Пурнемские собаки
Что значит побывать? Это - добраться, например, самолетами с двумя пересадками (в Архангельске и в райцентре Онега), причем третий этап - восьмиместным АН-2 до деревни Пурнема, обладающей собственным аэропортом типа пастбища с избушкой. Знаю еще о трех возможностях для преодоления отрезка Онега - Пурнема. Всеми правдами и неправдами надо попасть на грузовое суденышко, с борта которого надо по прибытии спуститься на дно морское во время отлива и не менее километра протопать по обнажившемуся дну до истинного берега, пока не начался прилив. Ни Аэрофлот, ни малый каботаж не дают никаких гарантий по срокам доставки. Поэтому надежнее - проехать существенную часть стокилометрового пути на автобусе, а оставшуюся умопомрачительную часть протопать с рюкзачищем на своих двоих по тропке. И последний вариант: в соседнюю деревню с пристанью и всего-то километрах в тридцати от Пурнемы кораблики из Онеги ходят регулярнее, так что силы свои надо копить для марш-броска куда короче предыдущего, а если очень повезет, здесь можно воспользоваться попутной тракторной волокушей, которой дорога в обычном значении этого слова не нужна при наличии пологого и широкого морского побережья.
О собаках.
- Пурнемские хозяева держат их не на привязи. Собак много, а потому в деревне нет домашней птицы.
- Одиночных собак почти не встретишь, их тусовки перманентны.
- Породистость не просматривается; естественный отбор в суровых условиях выделяет сильных и умных, похожих друг на друга энергичным и целеустремленным выражением морд и глаз.
- Сильнейшее впечатление на собачье общество произвела "столичная штучка" - гостья из Петербурга, нечистой породы пуделиха Люси. Как на Востоке не воспринимают европейских женщин как женщин, так пурнемская собачья популяция приняла Люси за чудо, но не более того.
- Группы собак можно встретить на немногочисленных, но бесконечно длинных дорогах, связывающих Пурнему с "Большой Землей" и с соседями, причем на большом отдалении от деревень. Что ведет их туда и обратно? Встречи с людьми не производят на них ни малейшего впечатления, они даже не здороваются.
Но вот противоположный и редкий случай. Вы захотели размяться и уйти подальше от популярного деревенского пляжа в сторону "деревни с пристанью". У околицы, где стареет, но еще держится молодцом деревянная церковь петровских времен, вас встречает одинокая собака. С этой минуты вы - ее хозяева. Ей все известно: куда и зачем вы идете, где и что есть интересного. По пути можете собирать грибы и ягоды, уже в часе ходьбы - половить рыбу удочкой, потому что дно моря уходит здесь вниз круто, да и приливы и отливы заметны меньше. Попутно можете сравнить размер своей стопы со свежим следом медведя, тот недавно выходил на бережок подышать морским воздухом. Условия для уединения здесь считает идеальными и парочка белух (китовых), ныряющих и фыркающих всего-то метрах в ста от берега. Со страху не сразу поймешь, откуда в отсутствии людей такие громкие звуки - со стороны моря или леса? Вашему конвоиру не нужны команды, кроме ШАРИК, НА!
По истечении часов, проведенных в пути и на пляже, вы возвращаетесь прежним путем. Там, где произошла встреча с псом, проходит и расставание без лишних эмоций. Шарик умывает руки, не прощаясь, он снова сам себе хозяин. Было общение к обоюдному удовольствию и был выполнен джентльменский договор, были работа и честная оплата - гарантированная кормежка в течение рабочего дня. Спасибо Шарику и нам.
В. Раутиан
Свидетельство о публикации №203051200035
Павел Херц 12.05.2003 11:54 Заявить о нарушении