Проблемы развития индивидуальной культуры
Законы развития индивидуальной культуры.
Импульсом движения человека по пути саморазвития служит несовпадение цельности и полноты внутреннего знания (известное представление о человеке как адекватной модели мира очень существенно для предлагаемой концепции) с грани-цами и характером каждой наличной ситуации. Внутреннее знание метафизично по своей природе и служит человеку интуитивным мерилом истины (это проявляется в ситуациях оценки и выбора, когда человек принимает решения на основе внут-ренней самоидентификации - «мое-не мое»). В этом смысле родившийся человек представляет собой с точки зрения культуры потенциальную возможность в чистом виде, обладающую механизмом внутренней самоидентификации и определенным творческим потенциалом (масштабом личности, величиной «духовного заряда»). Ситуация, сложившаяся в пространстве и потоке жизни на момент рождения чело-века (в природном, культурном, социальном, этническом, семейном планах) ста-новится отправной точкой, некой данностью для начинающегося движения. Меха-низмом этого движения является своеобразная резонансная пульсация взаимо-действия внутреннего мира человека с внешним, окружающим его миром в целом (чувство полноты жизни) и отдельными его явлениями (оттенки целостного чувст-ва). В момент такого резонанса (ситуация диалога, события) происходит «замыка-ние цепи»: «весь мир – конкретное явление - зона восприятия - целостное Я». В ре-зультате человек одновременно подтверждает себе реальность своего существова-ния в мире и получает опыт взаимодействия с конкретным явлением. Если ничто не нарушает целостности цепи, то опыт этот оставляет столь же целостное и адек-ватное смыслу события впечатление во внутреннем мире человека, а человек по-лучает не менее адекватное знание о явлении, отрефлектированное в границах по-лученного опыта (прикосновение к стеклу дает возможность обнаружить, что оно холодное и гладкое, а взгляд на него - что у него блестящая поверхность), о мире в целом и о способе контакта с миром и с данным явлением. Необходимым условием полноценности события опыта (целостности цепи) является свободный волевой жест человека (вход в ситуацию диалога). Именно соблюдение этого ус-ловия обеспечивает возможность со-бытия (смысловое ядро ситуации диалога) и адекватность и полноту рефлексии события (выход из ситуации диалога), а, сле-довательно, -возможность осознанного (на уровне и в способах, соответствующих этапу развития человека) и самостоятельного воспроизведения и использования полученного опыта. Свобода творческой воли может быть названа буквально по-стулатом развития индивидуальной культуры. Саморазвитие личности, таким об-разом, происходит через обретение именно самостоятельного в плане воли к дейст-вию (творческого) целостного индивидуального опыта (назовем это законом цело-стности и завершенности события опыта). Направленность творческой воли чело-века на освоение конкретного, определенного явления действительности (именно этого и именно в этот момент) определяется посредством интуитивного соотнесе-ния внешней ситуации с картиной внутреннего состояния (принцип наименьшего сопротивления или наибольшего соответствия выбираемого возможного события опыта уровню внутренней готовности к нему человека - выбор необходимого и достаточного, максимально «моего» события). Внешняя ситуация события опыта всегда абсолютно дополнительна по любым своим характеристикам соответст-вующим параметрам внутреннего состояния (закон дополнительности). Следую-щим законом развития индивидуальной культуры может быть назван закон со-хранения целостности индивидуальности. Смысл его состоит в том, что естествен-ное течение развития индивидуальной культуры представляет собой последова-тельное «перевоплощение» внутреннего интуитивного знания в багаж отрефлек-тированных впечатлений через получение целостного опыта (своеобразное посте-пенное перетекание бессознательного в сознательное - как в системе сообщаю-щихся сосудов). Индивидуальность человека представляет собой, таким образом, в духовном плане некое целое, в любой момент развития «количественно» соответ-ствующее величине «духовного заряда» и «составленное» из 2-х зон - зоны бессоз-нательного, интуитивного знания и зоны отрефлектированных впечатлений опыта - полностью дополняющих друг друга в границах целого. Речь в данном случае идет о ситуации «идеального», недеформированного процесса развития. Перечис-ленные 3 закона являются основными законами развития ин-дивидуальной куль-туры (в отличие от дополнительных законов - законов компенсации - которые включаются в случае полученных индивидуальностью деформаций, нарушений це-лостности или последовательности обретения опыта как защитные механизмы пси-хики и будут рассмотрены ниже при анализе проблем развития индивидуальной культуры).
