Умница и Дура

      Настала весна. Время, когда пробуждается всё живое. Когда обостряются инстинкты и желания. Когда одно живое существо стремится дать жизнь другому. И во что бы то ни стало, имеет желание сохранить это стремление, защитить и обезопасить себя.
И одна из многих бездомных кошек решила прийти к людям за помощью и поддержкой. Она потянулась к людям. К людям, которые когда-то выбросили её из дома, как нечто им больше не нужное. Но она помнила доброту людей сильнее, чем те, кто забыл про неё, едва она перестала существовать в их доме.
Кошка ждала появления на свет котят. Это должны были быть её первые котята. И она волновалась. Ведь всё, что происходит впервые - непонятно, так как не знаешь, что это и как с этим жить. И, возможно, именно этот момент заставил кошку забыть про предательство людей.
Она пришла в одно из детских образовательных учреждений. Это была школа, где детей обучают петь, играть, рисовать, танцевать.
Кошка приглянулось вахтеру и всему педагогическому коллективу тем, что она была умна, чистоплотна, спокойна. Она вела себя как хозяйка, но ни одним своим жестом или поступком не обижала действительных хозяев учебного заведения. Поэтому кошку в школе так и назвали – Умница.
У неё всегда была миска с едой и водой. Каждый норовил её побаловать чем-нибудь вкусненьким. О чём же ещё может мечтать дворовое животное?!
Время незаметно шло. Живот у кошки всё больше и больше увеличивался в размерах. Срок приближался. Педагоги и родители стали волноваться. Они говорили, что у Умницы слишком большой живот. Что там, вероятнее всего много котят и ей самой их не родить. Что, скорее всего, нужно вызывать ветеринарного врача, чтобы он сделал животному кесарево сечение.
И вот однажды утром, к удивлению всех, кошки не нашли. Она пропала. Её искали по всей школе, заглядывая в каждый закуток. Искали и педагоги, и дети, и родители. Все сроднились с судьбой этой кошки. И каждый хотел принять участие в её жизни. Никто, видимо, не подозревал, что трогательная опека и забота может быть настолько навязчива, что от неё захочется просто уйти и спрятаться, отдав себя в руки природы.
Умницу искали весь день. И к вечеру её нашли в актовом зале под сценой.
Радость была двойной. Кошка родила котят. В свете фонаря пищали мокрые комки, которые Умница неторопливо вылизывала. Тут же пришла идея вытащить кошку с котятами. Сразу нашли коробку, обустроили её, положили туда мягкую подстилку. Кошка упиралась, но её тащили. Она не царапалась, но не кусалась.  Кошка просто молча боролась за своё право. За право быть наедине с самой собой. Но радостные люди не обращали внимания на её сопротивление. Глупое животное! Оно просто не понимает того, что её ждёт! Хорошая тёплая коробка вместо тёмного и сырого полуподвала! Комфорт, уют, забота и никаких проблем! Всеобщее обозрение, где каждый будет норовить подойти и поглазеть в умилении на счастливую мать и миленьких котят. Тем более что кошка никого не царапала и не кусала. А зря. Но она не могла причинить боль тем, кто дал ей приют и еду. И кошку вытащили. Ликование, радость! Все сбежались посмотреть. Несли молоко, колбасу и прочие лакомства. Говорили, посмеиваясь – кормящей матери необходимо хорошее питание. Но кошка вела себя беспокойно. Громко мяукала. А через час начала просто кричать. И только тогда поняли, что у неё родились не все котята. Внутри у неё остался ещё один котёнок. Но схватки прекратились. Кошку напугали, когда нашли её. И тут всеобщая радость закончилась. Люди начали осознавать свою глупость. Кто-то говорил, что нужно было всё-таки вызвать ветеринара, оправдывая свою человеческую суетливость. Кто-то говорил, что не нужно было лезть, так как животное есть животное и против природы не пойдёшь. Дебаты усиливались. И пропорционально их усилению усиливались мучения животного. Котята пищали, а Умница кричала всё громче и громче. Тогда люди вызвали ветеринара. Умницу вместе с котятами увезли в ветеринарную больницу. Ей сделали кесарево сечение, о котором говорили с самого начала сердобольные наблюдатели. Котёнок внутри оказался мёртвым. Ветеринар выписал лекарства, сказал, какие уколы необходимо ставить, а какие лекарства нужно давать ей пить и отпустил.
И Умница опять была окружена трогательной заботой. Вокруг с готовностью суетились люди. Каждый пытался внести свой вклад в общее дело. Кто-то ставил уколы, кто-то поил её из пипетки. Дело у кошки шло на поправку. За исключением одной маленькой детали. Поскольку Умнице сделали кесарево сечение, то ей ещё пришлось сделать и специальную операцию. И теперь это были её первые и последние котята, которым она дала жизнь. Больше у неё котят никогда не будет.
