Человек

Андрей ФОМИН

Человек



Это был конец, передо мной открылась дорога, ведущая в будущее.
Нас теперь стало двое. Мы похожи как две капли воды. Нас не отличили бы даже родители, но всё- таки мы разные и это, как ни странно, меня ни чуть не тревожит.
Когда- то эта девчонка звучала в моих ушах, а я, как, полагается хорошей подруге, была вынуждена выслушивать все её претензии… мне её искренне жаль.
…Как интересно, она сказала, что позволяет мне жить; какой щедрый подарок от существа совсем не знающего сострадания. Но я не держу на неё зла, я её презираю, ведь она просто человек.
Возможно, вам покажется, что моя история лишена смысла, но она – жизнь и о жизни, а человек, понявший себя, поймёт и меня.

Промозглый осенний ветер окончательно разогнал низкие облака, и над безмолвными улицами ночного города открылась драгоценная россыпь звёзд.
Я стояла посередине, украшенной пожелтевшими листьями осени улице и взгляд, брошенный в сторону, раскачивающейся и жутко скрипящей крышки фонарного столба, выражал пустоту и отрешённость. В такт ей скрипело моё сердце…
Какая- то безысходность накатила сразу, как только я переступила порог квартиры. Там я могла о чём- то упрашивать отца, или осуждать пьяную мать, а теперь, когда я решила уйти из дома, всё это казалось ничтожным и не имеющим значения. С осознанием того, что от моих дальнейших действий зависит вся моя жизнь, пришла неведомая мне до этого пустота, присущая обычно самоубийцам в последние минуты жизни.
Я остановилась в нерешительности, следя глазами за прыгающими по мокрому асфальту световыми бликами, неужели стоит отступиться?
Нет, я не хочу их больше видеть, не могу больше слышать их пьяные голоса, хочу просто умереть… нет лучше уж они… что б все они сдохли, сволочи!!!
«Нет»,- прошептала я, прислоняясь к каменной стене дома, «не надо».
И, заплакав, добавила: «Не могу я так, более не перенесу, ведь я просто человек».
«Человек?»,- спросил чей- то спокойный и от этого леденящий душу голос.
Я вздрогнула, едва подавив желание вскрикнуть, и уставилась на взявшегося невесть от куда позднего прохожего.
Одет он был немного необычно для этого времени года: чёрный как сажа фрак, брюки, и в до блеска (если вообще в осенней ночи можно что- либо рассмотреть) начищенных туфлях. Лицо его, пожалуй, выделяли лишь тёмные брови, на фоне бледного, но чересчур подвижного и живого лица, которое выражало умиротворение. Я сразу успокоилась и даже попыталась натянуть на лицо некое подобие улыбки.
Незнакомец ждал ответа, глядя мне прямо в глаза. Для устойчивости, а может, что бы не смущать, он принял такую же позу, облокотившись о стену; по лицу его скользнула ответная улыбка.
«Неужели я произнесла последние слова вслух»,- поразилась я своей беспечности, и уже обращаясь непосредственно к незнакомцу, ответила как можно спокойнее: «Не берите, пожалуйста, в голову, это я так… о своём…».
«Человек?»,- переспросил прохожий, «ты это о себе?».
«Да»,- тяжело вздохнула я, отводя глаза от его пристального взгляда, «Да, и человеку свойственно ошибаться».
«А ты, Надя, не думай об этом как об ошибке иле не ошибке»,- посоветовал он, перебирая в руках невесть откуда взявшиеся чётки, «может это просто судьба».
«Вы знаете моё имя»,- с округлившимися от изумления глазами вскричала я, «откуда?».
«Я знаю всё!»,- прищурив и без того маленькие кошачьи глазки, в которых разгорался какой- то странный огонёк.
«Вы какой- то странный, вам бы…»,- делая шаг назад сказала я.
«Красивое имя Надежда»,- перебивая меня, сказал человек, «Надежа – это от слова надеяться, так вот ты и надейся». С этими словами он сделал маленький шажок вперёд, восстанавливая тем самым первоначальное расстояние между нами.
