Фф или феномен фаустова

Вы можете знать Фаустова  как неординарного критика, и все  же позволю себе напомнить: он в первую очередь автор неопубликованной, но многими читанной рукописной книги «Диссонанс согласия», это сборник музыковедческих статей, где в числе других явлений установлена зависимость  между вспышками творческих подъемов в рок-музыке и   активностью солнца. Он автор также другой, тоже пока  неопубликованной книги «Диктатура уха». Это воззрения человека, выросшего на информационном поле зарубежного радио.
Возможно,  интерес самого  Фаустова к року  породил  его излюбленный прием: он берет музыкальную  символику и лексику для того, чтобы исследовать не музыку, но литературу - например, в статье «Девочка, слышишь — Чапаев скачет», посвященной творчеству авангардного поэта  Валерия Архипова, Фаустов говорит, аппелируя к опыту авангардного музыканта Сергея Курехина.
Подобное можно видеть в статье о поэзии Ираиды Метляевой, вошедшей в данную книгу «Харизма вологодской литературы». Они не похожи ни на самих поэтов, ни на автора. Новый инструментарий порождает  новую систему мышления. А ведь до сих пор мы привыкли думать,  что произведение искусства  следует судить на языке этого искусства. Фаустов исследует  литературу по-новому.Формулировки Фаустова животворны. Обозначив  главный  мотив стихов Ираиды Метляевой как «диалектика одиночества», он повернул поэтессу лучшей стороной к читателю, объяснил ее. Позже  вышедшая  книга поэтессы озаглавлена  именно так, как  сказал  Фаустов. Точно сформулировано. Тот случай, когда  критик не сортирует, а просвещает.

Поскольку  инструментарий музыкальный, сочтем, что  он порожден  музыкой. Но если идти дальше, выяснится, что рок-музыка - это лишь небольшой ручей из  потока, в котором издревле купался автор, а купался он в нем  в силу удаленности нашей страны от столбовых дорог мировой культуры во времена СССР, но при этом испытывал полноту ощущений. Повторю: имя потока - зарубежное, вернее - всемирное радиовещание (само выражение «зарубежное» означает, что субьект воспринимает себя как точку отсчета, в то время как «Голос Америки»,  «Свобода» и Би-би-си транслируются во всех странах мира). Так  внутреннее диссиденство Фаустова, независимость его от  окружающих социокультурных условий  сделало его частью не узкого, провинциального  менталитета, но гражданином мира. А это породило особую ментальность, позволяющую ориентироваться в любой  области знаний.

