Проблемы развития индивидуальной культуры

Концепция развития индивидуальной культуры основана на представлении о чело-веке как раскрывающейся возможности.  Родившийся  человек несет в  себе  новое,  еще не освоенное культурой знание о мире.  Это знание должно быть выражено,  освоено и встроено в уже существующую в культуре картину представлений как ее изменение. Процесс выражения,  освоения и встраивания нового знания в культуру или, другими словами, процесс творческой самореализации личности происходит по  своим  специфическим  законам.  Предлагаемый  вниманию текст посвящен  описанию  этих  законов,  описанию структуры и этапов процесса развития индивидуальной культуры, анализу проблем, с которыми сталкивается личность на пути своего становления, проблем, с которыми сталкивается культура,  если оказывается  неспособна  обеспечить нормальное протекание  процесса  развития  индивидуальных культур,  и описанию технологии возможного решения этих проблем.
Законы развития индивидуальной культуры.
Импульсом движения человека по пути саморазвития служит несовпадение цельности и полноты внутреннего знания (известное представление о человеке как адекватной модели мира очень существенно для предлагаемой концепции) с грани-цами и характером каждой наличной ситуации. Внутреннее знание метафизично по своей природе и служит человеку интуитивным мерилом  истины (это проявляется в ситуациях оценки и выбора, когда человек принимает решения на основе внут-ренней  самоидентификации - «мое-не мое»). В этом смысле родившийся человек представляет собой с точки зрения культуры потенциальную возможность в чистом виде, обладающую механизмом внутренней самоидентификации и определенным творческим потенциалом (масштабом личности,  величиной «духовного заряда»). Ситуация,  сложившаяся в пространстве и потоке жизни на момент рождения чело-века (в природном, культурном, социальном, этническом, семейном  планах)  ста-новится отправной точкой,  некой данностью для начинающегося движения. Меха-низмом этого движения  является  своеобразная  резонансная пульсация взаимо-действия внутреннего мира человека с внешним, окружающим его миром в целом (чувство полноты жизни) и отдельными его явлениями (оттенки целостного чувст-ва). В момент такого резонанса (ситуация диалога, события) происходит «замыка-ние цепи»: «весь мир – конкретное явление - зона восприятия - целостное Я». В ре-зультате человек одновременно подтверждает себе  реальность своего существова-ния в мире и получает опыт взаимодействия с конкретным явлением.  Если  ничто не нарушает целостности цепи, то опыт этот оставляет столь же целостное и адек-ватное смыслу события впечатление во внутреннем мире  человека, а человек по-лучает не менее адекватное знание о явлении, отрефлектированное в границах по-лученного опыта  (прикосновение  к  стеклу дает возможность обнаружить,  что оно холодное и гладкое, а взгляд на него - что у него блестящая поверхность),  о мире в целом и о способе контакта с миром и с данным явлением. Необходимым условием  полноценности  события  опыта (целостности цепи) является свободный волевой жест человека (вход в ситуацию  диалога). Именно соблюдение  этого  ус-ловия  обеспечивает  возможность со-бытия (смысловое ядро ситуации диалога)  и  адекватность и полноту рефлексии события  (выход  из ситуации диалога), а,  сле-довательно, -возможность осознанного (на уровне и в способах, соответствующих этапу развития  человека) и самостоятельного воспроизведения и использования полученного  опыта.  Свобода творческой воли может быть названа буквально по-стулатом развития индивидуальной культуры. Саморазвитие личности,  таким об-разом, происходит через обретение именно самостоятельного в плане воли к дейст-вию (творческого) целостного индивидуального опыта (назовем это законом цело-стности и завершенности события опыта). Направленность творческой воли чело-века на освоение конкретного, определенного явления  действительности (именно этого и именно в этот момент) определяется посредством интуитивного соотнесе-ния внешней ситуации с  картиной  внутреннего состояния (принцип наименьшего сопротивления или наибольшего соответствия выбираемого возможного  события опыта уровню  внутренней готовности к нему человека - выбор необходимого и достаточного,  максимально «моего» события).  Внешняя ситуация события опыта  всегда абсолютно дополнительна по любым своим характеристикам соответст-вующим параметрам внутреннего состояния (закон  дополнительности). Следую-щим законом  развития  индивидуальной  культуры может быть назван закон со-хранения целостности индивидуальности.  Смысл его состоит в том, что естествен-ное течение развития индивидуальной культуры представляет собой последова-тельное «перевоплощение» внутреннего  интуитивного знания  в багаж отрефлек-тированных впечатлений через получение целостного опыта (своеобразное посте-пенное перетекание  бессознательного в сознательное - как в системе сообщаю-щихся сосудов).  Индивидуальность человека представляет собой, таким образом, в духовном плане некое целое, в любой момент развития «количественно» соответ-ствующее величине «духовного заряда» и «составленное» из 2-х зон - зоны бессоз-нательного, интуитивного  знания и зоны отрефлектированных впечатлений опыта - полностью дополняющих друг друга в границах целого. Речь в данном случае идет о ситуации «идеального», недеформированного процесса развития. Перечис-ленные 3  закона являются основными законами развития ин-дивидуальной куль-туры (в отличие от дополнительных законов -  законов компенсации -  которые  включаются в случае полученных индивидуальностью деформаций, нарушений це-лостности или последовательности обретения опыта как защитные механизмы пси-хики и будут рассмотрены ниже при анализе проблем развития индивидуальной культуры).