«Ты лучше не старайся анализировать мои слова»,- заметил он, «Чтобы понять меня, нужно как минимум понять себя».
Я в жизни никогда не перед кем не терялась, даже когда в школе «наезжали» старшеклассники, всегда могла ответить так, что они сразу «отваливали», но сейчас слова и сам тон, с которым этот человек говорил со мной – всё это ставило меня в тупик.
Что- то не давало мне закричать, развернуться и уйти, наверное, я просто чувствовала, что он знает меня намного лучше, чем я себя. Его тон был не вызывающим и без сожаления. Он просто говорил, заставляя вдуматься, а пойму я или нет, это его, кажется, меньше всего волновало.
«Подумай о семье»,- круто меняя тему разговора, предложил собеседник, видимо определив моё молчание, как признак глубокого раздумья.
«Придя домой, загляни им в глаза, и в душу. И реши раз и навсегда чего ты хочешь от жизни». И затем, сделав паузу, добавил: «Природа не терпит противоречий!».
Что- то странное творилось в моей душе, я просто не могла постичь его слова и закрыв глаза, вздрагивая от холода, зло ответила: «У них нет души».
«Душа есть у всех»,- мягко сказал прохожий и подойдя вплотную погладил по голове. «Только у некоторых она злая, у твоих родителей она пустая, а у тебя душа холодная».
Надо же, как давно никто меня вот так не гладил по голове. Просто от одного прикосновения по телу расплылась радость и умиротворение.
«Я не холодная»,- с улыбкой, произнесла я, подняв взгляд, «я просто злая».
«Не правда»,- просто сказал новый друг, «Ты это сама ещё для себя не решила. Слова материальны, не решила – не говори!».
«Вот возьми, считай, что это подарок»,- в его раскрывшейся ладони возник маленький предмет, вроде монетка какая. Маленький жёлтый кружочек, испускающий, кажется, слабое свечение, словно солнышко. Блестит на ладони, переливается. А прохожий на меня испытующе смотрит и, видя, что я в решительности пододвинул ладонь ближе.
Какое- то радостное волнение охватило меня, спросила: «Что это?».
Лицо его сделалось вдруг серьёзным, выдержав паузу, он ответил: «Это метка истины, ничего не спрашивай, просто прими решение».
И сделав шаг в сторону, к растущим вдоль дороги клёнам, растворился в тени. Я даже вздрогнуть не успела, так быстро всё произошло.
И снова на аллею опустилась мгла и ветер, таскающий по асфальту мокрые листья, что- то провыл мне в насмешку. Я всхлипнула, повернувшись против ветра, и закутавшись в длинный, доставшийся от матери, плед побрела по улице.
Маленький жёлтый предмет грел мне руку, не давая забыть о себе.
«Всё таки что же это?»,- на мгновение эта мысль оттеснила в голове все другие вопросы, «…метка истины…главное реши…»,- вспомнила я слова незнакомца.
Нет, не понять мне его, не понять.
Я передёрнула плечами, как будто просыпаясь от глубокого сна. На время отметённые в сторону мысли о доме снова всплыли на передний план.
«Чёртова семейка алкашей, что б их!»,- зло проскрипела я зубами.
«Вот, вот»,- засмеялся где- то в глубине моего сознания внутренний голос, «только она всё же твоя, люби её».
«Да пошла она вся к чёрту!»,- мысленно послала я их всех.
«Где же твоя доброта и моральные устои? А Надя- Надежда?»,- заносчиво ответило моё второе я.
«Посмотри на их поведение, всё поймёшь, только не говори, что это любовь?»
«Не любовь!»,- согласился внутренний голос, «это простое бесцельное существование, но разве у тебя была к ним любовь?».
«Нет!»,- честно созналась я, «за что же их любить, я им совсем безразлична?».
«Правильно, давай. Выкинь их из своей жизни. БРОСЬ ИХ!!!».
«Как, куда, а главное зачем»,- вспомнила я, произнесённый незнакомцем вопрос.
«Серьёзный вопрос “зачем” », - подтвердил внутренний собеседник, «Главное в точку. Гораздо проще будет ответить на вопрос “как”».
«Ну и как же»,- спросила я себя, подбрасывая в воздух подаренный незнакомцем “жетон”.