Люди были в делах - волновались и продолжали окружать заботой измученное животное.
А котята были прекрасны. Их было шесть и все разные. Два котенка были как далматинцы - белые в черных пятнах. Еще было два чёрных, один рыжий и один серый. Не хватало одного котёнка. Седьмого. Не всегда, видимо, цифра семь бывает счастливой…
Уже все забыли о том, что произошло, и стали предлагать котят своим знакомым и родственникам. Стремясь, как говорится, пристроить котят в «хорошие, добрые, заботливые руки».
Время шло, а котят не забирали. Кошка и котята перестали быть событием и стали чем-то обыденным. И уже кое-кто стал поговаривать о том, что это всё источник проблем и грязи. На это никто не реагировал и не воспринимал всерьёз. А громче всех это говорила школьная уборщица, когда в очередной раз мыла полы. Но самое главное, что в том кабинете, где стояла коробка, в которой жили кошка с котятами, она не убиралась. Эта уборщица не кормила кошку, не принимала участия в её лечении. Что побудило её так говорить, никто не знал.
И в одно прекрасное утро в коробке с кошкой нашли только двух котят. В коробке был чёрный и рыжий котёнок. Остальных четырёх не было.
Началась опять всеобщая суета. Люди стали искать котят. К обеду выяснили, что четырёх котят уборщица вместе с главным бухгалтером школы утопили в ведре с водой.
Как они сказали, чтобы котята не мучились, и у всех было меньше проблем. Это было настоящим шоком. Думали, что директор школы обеих уволит.
Однако всё сошлось на том, что уборщица, хоть поступила и жестоко, но работает за малую зарплату. И вряд ли кто-то на её место придёт. А главный бухгалтер – ей скоро на пенсию. Стоит ли человеку на старости портить жизнь по таким пустякам?
Таковы были аргументы людей. Конфликт был исчерпан. По-человечески и с пониманием.
Через неделю двух котят пристроили в чьи-то руки.
Умница три дня ходила по школе и громко мяукала, звала своих малышей, искала их по всем углам. Но ответом ей была тишина. Заботливая, трогательная тишина. Трепетная помощь превратилась в равнодушие, цинизм и жестокость. Или это и было своеобразным проявлением человеческой жестокости в извращённой форме? Или это была извращённая до неузнаваемости человеческая доброта?!
Не найдя своих котят, Умница исчезла. Она покинула школу также внезапно, как и появилась в ней. Никто не знал, откуда она пришла. Никто не видел эту кошку раньше. И никто не видел, как и куда она ушла. Животное больше не приходило в эту школу. И никто из тех, кто работал в этом учебном заведении и сеял доброе, разумное и вечное, больше никогда не видел Умницу. Она ушла так, как будто её не было никогда. Остались лишь у кого-то в добрых руках два котёнка. Рыжий и чёрный. Как издевательство. Ведь известно, что чёрным, как правило, не везёт. А всем рыжим везёт за двоих. Или за семерых…
Кто-то из педагогов школы сказал, что дура была наша Умница, раз пришла сюда за помощью.
    А в подъезд жилого дома, который находился возле этой школы, пришла к людям за поддержкой совсем другая кошка. У неё тоже должны были родиться скоро котята.
Стоит ли повторяться о том, как люди потянулись с мисками и лакомствами? И нужно ли снова говорить о людском умилении и радости от заботы о братьях своих меньших?!
Только эта кошка вела себя иначе. Чем ближе был назначенный срок, тем она становилась злее и агрессивнее. Она не давала прохода даже живущим в подъезде собакам. И когда хозяева выводили последних на прогулку, то кошка, которой дали приют, могла наброситься на собак и расцарапать их в кровь.
Потом она исчезла и дня три не появлялась. А через три дня жильцы подъезда увидели родившихся котят. Внизу, под лестницей в самом дальнем и тёмном углу. Но кошка никого не подпускала, отчаянно бросаясь на руки тех, кто пытался их приблизить к котятам. И эту
кошку прозвали Дурой за её характер и отношение к людям.
Котята подрастали, стали выползать и бросаться на собак и жильцов, если они проходили очень близко.
И тогда среди жильцов подъезда пошли разговоры о том, что эту кошку нужно убрать из их дома. Что она стала предметом грязи и опасности. Что пришёл конец всеобщему терпению и нужно всё это прекратить. Не хватало лишь малого – смельчака, который бы осмелился полезть в лапы к диким животным. И поэтому, дальше разговоров дело пока не заходило.
Впрочем, до этого дело и не дошло. В одно прекрасное утро кошки не стало. Она ушла.