Структура процесса развития индивидуальной культуры.
Вернемся к моменту начала движения индивидуальности по пути  самораз-вития -  моменту рождения человека в мир.  Как уже было сказано, импульсом это-го движения служит несовпадение  целостности  и  полноты внутреннего знания человека о мире,  себе и своем, специфически-чело-веческом  и индивидуально-личностном , способе взаимодействия с миром с  частичностью  «высвечивания» этого  знания каждой конкретной ситуацией получения опыта. Причем  ситуация  получения опыта одновременно высвечивает  и  границы  полученного  опыта,  и «знание о незнании» -»объем» того,  что осталось в пределах  зоны бессознательно-го  (почти буквально как в компьютерной игре, где нужно открыть всю скрытую картинку, и постепенное открывание клеток фиксирует одновременно то, что уже известно, и оставшееся поле неизвестности). «Проверенные» опытом и отрефлек-тированные индивидуальностью «фрагменты»  целостного внутреннего знания вы-ключаются из зоны активного освоения (в этом смысле они уже освоены) и пере-ходят  последовательно в действие зоны технического освоения,  зоны инструмен-тального использования и зоны автоматизма.  Все перечисленные зоны принадле-жат пространству «сознательного» в духовном мире человека,  при этом зона авто-матизма представляет собой смысловую оппозицию зоне активного освоения (по-следняя «включает» процессы рефлексии,  в то время как первая их «выключает»).
Схема  цикла получения опыта.
Этапы процесса развития индивидуальной культуры.
Вернемся снова к моменту начала пути. Рождение человека отмечает собой завершение формирования  структуры его  организма  как  целого  и выход на сле-дующий виток развития (это можно сравнить с моментом создания единого  госу-дарства  из  отдельных самостоятельных  до этого княжеств - появляются границы целого, иерархия элементов структуры в направлении от границ к  центру  и обрат-но, сам  центр  и система связей,  обеспечивающая функционирование).Теперь «контактной поверхностью» становятся реальная поверхность тела и система вос-приятия. Начинается этап освоения человеком диалога с миром через ощущения, который продолжается до момента сложения полной картины мира в границах возможностей механизма ощущений. Достигнув состояния полноты картины чув-ственных впечатлений, человек как бы рождается заново - он обнаруживает, что следы, продукты, получившиеся в ходе знакомства с миром,  могут представлять отдельный интерес и предмет освоения.  Картина впечатлений во внутреннем мире и материальные следы процесса ее создания (своеобразная картина впечатлений, полученных внешним миром от диалога  с  человеком)  становятся материалом технического освоения,  а человек переходит к процессу переосмысления картины впечатлений - в зоне активного  освоения включается механизм  воображения,  а  «контактная  поверхность»  становится двухслойной. Моменты смены  психологи-ческих  механизмов  в развитии человека, ситуации открытия каждого следующего, еще более опосредованного уровня диалога с миром (то,  каким именно образом, при каких условиях это происходит) представляют особый  интерес  для  исследо-вания  процесса становления  индивидуальной  культуры,  т.к.  в  открытом виде ставят проблему среды становления - проблему диалога культур как необходимого компонента развития творческой индивидуальности. В этом проявляется специфи-чески человеческая черта - необходимость подтвердить себе и отрефлектировать  собственную  творческую  природу ( по сути именно в достижении этого уровня и видится результат и смысл процесса творческого  становления человека - в доведе-нии до состояния полноты картины фактов собственного творческого опыта и пе-реходе творческого процесса «из  состояния активного освоения в состояние ос-воения технического», т.е. - в переходе в совершенно новое качество, по отноше-нию к которому все предыдущие этапы становления предстают как этапы форми-рования отдельных частей новой целостности,  подобно процессам формирования организма по отношению к смыслу и моменту рождения).
