Возвращение

В Ньюкастле мы с Сашкой - Сашка, это старший брат моей Светки - потерялись. Когда я в Рединге покупал билеты на паром в Норвегию, меня заверили, что найти пристань - сущие пустяки. А я по неиссякаемой своей наивности поверил. С размаху вкатив в Ньюкастл после четырехчасового пробега из Лондона, мы сразу же запутались.

Английские города вообще рай для любителей решать головоломки. А вдобавок ко всему я так и не привык к левостороннему движению. Не оставляло чувство неловкости, все время хотелось что-то поправить и поставить на свое место. Попробуйте надеть брюки задом наперед... вот-вот, примерно так я себя и чувствовал, рассекая по дорогам Англии.

 Дороги эти, кстати, очень узкие, извилистые и без обочин. По неправильной стороне дороги вообще неуютно ездить, а без обочин дорога лишается еще какого-то важного элемента. Несколько раз, повернув, куда мне нужно, я, к своему великому удивлению, оказывался на встречной полосе. Корректные водители грузовиков, высунувшись из кабин, поливали меня отборным матом (в такие скорбные минуты я сохранял на лице улыбку японского дипломата). Впрочем, про себя не горевал, а искренне радовался. Во-первых, не размазали по дороге, а могли бы. Во-вторых, все-таки джентльмены, только словами чувства выражают. В России..., да, в России, оно, конечно, могло бы и по-другому обернуться...

Так вот, Ньюкастл. Какое-то время мы бестолково крутились по городу, тыкались в переулки, выезжали на улицы, потом вообще оказывались в тупике. В конце-концов вспомнилось, что нас с детства учили в тяжкие минуты идти к народу - он, народ, всегда выручит. Остановились у зачуханой автомобильной мастерской. Один из мастеровых тут же и с большой готовностью нам все растолковал. Оказывается нужно доехать до такой-то улицы, потом повернуть туда, потом сюда, потом вот эдак вроде как бы сикось-накось, и мы на верном пути.
 
Набросав на бумажке схему маршрута, двинулись в путь. Поскольку Сашка обладает неизмеримо лучшей, чем я способностью ориентироваться, он поехал первым. Крутнули туда, потом сюда, потом в туннеле, где дорога раздваивалась, я крутнул еще куда-то и увидел, как Сашкин «Вольво» быстро удаляется от меня по другой, отходящей в сторону, дороге.

Приплыли.

Выбравшись из этой коловерти, заехал на заправку, чтобы заодно обмыслить ситуацию. А ситуация, скажем прямо, сложилась своеобразная. За себя я не волновался, времени до парома еще достаточно, дорогу я спросил на заправке (действительно, если бы не наставления отзывчивого мастерового, все просто).

Но Сашка исчез во мгле тоннеля - не зная английского и без билета. У него с собой нарисованная схемка, но рассчитывать, что Сашка по ней найдет дорогу, было бы слишком оптимистично. Тем более, что схемка скорее изображает, как выбраться из Ньюкастла, а не саму дорогу к порту. Любезные труженицы турбюро как-то забыли упомянуть, что порт и город Ньюкастл - это две большие разницы.

Итак, наши визы заканчиваются на следующий день. Если пропадут эти билеты, других нам не достать днем с огнем (я и эти-то с огромным трудом купил). А Сашка исчез. Н-да...

Почему мы оказались в таком цейтноте? Говоря просто, подложило нам огромную свинью Шенгенское соглашение, которое приняли страны Общего рынка, пока мы самозабвенно трудились в Англии. Если раньше транзитные визы можно было сделать хоть за день до въезда в нужную страну, то теперь требовалось не меньше двух недель, о чем я, естественно, не подозревал и что мне очень быстро разъяснили в посольстве Бельгии перед тем, как выставить нас за дверь.

В результате такого пинка в зад со стороны европейского сообщества мне буквально в последнюю минуту удалось сделать транзитные визы в Норвегию и Швецию. На Финляндию времени уже не хватило. Махнув рукой, я понадеялся на классическое русское авось, а также на то, что, будучи здравомыслящими западными людьми, финны постараются как можно быстрее отделаться от залетных русских.

С билетами на паром через Северное море туго. Мне чудом удается схватить два места, скажем так, в тамбуре.

Ладно..., вернемся к Ньюкаслу.

