Зачарованные ворота сказка Альхамбры

                для маленькой Нунэ
         
         На вершине одного из холмов Гранады возвышается величественная крепость с садами и  городом дворцов арабских правителей султаната Эль-Андалуз династии Насридов. Вы уже поняли, что это другое название Андалусии. В этой земле странным образом переплелось арабское и готическое.  Местное население имеет восточную страсть ко всему чудесному и волшебному, здесь как на мусульманском востоке, и по сей день, любят рассказывать сказки, связанные с тайными знаниями и заклятиями берберов, замурованными в крепости сокровищами  Насридов и скитающимися по крепости призраками мавров.
       Завоевание берберов, шедшее от Гибралтара до Пиренейских гор, было настолько молниеносным и блестящим, что остается удивиться, отчего улицы Парижа и Ниццы не сверкают великолепием мусульманских мечетей и дворцов. Столь же внезапно померкло это сказочное могущество арабских султанов и халифов. Пожалуй, история не знает примера другого столь же полного истребления народа как истребление мавров испанской инквизицией. Где они, сильные правители и мудрые звездочеты, арабские волшебники и дервиши, шествующие путем познания-путешествия, собравшие знание Шумер, Египтян, Ассирийцев и Вавилонян? Никто не ответит вам. Изгнанные остатки некогда могущественной и богатейшей культуры  рассеялись среди африканских варваров. Но остались их сказки, их песни, их легенды, столетиями передаваемые из уст в уста под страхом смертной казни.  Все эти обстоятельства,  стремительный расцвет и гибель империи, ни раз порождали догадки о неком фатуме или роке, довлеющем ее мистической судьбе.            
        Одна из самых замечательных легенд Альхамбры связана с воротами башни, открывающей главный вход в крепость. Вход в башню предворяет изящная подковообразная арка. Если мы подымем голову и внимательно присмотримся, то увидим в центре нее выгравированную ладонь. Сделав еще несколько шагов вглубь арки, опустим голову, перед нами предстанет гигантский ключ, вылепленный на замковом камне.  В многоязычной речи экскурсоводов вы почерпнете сведения об этих символах Ислама: ключе – символе веры, который противопоставляется христианскому кресту, и руке – символу учения пророка. Учение и вера должны были защитить Гранаду и провести ее через столетия нетленной.
    Но, как всегда, с тем, что говорят во всеуслышание идет рука об руку  то, о чем из поколения в поколение молчат, или нашептывают так тихо, что расслышит  разве только ветер, гуляющий в башнях Альхамбры, а может это он сам веками шепчет эту легенду розам садов Дженералифе. Шепчет о том, что мавританский царь, основавший и выстроивший Альхамбру, хотел достичь в ней земного совершенства и сделать вечным раем на земле. Был ли сам он  магом, купил ли знание у странствующего дервиша ценой страшной жертвы или продался дьяволу, но магическое заклинание было встроено, вмуровано в саму крепость, чтобы сделать ее неподвластной бичу времени.  Заклинание состояло в том, что крепость выстоит и в землетрясениях и в битвах, и тогда, когда падет слава Аллаха и Пророка его, и Гранаду наводнят христиане.  Заклинание останется в силе до тех пор, пока рука на верхней арке не протянется вниз и не достанет ключ. Тогда по мановению той же руки с ключом крепостные стены и дворца превратятся в руины, розы высушит ветер, и ключ отомкнет  все спрятанные в крепости  сокровища Насридов.
     Но покуда,  входя в крепость, мы все еще возводим взгляд к небу и видим ладонь --символ учения пророка, делаем еще шаг вперед и преклоняем голову перед ключом -- символом веры мусульман, благословением Аллаха или магическим заклинанием?
       О чем же нашептывает эта вторая легенда?
О том, что у того города дворцов, который предстает перед нашими глазам, есть  двойник, «мнимый» город, на котором лежит магическое заклятие. Его построил мудрый дервиш по просьбе  гранадского султана, руководствуясь Книгой Соломона и мудростью египетских жрецов. Поскольку султан просил о крепости, которая бы надежно защищала его от наступающих христиан, то дервиш  воссоздал виденное им во время странствий по Ирану чудо – город дворцов Шеддада то являющийся, то исчезающий в безбрежной пустыне.  Такой флуктуирующий город-крепость был бы неуязвим для противников,  т.к. обладал более, чем одной степенью реальности. Стратегия же  христианских воинов, как и этос христиан вообще, напротив, предполагал  удержание единственной степени реальности, отметая все прочее в область «кажущегося». Вся эта европейская тактика «обнаружения цели, атаки и поражения» рассчитана  только на, что подпадает под прямой взгляд и совершенно игнорирует то, что происходит в области бокового зрения. Поэтому лучшим ответом на просьбу султана было создание города –двойника, или города двойников, или, как сказали бы христиане, кажущегося дворца. 
      И вот, когда все было готово, дервиш повел своего повелителя в созданную им реальность города двойника или города двойников. Но ни сияющих в вышине башен, ни  теряющихся в своих отражениях  в зыбких водах бассейнов дворцов, ни садов, ни тенистых аллей, убегающих вверх по склонам горы, не было видно.
     -- Это тайна, сохраняющая город в неявленности обыденному сознанию, -- сказал дервиш. Ничего нельзя будет увидеть, пока ты не пройдешь скованные чарами входные ворота, с встроенными в них и хранящими город талисманами – рукой и ключом. Покуда рука не протянется и не схватит ключ, никто, кроме тебя  не будет в силах завладеть реальностью твоего города. Султан уже предвкушал  зрелище, готовое предстать перед его глазами, как межу ним и дервишем возник      
какой то спор: то ли вознаграждение, которое попросил дервиш за свое колдовство, показалось ему слишком велико, то ли они не поделили какую-то наложницу султана, но люди говорят, что разгневанный дервиш вдруг куда-то исчез, а эмир так и остался в недоумении стоять перед воротами.
          В народеjодни называют это место  La locura del Rey – сумасшествие короля, другие --El Paraiso del Loco – рай сумасшедшего.  Говорят, что и по сей день, когда солнце садится, и реальность дня  меркнет,  можно видеть закутанную в плащ фигуру старого дервиша, медленно, опираясь на посох, испещренный египетскими иероглифами и исламскими имагинатами, он проходит зачарованные ворота  и исчезает в реальности своей крепости. Говорят, что иногда он берет себе в спутники зачарованных красотой Альхамбры странников. А в полночь на кануне  дня Святого Хуана под лунным светом можно увидеть выходящих из ворот мавританских королей, шествующие войска и танцующих наложниц.
      Несколько столетий спустя в одной из  далеких от Испании варварской стран жил поэт. Вдохновленный сюжетом этой легенды, он написал свою последнюю сказку «Сказку о золотом петушке».   


Рецензии