Гоп со смыком - это будет кто?

ПОВЕСТВУЯ О "БЛАТНОЙ ЛИРИКЕ" в очерке "Аполлон среди блатных", писатель и старый лагерник Варлам Шаламов среди прочих босяцких песен упомянул одну:
Есть песни эпические - вроде отмирающего уже "Гоп со смыком"...
Варлам Тихонович в очередной раз оказался не прав. Бесшабашная песня "Гоп со смыком" не отошла в небытие. И до сих пор стоит только поставить любимую аудиокассету - из колонок польётся шикарный хрипловатый голос Аркаши Северного:
Гоп со смыком - это буду я,
Братцы, посмотрите на меня:
Ремеслом я выбрал кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
И тюрьма скучает без меня.
Родился на форштадте Гоп со смыком,
Он славился своим басистым криком;
Глотка у него здорова,
И ревел он, как корова, -
Вот такой был парень Гоп со смыком!..
Тот же самый Аркаша Северный одним из первых попытался растолковать происхождение выражения Гоп со смыком:
Что такое Гоп-со-смыком? Так в Одессе раньше называли скрипачей. Смык - это смычок. Но это ещё была и кличка известного вора-домушника, который под видом музыканта ходил по богатым свадьбам, и когда гости все напивались так, что им уже становилось не до музыки, спокойно очищал дом или квартиру.
Версия блестящая! Слово "смык" действительно имеет значение "смычок". Однако вовсе не его имели в виду весёлые "уркаганы"...
На самом деле выражение "гоп со смыком" связано с уголовной "специальностью" уркаганов - так называемым "гоп-стопом". "Гоп-стоп" - это уличный грабёж "на испуг", когда босяк внезапно налетает на жертву, ошеломляя её, обчищает (часто - с применением насилия) - и так же внезапно исчезает. Этот приём и назывался в старину "гоп со смыком". Слово "гоп", согласно "Толковому словарю" Владимира Даля, "выражает прыжок, скачок или удар..., гопнуть, прыгнуть или ударить". А "смык" в данном сочетании с "гоп" обозначает вовсе не смычок, а - согласно тому же Далю - является синонимом слова "шмыг" и образован от глагола "смыкнуть" ("шмыгнуть").
То есть "гоп со смыком" - это мгновенный наскок с ударом и быстрым исчезновением нападавшего. А реплика "гоп-стоп" была обращена непосредственно к жертве и означала требование остановиться. Примерно в этом же смысле она нередко используется и теперь: с целью обратить внимание на себя. Например - "Гоп-стоп, Дима, не проходите мимо!". Или в известной лагерной песенке:
- Гоп-стоп, Зоя,
Кому давала стоя?
- Начальнику конвоя,
Не выходя из строя!
Нынешнему читателю "гоп-стоп" более известен по знаменитой песне Александра Розенбаума: "Гоп-стоп, мы подошли из-за угла...".
А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: кто такой "гопник"? Ответ напрашивается сам собой: конечно же, уличный грабитель! В какой-то мере вы правы. Действительно, уличных грабителей называют и "гопстопниками", и "гопниками".
Однако нередко слово "гопник" используется совершенно в другом смысле. Так называют нищих, бродяг, бомжей. Возникло этозначение ещё до революции, когда в России существовали так называемые "Приказы общественного призрения" - губернские комитеты, в чьём ведении находилась забота о нищих, калеках, больных, сиротах и т.д. Эти несчастные содержались в специальных домах призрения за счёт земских средств. Так вот, "гопник" во втором значении тоже происходит от слова "ГОП". Только на этот раз оно расшифровывается как "Городское Общество Призрения" (от слова "призор" - забота, попечение). Выделяемых средств на помощь неимущим и бездомным не хватало и для сотой части этих людей. Большей частью они занимались бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством. Именно поэтому словом "гопник" вскоре стали кликать бродяг, оборванцев и нищих. Это значение сохранилось и после революции. Ещё в конце 20-х годов босяцкая братия называла ночлежки "старорежимным" словечком "гоп", а их обитателей - "гопниками", или "гопой". В "Республике ШКИД" Л. Пантелеева и Г. Белых молодая учительница, желая пригрозить не в меру расходившимся воспитанникам, грозно прикрикивает на них:
- Вы у меня побузите только. Я вам... Гопа канавская!
А рассказывая о странствиях одного из пацанов, авторы пишут:
Королёв всё лето "гопничал", ездил по железным дорогам с солдатскими эшелонами, направлявшимися на фронт.
Но и до сих пор "гопник"- бродяжка не списан в архив. Нередко слово это можно встретить на страницах книг и периодической печати. Вот, к примеру, рассказывая о нравах российских тюрем, Т. Дмитриева в очерке "Новый бунт женщин" пишет:
Точно так же, как бомжи, гопники, сидят люди образованные...
Правда, сейчас словечком "гопа" называют уже не бездомных побирушек, а место продажи спиртного и наркотиков. Да и то всё реже. А вот выражение "гоп-компания", видимо, обречено на жизнь вечную. Уж очень точное это название весёлого сборища людей не слишком серьёзных и надёжные, на которых лучше не полагаться в ответственном деле.
НО ВЕРНЁМСЯ К СТАРОЙ ПЕСЕНКЕ о басистом парне по кличке "Гоп со смыком". И вот в связи с чем.
В уголовном жаргоне существовало много обозначений смертной казни: "исполнить высшую", "послать во мхи", "пустить налево", "разменять за семь копеек", "отвесить девять граммов", "расшлёпать", "поставить к стенке", "хлопнуть"... Среди всех этих терминов не последнее место когда-то занимало выражение "послать на луну", "отправить на луну". В рассказе "Букинист" Варлам Шаламов спрашивает своего собеседника:
- Где же теперь эти врачи?
- Кто знает? На луне, вероятно...
Но почему же именно на луне? Вот когда родилось выражение "вывезти под Шмидтиху", его создатели понимали, что речь идёт о горе Шмидта под Норильском на Таймырском полуострове в Арктике. По рассказам и преданиям, здесь были закопаны сотни тысяч заключённых Норильского лагеря. Но ведь не вывозили же зэков для расстрела на Луну!
Всё объясняется просто. Происхождение выражения мы легко отыскиваем в уже упоминавшейся жиганской песенке "Гоп со смыком", герой которой так повествует о своей будущей смерти:
Если я неправедно живу,
Попаду я к чёрту на Луну.
Черти там, как в русской печке,
Жарят грешников на свечке -
С ними я полштофа долбану!
Правда, чекистские черти своим жертвам полштофа не предлагали...