«Просто убей их!»,- спокойно ответил холодный внутренний голос, «Забудь их, вычеркни из памяти, сотри!».
«Нет»,- сказала я, испугавшись своих мыслей. «Нет, нет, нет – они не стоят того, возможно, я их ненавижу, но опускаться до мщения; пусть живут!».
В очередной раз подброшенная “монетка” опять приземлилась в мою ладонь.
«Вспомни все обиды и унижения»,- прошептал кто- то внутри меня, «они не достойны жить, они выродки!».
«Но всё же, я люблю их как родителей»,- упорствовала я, чувствуя, что начинаю проигрывать спор.
«Чёрта с два ты их любишь»,- рычал внутренний соперник, «всё ты решила еще когда ушла из дома, уже поздно что- то менять. Ты согласна?».
«Поздно бывает только после смерти»,- подумала я, закрывая лицо руками.
«Нет, не правильны твои слова!!!»,- закричала я, отчаянно мотая головой, «Не могу я это решать, не могу, ведь я всего лишь человек, Боже, помоги мне».
«Схожу с ума…»,- беззвучно прошептали мои губы.
«Выбирай»,- вспомнились слова незнакомца.
«Знаешь, это символично»,- продолжал упорствовать внутренний враг, «Брось “монетку”, решаясь, и действуй!».
«Но…».
«Думаешь, ты вообще кому-нибудь нужна, а этот человек. Что он дал тебе? Деньги? Нет!!! Просто пустую игрушку!».
«А вот тут ты не права, сестрёнка»,- остановила я её мысли, «Я нужна, по крайней мере, самой себе, а это уже что- то».
«Разве я для тебя “сестрёнка”?»,- изумилось существо внутри меня.
«Да! Но тебе до меня далеко!».
Я подбросила “жетон” и стиснула зубы.
«Правильно»,- похвалил демон внутри меня, «всегда трудно сделать первый шаг. Бросай, живи свободно!».
«Не правильно»,- и жёлтый круглешочек вновь лёг в мою руку. «Они не любят меня, но это их жизнь, я буду любить себя, и мне на них наплевать!».
Но какая- то внутренняя сила снова подбросила “монетку”.
«Давай, не раздумывай»,- зазвенел в ушах противный голос моих мыслей, «Не разделавшись с прошлым нельзя идти в будущее».
«Враньё, можно, потому что я так хочу»,- закричала я что было сил, пытаясь поймать “метку истины”.
«П о д о ж д и, п у с т ь у п а д ё т, и п о к о н ч и м с э т и м !!!».
«Не – е – е – е – е – е – ет !!!»
Я поймала “метку истины”, злая же часть моей души позволила ему упасть.
Двое… Теперь нас двое… Тьма и Свет… Добро и Зло… Ты и Я…
Я посмотрела ей прямо в глаза.
«Ты ничтожество!»,- произнесла я, окидывая её взглядом с головы до ног, и это было сказано от чистого сердца.
«А ты слаба!»,- усмехнулась бывшая часть моего сознания.
«Во мне хотя бы есть душа»,- тихо ответила я, прислоняясь к холодной стене. Мне просто стало тепло.
«Душа есть у всех»,- поправила меня злая часть моего существования, откидывая назад, вьющиеся волосы, просто у некоторых она злая, у других пустая, а у тебя добрая».
«А у тебя она стала холодная»,- вздохнула я, отодвигаясь.
«Ну и пусть, зато она полноценная. Знаешь… я бы могла тебя уничтожить… но, как любое существо ты имеешь право на существование».
«Ты не человек!»,- произнесла я с отвращением.
«Возможно, но от этого ты не становишься лучше. Прощай!».
«Помни»,- сказала она, разворачиваясь, «нас двое, и мы познаёмся только в сравнении».
Я проводила её спокойным взглядом. Сердце билось ровно.
«Прощай… сестра»,- тихо сказала я, и мы разошлись в разные стороны.

Дорога плыла мне на встречу, а под ногами шуршала опавшая листва. Я шла навстречу восходящему солнцу, а в тьме ночи, позади меня, осталось всё то, что мучило меня последние годы. В душе была радость и умиротворение, немного хотелось танцевать, а что в этом плохого, я ведь всего лишь Человек.




Сентябрь 2002 г.
Тольятти


Рецензии
Рассказ удался и заслучивает внимания читателей.

Похващев Яков Григорьевич   11.12.2008 22:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.