Суждения Фаустова совершенно не зависят от места его жительства и это  позволяет ему понимать всех и вся. Юность автора прошла в окружении людей  интеллектуальных и причастных к искусству - можно назвать профессора  математики  и специалиста по А. Блоку Николая Белякина (СО АН, Академгородок), написавшего  ряд шутливых философских эссе под именем Поличебуреченского, далее - одного из первых вологодских пуантилистов, ныне покойного художника  Евгения Красильникова, далее - нынешнюю знаменитость вологодского художника Виктора Седова. Известный пушкинист, профессор Литературного  института М.П. Еремин - родной дядя по матери, поэтому  Фаустов  в свое время общался со многими  вологодскими  писателями, в том  числе с Виктором Астафьевым.
Однако, попадая в кирилловскую глушь и купаясь в потоке - на этот раз просто  в потоке шекснинской воды - он сталкивается с кривым пастухом  Женей. Тот гонит мимо стадо и тут же  дарит Фаустову горсть подосиновиков, потому что чувствует в нем родственную душу. Через пятнадцать минут  Фаустов  знает  всю жизнь криворукого пастуха Жени.
 Перу Фаустова принадлежит не  только музыкальная и литературная, но также и художественная критика. Здесь стоит упомянуть его статьи о творчестве В. Седова - «Искусство, понятное византийцам», о выставке И. Романенко - »Карикатурный андеграунд», о картинах И. Кольцовой - «Холодный оттенок  внешних проявлений», о выставке Д. Тутунджан - «Стандарт профессионализма», статьи, связанные с участием в круглом столе «Провинция в русском культурном сознании», отклики на концерты памяти Джона Леннона, проходившие в Вологде, заметки о подшипниках в эстетических категориях, неопубликованные пока размышления о творчестве Я. Крыжевского, мастерская которого была  раньше в Вологде, а теперь в Нью-Йорке. Есть в архивах Фаустова даже театральная критика. Это статья «Мистерия-реликт: браво» о  необычной постановке  пьесы Ремизова («Трагедия об Иуде, принце искариотском»), инсценировке  костеровского «Тиля» и дюрренматовской «Аварии» в вологодском «Аквариуме» («Вологодский комсомолец»)... Их объединяет некий лингвистический эффект  сродни обливанию холодной водой. Закалка сердца.
Здесь уже говорилось о необычности подхода: инструмент, применяемый к одной области, взят из другой области.
Следующая особенность -  юмор. Вот что сказал про Фаустова профессиональный  военный, полковник, историк  и поэт Сергей Донец: «Честно признаюсь - я  использовал  со ссылкой работу С.Фаустова «Метод остроумной аналогии как фактор повышения эффективности преподавания в высшей школе» для написания своей контрольной работы по психологии. Контрольную работу сдал, как и экзамен, на «отлично». Название контрольной «Учение как ведущий тип деятельности». Что понравилось - имеет место рационализация процесса познания в очень доступной форме. Важнейшая проблема, решение которой изложено простейшим языком. Это может быть хорошей статьей для журнала «Знания-сила». Вся теория педагогами уже разработана и написана. Тут же - и теория, и практика сразу. Если бы академики потребовали подкрепить все это теорией, то уже была бы диссертация. Потому что здесь концентрация, умелый подбор фактов и закономерностей в одном месте. Что важно -  методы остроумной аналогии одинаково хорошо подходят для педагогики, для техники, для творчества. Что касается стеба, то он не вредит научности. Это просто инструмент.
Лингвистика - более узкое понятие, чем  менталитет. Менталитет определяет лингвистику, а не наоборот. Но связь есть. Например, слово «блин» - просторечие. Такая лингвистика  невозможна ни при каком  менталитете, это сигнал отсутствия  менталитета. А провинциальный  менталитет - это вообще понятие невозможное. Менталитет не  признак  провинции, он  может существовать хоть в  болоте. А провинция  - географическое понятие, а не культурное, это отсталость. А менталитет  - это не отсталость. Если мы  говорим, что у Фаустова свой менталитет, это значит, что он уже не провинциальный  критик, а автор более высокого, не местного  уровня».
Как видим здесь уже появился практический аспект! То есть раньше  критика считалась чем-то вроде занятий губернского писца. Но нет, критика Фаустова действенна. Не буду  брать  здесь  сферу образования и  техпрогресса, в недалеком будущем дадим высказаться  специалистам, среди которых и  научный сотрудник Лаборатории средств противоскольжения ВоПИ Александр Степанов, он же соавтор уважаемого  критика, совместно с ним выпустивший  книгу «Шины и шипы».

Каждого вновь открываемого автора Фаустов рассматривает под очень  сильным  увеличением. Иногда  это искажает картину, но зато ведет к  сохранению  своеобразия. Потому что любой  текст для Фаустова - основание для своих фантастических построений. Он не повторяет за  автором, он  его обгоняет и  дразнит. При этом каждый раз возникает новая идея.
Работы Фаустова очень  повлияли на  местную молодую литературу. Вспомним старую невинную фразу Фаустова, кое у кого навязшую в зубах: «Что лучше - десять раз обсудиться на  Лито или один раз прийти туда со своей  книгой?» Поначалу казалось, что это каприз сноба. Но вследствие этого каприза веками чахшее на своем устном народно-традиционном корню Лито стало издавать книги, то есть это дало новый толчок для книгоиздания. Когда  в  вологодской  литературной  среде  появилась поэтесса  Н.Сучкова и никто не  мог не  только определить, но и  понять, с чем ее  едят, Фаустов первый  позвонил  ей  домой  после читки  «Камня-Рыбы-Облака»: это гениально,  сказал он.