Структура процесса развития индивидуальной культуры.
Вернемся к моменту начала движения индивидуальности по пути самораз-вития - моменту рождения человека в мир. Как уже было сказано, импульсом это-го движения служит несовпадение целостности и полноты внутреннего знания человека о мире, себе и своем, специфически-чело-веческом и индивидуально-личностном , способе взаимодействия с миром с частичностью «высвечивания» этого знания каждой конкретной ситуацией получения опыта. Причем ситуация получения опыта одновременно высвечивает и границы полученного опыта, и «знание о незнании» -»объем» того, что осталось в пределах зоны бессознательно-го (почти буквально как в компьютерной игре, где нужно открыть всю скрытую картинку, и постепенное открывание клеток фиксирует одновременно то, что уже известно, и оставшееся поле неизвестности). «Проверенные» опытом и отрефлек-тированные индивидуальностью «фрагменты» целостного внутреннего знания вы-ключаются из зоны активного освоения (в этом смысле они уже освоены) и пере-ходят последовательно в действие зоны технического освоения, зоны инструмен-тального использования и зоны автоматизма. Все перечисленные зоны принадле-жат пространству «сознательного» в духовном мире человека, при этом зона авто-матизма представляет собой смысловую оппозицию зоне активного освоения (по-следняя «включает» процессы рефлексии, в то время как первая их «выключает»).
Схема цикла получения опыта.
Этапы процесса развития индивидуальной культуры.
Вернемся снова к моменту начала пути. Рождение человека отмечает собой завершение формирования структуры его организма как целого и выход на сле-дующий виток развития (это можно сравнить с моментом создания единого госу-дарства из отдельных самостоятельных до этого княжеств - появляются границы целого, иерархия элементов структуры в направлении от границ к центру и обрат-но, сам центр и система связей, обеспечивающая функционирование).Теперь «контактной поверхностью» становятся реальная поверхность тела и система вос-приятия. Начинается этап освоения человеком диалога с миром через ощущения, который продолжается до момента сложения полной картины мира в границах возможностей механизма ощущений. Достигнув состояния полноты картины чув-ственных впечатлений, человек как бы рождается заново - он обнаруживает, что следы, продукты, получившиеся в ходе знакомства с миром, могут представлять отдельный интерес и предмет освоения. Картина впечатлений во внутреннем мире и материальные следы процесса ее создания (своеобразная картина впечатлений, полученных внешним миром от диалога с человеком) становятся материалом технического освоения, а человек переходит к процессу переосмысления картины впечатлений - в зоне активного освоения включается механизм воображения, а «контактная поверхность» становится двухслойной. Моменты смены психологи-ческих механизмов в развитии человека, ситуации открытия каждого следующего, еще более опосредованного уровня диалога с миром (то, каким именно образом, при каких условиях это происходит) представляют особый интерес для исследо-вания процесса становления индивидуальной культуры, т.к. в открытом виде ставят проблему среды становления - проблему диалога культур как необходимого компонента развития творческой индивидуальности. В этом проявляется специфи-чески человеческая черта - необходимость подтвердить себе и отрефлектировать собственную творческую природу ( по сути именно в достижении этого уровня и видится результат и смысл процесса творческого становления человека - в доведе-нии до состояния полноты картины фактов собственного творческого опыта и пе-реходе творческого процесса «из состояния активного освоения в состояние ос-воения технического», т.е. - в переходе в совершенно новое качество, по отноше-нию к которому все предыдущие этапы становления предстают как этапы форми-рования отдельных частей новой целостности, подобно процессам формирования организма по отношению к смыслу и моменту рождения).
