Этот нелегкий выбор звука

Для многих пользователей выбор акустических систем для компьютера является очень сложной задачей. И это не удивительно, ведь на рынке имеются сотни похожих моделей колонок, а информацию сейчас можно почерпнуть из многочисленных источников - из статей в Интернете, из печатных изданий, с сайтов производителей в сети. Правда, порой имеется лишь скудное описание и список из практически одинаковых для всех моделей технических характеристик. Пользователю ничего другого не остаётся, как самому выбрать подходящую ему акустику. Мы вам в этом постараемся помочь, разъяснив, на что нужно обращать внимание в первую очередь, а к чему относиться с долей скептицизма. Также мы попытаемся разобраться - какое звучание вы можете услышать из колонок того или иного класса.

Критерии при выборе PC-акустики

Рассмотрим три самых распространенных обстоятельства, на основании которых осуществляют выбор: Самым распространенным подходом при выборе акустики является какая-то лимитированная сумма денег, выделенная на покупку. Очень часто покупателя интересуют такие вопросы, как: "Какой комплект выбрать в категории до $100" или "Посоветуйте колонки в диапазоне $20-50". В этом случае нужно помнить, что за такие небольшие суммы неизбежен компромисс между ценой, качеством и известностью производителя. Также нужно понимать, что все мультимедийные наборы колонок никогда не заменят даже самые младшие модели бытовой деревянной Hi-Fi акустики.
Далее. Компьютерные колонки самого низшего ценового диапазона (до $25) по качеству звучания практически неразличимы, поэтому выбор среди Low-End моделей целесообразно производить исключительно по внешнему виду исходя из своих вкусовых предпочтений. Разумеется, сказанное вовсе не означает, что абсолютно все более дорогие комплекты звучат одинаково хорошо. Просто по мере увеличения стоимости изделия, имеется теоретический шанс на применение производителем более дорогих и качественных комплектующих.
Некоторым при выборе уже достаточно имени производителя. Здесь хочется отметить, что этот подход является не совсем верным. Торговая марка, зарекомендовавшая себя как добросовестный производитель в какой-то определённой области компьютерных комплектующих, не обязательно является лидером в другой. Дело в том, что производство колонок - это совершенно отдельная область производства, которой обычно занимается совершенно другое подразделение компании, либо колонки производятся по контракту третьей фирмой. Если компания, зарекомендовавшая себя на протяжении какого-то количества времени как качественный производитель акустики, выпускает новую модель, то не факт, что она будет такая же качественная, как и предыдущие модели. Да, шанс велик, но 100% гарантию никто заранее не даст.
Некоторым нужны именно такие наборы, которые в наибольшей степени отвечают их потребностям в плане дизайна, функциональности и качества звучания. Ценовой фактор здесь играет не такую большую роль, и люди готовы выложить приличную сумму за действительно стоящую вещь. И если при выборе внешнего вида и дизайна каждый сам себе хозяин, то в остальном существует много вопросов, требующих правильного подхода и понимания.
Если окунуться ещё глубже и начать анализировать доступный на текущий момент ассортимент товаров и возможности/потребности конкретного покупателя, то для каждого будет своя наилучшая покупка, так что посоветовать конкретные модели необычайно сложно. Однако мы можем предостеречь читателя хотя бы от элементарных ошибок при выборе акустики. В первую очередь мы советуем учитывать следующее:
џ Меньше всего стоит обращать свое внимание на красочные рекламные надписи на упаковочных коробках, которые привлекают к себе внимание лишь наивных и непросвещенных пользователей. Также не стоит всерьез воспринимать характеристики, указываемые на коробках большими буквами, так как обычно они представляют собой чистую рекламу, не имеющую связи с реальностью (к примеру, 2500 Вт мощности у колоночек размером с банку Pepsi).