Схема последовательности циклов.
Последовательность смены  психологических  механизмов (ощущения, во-ображение, абстрактное мышление,  интуиция)  демонстрирует  процесс постепен-ного «отделения духа от тела» - переход от  телесно-духовного синкретизма ро-дившегося ребенка  через  последовательное  осознание («перетекание» бессоз-нательного в сознательное) структуры и  механизмов воплощения (процесс пред-метного творчества,  в котором происходит это последовательное осознание, по сути является «процессом обучения» этому воплощению,  процессом передачи ми-ром человеку знания и навыков материального, телесного оформления духовных  смыслов,  а  культурный «архив», созданный в процессе этого обучения,  - как бы перевоплощенным телом человека, его двойником,  зеркалом его духовной  приро-ды)  к состоянию полного самоосознания (осознания специфики собственной при-роды, своего предназначения в мире и своих специфических способов реализации этого предназначения), отлаженного диалога телесной и духовной сущностей чело-века, закончившего процесс культурного становления. Если отнестись к процессу развития индивидуальной культуры как к процессу проектному (как к процессу достижения, осуществления того образа результата,  который как возможность и механизм «проверки на истинность» дан внутреннему знанию рождающегося чело-века,  как к последовательному процессу  создания культурной формы этого зна-ния),  то в качестве его модели может быть предложена таблица-схема:
Методологическая таблица.
Структура и  содержание  предложенной  методологической  таблицы по-зволяют обозначить  «выход»  пространства индивидуальной культуры в сферу пространства культурного «архива» человечества:  схема  демонстрирует последо-вательность  и  характер  функционирования культурного «архива» в качестве опытного материала в процессе развития  индивидуальной культуры.
Проблемы развития индивидуальной культуры.
Смысловым ядром проблемного поля развития индивидуальной культуры является диалог культур - диалог,  призванный обеспечить осознание и деятельно-стное освоение человеком  специфики  человеческой  природы как природы твор-ческой. Поэтому первое, что необходимо отметить, говоря о проблемах развития индивидуальной культуры,  - это тот факт, что все они принадлежат пространству отношений  индивидуальной  культуры,  находящейся  в процессе  становления с одной стороны  и существующей в обществе сложившейся системы культурных запретов и долженствований  (пространств, закрытых  для творческого освоения, или, напротив, к нему обязывающих и предписывающих способы этого освоения) с другой. Все, что находится за пределами этого пространства, не представляет за-труднений для опытного освоения с точки зрения возможности получения адекват-ного знания о явлениях. В данном тексте не представляется целесообразным при-водить историко-культурологическое исследование причин проблемной ситуации, сложившейся к настоящему моменту в культуре  человечества  (эти  вопросы будут рассмотрены автором в тексте «Культура как тюрьма или искушение нормой»,  в данный момент еще не завершенном). Приведем только структурные закономерно-сти, создающие деформации процесса развития индивидуальной культуры. Любая возможность деформации естественного развития индивидуальной культуры  свя-зана с  нарушением принципа свободы творческой воли. Такое нарушение возника-ет в ситуациях, когда ребенку дается запрет на получение опыта, который ему не-обходим (например, классическая ситуация - ребенку не позволяют лепить из  пла-стилина,  рисовать  красками или вырезать,  потому что он не умеет аккуратно пользоваться материалом или инструментом - испачкает то, что пачкать нельзя, или поранится), - что задерживает развитие в границах зоны запрета,  создает из-быточную волевую концентрацию вокруг этой зоны и,  в  зависимости  от того, чей личностный масштаб или чья интуиция - взрослого или  ребенка - окажутся силь-нее, либо плотина будет прорвана и запрет снят, либо в психике ребенка появится «мертвая зона» - опыт абсурда,  блок, и компенсаторная волевая «выворотка» - прорыв не получившей  естественного выхода творческой энергии обратно в зону бессознательного и создание зоны «негатива» - подсознания. Дети, испытавшие волевые деформации такого рода, в случае,  если волевой конфликт со  взрослым  закончился поражением  ребенка, теряют способность естественного  проявления воли к творчеству