Схема последовательности циклов.
Последовательность смены психологических механизмов (ощущения, во-ображение, абстрактное мышление, интуиция) демонстрирует процесс постепен-ного «отделения духа от тела» - переход от телесно-духовного синкретизма ро-дившегося ребенка через последовательное осознание («перетекание» бессоз-нательного в сознательное) структуры и механизмов воплощения (процесс пред-метного творчества, в котором происходит это последовательное осознание, по сути является «процессом обучения» этому воплощению, процессом передачи ми-ром человеку знания и навыков материального, телесного оформления духовных смыслов, а культурный «архив», созданный в процессе этого обучения, - как бы перевоплощенным телом человека, его двойником, зеркалом его духовной приро-ды) к состоянию полного самоосознания (осознания специфики собственной при-роды, своего предназначения в мире и своих специфических способов реализации этого предназначения), отлаженного диалога телесной и духовной сущностей чело-века, закончившего процесс культурного становления. Если отнестись к процессу развития индивидуальной культуры как к процессу проектному (как к процессу достижения, осуществления того образа результата, который как возможность и механизм «проверки на истинность» дан внутреннему знанию рождающегося чело-века, как к последовательному процессу создания культурной формы этого зна-ния), то в качестве его модели может быть предложена таблица-схема:
Методологическая таблица.
Структура и содержание предложенной методологической таблицы по-зволяют обозначить «выход» пространства индивидуальной культуры в сферу пространства культурного «архива» человечества: схема демонстрирует последо-вательность и характер функционирования культурного «архива» в качестве опытного материала в процессе развития индивидуальной культуры.
Проблемы развития индивидуальной культуры.
Смысловым ядром проблемного поля развития индивидуальной культуры является диалог культур - диалог, призванный обеспечить осознание и деятельно-стное освоение человеком специфики человеческой природы как природы твор-ческой. Поэтому первое, что необходимо отметить, говоря о проблемах развития индивидуальной культуры, - это тот факт, что все они принадлежат пространству отношений индивидуальной культуры, находящейся в процессе становления с одной стороны и существующей в обществе сложившейся системы культурных запретов и долженствований (пространств, закрытых для творческого освоения, или, напротив, к нему обязывающих и предписывающих способы этого освоения) с другой. Все, что находится за пределами этого пространства, не представляет за-труднений для опытного освоения с точки зрения возможности получения адекват-ного знания о явлениях. В данном тексте не представляется целесообразным при-водить историко-культурологическое исследование причин проблемной ситуации, сложившейся к настоящему моменту в культуре человечества (эти вопросы будут рассмотрены автором в тексте «Культура как тюрьма или искушение нормой», в данный момент еще не завершенном). Приведем только структурные закономерно-сти, создающие деформации процесса развития индивидуальной культуры. Любая возможность деформации естественного развития индивидуальной культуры свя-зана с нарушением принципа свободы творческой воли. Такое нарушение возника-ет в ситуациях, когда ребенку дается запрет на получение опыта, который ему не-обходим (например, классическая ситуация - ребенку не позволяют лепить из пла-стилина, рисовать красками или вырезать, потому что он не умеет аккуратно пользоваться материалом или инструментом - испачкает то, что пачкать нельзя, или поранится), - что задерживает развитие в границах зоны запрета, создает из-быточную волевую концентрацию вокруг этой зоны и, в зависимости от того, чей личностный масштаб или чья интуиция - взрослого или ребенка - окажутся силь-нее, либо плотина будет прорвана и запрет снят, либо в психике ребенка появится «мертвая зона» - опыт абсурда, блок, и компенсаторная волевая «выворотка» - прорыв не получившей естественного выхода творческой энергии обратно в зону бессознательного и создание зоны «негатива» - подсознания. Дети, испытавшие волевые деформации такого рода, в случае, если волевой конфликт со взрослым закончился поражением ребенка, теряют способность естественного проявления воли к творчеству и