Философия творчества 1

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА.
По книге Ошо «Творчество».



Предисловие.

Всякий, кто так или иначе занимается сочинительством литературных произведений, должно быть, знает, как трудно порой провести черту между чистым творчеством – открытым, живым, доставляющим радость, и тем, что можно обозначить словом «ремесленничество» - мало что значащим в эстетическом отношении для самого автора «выпуском», если не сказать хуже – «штамповкой» довольно таки привычного и хорошо изученного во всех технических аспектах «чтива» для широкой аудитории.

 Если писателей, зарабатывающих литературой себе на жизнь, когда они прибегают к ремесленничеству, ещё можно как-то понять, то мотивация тех, кто пишет таким образом исключительно в свободное время и для собственного удовольствия, лично мне представляется чем-то загадочным. Так или иначе, в очередной раз попав в то, что называют «творческим кризисом», я долго думал над этим вопросом и не мог придумать ровным счётом ничего до тех пор, пока на глаза не попалась купленная относительно давно, но почему-то невостребованная брошюрка неопрятного на вид индуса Ошо «Творчество».  Усилием воли я заставил себя начать её читать (это было непросто), и уже после первой же страницы понял, что это действительно что-то занятное. Свежее по сути и доступно поданное, содержание книги, абсолютно не «нагружая» мозги, тем не менее действительно позволяло увидеть привычные вещи в новом свете, избавиться от множества заблуждений, даже найти ответы на многие, казалось бы, неразрешимые вопросы.

В данной статье я попытался в сжатой форме изложить основные и наиболее интересные моменты книги, прокомментировать их так, как я их понял, в результате получилось что-то вроде реферата, изобилующего цитатами. Что ж, как получилось, так получилось.

Однако всем, кого данная тема интересует, рекомендую прочитать эту замечательную книгу целиком. Уверен, что хотя бы две-три подходящие для себя мысли каждый там обязательно обнаружит.


1. Свобода начинания.

«Творчество – величайший в существовании бунт. Если хочешь быть творческим, тебе придётся избавиться от всей обусловленности; иначе всё твоё творчество будет не более чем копированием, просто копией под копирку».

В самом деле, о чём мы (фантасты) думаем, когда в очередной раз берёмся сочинять истории об эльфах и орках, что так удачно сделал в своё время английский лингвист Толкиен? Или когда бросаем своего героя – космического десантника с протонным бластером наперевес навстречу толпам осьминогоподобных тварей, во что бы то ни стало желающих установить свои порядки в изученной части вселенной, что до нас так просто удавалось таким  корифеям, как Хайнлайн или Гаррисон? Или когда берёмся повествовать о трагической судьбе роботов а-ля Азимов или Филипп Дик? Или когда начинаем  пересказывать мифы про всех известных богов? Или иронизируем над человеческой природой, как это делал Шекли ? Или когда наворачиваем петли времени в лучших традициях Бредбери или Лема?
 
Продолжать можно очень долго. Да, я тоже знаю старую истину о том, что новое – это хорошо забытое старое,  но ведь для того, чтобы было, что забывать, надо сначала это один раз придумать, верно? Если все станут писать о том, что уже было, скоро не останется ничего такого, о чём читатель бы не помнил. Кому это нужно?

«Творец не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный путь, прорубаясь сквозь джунгли жизни. Он должен идти один; он должен вырваться из коллективного ума, из плебейской психологии».

Конечно: всякий новый, неисследованный путь пугает. Что нас там ждёт? Прорвёмся ли? Оценит ли кто-нибудь эти неимоверные усилия? Далеко ли можно уйти, если шлёпать по бездорожью?

Трезвый ум подсказывает нам, что риск – дело благородное, но лучше, если рискует кто-то другой. Умный, как говорится, в гору не пойдёт. Умный… Вот ум как раз в этом случае и мешает. Но о нём немного позже. Пока отметим лишь одну важную мысль: если ты боишься так называемого одиночества, непонимания окружающих, если тебе в первую очередь важны респектабельность, деньги, влияние, вес в обществе и прочие блага цивилизации, то творец ты никудышний, а стало быть, и писатель посредственный.