К причалу я подъехал в настроении ниже среднего. Там уже очередь машин, но на паром пока еще не грузятся. Спрашиваю хлопца, который пропускает на пристань, не видел ли он «Вольво» с пристегнутым к переднему сидению огромным игрушечным медведем. Не видел...

Отогнав машину в сторонку, грустно размышляю, что можно предпринять. А действительно, что можно сделать, если двое русских, один из которых не знает английского языка, потерялись в незнакомом городе в последний день своего законного пребывания в Англии?

Через пять минут малый из будки подбегает к машине с сообщением, что только что подъехал мой брат. (Кстати, это совершенно чудесная черта западных людей. Так делают в Англии, так, скорее всего, сделали бы в Америке. В России, вполне возможно, сторож в будке просто отметил бы про себя, что вот, мол, и второй подъехал. Теперь посмотрим, встретятся они до отплытия или не встретятся. Ну, а что, и правда ведь интересно).

Обернулся - рядом с будкой стоит «Вольво» с медведем....

Сашка с разбегу набрасывается на меня с руганью. Почему-то особенно его завело, что я улыбаюсь. В середине гневной тирады приходится его прервать. «Мудак ты, братан. Вместо того, чтобы ругаться, лучше прикинь, в какой бы жопе мы оказались, если бы ты за этот час не приехал. Видишь, уже начинают загружать».

Сашка быстро заводится, но так же моментально и отходит. За счастливое воссоединение выкуриваем пару сигар из тех, что я взял в дорожку. Пристраиваемся за автобусом с английскими школьниками и катим грузиться в тушу парома. С попутным ветром в страну викингов...

Хотя лето очень жаркое, на пароме как-то сразу стало зябко. Из машины приходится выдираться в самом прямо смысле слова. Внутренность трюма разделена на узенькие дорожки для машин. Поэтому, добравшись до своего места, открыть дверь уже нельзя - перила не дают. Можно только чуть-чуть приоткрыть ее и могучим усилием выпихнуть себя наружу.

Вспомните пригородные электрички в часы пик..., когда вы в середине вагона и вдруг вспоминаете, что на следующей станции выходить. Вспомнили? Ну вот, и объяснять дальше не надо. Стойло для машин закрывается и до Норвегии доступа к машине не будет.

Туристический сезон в разгаре, и паром переполнен. Для таких бедолаг, как мы выделен кинозал. Главное не растеряться и постараться ухватить матрасы, а по возможности еще и одеяла с подушками. Ну, к этому не привыкать: прорваться, урвать, ухватить - это нам раз плюнуть. Да и пустяки все это - через несколько дней нам пришлось провести всю ночь, сидя на холодных пластиковых стульях на гигантском пароме, полном пьяных вдребодан финнов. Это уже на этапе Стокгольм - Турку. Не будем, однако, забегать вперед.

Обеспечив себя всем необходимым для безмятежного сна на полу кинозала, выходим на палубу. У соседнего причала серый военный транспорт. Туда грузят краном бронетранспортеры, а вдоль борта вытянулась очередь защитного цвета грузовиков. С интересом наблюдаю. Любопытно, куда это они собрались? Наверное, в Югославию...

И двинулись мы через Северное море.

Ночью выхожу покурить. Для конца июля на палубе просто холодина и моя зимняя пуховая куртка пришлась очень даже по сезону. Впереди прямо в море сверкает огнями нефтяная вышка, вдалеке еще одна, а за ней еще огни.

Берег Норвегии напоминает иллюстрации к сказкам. Масса островков. У многих причалы с катерками. Прямо лубочная картина. Крохотный островок, на котором есть место только для трех сосен, белого домика и пристани. И все каких-то очень ярких резких цветов - синее море, красная крыша домика, зеленые деревья, разноцветный катерок.

От пристани Ставангера все сразу вернулось на свои законные места - я еду по правой стороне, встречные едут по левой стороне. Кстати, ограничение скорости там 50 км. в час. Я бы сказал, что даже для неторопливых скандинавов это перебор.

Теперь остались сущие пустяки. Пересекаем Норвегию, потом Швецию, потом Финляндию (если только нас впустят туда без визы). Потом каких-то две тысячи километров и мы в родной деревне. Упаду на колени, со всхлипом прижмусь щекой к родной березке! М-да... Ну, а раз непьющий я, то просто буду отсыпаться.

Иллинойс
октябрь 1999 г.


Рецензии