Прославляемся на Проза. ру. Как улучшить свою читабельность

Разные тексты приходится читать на Проза.ру. И вы обращали внимание - через некоторые из них продираешься, как сквозь заросли бамбука без мачете, а некоторые читаешь запоем, не отрываясь?

Для себя я сделал несколько выводов, как можно "облегчить" свои произведения, скинув лишний груз. Это будет хорошо для читателей, вы заинтересуете их, и им захочется постоянно возвращаться на вашу страницу и читать новинки, да и вам самому будет приятно.

Вот некоторые хитрости:

---------------------------------------ВНЕШНИЙ ВИД-------------------------------------------------
1.НАЗВАНИЕ
Заходим на проза.ру в раздел новых произведений и, как покупатели на рынке, выбираем, что будем читать. Принцип здесь действует тот же. Чем ярче упаковка товара и привлекательней его внешний вид, тем больше вам захочется его купить - вы врядли обратите внимание на тощие синие трупы куриц, зато красиво завернутая аппетитная курочка вас наверняка привлечет.

 Поэтому ориентируемся мы в первую очередь на название текста. Оно должно быть ярким, броским, запоминающимся, желательно кратким. Как заголовки в желтых газетах. Захожу на эту страницу и наугад вытаскиваю:

ТЕНИ ПРОСЫПАЮТСЯ В ПОЛНОЧЬ
ДВОЙНОЕ ДНО
ФАШИСТЫ
ПАДЕНИЕ

Или имя рассказа может быть весьма информативным, намекая о своем содержании, но скрывая подробности:

ЛИВЕНЬ НАД МОСТОМ ОХАСИ
ОТ БАРАКА К БАРАКУ. ДОМОЙ...
КАК БОРЬКА ШКОЛУ ВЗОРВАЛ

Правда, интересно узнать, что скрывается за такими заголовками? Вот это и есть первый шаг к популярности. :) Удачно выбранное название рассказа существенно повышает ваши шансы на его прочтение другими.

Если не верите, смотрите:
http://www.proza.ru:8004/2003/05/22-02
 
2.КРАТКОСТЬ.
Итак, мы нажимаем на заинтриговавшую нас ссылку и переносимся на страничку с рассказом. И тут обнаруживаем, что это и не рассказ вовсе, а целая повесть. Станете ли вы читать ее? Каждый решает за себя. Но по своему опыту скажу: когда особо нет времени, но хочется посмотреть что-то новенькое, такие длинные опусы чаще всего либо пропускаешь, либо оставляешь на потом и... забываешь о них. Делайте выводы сами.

Есть у краткости и другие плюсы.
-Это в какой-то мере экономит и ваше время.
-Если вы новый автор, миниатюры помогут вам отточить свое мастерство в построении фразы и выражении своей мысли. В коротких произведениях сразу видно, кто есть кто.
-Если же вы в творческом кризисе, краткие рассказы и зарисовки не дадут вам потерять литературную форму.

Но оговорюсь - основную идею текста не всегда можно полностью раскрыть в маленьких объемах. Поэтому не жертвуйте смыслом ради формы, иначе вот что получится:
http://www.proza.ru:8004/2003/04/25-165

3.СКУЧЕННОСТЬ,
назовем это так. То есть, когда рассказ на первый взгляд представляет собой однородную монолитную массу, из которой ни торчит ни слова, ни буквы - и глазу не за что зацепиться.

Вот это и есть большая ошибка. Чтобы человек не уставал читать, глаз должен постоянно цепляться за какие-то детали, перескакивать с места на место, пейзаж - меняться.

Как этого добиться?
Элементарно можно разбить текст на маленькие абзацы. Если предложения длинные, начинать каждое с новой строки. Из сложноподчиненных предложений составлять несколько более простых и коротких. Не бояться использовать свободное место, которого полным полно на листе.
==Можно
====составлять
==========лесенки
================из слов,
по-всякому играть ими.

Но
не
доводить
это
-----------------------------------до

МоЖнО неКОТорые сЛовА ПисАТь вОТ ТаК,
а особо важные из них ВЫДЕЛЯТЬ шрифтом.

Все это делает тексты только более привлекательными.


Это мелкие неприятности, казалось бы, не влияющие на качество текста, но...  если сравнить рассказ с ботинками, то это все равно что чищенные ботинки или нет. Смотрите:

1.ОШИБКИ
Да, составляли толковые словари русского языка Даль и Ожегов, они опередили нас. Зато мы теперь можем пользоваться их достижениями - проверять правописание некоторых слов, в которых сомневаемся. Так что не ссылайтесь на то, что Хармс всю жизнь писал с ошибками.  :)

Еще вариант:
Перенести весь текст в Word, предварительно подключив функцию правописания, и тот вам сам покажет пропущенные запятые и слова с ошибками.

2.ВРЕМЕНА
Коварная штука. Пишешь текст, а мысль идет неровно - прыжками. Поэтому иногда бывают ляпы - начинаешь предложение с глаголами в настоящем времени, а потом вдруг ни с того, ни с сего прыгаешь в прошедшее.

РЕШЕНИЕ: писать весь текст в одном времени. 


1.ПОСЫЛ (по Лёхе)
Решив написать рассказ или миниатюру, сначала надо решить для себя, что именно мы хотим донести до читателя. Чукчанское акынство "что вижу, то пою" это, кншн, хорошо, но интереснее читать рассказы про что-то конкретное и с действием. ага:)). не лёха

2.СВЯЗНЫЙ СЮЖЕТ
Ваше повествование должен быть членораздельно и внятно, чтобы вас не заподозрили в том, что вы чересчур умны, недооценены окружающими и потому недоступны нам, смертным. Это элементарное уважение к читателям.

3.ИЗЮМИНКА
Я бы подчеркнул сей пункт трижды.
Да, это сложно, но необходимо - показывать свою самость, искать свой собственный почерк, а не бездумно копировать других. И это должно сказываться на ваших опусах - они тоже должны быть необычны.

http://www.proza.ru:8004/2003/05/21-03

3.ЧЕТКОСТЬ
Мысль нужно формулировать четко. Поменьше воды. Возможно, некоторые предложения можно заменить более короткими, но точнее выражающими вашу идею. Это не просто, но работа того стоит. Поможет это и сократить текст.

4.ОБЪЕМ
Иногда стоит пожертвовать некоторыми диалогами, пространными описаниями и глубокими душевными копаниями, малопонятными читателю. Это облегчит дорогу вашей мысли к нему (читателю), сэкономит его и ваше время.

http://www.proza.ru:8004/2003/05/20-04

Написав рассказ, попробуйте абстрагироваться и перечитать его несколько раз с начала до конца, сначала действуя как писатель, подшлифовывая текст и уточняя формулировки, а затем уже поставив себя на место читателя.

Если вам самим понравится прочитанное, значит, у вас высокие шансы, что текст понравится и другим людям.

Удачи вам в творчестве!
Да прибудет с вами великая космическая сила! :)


Рецензии
Роман, шалом!
Прочел два Ваших руководства - отлично.
Для начинающих - просто находка.
Я думаю их перепечатать (особенно это), как руководство.
Это на полном серьезе.

И откуда вы такой инициативный, наверное - из евреев?

Я бы Вас в редакцию выбрал, очень бы начинающим большая помощь была.
Только боюсь, что месторасположение и пятерка Вам помешают.

Всего наилучшего, творческих успехов.
И никогда не забывайте начинающих авторов.
Эрик

Erik Mendel   01.11.2003 23:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.