Рецензии
В далёкие-предалёкие годы я жил в городе Сегежа , что находился в Карело-Финской ССР , и друг моего расконвоированного отца Семён Мендельсон , временно тоже бесконвойный , замёрзший за проволокой Сегежлага , дописывал куплеты к "Гоп смыку " . Осужденный по 58-й статье , Семён Мендельсон славился тем , что писал письма для уголовников на волю . В стихах и прозе . Много чего фольклорного осталось после Семёна .

Вот что он напел мне , восьми-девятилетнему шкету :

... Подошёл ко мне Ильиский :
- Здравствуй , Мишечка Лезинский ,
Выпьем с тобой пару кружечек пивца !
Пару мы , конечно , заказали ,
А потом до дюжины догнали ...
Выпили - подзакусилии ,
всю дорогу шли бузили ...
Игорёк толкнул меня сначала ,
Так , что меня сразу закачало .
Развернувшись на протуху ,
Ёбнул Игорька по уху ,
Так , что Игорь сразу охуел ...

Дальше не помню ...

Это Семёну Мендельсону принадлежит :

Есть в колхозе птицеферма ,
И другая строится ,
А колхозник видит яйца ,
Когда в бане моется !

Удачи тебе , коллега в поисках ! Но и то что ты сделал сегодня , восхищает .

Михаил Лезинский   31.01.2008 13:07     Заявить о нарушении
Михаил Леонидович,
по "Гопу" я написал целый трактат - любопытнейший, блин, весёлый и трагичный одновременно.

Но сейчас он сначала должен выйти в журнале "Неволя" у Наума Нима, где вообще у меня первоначально публикуются такие вещи.

Вот там есть отдельная главка и по поводу переделки, которую вы приводите.

