Философия творчества 2

       2. Работа и суета.

«Во-первых, нужно понять природу действия и его природные течения; иначе расслабление невозможно. Даже если ты захочешь расслабиться, это будет невозможно, если ты не наблюдал, не исследовал, не осознал природы своей деятельности, потому что деятельность – это не простое явление».

Действие – это работа, оно приносит пользу, что-то изменяет в мире, в умах людей. Напротив, суета (Ошо называет её «деятельностью») лишь «создаёт рабочий вид», ничего не меняя. Когда человек суетится, он мелок, незначителен, условен. Он лишь кажется человеком, тогда как на самом деле он больше похож на пугало, которое кто-то дёргает за верёвочку, чтобы оно походило на живое. Обман зрения, и ничего больше.
 
Что отличает писателя от графомана? Писатель больше пишет, чем думает, а графоман больше мечтает и болтает об этом, в то время как реальные дела топчутся на месте. Он расходует свою энергию ненаправленно, хаотично. Помнится, ещё в «советские» времена был такой хороший лозунг – «ни дня без строчки». Об этом следует помнить, впрочем, с одним замечанием: строчки эти не должны быть формальными, пустыми. В них обязательно должен присутствовать сам творец, иначе получится суета.

Как можно это понять? Не знаю точно, но скажу за себя: когда я пишу хорошую вещь, я делаю немножко в  трансе, полуавтоматически. Субъективное ощущение при этом такое, будто в голове и груди повышена температура (можно назвать это модным словом «энергия», или «прана»), причём она не стоит, а переливается, движется. После того, как отрывок написан, я обычно не могу хорошо вспомнить, про что там было, и приходится перечитывать. У меня есть несколько стихотворений, в авторстве которых до сих  пор сомневаюсь. Ну не помню, когда я их писал, не помню! Да и не мог я так, вроде…

Если же я сочиняю заведомую лабуду, то дело происходит иначе. Я сижу, вспоминаю отрывки из произведений, которые мне чем-то нравились, смешиваю их, довожу до неузнаваемости, комбинирую, компилирую, снабжаю популярными «фишками», скрытыми и прямыми ссылками на того или иного автора, событие, символ и т.д.  Прилива «энергии» при этом нет, голова и сердце остаются холодными. Произведение это не вызывает удивления у меня самого: оно слишком узнаваемое, предсказуемое (в моём сознании), местами плохо «склеенное» (конечно, со стороны этого могут не заметить, но я то знаю), и вообще, оно моё, сработанное, «выдолбленное». Тогда так хорошее – чуть выше моих сил, как бы в соавторстве с неким духом, или, как раньше говорили, «музой».

«Действие исходит из молчаливого ума – и это самая красивая вещь в мире. Деятельность исходит из беспокойного ума – и это самая уродливая вещь в мире».

Пожалуй, лучше уже не скажешь. Приведу лишь такую аналогию. Есть в машиностроении такое понятие, как «система СПИД» (станок-приспособление-инструмент-деталь). Когда все звенья в этой системе устойчивы, система работает стабильно и выдаёт кондиционный продукт (готовую деталь). Ум (его оперативная часть) в данном случае выступает как своего рода программное управление станка - тела, в котором закреплён инструмент – рука, обрабатывающая деталь – текст. Если программа «глючит», станок ходит ходуном, резец «гуляет», деталь выходит с браком.

«Действие созидательно. Деятельность очень разрушительна – она разрушает тебя, она разрушает других».

Не углубляясь в дебри философии, применим это высказывание  в пределах литературы. Вот, человек начитался чужих произведений, подумал-подумал, ничего не придумал нового, но позавидовал автору и сказал себе: «Да чем я хуже – то?» Потом сел, и переписал всё то же самое, слегка изменив имена, ситуацию и начало с концом. Получилось клёво. Примерно так же, как контрольную у соседа по парте передрать. Что тут такого? Лишь бы сдать!

И «сдал», то есть, в нашем случае, слил в инет, или, если повезло, то «на бумагу». Создал видимость работы. Понизил тем самым «ценность» соседа, у которого «скатал» за что тот понёс определённые «убытки». Обманул редактора, обманул читателя, обманул себя («как, я ведь трудился, пот проливал, вы чё, ребята!»). В конечном итоге все недовольны: сосед – за то, что его не оценили по полному достоинству, редактор или критик за то, что не смог понять, где оригинал, и почему все пишут об одном и том же, сам «автор» за то, что его мало хвалят. Нет ему кайфа, нет удовольствия. Откуда он может знать, что удовольствие это появляется лишь от честного труда? Та самая «энергия», про которую я говорил раньше – вот она то и есть своего рода приз. А если её нет – дело худо. Хорошо, если есть  «осчасливливатель» какой-нибудь пол-литровый под рукой.  Дёрнул рюмку-другую, и нормально… Знакомая ситуация?

