НА КРАЮ

NB. Инструменталы, упоминаемые в тексте, можно скачать на сайте gnoat.narod.ru. 


НА КРАЮ

Сразу за зрителями дверь с грохотом запирают. Темнота. В центре сцены на полу появляется ограниченный источник света. Кто-то сидит, полностью покрытый черным куском ткани на авансцене. Ограниченный источник света (керосиновая лампа) под тканью. “Кто-то” делает что-то, вроде как пишет что-то. Медленно зажигается слабый свет. На заднем плане (между двух колонн)  белый занавес.  Занавес не освещен. Обстановка сцены – больничная палата на одного: кровать, кувшин с водой, тумбочка, пара стульев. «Кто-то» высовывает голову из-под ткани – это оказывается молодая женщина лет двадцати пяти (в белой больничной одежде).
ЖЕНЩИНА. Наконец-то дали свет.  (УСИЛИВАЕТ огонь в керосинке и дописывает. До конца спектакля керосинка акцентированно остается на своем месте, несмотря на перемещения всех остальных предметов. Потом складывает в конверт, заклеивает. Относит к двери (к той, через которую зашли зрители) и кладет под дверь. Теперь видно, что на ней смирительная рубашка. На запястьях повязки, как если бы она резала себе вены.)
ЖЕНЩИНА.Они развязали меня вчера (смотрит под дверь). Письмо?
(Бежит и открывает конверт.) Он пишет, что скоро навестит меня…
(Раздаются звуки канонады.) Слышите? Это настраивают звук...
(Простыня освещается изнутри – видны тени музыкантов. Звучит вступление.  Вступление перерастает в ИНСТРУМЕНТАЛ 1 (BACHINA).  Тени двигаются, имитируя игру музыкантов (имитация продолжается во время всех последующих инструменталов). Женщина (актриса) сначала вслушивается, потом присматривается, чуть ли не принюхивается, имитирует движение теней музыкантов, начинает подпевать без слов. Заканчивается ИНСТРУМЕНТАЛ 1.)
ЖЕНЩИНА (Подходит к большому занавешенному предмету, похожему на стоячее зеркало).  Они не позволяют мне смотреть в зеркало. (Лукаво подмигивает зрителю – мол, я их перехитрила. Отдергивает покрывало – там грубо намалеванный портрет женщины с ангельскими крыльями в полный рост. Вглядывается в портрет, как в зеркало. Женщина с удивлением смотрит себе за спину и пытается нащупать крылья, но, кажется, не находит их. Пожимает плечами. Звучит  ИНСТРУМЕНТАЛ 2 (WAKING UP)  Во время песни Женщина передвигает свою скудную обстановку – делает перестановку. Это скорее мечтательно-депрессивный танец вокруг и на мебели. Нужен кто-то, мужчина, кому нужно создать убежище-гнездышко. Но – никто не приходит. Заканчивается ИНСТРУМЕНТАЛ 2.)
ЖЕНЩИНА (подходит к двери, пытается ее открыть, но не получается). Он обещал мне прийти. Да нет, вообще-то он ничего не сказал, да никто и не приходил, чтобы сказать.  Мне хоть слово. Хоть слово.  Но это должен быть он, кто пообещал бы мне... Пообещал бы мне что?  А здесь так безопасно... Даже уютно. Мы могли бы сидеть вместе... И заниматься чем-нибудь хорошим... (Звонит телефон. Она вздрагивает. Вскакивает. Телефон продолжает звонить. Ее напряжение возрастает, она носится по сцене в поисках телефона и в конце концов понимает, что телефон звонит в ее голове. Звучит ИНСТРУМЕНТАЛ 3. (DEAF PARROT) Женщина уже в отчаянии, что никто не приходит. Женщина смотрит «в зеркало». Ей не нравится, как она выглядит. Она словно видит себя в зеркале. Ощупывает свои спутанные волосы, с трудом расчесывает их. Ищет, чем бы сделать себе макияж. Смотрит на повязки на своих запястьях. Женщина засовывает палец под повязку на одной руке, потом на другой,  но крови нет. Ей нужна кровь для макияжа. Она развязывает повязки. Кожа чистая, на запястьях нет никаких шрамов. Это ее удивляет. Помедлив, она макает палец в «кровь» и «делает себе макияж».  Заканчивается ИНСТРУМЕНТАЛ 3. Слышны звуки канонады. Женщина бросается к двери и начинает стучать. Начинается ИНСТРУМЕНТАЛ 4 (MOURNING). Лейтмотив – «я хочу уйти». Видя, что дверь не открывают, Женщина начинает танцевать. Это танец против комнаты, но комната затягивает обратно. Как результат этой борьбы – внезапно заканчивается ИНСТРУМЕНТАЛ 4, и Женщина крушит все вокруг себя (уже проиграв в борьбе с комнатой, т.