џ Обратите особое внимание на материал, из которого изготовлен корпус. Достоинства колонок с пластмассовыми корпусами: небольшие размеры, эргономичность, богатый выбор инженерно-дизайнерских форм и расцветок, низкая цена. Недостатки: не позволяющий достичь низких частот небольшой размер, дребезжание на средней и высокой громкости, среднечастотные резонансы в звучании.
џ Достоинства колонок с корпусами из деревянных материалов: корпус из MDF, обеспечивающий по сравнению с "пластмассой" меньше "паразитных" призвуков и достаточный внутренний объём, являющийся необходимым условием более высокого качества звучания на средних и низких частотах. Недостатки: большие габариты и вес, обычно громоздкий и консервативный внешний вид. Влияние размеров акустических систем. Надо помнить, что спикеры маленьких размеров не годятся для озвучивания комнаты. Ввиду узкой диаграммы направленности таких колонок семейный просмотр фильма на мультимедийной акустике может оказаться невыполнимой задачей. Также звук на большой громкости будет "кричащим", "надрывным" (с большим количеством искажений) и мало кому придется по душе. Колонки больших размеров компенсируют свою громоздкость обычно на порядок лучшим качеством звучания. На больших громкостях в этом случае звучание будет объемным и чистым. Но стоимость таких систем может быть в несколько раз выше.
Очень важную роль играют динамические головки. Идеальным вариантом в мультимедийной акустике будет двухполосная система с двумя динамиками: высокочастотным и среднечастотным, плюс сабвуфер. Диапазон воспроизводимых частот при этом значительно шире, чем у спикера с одной динамической головкой. А при наличии фазоинвертора (естественно, при достаточном объеме корпуса и правильно спроектированном акустическом оформлении) звучание обогатится низкими частотами.
Хотим сразу предостеречь вас от поспешных выводов при сравнении акустики по техническим характеристикам, приведенным на сайте производителя или в паспорте изделия. Нужно иметь в виду, что отдел маркетинга никогда не упустит возможности "обхитрить" покупателя и указать наиболее выгодные данные. Какие бы вы цифры ни увидели, не обольщайтесь и относитесь к ним скептически. К примеру, на некоторых колонках пишут: "мощность 100 Вт, искажения 0,01%". Всё это замечательно, но проблема в том, что мощность и искажения измерялись отдельно. Мощность - при 10%, а искажения - при 1 Вт. При этом, наверняка такие "странные" условия измерения описаны где-нибудь в углу мелкими буквами, чтобы при возможном разбирательстве у пользователя не было оснований для претензий.
Также мы всегда советуем обязательно послушать перед покупкой, как звучат выбранные вами колонки. Если есть возможность, тут же сравните качество звучания с каким-нибудь альтернативным решением. Причем, чем меньше временной разрыв между этими слуховыми тестами, тем правдоподобней и правильней будут ваши выводы. Теперь об акустических системах, включающих в себя несколько колонок. Среди многоколоночных конфигураций существуют в основном 4.1, 5.1, 6.1-системы. Внешне они отличаются немногим: 5.1-акустика в отличие от 4.1 имеет в комплекте на одну колонку больше (так называемый "центр"). Но на самом деле различие заключается не только в этом. Все зависит от того, какая звуковая карта установлена в вашем компьютере. Если вы используете с 5.1-набором акустики четырехканальную звуковую карту, то при этом скорее не будут играть центр и сабвуфер. Если же с 4.1-набором акустики вы используете шестиканальную карту, то полноценных шестиканальных форматов Dolby Digital и DTS вам никогда не ощутить, что бы не писал производитель акустики о своей супер технологии "виртуального центрального канала". Причина кроется в отсутствии на 4.1-системах отдельных входов для центра и сабвуфера (хотя четырехканальный режим работы, как и стереорежим, для таких карт обязательно существуют и может быть легко выбран в настройках).