Видимо, устав слушать разговоры про то, что она тут обуза и источник проблем…
Но как только кошка исчезла, среди жильцов пошли разговоры о том, какая, оказывается их Дура на самом  деле умница. А они сами ведут себя с ней жестоко.
А дня через три кошка стала приходить опять в подъезд. И приводила с собой своих котят. Они приходили для того, чтобы поесть. А, насытившись, уходили вместе с ней прочь.
Кошка нашла выход, удобный и для себя, и для людей. Она делала так, чтобы люди ощущали себя заботящимися о братьях своих меньших, но при этом не испытывали
дискомфорта от этих же братьев. Чтобы этот дискомфорт не стал опасностью для её собственной жизни и жизни её котят.
Такие, вот, два примера. Разное поведение животных. И одинаковое поведение людей.
Мы часто говорим друг другу, что нужно быть человеком. При этом подразумеваем под этим доброе, отзывчивое отношение. Чуткость, внимание, уважение, такт. Но вот в чём вопрос, - не слишком ли мы ударились в человечность?! Не ушли ли мы от своих корней – от
природы? И чем дальше мы уходим в свой комфорт, чем сильнее отгораживаемся от природы в своих бетонных и кирпичных сотах (пусть даже с индивидуальной планировкой и отделкой) или собственных домах, тем меньше понимаем своих собратьев. Как тех, кто ходят на четырёх лапах, так и тех, кто ходит пока ещё самостоятельно на двух ногах…
    Я думаю, что сейчас нужно быть не только человеком, а вспомнить, что ты ещё и животное. Животное, как элемент природы. А мы вносим в свою жизнь животных, как элемент своей городской, комфортной и обустроенной жизни, забывая о том, что мы сами
должны быть элементом природы и всеобщей связи. И чем больше у нас под рукой достижений науки и техники, тем черствее, жёстче мы становимся. Сеем вокруг себя доброту и заботу, как нам кажется, а на выходе наша забота превращается в жестокость и разрушение.
Мы забыли, что мы животные. Мы уже слишком стали людьми, чтобы оставаться добрыми друг к другу. Мы логичны в своем эгоизме до безумия. И поэтому становимся такими безумными и жестокими в своей логике. Мы перестаём воспринимать друг друга на запах, так
как его нам заменяют дорогой (или не очень) парфюм. Мы перестаём чувствовать друг друга кожей, сердцем и волосами на затылке, так как нам некогда заниматься
этими глупостями. Или просто не видим в этом нужды, так как получаем удовольствие уже совсем от другого восприятия.
Мы становимся автоматами, биороботами, стремящимися к тому, чтобы нам было максимально хорошо не заботясь, насколько хорошо другим рядом с нами.
Мы создаём свой мир, разрушая тот мир, в котором нам действительно может быть по-настоящему комфортно и гармонично.
Мы уже не замечаем того, что всё сильнее и сильнее погружаемся в виртуальность прогресса, которую себе создаём и в которой растворяемся всё сильнее и незаметнее, уходя от породившей нас реальности.
Мы уходим от своего начала и идём к концу, который сами себе и создаём. Стремясь к постоянному совершенству всего, что нас окружает, мы разрушаем настоящее совершенство.
Мы облегчаем себе жизнь физическую, чтобы потом страдать морально. Страдать в поисках того, чего нам не хватает. И не понимаем, что с каждым днём такого
движения вперёд, нам всё больше и больше не хватает одного – самих себя. Тех, от которых мы сами когда-то ушли. От тех, какими мы были. Чтобы прийти к тем, какими мы стали. И испугаться в итоге достигнутого результата…
Мы учимся друг у друга. А нужно учиться еще и у тех, кто ещё остался за гранью этой виртуальности. Не войдя в неё по причине того, что оказался, на наш взгляд, слишком несовершенным или глупым.
Но на самом деле это не мы их не взяли с собой в нашу виртуальность, а они сами не вошли туда. Не вошли для того, чтобы мы имели возможность убедиться в том, насколько их мудрость и необходимость может быть ненавязчива. В отличие от нашей навязчивой, человеческой эгоистичной доброты, которая потом часто оказывается самой обыкновенной банальной глупостью, порождающей после себя жестокость…

…а Дура ещё до сих пор приводит своих котят в подъезд. Приводит, чтобы накормить. А, может, ещё и для того, чтобы они на всю жизнь запомнили, что их может ожидать среди людей, если из них вырастут Умницы…


3 июня 2003 года


Рецензии
Понравились выводы...и чтобы быть людьми.действительно нужно учиться у животных тому..о чем мы давно забыли...

Инна   04.06.2003 09:13     Заявить о нарушении
Спасибо.
Удачи...

Валерий Крымский   05.06.2003 10:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.