Что они думают о нас?

Вот уже много лет живу я в любимом городе Лондоне, за это время мне удалось написать несколько небольших и веселых рассказиков о здешней жизни, о британцах и о разных интересностях, которые тут встречаются на каждом шагу и заслуживают внимания. Так возник и этот рассказик.

«У самовара я и моя тетя...»

Все мы выросли на стереотипах, привитых нам обществом и родителями с детских лет. Они настолько прочно вошли засели в мозгах, что уже позже, расширив свой кругозор, получив по несколько высших образований, защитив докторские, многие из нас по-прежнему не могут от них избавиться...

К примеру, все мои знакомые британцы, разного бэкграунда люди, в разное время и под разным соусом говорили мне практически одно и то же: в Москве и летом идет снег, температура минус тридцать круглый год, поэтому все русские хлещут беспрестанно водку, не закусывая, и прямо из бутылки!

Нет, иногда еще мы пьем чай из самовара. Причем с молоком (ну не может британец представить себе чай без молока!..) Об электричестве, понятно, не знаем и никогда не слышали, и еще круглый год, день и ночь мы носим меховые шубы и шапки.

Да, о шапках. Как я узнала, это наша... национальная одежда. Спим мы тоже, очевидно, в шапках. И прямо на снегу. А как же нам, русским, без снега-то?

О том, что русские жить не могут без снега и мороза, мне стало известно впервые, когда как-то на работе (а работаю я в лондонском университете, где практически у всех моих коллег, за редким исключением, есть высшее образование) я сказала, что замерзла. У всех членов нашего многонационального коллектива – итальянцев, испанцев, англичан, африканцев и т.д. – реакция была одна и та же:

-         Тебе холодно? Не может быть, ты же из России!

Промывают ли им мозги или кто виноват?

Понятно, что такие дикие представления о нас и нашей жизни укоренились у британцев под влиянием средств массовой информации, которые до сих пор продолжают подавать информацию о России под углом - русская экзотика.

Когда по местному ТВ показывают документальный фильм, то  это обязательно – зимой, когда снег лежит поколено, старушка в вязаном платочке идет с ведрами через всю деревню за водой. Или полупьяный мужик в меховой шапке набекрень сидит на заваленке. В лучшем случае – с гармошкой...

Или взять статью в местной прессе о русских моржах, которые купаются зимой в полынье на замерзшем озере.  Мне ее принесли показать добрые коллеги по работе, тыкали пальчиком в фотографию огромных размеров тетки-«моржихи» и спрашивали, а купаюсь ли я тоже зимой в ледяной воде в озерах?

Спрашивается, зачем показывать и рассказывать всегда одно и то же? И сколько должно пройти времени, прежде чем изменятся эти стереотипы? И как доказать моим знакомым британцам, что я не пью водку и не купаюсь зимой в полынье?

И, как говорится, прежде чем кого-то осуждать, посмотри сначала на себя...

Прошло какое-то время после того случая с моржами, и как-то раз мы пошли с моей коллегой, что родом из Финляндии, прогуляться в обеденный перерыв в парк, она выдержала там пять минут на скамейке и сказала, что замерзла (температура воздуха была + 2 С). Я сильно удивилась и уже почти открыла рот, чтобы сказать:

-         Как тебе может быть холодно, ты же из Финляндии!

Но вовремя прикусила язык.

Послесловие

У меня теперь появилась такая шутка. В ответ на очередное заявление какого-нибудь британца, что в России всегда холодно, я говорю, что когда у меня ностальгия и тоска по родине, то я достаю лед из морозилки и кладу в постель - перед тем, как пойти спать. Многие верят...

Наташа Стюард,

Лондон


Рецензии