Мощность

Под словом мощность в разговорной речи многие подразумевают "мощь", "силу". Поэтому вполне естественно, что покупатели связывают мощность с громкостью: "Чем больше мощность, тем лучше и громче будут звучать колонки". Однако это распространенное мнение ошибочно! Далеко не всегда колонка мощностью 100 Вт будет играть громче или качественней той, у которой указана мощность "всего" в 50 Вт. Значение мощности скорее говорит не о громкости, а о механической надежности акустики. Те же 50 или 100 Вт - это совсем не громкость звука, издаваемого колонкой.
Мощность акустической системы - это технический параметр, величина которого не имеет прямого отношения к громкости звучания акустики, хотя и связана с ней некоторой зависимостью.
Мощность может измеряться различными способами и в различных тестовых условиях. Существуют общепринятые стандарты этих измерений. Рассмотрим подробнее некоторые из них, наиболее часто употребляемые в характеристиках изделий западных фирм:
RMS (Root Mean Squared - среднеквадратичное значение). Мощность измеряется подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц до достижения определенного уровня нелинейных искажений. Обычно в паспорте на изделие пишется так: 15 Вт (RMS). Эта величина говорит о том, что акустическая система при подведении к ней сигнала мощностью 15 Вт может работать длительное время без механических повреждений динамических головок. Для мультимедийной акустики завышенные по сравнению с Hi-Fi колонками значения мощности в Вт (RMS) получаются вследствие измерения при очень высоких гармонических искажениях, часто до 10%. При таких искажениях слушать звуковое сопровождение практически невозможно из-за сильных хрипов и призвуков в динамической головке и корпусе колонки. PMPO (Peak Music Power Output - пиковая музыкальная мощность). В данном случае мощность измеряется подачей кратковременного синусоидального сигнала длительностью менее 1 секунды и частотой ниже 250 Гц (обычно 100 Гц). При этом не учитывается уровень нелинейных искажений. В народе единицы измерения мощности Вт (PMPO) называют "китайскими ваттами" из-за того, что величины мощности при такой методике измерения достигают тысячи ватт! Наиболее важным на практике является значение мощности, указанной в Вт (RMS) при значениях коэффициента гармоник (THD), равного 1% и менее. Однако сравнение изделий даже по этому показателю очень приблизительно и может не иметь ничего общего с реальностью, ведь громкость звука характеризуется уровнем звукового давления. Поэтому, информативность показателя "мощность акустической системы" - нулевая.

Корпус колонки, акустическое оформление

Одним из важных факторов, влияющих на звучание акустической системы, является акустическое оформление. При конструировании акустических систем производитель обычно сталкивается с проблемой в выборе акустического оформления. Их насчитывается больше десятка видов.
Акустическое оформление делится на акустически разгруженное и акустически нагруженное. Первое подразумевает оформление, при котором колебание диффузора ограничивается только жесткостью подвеса. При втором колебание диффузора ограничивается помимо жесткости подвеса еще упругостью воздуха и акустическим сопротивлением излучению.
На высокочастотные и среднечастотные динамические головки акустическое оформление колонки практически не влияет. Очень широко применима акустическая схема, получившая название "закрытый ящик". Относится к нагруженному акустическому оформлению. Представляет собой закрытый корпус с выведенным на фронтальную панель диффузором динамика.
Для сабвуферов широко применяется акустическая схема с общепринятым названием "ящик-резонатор". В отличие от предыдущего примера диффузор динамика не выведен на панель корпуса, а находится внутри, на перегородке. Достоинством этих конструктивных решений является высокий КПД при малых габаритах сабвуфера. Недостатки проявляются в ухудшении фазовых и импульсных характеристик.
Оптимальным выбором будут колонки среднего размера, по возможности с деревянным корпусом, выполненные по закрытой схеме или с фазоинвертором. При выборе сабвуфера следует обратить внимание не на его громкость, а на достоверное воспроизведение всего диапазона низких частот. С точки зрения качества звучания наиболее нежелательны колонки с просверленными отверстиями для вентиляции, из тонкой пластмассы или очень маленьких размеров, едва превосходящих по габаритам динамик.
Свои отзывы, комментарии, вопросы можно присылать на нашу электронную почту или обсуждать на форуме www.forum.az.

Владимир Панков
punk@vip.az


Рецензии