и двигаются в ситуациях диалога культур воспроизводственным путем - через гипертрофию сферы освоения готовой языковой формы. Сфера ре-ального творческого поиска ребенка остается «за кадром»  культурной  коммуни-кации,  не выходит в своих позитивных формах за пределы внутреннего мира. Если же  поражение потерпел взрослый,  то ребенок осваивает опыт силового воздейст-вия на ситуацию или воздействия хитростью (в зависимости от того,  что именно привело ребенка к победе и снятию запрета) и в дальнейшем право на творчество будет для него ассоциировано с необходимостью преодоления, с дополнительной проблематизацией, а ситуация диалога культур - с соревновательными, «военизи-рованными» формами коммуникации. Другой полюс  нарушения закона свободы творческой воли - навязывание ребенку преждевременного опыта. К ситуациям этого типа  нарушений относятся  прежде  всего  рационализации - введение извне за счет волевого нажима или образных игр со словом («соблазна») отдельных по-нятий или даже понятийных систем, еще не выводимых из реального опыта ребен-ка  (примером  может служить  еще одна  классическая ситуация из сферы  изобра-зительной деятельности - требование  к ребенку создавать изображение еще до за-вершения опыта создания чистых графем или сакраментальные вопросы:»Что это ты нарисовал?» при взгляде на продукт непосредственного освоения графического материала). Кроме рационализаций (преждевременного частичного прорыва в сфе-ру абстрактного мышления)  возможны  прорывы аналогичного характера в сферу любого из психологических механизмов высокого уровня, вплоть до преждевре-менного задействования механизма психической саморегуляции. Результатом та-ких прорывов становится внутренняя психологическая ситуация,  зеркально соот-ветствующая ситуации реакции ребенка на неоправданный  запрет:  в  месте  про-рыва создается своеобразный волевой вакуум, который как «черная дыра» погло-щает с момента прорыва столько творческой  энергии ребенка,  сколько  ее было  затрачено взрослым на создание этого прорыва. Разовый прорыв внешней волей на уровень психологических механизмов, еще не требующих включения, ставит ре-бенка перед  необходимостью с этого момента непрерывно «латать» образовав-шуюся во внутреннем мире «дыру»,  в силу чего процесс естественного развития нарушается в сторону схватывания смысловых характеристик явления без освоения  способов его оформления, что в ситуации культурной коммуникации проявляется либо в гипертрофии языкового творчества  (создании ребенком защитного «сло-весного кокона»,  выполняющего  по отношению  к  внутреннему миру  функцию связывания  смыслового уровня  происходящего диалога со смысловым уровнем «черной дыры» психики),  либо в воспроизведении ситуации духовной агрессии. Рассмотренные примеры дают возможность  сформулировать  дополнительные, компенсаторные законы развития индивидуальной культуры и характеризовать особенности их функционирования. Для начала  необходимо  уточнить структур-ный смысл ситуаций возникновения волевой деформации:  в любом случае -  это  неадекватность поведения взрослого  (в  данном  случае  речь идет о взрослости как о пребывании на более высоком уровне культурного становления) по  отноше-нию  к ребенку,  которая проявляется в пределах от невнимания к состоянию  внут-реннего  мира  ребенка  через полное эмоциональное игнорирование факта его существования (состояние абсурда, духовного»ада») к «складыванию» на  ребенка не относящегося к нему состояния внутреннего мира  взрослого.  В  структуре цепи диалога такая неадекватность проявляется как «расслоение» пространства  диалога  в  плане  рефлексии  (общаясь с ребенком, взрослый как бы обращается «сквозь» него  к миру в целом, не «задерживаясь» на  реальности  самого  ребенка,  или на-оборот - за реальностью ребенка не замечает мира) и образования серии рефлек-сивных «коротких замыканий» с одной  стороны  и  «нарушений контакта» с дру-гой. Характер и масштабы последствий такой ситуации  для  внутреннего мира ре-бенка  зависят от прямого («количественного») соотнесения «величины» духовных «зарядов» взрослого и ребенка и соотнесения их  «качества» (уровня гибкости, «самоуправляемости» внутреннего мира). В зависимости от конкретики такого со-отнесения впечатления,  полученные ребенком, будут так или иначе освоены его внутренним миром и определенным образом начнут проявляться в поведении.  