Интерлюдия

Период Гражданской войны 1918-22 годов не очень освещён историческими работами. Зачастую мы не имеем ничего кроме свидетельств сомнительного происхождения, а также пропагандистких веяний взывавших уничтожить старый мир. Что касается такого явления, как "унгерновщина" в периоде советской истории практически ничего не известно. В официальных исторических документах барон Унгерн фон Штернберг выступает, как литературный злодей, если вообще авторы о нём упоминают. На самом деле он является одним из основных персонажей в гражданской войне, даже не смотря на то что действовал он исключительно в локальных зонах. Но что он делал в этих зонах, что он планировал на будущее, - это затрагивало каждый кусочек мира и историю в целом. Мир был сейчас совершенно другим если бы мечты барона Унгерна воплотились в жизнь. Большинство из них было привязано к проблемам Востока и Запада очень актуальным, в связи с новой геополитической ситуацией. США ведёт захватнические войны среди Азиатских государств, а те в ответ изредка взрывают что-нибудь, надеясь, что это сохранит их культуру. Совершенно противоположное планировал Унгерн фон Штернберг: объединить Восток и Запад, при этом сохранить целостность их культур.
 Что же касается террора, в котором обвиняют барона, его режим был одним из самых жестоких среди белых войск. Стоит принять во внимание экстремальную ситуацию, в которой находился Унгерн и превосходство сил противника. Вся жестокость имела свои корни. В 1920-21 годах, когда белое движение было на исходе, а барон наоборот в ореоле славы, ему приходилось отдавать все свои силу, все свои чувства, всю волю, чтобы держать армию при железной дисциплине и боевом настрое.
 Белого террора, о котором мы можем прочитать в большинстве советских учебников и книгах, не было как такового, по моему мнению. Если что и было, то это действия атаманов, которые пытались поддержать боевой дух войска и помочь им выжить. Правда, не очень гуманными и современными способами, которые будут такими, если уж сравнивать с Продразвёрсткой или насильственным призывом в Красную Армию.
 В Большой Советской Энциклопедии про Унгерна можно прочитать следующее:
 "Унгерн фон Штернберг Роман Фёдорович (1886 -1921), барон, один из главарей контрреволюции в Забайкалье и Монголии, генерал-лейтенант(1919). В 1917-19 подручный атамана Семёнова. В 1921 фактический диктатор Монголии, его отряды вторглись на территорию Дальневосточной республики и были разгромлены. По приговору революционного сибирского трибунала был расстрелян".
 Что же он сделал такого, что заслужил, лютую ненависть большевиков? Сохранился доклад Дзержинского на одном из заседаний, где он высказывается: "Похоже Унгерн более опасен, чем Семёнов. Он упрям и фанатичен. Умён и безжалостен. В Даурии занимает ключевые позиции. Каковы его намерения? Вести наступления на Ургу в Монголии или на Иркутск в Сибири. Отойти к Харбину в Манчжурии, потом к Владивостоку, идти на Пекин и постановить на китайском троне Манчжурскую династию? Его монархические замыслы безграничны. Но ясно одно: Унгерн готовит переворот. На сегодняшний день это самый опасный враг. Уничтожить его вопрос жизни и смерти!"
  Позже, когда Хрущёв узнал о новом после ФРГ с фамилией Унгерн, он сказал: "Нет, был у нас один Унгерн и хватит!" Такова была слава фон Штернберга даже через 40 лет после "смерти".
 В некоторых буддистских сектах Унгерн до сих пор почитается, как бог Войны, махагала. При жизни эта вера была настолько сильна, что армии, в более чем десять раз превосходившие его Азиатскую дивизию по численности, бежали, увидев стяг со знаком "М2"(Прим. авт. - Михаил Второй. Унгерн был страшным монархистом, но не интересовался политикой, посему считал, что царствовать должен Михаил, отказавшийся от престола).
 Пули отскакивали от Унгерна. Правда, это или авантюристические махинации с холостыми патронами и подложенными пулями, неизвестно доподлинно, но после одного из штурмов казаки насчитали более 70 пулевых отверстий в седле и халате Унгерна.
 Зверства в военных формированиях так же стали легендой. Из-за них (а также за глаза, в прямом смысле) барона называли "маньяком".
 Известны речи Унгерна в которых сквозят слова именно махагалы, фанатика веры, защитника буддизма и непримиримого воина, который готов был сражаться до последней капли крови. Есть подозрения, что это слова параноика и шизофреника, тем не менее, мы встретили несколько упоминаний о том, что сам Роман Фёдорович не верил ни в какие суеверия и относился к происходящему, как к увлекательному приключению, искал власти и денег.
 Вот такая противоречивая личность, окружённая массой загадок.
 Постараемся собрать воедино все более-менее правдивые сведения об Унгерне фон Штернберге и разобраться, кем же он был на самом деле. Он был всем: и немецким бароном, и монгольским князем, и русским генералом, и настоящим казаком, но более всего он был интересным человеком, который сделал свою жизнь более чем интересной.


Рецензии