Евтушенко в красной рубахе
*****
Идею литературно-музыкальных филармонических вечеров осуществлял представитель “Вологдаконцерта” Виктор Швецов. Недавно он порадовал вологжан встречей с Сергеем Юрским, и вот 23 декабря пожаловали Евгений Евтушенко и Святослав Бэлза. Выступление переносили с 24 на 23, из драмтеатра в зал музучилища, а сам гость признался: "Да, Василий Иванович сделал все, чтобы встреча не состоялась...- И смущенно добавляет: - Все равно я люблю Васю..." Такая явная простота резко отличается от пышного предисловья Бэлзы, начавшего концерт с панегирика. Да и сам поэт, контрастируя с Бэлзой и его черным фраком своей красной рубашоночкой, оказался далек от ожидаемого образа.
Начало вдохновенное и обещающее: Евгений Евтушенко рассказывает о давнем визите в "колокольно-березовую Вологду" в 1984 году. Все было спокойно, пока не увидал он в музее пустой шкаф, из которого "выслали" простреленную шинель Яшина из-за его "Вологодской свадьбы"... Так ему горько тогда стало. Писать о том, о чем говорить нельзя - это была, конечно, смелость. А сказать о нынешних столкновениях он все же не может, не хочет. Признается, что был на кладбище, навещал друзей - Рубцова, Чухина, Коротаева. А кто близок из сегодняшних? Не называет никого. Бродский? Но он не русский, скорее наднациональный поэт. Тоже нет в живых. Естественно прочесть "Со мною вот что происходит, совсем не та ко мне приходит... Мне руки на плечи кладет и у другой меня крадет..."
Читает свои стихи поэт блестяще. И узнаешь, вспоминая - да, это "Разин... Это "Горький мед 41-го"... Но отчего так неловко от криков человека в красной рубахе? Не оттого ли, что горячие тирады все больше походят на советские агитки?..
Тем не менее страсти между восторженными и скептическими зрителями накаляются.
Шопот, возня недовольных. Восторженный - громко:
-Тише, тише!
Скептик - тихо:
- Дома книжку почитаете...
Евгений Александрович Евтушенко читает вологжанам то, что всеми давно уж читано. Ждут нового, но н старое заглушается пафосными речами. В зале много молодежи, и она переговаривается:
- Что это с ним?
- С кем?
- Да вон там - выступает...
- Для тех поколений.
Игривая фраза Евгения Александровича:
“Чудесные девочки рассыпаны по залу, я уверен - они найдут своих больших союзников...” Но тут же следует типичный образчик борьбы с порнографией: “Пошлость, хлынувшая с экрана”, “японские дети, возбудившиеся до сумасшествия”... Тут уже было совсем понятно, почему выступающий любит В.И. Белова. “А что Америка? Даже там уважающий себя средний американец не пойдет смотреть фильм с Чаком Норрисом. У нас, правда. смотрят...”
Очень много отступлений. Отрывок про милейшего Иосифовича длится больше получаса. И постепенно яркое эмоциональное шоу, в котором давно все обкатано, начинает буксовать. Начиная с чудесно-рассеянной фразы: “У кого есть мой сборник? Я не помню слова.” А далее - многословное объяснение, что никакой он не еврей, просто дед Гангнус был прибалтом, отсюда фамилия. Кого интересовал сугубый национальный вопрос, тот на встречу не пришел вовсе. А те, кто пришли, жаждали литературы.
“Я препАдаю руску пАэзию в Америке!” - говорит Евтушенко с легким акцентом и добавляет, что его поэтическая антология превратилась в “учебник, по которому на западе изучают русскую душу”!
Интереснейшая часть выступления посвящена как бы русскому вопросу. Это воспоминание о Николае Глазкове, которого Евгений Алксандрович очень любит, считает своим учителем, говорит о том, что тот не мог печататься и распространял свою стихи в рукописном виде, а “от посадки Глазкова спасла лишь репутация блаженного”. Горячий спич, адресованный Межирову: будучи водителем, Межиров случайно сбил человека и его затравили как убийцу, выжив из страны. “Они бьют по своим!” - восклицает поэт и читает стих военного времени. Говоря о нынешних порядках в стране: “Мне стыдно, что у нас все так коррумпировано.” и - “Догорай, моя Россия, догорю с тобой и я!”
Маленькая хронологическая зарисовка с вечера Евтушенко, начавшегося в 19 часов по из-за интервью для радио “Премьер”.
20 часов 20 минут - Бэлза читает записку: ”Обратитесь к запискам”.
20 часов 30 минут - констатируем смерть русской поэзии и полный уход в политику.
20 часов 40 минут - уходит рядами молодежь.
К запискам Евгений Александрович обращается ненадолго. Присутствующие заваливают записками весь стол и сидящего за ним Бэлзу, но записки на глазах у всех сортируются, а зачитываются лишь отдельные фразы.
Какой у вас самый счастливый день? - День Победы, конечно.
Что цените в людях? - Невозможность предать. Правда ли, что ездили в Елабугу смотреть на гвоздь, на котором повесилась Цветаева? -Правда, тогда еще и могилы ее не было.
Много говорилось о книге “Не умирай прежде смерти”, которую поэт привез представить вологжанам. Роман издан в 1993 году, но до этого поэт получил письмо от Жаклин Кеннеди, занимавшейся издательским делом - через два месяца после ее смерти! В письме она оценивала роман очень высоко, подчеркивала, что герой романа следователь Пальчиков - самый обаятельный мужчина в литературе последнего десятилетия. Роман с подзаголовком “Русская сказка” имел успех, получил престижную литературную премию в Италии.
Вечер заканчивается идиллией. Один из поклонников благодарит поэта за ключевые строки стиха “Любимая, спи”, потому что этот стих помогает никогда не ссориться с женой, стоит ей прочесть эти строки и она уже смягчилась... Евгений Александрович улыбается, изумительно читает знаменитый стих и под аплодисменты переходит к раздаче автографов прямо в фойе музыкального училища. Очередь за автографами огромная. Простояв около часа, пробиваюсь сквозь толпу и я. Евгений Александрович стар и добр. Он всех дам спрашивает - сколько лет, где работаете? - и подписывает свои старые и новые книги. Подписывая книгу Инге Чурбановой, переспрашивает: “Так писать кому - тебе или матери? Олю Фокину прекрасно знаю. - Нет, мне!”
Узнав, что я литератор, да еще член союза, он морщится: “Брось, какие союзы, я забыл о них думать... Меня 17 демократов в свое время предали, и ладно, пусть...” На книге остается роспись Е. Евтушенко: ”Дор.. Гал...Щек...” Что значит: вечер потрачен не зря. Малое и великое всегда рядом.
2001
Свидетельство о публикации №203050200015