Эксклюзивно для вас -
«Здравствуй, Васенька Гущинский!»
СУЩЕСТВОВАЛИ ПЕРЕДЕЛКИ «ГОПА» и вполне пристойные, без порнографии и мата. Одна из них посвящена популярным тогда актёрам – Игорю Ильинскому и Василию Гущинскому. Вот что пишет об этом известный филолог, исследователь уголовно-арестантского и уличного фольклора Владимир Бахтин в очерке «Гоп со смыком»:
«На популярный мотив создаются всё новые и новые произведения. Вот удивительная городская, наша, ленинградская песня, которая посвящена Игорю Ильинскому и Василию Гущинскому. Песня, конечно, не имеет под собой реальных оснований - это просто шутка, говорящая о любви ленинградцев к замечательным артистам. Текст мы восстановили по памяти с одноклассником В. Щеголевым.

Шёл я по проспекту Октября.
На улице стоять совсем нельзя.
Подошел ко мне Ильинский:
- Здравствуй, Васенька Гущинский!
Пойдем выпьем парочку пивца!

Парочку пивца мы заказали,
А потом за дюжиной послали.
Выпили и закусили
И домой пошли без силы,
Впрочем, в доску пьяны напились.

Васенька толкнул меня сначала,
И меня, конечно, закачало.
Но и я собрался с духом,
Ляпнул Васе тоже в ухо –
Васенька Гущинский мой упал.

Васенька Гущинский - мой партнёр.
Незаметно подошел мильтон.
- Ну, вставайте! - с нетерпеньем.
И похряли в отделенье –
И платите штрафу три рубля!

Заплатили штрафу три рубля.
Обещали дать нам всем вина.
Жена Игоря встречает
И по матушке ругает:
- Где ты, сволочь, пьяный напился?!

...Вот они идут и говорят,
А на них прохожие глядят:
- Это Игорь наш Ильинский,
Это Васенька Гущинский!..
- Пойдем выпьем парочку пивца!

Григорий Гейхман и Семён Лаевский - моложе нас, они вспомнили несколько иной, более короткий вариант. Драки друзей в нём уже нет. Зато есть стычка с милицией. Но сама конструкция, как и в первом случае, основана на бесконечном повторении выпивона:

Шёл я по проспекту Октября.
У пивной болтался я не зря –
Подошел ко мне Ильинский:
- Здравствуй, Васенька Гущинский,
Пойдём выпьем парочку пивка.

Парочку пивка мы заказали,
А потом до дюжины догнали.
Выпили, подзакусили
И домой поколбасили,
Оба в доску пьяны напились.

В этот нерешительный момент
Подошел ко мне легавый мент.
- Вы, товарищ, не бузите,
В отделение пройдите,
Заплатите штрафу три рубля!

Штрафу мы, конечно, заплатили,
А потом мы мента извозили...
Выпили, подзакусили
И домой поколбасили,
Оба в доску пьяны напились.