двигаются в ситуациях диалога культур воспроизводственным путем - через гипертрофию сферы освоения готовой языковой формы. Сфера ре-ального творческого поиска ребенка остается «за кадром» культурной коммуни-кации, не выходит в своих позитивных формах за пределы внутреннего мира. Если же поражение потерпел взрослый, то ребенок осваивает опыт силового воздейст-вия на ситуацию или воздействия хитростью (в зависимости от того, что именно привело ребенка к победе и снятию запрета) и в дальнейшем право на творчество будет для него ассоциировано с необходимостью преодоления, с дополнительной проблематизацией, а ситуация диалога культур - с соревновательными, «военизи-рованными» формами коммуникации. Другой полюс нарушения закона свободы творческой воли - навязывание ребенку преждевременного опыта. К ситуациям этого типа нарушений относятся прежде всего рационализации - введение извне за счет волевого нажима или образных игр со словом («соблазна») отдельных по-нятий или даже понятийных систем, еще не выводимых из реального опыта ребен-ка (примером может служить еще одна классическая ситуация из сферы изобра-зительной деятельности - требование к ребенку создавать изображение еще до за-вершения опыта создания чистых графем или сакраментальные вопросы:»Что это ты нарисовал?» при взгляде на продукт непосредственного освоения графического материала). Кроме рационализаций (преждевременного частичного прорыва в сфе-ру абстрактного мышления) возможны прорывы аналогичного характера в сферу любого из психологических механизмов высокого уровня, вплоть до преждевре-менного задействования механизма психической саморегуляции. Результатом та-ких прорывов становится внутренняя психологическая ситуация, зеркально соот-ветствующая ситуации реакции ребенка на неоправданный запрет: в месте про-рыва создается своеобразный волевой вакуум, который как «черная дыра» погло-щает с момента прорыва столько творческой энергии ребенка, сколько ее было затрачено взрослым на создание этого прорыва. Разовый прорыв внешней волей на уровень психологических механизмов, еще не требующих включения, ставит ре-бенка перед необходимостью с этого момента непрерывно «латать» образовав-шуюся во внутреннем мире «дыру», в силу чего процесс естественного развития нарушается в сторону схватывания смысловых характеристик явления без освоения способов его оформления, что в ситуации культурной коммуникации проявляется либо в гипертрофии языкового творчества (создании ребенком защитного «сло-весного кокона», выполняющего по отношению к внутреннему миру функцию связывания смыслового уровня происходящего диалога со смысловым уровнем «черной дыры» психики), либо в воспроизведении ситуации духовной агрессии. Рассмотренные примеры дают возможность сформулировать дополнительные, компенсаторные законы развития индивидуальной культуры и характеризовать особенности их функционирования. Для начала необходимо уточнить структур-ный смысл ситуаций возникновения волевой деформации: в любом случае - это неадекватность поведения взрослого (в данном случае речь идет о взрослости как о пребывании на более высоком уровне культурного становления) по отноше-нию к ребенку, которая проявляется в пределах от невнимания к состоянию внут-реннего мира ребенка через полное эмоциональное игнорирование факта его существования (состояние абсурда, духовного»ада») к «складыванию» на ребенка не относящегося к нему состояния внутреннего мира взрослого. В структуре цепи диалога такая неадекватность проявляется как «расслоение» пространства диалога в плане рефлексии (общаясь с ребенком, взрослый как бы обращается «сквозь» него к миру в целом, не «задерживаясь» на реальности самого ребенка, или на-оборот - за реальностью ребенка не замечает мира) и образования серии рефлек-сивных «коротких замыканий» с одной стороны и «нарушений контакта» с дру-гой. Характер и масштабы последствий такой ситуации для внутреннего мира ре-бенка зависят от прямого («количественного») соотнесения «величины» духовных «зарядов» взрослого и ребенка и соотнесения их «качества» (уровня гибкости, «самоуправляемости» внутреннего мира). В зависимости от конкретики такого со-отнесения впечатления, полученные ребенком, будут так или иначе освоены его внутренним миром и определенным образом начнут проявляться в поведении. Но в любом случае процесс освоения и