Рецензия на роман В. Пелевина Generation П

Роман читать легко и интересно. Язык его прост и ясен. Это современный язык повседневности, со всеми его стилевыми и грамматическими ошибками, им пользуется большая часть столичной зрелой молодежи (пласт тридцатилетних, сорокалетних людей, те, кто еще не совсем «зрелые», но уже и совсем не «молодые»). То, что основным читателем Пелевина является именно «поколение тридцатилетних» становится ясно в первых строках романа: «Когда-то в России и правда жило беспечальное юное поколение, которое улыбнулось лету, морю и солнцу – и выбрало «Пепси». В аннотации к книге «Generation «П» сказано более туманно: «Виктор Пелевин – самый известный и самый загадочный писатель поколения тридцатилетних». Видимо, и автор причисляет себя к этому беспечному и, в наказание, обманутому поколению. Наиболее яркая сюжетная линия и воплощает судьбу целого generation. Именно поэтому жанр, выбранный писателем, - роман, а не повесть, как может показаться сначала: в одном герое сочетаются черты всего поколения.
Настало время рассказать немного о главном герое. Вавилен Татарский – незаурядная личность, судьбой избранный  рекламист, циник в профессии и в жизни.  Он, человек с высшим гуманитарным образованием, работает в табачном киоске под началом глупых чеченцев и оказывается чуть ли не в нищенском положении, когда «высшие силы» предлагают ему начать новую жизнь в рекламном бизнесе. Там он и достигает невообразимых высот, «между делом» раскрывая все жизненные тайны. 
История про Золушку. И не только: напоминает похождения Будды. От полного неведения до открытия всего неясного. Под таким «прикрытием» в тексте приведены религиозные истории. Часто в оригинальном виде.  Некоторые критики расценивают их употребление как воровство и тем самым умаляют писательский талант Пелевина. Что бы ни говорили о воровстве и помещении в неизменном виде этих легенд в роман, ясно то, что именно таким способом можно (и нужно) знакомить массового читателя с глубокими мыслями.
Литературоведов задевает не то, что автор берет фрагменты трактатов, а то, каким образом подаётся роман вкупе с ними, - возмущает форма. По их мнению, следует называть произведение не «Роман. Автор: Виктор Пелевин», а «Сборная книга религиозных легенд, составленная и переработанная Виктором Пелевиным».
Однако, что сейчас не плагиат? Обвинять автора популяризации глубоких умозаключений, пускай и не сделанных им самим, неуместно. тысячелетия цивилизации сочинено и сотворено «бесконечное множество» книг, а ещё больше высказано мыслей и идей. (Да и эта фраза о «бесконечном множестве» стала почти штампом!)
Нам всё реже нужна заставляющая думать литература. Всё чаще заменяется она, нет, не телевизором, а нашей собственной жизнью. Сейчас мы принимаем важные решения быстрее и быстрее, вместо того, чтобы напечатать какое-то слово ещё раз, мы нажимаем кнопку «Копировать», и не выделяем каждую букву через «Shift + Ю», а нажимаем «Выделить все». Серьезная, классическая литература уже не нужна: мы спешим по делам, и изредка, когда появляется свободная минутка, мы скорее возьмем книжку развлекательную, чем поучительную. Пелевин же нашел приятное сочетание и «развлекаловки», и негорькой «пищи для ума». В героях Пелевина каждый скорее найдет себя и задумается, чем, в героях Достоевского или, того круче, Толстого.
Книгу «Generation “П” можно отложить в сторону только от отсутствия времени, но никак не от скуки.


Рецензии