий, в зеленых волнах обнаружились асфальтовые прорехи и стали видны аттракционы, три высоких арки центрального входа в парк и площадь, с павильонами и гуляющими человечками; за границами парка двинулись улицы, наводненные машинами и пешеходами. Колесо катилось, делая доступными новые подробности, и на пол – пути к высшей точке Стеклов заметил, что городской пейзаж начинает претерпевать удивительные метаморфозы. Чем дальше отодвигались пределы видимого, тем звонче и суше становились краски, июньская зелень, густо населявшая все пути, закоулки и тупички городского лабиринта, плавно рыжела, деревья одевались осенним золотом; в бинокль Стеклову была хорошо видна рябь листопада, осыпавшего землю стаями желто-багряных бабочек. Стеклов увидел набережную, вдоль которой редкие деревья скупыми рыцарями удерживали в старческих пальцах последние крохи сокровищ, а еще дальше, на другом берегу реки, где начинался мемориал Победы, землю устилал снег и голые деревья были фарфоровыми от лежащего в кронах инея. Достигнув макушки маршрута, Стеклов взялся за железную баранку, приваренную к расположенному в центре площадки столбику, и, вращая кабинку вокруг оси, закружился, с высоты птичьего полета охватывая взглядом расстилавшийся под ним во всей своей широте город. Всюду повторялась одна и та же картина: лето сменялось осенью, осень – зимой. Все три сезона сошлись вместе. В небе одновременно присутствовали солнце и бледная , почти бесплотная луна.
Как раз над тем микрорайоном, в котором проживал Стеклов, полоща на ветру темные дождевые потоки, висела чернильная с пепельными краями туча, а в стороне от нее в промытой синеве горела радуга. Затормозив кабинку, Стеклов отыскал свой дом и три окна своей квартиры, одно, принадлежащее кухне, было распахнуто и на подоконнике, наблюдая за падающими каплями, сидела кошка Муха; жена Стеклова стояла на балконе и спешно спасала сохнувшие на бельевой проволоке простыни. Меж тем пошел обратный отсчет высоты и Стеклову сделалось немного грустно от того, что он не может задержать колесо, чтобы еще немного побыть в небе и насладиться ролью всевидящего ока.
Перспективы сворачивались в рулон. Исчезла зима, сгинула осень. Ближе и теснее подступало лето. На тянувшемся мимо длинного здания солнечном тротуаре одной из улиц Стеклов заметил девочку, она бежала, взмахивая руками и перепрыгивая через провод летавшей вокруг нее скакалки. За девочкой следовала резкая черная тень. С каждым новым прыжком девочка наклонялась всем телом вперед так, что вскоре угол между нею и тротуаром составлял не более тридцати градусов, затем девочка сделалась плоской и легла на тротуар, но продолжала перемещаться, так - же как ранее – ее тень, которая отделилась от тротуара, налилась объемом и теперь занимала недавнее место девочки. После превращения тень и девочка скрылись за углом здания.
Колесо катилось, катилось, возвращая Стеклова земле, и музыка из репродуктора уже накрывала его с головой. Стеклов снял замыкавшую кабинку цепь и сошел на деревянный помост, прежде, чем колесо остановило свой ход.
На складном стульчике лежала панама, самого старичка нигде не было видно. Стеклов оставил в будке на торчавшем из стены гвоздике бинокль и по светлой березовой аллее зашагал домой в наилучшем расположении духа, чему, казалось бы, не было никаких причин, а может они и были, кто его знает.
Свидетельство о публикации №203043000030