дальнейшего «отреагирования» ребенком впе-чатлений «неправильного» диалога (а рефлексия факта «неправильности» проис-ходит неизбежно, в силу несовпадения характера произошедшего со смыслом внутреннего знания, как минимум на интуитивном уровне - как ощущение, что «что-то не так») развивается по определенным законам - законам компенсации. Законы компенсации представляют собой своеобразную «модификацию» законов развития индивидуальной культуры, обеспечивающую в конечном итоге про-странственный и временной «пересчет масштаба». Все впечатления, находящиеся за пределами наличных возможностей позитивного рефлексивного освоения (воз-можностей непосредственного перехода знания из сферы бессознательного через актуализацию в зоне активного освоения и рефлексию в сферу сознательного) со-бираются и «архивируются» в специально образующемся в результате «рефлексив-ных катастроф» пространстве внутреннего мира - пространстве подсознания. Подсознание собирает и классифицирует все однажды актуализованные, но не от-рефлектированные адекватно факты внутреннего знания и все впечатления свя-занных с ними ситуаций «недополученного» опыта. Это происходит по закону «до-страивания» пространства рефлексии до целого - важнейшему закону компенсации. Закон достраивания пространства рефлексии до целого может быть характеризован как компенсаторное дополнение закона сохранения целостности индивидуально-сти, как средство защиты этой целостности в ситуации рефлексивной катастрофы.
Схема действия механизма «достраивания».
Величина импульса волевого воздействия, под влиянием которого проис-ходит нарушение в цепи диалога, определяет, сколько творческой энергии при-дется тратить тому, кто подвергся этому воздействию, на дальнейшее сохранение целостности собственной индивидуальности (в случаях, когда сила воздействия превышает возможности защиты, человек теряет либо рассудок, либо жизнь). Соз-данное на энергии внешнего волевого воздействия (независимо от того, как строи-лось это воздействие - как избыточное или как недостаточное давление) простран-ство подсознания обладает качеством двойственности: с одной стороны оно - про-дукт самозащиты внутреннего мира человека и в этом смысле является средством спасения от худшего, с другой - оно становится «раковой опухолью» человече-ского духа. По смыслу - это «вбирание» во внутренний мир того внешнего воз-действия, которое не удалось освоить сразу, для того, чтобы попробовать разо-браться с ним «в более спокойной обстановке», но за необходимость такого раз-бирательства приходится расплачиваться постоянной затратой дополнительных сил, причем нарастающей, т.к. на уже состоявшееся событие «неправильного» диалога «наматываются» аналогичные следующие. Человек, ставший носителем «раковой опухоли» духа (это сродни понятию «одержимости»), в каждой ситуа-ции, напоминающей по смыслу ситуацию своего «заражения», воспроизводит на-рушенную структуру цепи диалога. Закон, под действием которого происходит такое воспроизведение, может быть назван законом отреагирования. По характеру своего действия он соотносится с законом дополнительности в сфере позитивного опыта и фиксирует прямое соответствие реализуемой при отреагировании роли (агрессора или жертвы) тому, насколько внешняя ситуация позволяет или диктует выбор роли.
Закон отреагирования (к закону дополнительности)
Закон фонового поля (к закону целостности и завершенности события опы-та)
Деформация действия воли
Как можно заметить, все законы компенсации описывают ситуации внеш-него воздействия на внутренний мир человека и образуют по отношению к про-странству позитивного, «правильного» опыта некий симметричный негатив. Та-кой же негатив они образуют и по отношению к пространству еще не актуализо-ванного знания.
Появление во внутреннем мире Проблемы, связанные с появлением в про-странстве внутреннего мира человека зоны подсознания, описаны многократно (достаточно обратиться к опыту исследований психоанализа или к «Дианетике» Рона Хаббарда). В данном случае речь пойдет о действии механизма подсознания и законов компенсации как о структурных явлениях культурной памяти особого рода - «воспоминаниях о будущем».
Проблемы культуры.
Методологические принципы обеспечения возможности недеформирован-ного развития индивидуальной культуры.
Методологические принципы коррекции.
Свидетельство о публикации №203061000132