Кто такой Игорь Ильинский, и сегодня объяснять не надо. Но Василия Васильевича Гущинского забыли. Не по его вине, конечно. Не ко времени, не по времени был артист, смелый очень… Приведу слова нашего писателя-классика Л. Пантелеева, автора рассказов о беспризорниках и книги "Республика Шкид" (написанной совместно с Г. Белых): "Василий Васильевич Гущинский, или просто Васвас Гущинский! Кумир петербургской, петроградской, а потом ленинградской публики. Демократической публики, плебса. Ни в "Луна-парк", ни в "Кривое зеркало" его не пускали. Народный дом, рабочие клубы, дивертисмент в кинематографах. Здесь его красный нос, его костюм оборванца, его солёные остроты вызывали радостный хохот.
В. В. Гущинский - это мое шкидское детство, послешкидская юность"».
Замечательный куплетист, клоун-эксцентрик, исполнитель фельетонов Василий Васильевич Гущинский родился в 1893 году, в семье ярославских крестьян. Ещё до революции Гущинский начал работать в маске «босяка» и чуть ли не единственный сохранил её на эстраде вплоть до 30-х годов. Зрителю был близок рубаха-парень. Его сценический псевдоним «ВасВас» стал его вторым именем.
Артист-эксцентрик смешил уже своим внешним видом: наклеенным нелепым носом, стоящими дыбом остатками волос, обрамлявшими большую лысину, драным костюмом, но с хризантемой в петлице. Гущинский использовал цирковые трюки — загорающиеся глаза, светящиеся уши, ярко пульсирующее сердце. Большое место в творчестве Гущинского занимал куплет. Он исполнял «Фонарики», «Скажите вашей тёте», «Прыг да скок», написанные Яковом Ядовым.
Но уже к середине 30-х годов Гущинский вынужден расстаться с маской «босяка», которая шла вразрез с официальной эстетикой того времени. Он стал выступать в обычном костюме, читать фельетоны от своего лица, но прежнего успеха не имел. Именно поэтому создание песни можно датировать временем между второй половиной 20-х и первой половиной 30-х годов.
Возможно, куплеты первоначально были предназначены для исполнения со сцены дуэтом Гущинский – Ильинский, на что указывает сам текст: рассказ ведётся попеременно то от лица Гущинского, то от лица Ильинского. Позднее песню в народе сократили и адаптировали под одного исполнителя. В. Леонтьев в питерских мемуарах «Седьмая тетрадь» вспоминает: ".
«Решил пропеть на мотив “Гоп со смыком”. Не знаю, принадлежат ли слова Вас. Вас. Гущинскому.

Около Введенского канала,
Что гниёт у нашего вокзала,
Подошел ко мне Ильинский:
“Здравствуй, Васенька Гущинский,
Пойдём выпьем парочку пивца”.

Пару мы, конечно, заказали,
А потом за дюжиной послали…
Выпили, подзакусили,
Всю дорогу шли-бузили,
Потому что пьяны были мы…»

А потом песня Гущинский с Ильинским вообще исчезли из текста. Бахтин сообщает:
«…В 1990 году Елена Никитина, тогда редактор издательства "Советский писатель", подарила мне эту же песню, но с другими именами:

Шёл я по проспекту Октября,
И вся шпана глядела на меня.
Подошел ко мне Хмельницкий:
- Здравствуй, Сеня Городницкий,
Пойдем выпьем парочку винца!
("Парочку" правильно бы - "пивца", но так уж спето)

Мы, конечно, пару заказали,
А потом до дюжины добрали.
Выпили, подзакусили,
Всю дорогу шли - бузили,
Потому что пьяные мы были, да-да!

Ванечка толкнул меня сначала,
Да так, что меня сразу закачало.
Я собрался тоже с духом,
Съездил Ванечку по уху
Так, что наш Ванюша осовел.

В этот-то решительный момент
Подошел ко мне легавый мент:
- Гражданин, вы не бузите,
В отделение пройдите,
Заплатите штрафу три рубля!

Мы, конечно, штрафу не платили,
Взяли и легавого избили...

Песня становится всё более уличной, хулиганской и - грубой. Конечно, сложен этот текст на основе более старой и знаменитой песни об Ильинском и Гущинском. Кто такие Иван Хмельницкий и Сеня Городницкий, проживши в городе семь десятков лет, не знаю».
Новые времена – новые песни…

Фима Жиганец   31.01.2008 14:25   Заявить о нарушении
Интересное у вас исследование , но первоисточник куплетов сегодня вряд ли найти . Вот уж воистину , когда куплеты становятся НАРОДНЫМИ .

Вот пару слов о Семёне Мендельсоне :