е. ломает обстановку своей палаты. ). Потом она бросается на «инструменты и музыкантов» - но останавливается перед занавесом. Она без сил опускается на пол. Рядом с ней полу лежит «зеркало», которая она бросила, когда крушила комнату. Она смотрится в него и смеется.  Смех переходит в плач. Женщина срывает  «зеркало» с подставки – на обороте изображена карта мира.  Плач утихает, как у ребенка. Ищет, куда бы повесить ее, хочет повесить на «стену» между сценой и залом. Карта падает. Звучит  ИНСТРУМЕНТАЛ 5 (INSOMNIA). Она загипнотизированно «путешествует по карте», показывает зрителям на Америку, произносит с акцентом разные английские слова, а потом внезапно рвет карту на клочки. Заканчивается ИНСТРУМЕНТАЛ 5. Звучит ИНСТРУМЕНТАЛ 6 (THE LAST ONE).  Женщина «смывает макияж» с лица водой из кувшина. В середине инструментала, разламывая подвесной потолок,  в зал на веревках спускаются  люди в камуфляже, с автоматами (еще несколько человек заходят через двери – откуда зрители, ошеломленные теми, кто прыгают, никого не ожидают.) Женщина пугается, однако люди в камуфляже не замечают Женщину. Пока идет инструментал,  они оглядываются, пристают к зрителям, а потом спокойно выходят через входную дверь, которая оказывается открытой. Заканчивается ИНСТРУМЕНТАЛ 6.)
ЖЕНЩИНА(Смотрит на распахнутые двери. Подходит к  двери, выходит наружу с удивлением, что это у нее получилось. Но, подумав, возвращается.  Ее что-то пугает, ей чего-то не хватает. Подходит к занавесу, чтобы открыть его и словно что-то сказать музыкантам, и срывает занавес. За занавесом – намалеванные фигуры музыкантов (басист, гитарист, клавишник, ударник + стойка для микрофона) Пораженная, Женщина подходит к синтезатору и тыкает в клавиши, потом идет к барабанам, два-три стука рукой, видит, что не получается, потом дергает басовую струну бас-гитары, пугается, и уже подчеркнуто, с паузой, не подходит к гитаристу – «даже и не пытаюсь». Подходит к микрофону, чтобы спеть. Пытается взять его, но тут начинается ИНСТРУМЕНТАЛ 7 (STARTING FROM A).  Визуальный конфликт между неподвижными намалеванными фигурами и музыкой поражает Женщину.  Женщина делает бумажных голубей из обрывков карты и пускает их под купол. Но все они падают обратно. Ей хочется следом за ними, она пробует веревку на прочность.  Начинает лезть, но тут заканчивается песня, и Женщина замирает. В этот самый момент сверху падает еще занавес, снова закрывая изображение музыкантов.)
ЖЕНЩИНА (резко прыгает вниз). А я знаю, что мне нужно. (Из-под купола спускается веревочная лестница – но она недовольно машет на нее рукой, и лестница падает вниз. Женщина вздрагивает. Пауза.) Я хочу пойти на рок-концерт. (Обнимает колонну, как если бы это был мужчина.) Всем можно, а мне нельзя? Все санитары пошли, все врачи пошли, все сестры. (Куча мужчин и женщин в белых халатах, испуганно озираясь, как если бы они ожидали выстрелов, проходит за занавесом (видны их тени) и присоединяются к зрителям. ) Нянечки тоже пошли. (Пауза. Приказным тоном) Нянечки тоже пошли!  (пара старушек нехотя и испуганно проходит тот же путь). Папа обещал возьму тебя на концерт. И не взял. Муж обещал – и не взял. Сын... (щупает свой отнюдь не «беременный» живот. Звучит ИНСТРУМЕНТАЛ 8 (JUMPING). Женщина изображает муки рожающей женщины, она рожает пустоту – и страдание оставляет ее. Заканчивается ИНСТРУМЕНТАЛ 8. Слышны вопли толпы на рок-концерте. Звучит ИНСТРУМЕНТАЛ 9 (HEART). Женщина берет керосиновую лампу, задувает ее, «проникает сквозь стену» в зрительный зал. ИНСТРУМЕНТАЛ 9 заканчивается, и Женщина вместе со всеми выходит из зала. Звуки толпы на рок-концерте перерастают в отдаленную канонаду.) КОНЕЦ


Рецензии
Как грустно это, Анар... Вот взять бы и разложить все по Фрейду! Хотя здесь и без Фрейда все невооруженным взглядом видно...(((

Ирина Стрелкова   14.11.2003 15:21     Заявить о нарушении