Но в любом случае процесс  освоения и дальнейшего «отреагирования» ребенком впе-чатлений «неправильного» диалога  (а  рефлексия  факта  «неправильности» проис-ходит неизбежно, в  силу несовпадения характера произошедшего со смыслом внутреннего знания,  как минимум на интуитивном уровне -  как ощущение, что «что-то  не  так»)  развивается по определенным законам - законам компенсации. Законы компенсации представляют собой своеобразную «модификацию» законов развития индивидуальной культуры,  обеспечивающую  в конечном итоге про-странственный и временной «пересчет масштаба». Все впечатления, находящиеся за пределами наличных возможностей позитивного  рефлексивного освоения  (воз-можностей  непосредственного перехода знания из сферы бессознательного через актуализацию в зоне активного  освоения и  рефлексию в сферу сознательного) со-бираются и «архивируются» в специально образующемся в результате «рефлексив-ных катастроф»  пространстве внутреннего мира - пространстве подсознания.  Подсознание собирает и классифицирует все однажды актуализованные,  но не от-рефлектированные адекватно  факты внутреннего знания и все впечатления свя-занных с ними ситуаций «недополученного» опыта. Это происходит по закону «до-страивания» пространства рефлексии до целого - важнейшему закону компенсации. Закон достраивания пространства рефлексии до целого может быть характеризован как компенсаторное дополнение закона сохранения целостности индивидуально-сти,  как средство защиты этой целостности в ситуации рефлексивной катастрофы.
Схема действия механизма «достраивания».
Величина импульса  волевого  воздействия,  под влиянием которого проис-ходит нарушение в цепи диалога,  определяет,  сколько творческой энергии при-дется  тратить тому,  кто подвергся этому воздействию,  на дальнейшее сохранение  целостности  собственной  индивидуальности  (в случаях, когда сила воздействия превышает возможности защиты, человек теряет либо рассудок,  либо жизнь). Соз-данное на энергии внешнего волевого воздействия (независимо от того, как строи-лось это воздействие - как избыточное или как недостаточное давление) простран-ство подсознания  обладает качеством  двойственности: с одной стороны оно - про-дукт самозащиты внутреннего  мира человека и  в  этом смысле является средством  спасения  от  худшего, с другой - оно  становится «раковой опухолью»  человече-ского  духа.  По смыслу -  это «вбирание» во внутренний мир того внешнего воз-действия, которое не удалось освоить сразу,  для того, чтобы попробовать разо-браться с ним «в более спокойной обстановке»,  но за необходимость  такого  раз-бирательства приходится расплачиваться  постоянной  затратой дополнительных сил, причем нарастающей, т.к. на уже  состоявшееся  событие  «неправильного»  диалога «наматываются» аналогичные следующие. Человек, ставший  носителем  «раковой  опухоли» духа (это сродни понятию «одержимости»), в каждой ситуа-ции, напоминающей по смыслу ситуацию своего  «заражения»,  воспроизводит  на-рушенную структуру цепи диалога. Закон,  под действием которого  происходит такое воспроизведение,  может быть назван законом отреагирования. По характеру своего действия он соотносится с законом дополнительности в сфере позитивного  опыта  и фиксирует прямое соответствие реализуемой при отреагировании роли  (агрессора  или жертвы) тому,  насколько внешняя ситуация позволяет или диктует выбор роли.
Закон отреагирования (к закону дополнительности)
Закон фонового  поля (к закону целостности и завершенности события опы-та)
Деформация действия воли
Как можно заметить,  все законы компенсации  описывают  ситуации внеш-него воздействия на внутренний мир человека и образуют по отношению к про-странству позитивного,  «правильного» опыта некий симметричный негатив.  Та-кой  же  негатив они образуют и по отношению к пространству еще не актуализо-ванного знания.
Появление во внутреннем мире Проблемы, связанные с появлением в про-странстве внутреннего мира человека зоны подсознания, описаны многократно (достаточно обратиться к опыту исследований психоанализа или к «Дианетике» Рона Хаббарда). В данном  случае  речь пойдет о действии механизма подсознания и законов компенсации как о структурных явлениях культурной памяти особого рода - «воспоминаниях о будущем».
Проблемы культуры.
Методологические принципы обеспечения  возможности  недеформирован-ного развития индивидуальной культуры.
Методологические принципы коррекции.


Рецензии