Участие  Фаустова в вологодской литературной  артели «Ступени» - отдельная тема. Приученные блюсти традиции родного края, авторы часто просто правят размеры  стихов, чтоб было «не хуже  Рубцова». То есть налицо самоограничение. Сообщения  Фаустова на  заседаниях всегда были неожиданны и возмутительны: то в работе корневика-деревенщика узрит обратную перспективу древней иконописи, то заставит классиков писать неправильно, изобретать острие, подобное жестяным абстракциям  в  музее. Его статья о параллельности Бродского и Рубцова многих  удивила, а  некоторых взбесила. Она висит на главном Рубцовском сайте «Душа хранит» -http://rubtsov.id.ru/others/faustov.htm
Принцип неправильности, как и  многие другие,  выносятся  Фаустовым во главу  угла для того, чтобы разрушить стереотипы, растормозить воображение творческого  человека, как  это описано у  М. Анчарова. Эссе  Фаустова  можно рассматривать как своеобразные таблетки творчества. Обратимся к  примеру. Литартель «Ступени» отмечала в 1996  25-летие  творческой  деятельности в Картинной  галерее. Среди  других  докладчиков  выступал и  С. Фаустов. Он вместо мудреных  словес  вышел и  объявил, что у него в руках не бумажный журавлик, а изготовленная особым образом птица творчества. Сейчас  он запустит ее в  зал, в  кого она попадет – того ожидает  настоящий  творческий  взрыв. И запустил птичку. Раздался сильный  шум и гам. Птичка  взвилась и винтом  опустилась на  Татьяну  Вертосельгу, женщину  в годах, абсолютно  бледно пишущую. Та даже  взвизгнула и  прикрыла  голову  руками. Многие достойные  люди  были по-настоящему  уязвлены. А  Вертосельга  через месяц  принесла новый эзотерический рассказ. И после  этого так  стала  писать, что выпустила  пять книг прозы, и ее очень хвалила О. Фокина… Некоторые статьи Фаустова  появились в  журнале  «Октябрь» № 12 в 2001 году.их  читали  люди в  разных  уголках  России.
Личное участие Фаустова в  литературном  десанте в Харовск вместе  с клубом «Кентавр»  в 1992 доказало, что такие десанты тоже оказывают благотворное влияние на литературный процесс. Истоки  этого явления  ведут к В. Маяковскому, который выступал там, где его книги не продавались и после этого  все раскупалось подчистую.
Поездка  Фаустова в  Калининград дала  толчок  к  написанию  многих статей о новом времени, изучение трудов  Пригожина утвердило его в  новом мировоззрении. Фаустов- Щекин- Трещалов многолик. Иногда он становится  просто преподавателем: ходит на  занятия, изучает  студентов как  особый  вид  Хомо несаписенс.  Эта часть  жизни достаточно правдиво описана  биографами и нашла  отражение  в  книге «Тедиумм» (устный  народно-преподавательский эпос, записанный друзьями) где  Фаустову  дано языческое  имя  Борода. Отдельные  главы  из книги  можно прочитать на  странице http://www.proza.ru:8004/author.html?lanit
Фаустов  чаще  всего  появляется  там, где выходят книги. Хотите подружиться с  Фаустовым - известите его о презентации. Его комментарий придаст  вес событию.
Так  произошло  и  на  открытии выставки Тимофея  Тескова  в повести Г. Щекиной  «ОР». Там  описано реальное земное воплощение Фаустова – Арик  Трещалов. Апломб, с каким он рассуждает о  живописи,  делает его  стеб неотличимым  от  жерновов критики. И то, каким вы его увидите и воспримете, зависит прежде всего от вас самих. Здесь лексика и  лингвистика  выступят как зеркало вашего менталитета. Вспомните кривого пастуха Женю. Лишь единицы, подобно Михаилу Сопину, ощущают, что они из той же Вселенной, что и  Фаустов.  Свободное плавание  по  Интернету было  доступно   Фаустову  тогда,  когда  многие вологодские авторы  об этом  только мечтали, а  некоторые  даже  думали, что компьютер  создан  самим  дьяволом. Когда у  Сопина  появилась страница в  Интернете на  СТИХИ.РУ, Фаустов списался с  А.Коковым и они организовывали поэту заинтересованную публику. Потом  Сопин вышел в  десятку  сильнейших из  30 тысяч (впервые  за историю сайта), разразился  скандал, инициированный литературным  мафиози  В.Авиным, но Фаустов  первый  догадался, как потушить конфликт – да просто отдать Авину все  баллы  обратно.
При этом нельзя  забывать, что Фаустов не  только  критик, он  еще и остроумный  поэт, имеющий большой круг друзей и  поклонников, приходящих на его страницу с  завидным постоянством. http://www.stihi.ru/author.html?faustov

Фаустова  никто не знает немножко. Или не знают совсем, или знают и поражаются.
Прав был художник  Я. Крыжевский, проживавший с  Фаустовым в  одном  подъезде до того, как  уехать в  Нью-Иорк. После растерянной фразы  жены критика, что, дескать, Сергей – настоящая  пропасть,   Крыжевский весело посоветовал  ей: «Держись ближе к  пропасти».

Галина  Щекина
(Новая редакция. Впервые опубликовано в  книге
С. Фаустова "Харизма вологодской  литературы")


Рецензии
Редакция попросила обратить внимание на эту работу. Но оказалось, что внимание обращать не на что. Ни идей, ни раздумий, ни предложений. Жил хороший человек, видно и сейчас живет, и дай бог ему здоровья.

Геннадий Исаков   15.09.2003 08:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.