«По сущей необходимости в прошлом всем творцам…приходилось жить некой богемной жизнью, жизнью бродяг; для них это было единственной возможностью остаться творческими. Этой необходимости не будет в будущем… Богема – это побочный продукт окостеневшей, ортодоксальной, традиционной, респектабельной жизни».

Рано или поздно, общество приходит к пониманию того, что без развития, без чего-то нового, оно обречено, и тогда возникает нечто вроде маленькой «эпохи Возрождения» - творцы, чудаки, оригиналы приобретают невероятное значение и спрос. И неважно, всех или не всех из них постигнет богатство и слава. Важно то, что в их жизни появляется  заслуженные ценность и смысл. Впрочем, для истинного творца смысл в жизни есть всегда. Потому что нет никакого иного смысла в жизни, нежели чем тот, который мы сами себе создаём.  Иными словами творец – это что-то вроде путеукладчика, или ледокола. Он создаёт дорогу, по которой могут двигаться другие.

«Человечеству нужна новая почва – почва свободы…Тогда каждый будет непринуждённым с самим собой…Лишь тогда есть творчество. Творчество – это аромат индивидуальной свободы».

Выходит, что та самая мифическая «свобода», о которой так много кричат и пекутся в Европе, особенно в США, и которая многим представляется единственной и конечной целью всех устремлений, есть не что иное, как возможность творчества. Для чего людям деньги? Для того чтобы ни от кого не зависеть и делать то, что душе угодно, не боясь последствий. Свободный человек – синоним человека творческого. А творческий человек в своей маленькой вселенной то же самое, что Бог во вселенной большой.

Конечно, сразу следует оговориться: истина «всё хорошо в меру» относится и к творчеству. Но пока мы говорим не о мерах и весах, а лишь пытаемся понять, что же есть такое эта «индивидуальная свобода» в её чистом, первозданном виде.

«Как только патология исчезает, каждый становится творцом. Пусть это будет понятно как можно глубже: только больные люди разрушительны. Здоровые люди созидательны… Когда человек действительно здоров и цел, творчество становится его естеством, в нём возникает жажда творчества».

Вот от чего следует начинать плясать. Вот к чему нужно стремиться в первую очередь:  будь здоровым физически и морально, живи в гармонии с людьми и природой, имей в душе если не Бога, то хотя бы что-то святое, нерушимое, точку опоры в океане майи – вселенской иллюзии, и тогда тебе не нужно будет напрягаться, пытаясь во что бы то ни стало показаться крутым словоплётом, не нужно будет читать тонны книг, дабы найти в них секрет совершенства, не нужно будет создавать себе кумира и подражать ему в стремлении примазаться к лучам его славы. Ничего этого будет не нужно. Потому что когда ты состоялся на сегодняшний день как личность, и всё в тебе, что называется, «поёт», тогда ты сам становишься источником вдохновения, живительным родником, фонтаном идей и образов. Это должно быть началом, смыслом, а не жажда славы, богатства и прочих земных благ.

Когда ты задаёшься целью, во что бы то ни стало, создать шедевр, ты уже не свободен, и это уже не творчество. Возможно, эта деятельность тоже будет иметь смысл, но творчеством она будет считаться постольку, поскольку. Истинное творчество всегда свободно от мотивации. Оно появляется само собой после того, как ты совершил всё, что от тебя требовалось, и ничто тебя не тревожит и не тяготит. Оно возникает, будто цветок на растении. Оно приходит от избытка сил, а не от стремления их приобрести. Такое творчество может быть непонятным, ненужным в данный момент, но оно не может быть вредным. Потому что оно ничего не берёт. Оно лишь отдаёт, не требуя сию же минуту ничего взамен. Это надо помнить, начиная писать очередной роман или рассказ: если тебя что-то тяготит, то лучше оставь, избавься от груза, а потом только продолжай.

 Это есть первое правило: начинать творить нужно абсолютно свободным.

(продолжение следует)


Рецензии