«Деятельность никогда не спонтанна, она исходит из прошлого. Может, ты накапливал её много лет, и вот, она взрывается в настоящем – неадекватно. Но ум коварен; ум всегда находит деятельности рациональные объяснения. Ум всегда пытается доказать, что это не деятельность, а действие».

Иными словами, разум писателю не союзник. Чтобы писать, не нужно думать. Чтобы писать, нужно ПИСАТЬ. Как только начинаются размышления, воспоминания, поиск «подходящего слова», творческий процесс прерывается.  То же самое, как ходить: будешь пытаться делать сознательно – и не поймёшь, как оно выходит, ещё и упадёшь. Это и есть влияние «деятельности».

Да, конечно, не всякий текст, что выходит из-под пера, бывает уместен и востребован обществом. Процент неприятия очень велик, ведь люди все разные. Но пока мы не касаемся вопросов «сбыта», пока мы разбираемся с технологией. Главное, чтобы текст был актуален для самого автора в тот момент, когда он его создаёт. Если же начинать думать о будущем и соотносить то, что делаешь с тем, что требуется другим, то есть подключать «большой» ум – пиши, пропало.

«Действие прекрасно, действие приходит, как спонтанный отклик. Жизнь требует отклика, в каждое мгновение ты должен действовать, но деятельность вмешивается в настоящее мгновение… Действие спонтанно и тотально».

Это значит, что в процесс действия человек вовлечён целиком, что называется, с ушами. Он делает то, что от него требует жизнь. Если жизнь требует, чтобы человек сходил в туалет, а он в это время пытается творить, у него ничего не получится. Согласны? Поэтому нельзя быть писателем наполовину, на четверть и так далее. Если ты писатель, то ты должен быть им весь. Если ты творец, то в каждое мгновение ты должен соответствовать своему названию. Нельзя думать о прошлом или забегать вперёд. Действие – оно происходит, как говорится, «здесь и сейчас». Это сложно, потому что требует «отключить ум». А ум сопротивляется этому и лезет, куда его не просят. Невоспитанный, своевольный европейский ум, который мы так часто ставим во главу угла – вот он то и тормозит процесс.

Есть и другие помехи, но о них чуть позже. Пока попробуйте закрыть глаза и попытаться ни о чём не думать. Совсем ни о чём. Ни об ощущениях, ни о прошлом, ни о себе, ни о других. Отключиться, не теряя сознания. Не выходит? Всё равно какие-то мысли в голову лезут? Конечно. Потому что мы к этому привыкли. Необходимо долго тренироваться, чтобы научиться освобождаться от них. На Востоке это называют «медитацией», и придают ей очень и очень большое значение.

Если сравнить мозг с компьютером, то можно провести такую аналогию: хорошо работающая машина не «тормозит» и не «виснет». Если это происходит, то, скорее всего оттого, что одновременно работают несколько программ: одна «официально», остальные сами по себе. Их «не просят», но они работают. Так и в нашей голове: совмещение нескольких дел в одно время ведёт к тому, что ни одно из этих дел не делается хорошо. Мощный компьютер, как и мощная голова, справится с этим, но большинство из нас «вооружены» далеко не самым совершенным «железом». Так что приходится пользоваться разными программами оптимизации: дефрагментация, проверка диска и т.д. В случае с мозгом, настройка происходит во время медитации.

«Деятельность – это твоё бегство от самого себя. В действии ты есть; в деятельности ты бежишь от себя – это наркотик. В деятельности ты забываешь себя, а когда ты забываешь, нет больше ни волнений, ни тоски, ни тревог. Именно поэтому тебе нужно быть постоянно активным, делать то или другое, но ты не в состоянии, когда не-действие в тебе расцветает и плодоносит… Найди для себя определение. Что является деятельностью, а что действием? Это первый шаг. Второй состоит в том, чтобы быть вовлечённым в действие, чтобы энергия двигалась в действие; а когда происходит деятельность, будь более наблюдающим, бдительным. Если ты осознан, деятельность прекращается. Энергия сохраняется, и та же самая энергия становится действием».

Длинная цитата, но она как раз иллюстрирует и поясняет то, что я говорил выше. Чтобы творить, не надо совершенно сходить с ума. Ум должен быть, но в тех границах, которые требуются для этого. Ни больше, ни меньше. Прошлое и будущее – лишние аспекты его приложения. Они рассеивают силу. А там, где недостаёт силы, недостаёт и всего остального. Это не работа. Это суета, халтура. А нужно именно работать. Тогда что-то, да выйдет.

(Продолжение следует).


Рецензии