НЕКТО ПО ФАМИЛИИ МЕНДЕЛЬСОН - отрывок из романа .
Мы с вами не будем проводить исследование, почему многие благоглупости, присущие евреям, связывают с польским городом Хелмом.
"Хелмер хохем" - говорят хасидские мудрецы. При том, в слово "мудрец" вкладывается большущая порция иронии. Лично я бы осмелился перевести эти слова так: тоже мне, ха-ха и ещё три раза ха-ха, мудрец!
Почему из Хелма? А я, извините-подвиньтесь, почём знаю! Знаю только, ещё - относительно древние пейсатые евреи утверждали на полном серьёзе, что несколько веков до них, наш земной шарик облетал Ангел и в руках, - ага, значит, кроме крыльев, Господь Б-г и руки ему приделал! - и в руках было по мешку. В одном из мешков находилась вся мудрость мира, - этот мешок Ангел держал в левой руке, ближе к сердцу, в другом - глупость, собранная со всего света.
По моим размышлениям, мешок, набитый глупостью, был намного вместительней, чем другой - с мудростью.
Скажем так, по современному, если глупость на земных весах тянула, примерно, на две тонны, то мудрости было не больше двух-трёх килограммов - мудрости во все времена не хватало!
Но это личное моё предположение и вы вправе, - глядя на себя в зеркало, - с ним не согласиться. Перефразируя фразу братьев Жемчуниковых и, примкнувшего к ним Алексея Константиновича Толстого, замечу: изучая историю - нельзя не удивляться!
Так вот, тот Ангел, - ещё тот ангел! - пролетая над Хелмом, выпустил , из руки, - той, что подальше от сердца! - мешок с набором всех глупостей мира, и содержимое мешка высыпалось на голвы хелмцев.
Уж не хелмцы ли подкинули россиянам выражение: "Ударенный пыльным мешком из-за угла?" В смысле - шлемазл.
Конечно, Ангел, оправдываясь перед Господом Б-гом, пытался сослаться на объективные причины: дескать, поднялся такой ураган, что он просто не смог удержать один из мешков.
- А - второй? - грозно спросил Бог.
- Второй я выпустил над морем-океаном... Ну, кой-что и на сушу попало, хотя и в малолюдные места - ураган был такой силы, такой мощи, что я...
Ураган так ураган! Не мог удержать, значит не мог! Если ему сам Господь Бог поверил, то я лично не могу сомневаться в честности Ангела...
И вот сегодня, когда я говорю "мудрец из Хелма", то он он вовсе не обязательно должен быть родом из славного польского городка, "мудрец" может оказаться родом из Севастополя, откуда я приехал в Израиль, или из Одессы, где я родился, а то из самого Нацерет-Иллита, где живёт мой друг и единомышленник Марк Азов, в своё время, достаточно много поработавший на Аркадия Райкина.
Евреи - такой уж народ, который, как никто другой - не мною подмечено! - может посмеяться над собою. И эта национальная особенность, помогает удержаться на крутых виражах истории. Истории, которая во все времена была неблагодарной к нашей нации.
А вот ещё одна история, которую рассказал мне хелмер-хохем, то есть, один чудак-человек из-под Бердичева...
Еврей не умел плавать и стал тонуть."Помогите! Спасите!" - стал он кричать во всю мощь своих лёгких.
Услыхал те крики городовой - раз "городовой", то сами понимаете, произошло это не сегодня и даже не вчера, произошло это при царе-императоре! - так вот, прибежал городовой на шум и увидел: тонет Мойша.
Городовой вздохнул облегченно:
- Нехай себе тонет жидок!
Понял тогда тонущий, что не следует ему ждать милостей от природы, и, выплюнув воду из-зо рта, завопил:
- Долой царя-живоглота и всю его полицейскую рать!
Городовой понял, что "абрам" и на этот раз его перехитрил, - "ну что за народ такой! Молча утонуть не может!" - надо спасать и спасать немедленно. Вон сколько праздношатающихся собралось на берегу, - обязательно "накапают", что еврей на самого царя словом покушался, а чин при исполнении мер никаких не принял!
Бросился городовой в воду, вытащил утопающего и ... посадил его в кутузку. То бишь, - в тюрьму.
Не знаю, чего не знаю, того не знаю, были ли те, рассказанные мною хасидские байки или не были, но то, что я сейчас собираюсь рассказать, было, было, было...
Я уже печатно рассказывал, что в те далёкие времена, ставшие для моих детей и внуков седой историей, я жил в ссыльном городе. С отцом, матерью и младшей сестрою Валей, которая живёт сейчас в Тират-Кармеле. Собственно говоря, это был не город, а маленький посёлочек Сегежа, что находился в Карело-Финской ССР.
А если быть совсем точным, то и не посёлок это был, а огромная строительная площадка, на которой трудились уголовники и "враги народа", - строился будущий гигант социндустрии, целлюлозно-бумажный комбинат имени товарища Сталина Иосифа Виссарионовича.
На этой стройплощадке трудился и мой отец, один из "врагов народа", но разговор сейчас не о нём...
Случилось это на одной из строительных площадок Сегежского бумкобината, на так называемой "бирже балансов и дров". Один зек из "врагов народа" Семён Мендельсон замерзал.
Я знал его, он был приятелем моего отца, и, когда его расконвоировали ненадолго, приходил к нам домой...
Сегодня, когда я выстукиваю на старенькой пишмашинке эти строки, во всём мире отмечается двухсотлетие Александра Пушкина, но впервые "это весёлое имя Пушкин" я услышал из уст Семёна Мендельсона. Он говорил моему отцу:
- Слышь, Лёнька, ты знаешь, о чём я себе сейчас подумал. Не Ленин виновник всех наших бед, не Сталин, не Ежов, а - Пушкин!
- Совсем сбрендил, Сёмка!
"Сёмка- поэт" как его называли зеки, был парадоксальным человеком. Это он сочинил куплетик, который потом получил широкое распространение:

Когда Ленин умирал, -
Сталину наказывал:
- Хлеб по карточкам давай! -
Мяса не показывай!

Или:

Есть в колхозе птицеферма
И другая строится!
А колхозник видит яйца,
Когда в бане моется!

И ещё много чего написал Сёма Мендельсон. За его весёлый нрав, его не только политические, но и уголовники уважали, - он же на волю за них письма писал! В стихах! Сентиментальный народ - уголовники...

- Причём здесь Пушкин, Сёма!?
- Э-э, не скажи! Это он первым выдвинул лозунг для всех нквэдэшников: "Души прекрасные порывы!".. Вот нас и душат...

И этот Семён Мендельсон замерзал на моих глазах.
Температура воздуха в те дикие и неправедные февральские дни 1938 года была зверской. Мендельсон замерзал не фигурально, а в самом прямом значении этого слова: его отмороженные пальцы на руках можно было запросто отломать. Не дай Мендельсону глотнуть спиртяжки, не разотри Мендельсона шерстяной тряпкой, да не оттащи его в тёплое помещение, - именно "оттащи", передвигать ногами он уже не мог, - кранты человеку!
И замерзающий Мендельсон вдруг хриплым, прокуренным, простуженным, но достаточно громким, чтобы быть услышанным, голосом закричал:
- Смерть фашисту Йоське Сталину! Йоське-собаке собачья смерть!
Отошли в сторону зеки, и уголовные, и политические: в свидетели бы не попасть! За такие слова, - вышка! Высшая мера наказания - расстрел! И свидетелям, слышавшим эти слова - рассстрел!
Один из зеков прошептал:
- В трюм попасть хочет - так называли карцер! - в тепло!..
Подбежал охранник - между прочим, охранников, как и в царские времена, заключённые называли городовыми! - засмеялся в лицо замерзающему человеку:
- А ты - хитрющий, жидок! Трюмануться захотел!? В карцер мы тебя не посадим, замерзай, жидовское племя!..
Замёрз Семён Мендельсон. И я, наверное, один сегодня знаю, где находится его могила. Номерная могила. Без имени и фамилии. Тем более, отчества.
И сегодня, когда я слышу по радиоприёмнику: "Марш Мендельсона! Марш Мендельсона!", я тотчас его выключаю.

+++

Отрывок из рецензии на роман-признание Михаила Лезинского, вышедшего в иерусалимском издательстве "S-PRESS" В 2000 ГОДУ "ЕСЛИ Б ИЗ МЕНЯ НЕ ВЫШЕЛ ПИСАТЕЛЬ - СТАЛ БЫ УГОЛОВНИКОМ"

Михаил Лезинский   31.01.2008 16:30   Заявить о нарушении
Интересная, видать, книжка...

Фима Жиганец   01.02.2008 13:25   Заявить о нарушении
С огромным удовольствием прочёл не только саму статью о гопоте всех времён, но и переписку с Михаилом Лезинским, к сожалению, уже оставившим нас.

Ааабэлла   18.04.2024 15:38   Заявить о нарушении
Земля ему пухом... Жаль, очень жаль.

Фима Жиганец   18.04.2024 18:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.