Два письма о фламенко

      Два письма о фламенко
 (или о трех покровителях творчества: ангеле, музе и дуэнде)

А: 
   Света, я в Севилье. Видел фламенко: гитарист –рыжебородый мужик с гутаперчивым  лицом и голосом , казалось исходящим из сердца, или, скорее, нутра. Дивной красоты танцовщица. Как описать ее движения? Если бы человек от большого горя вдруг принялся танцевать, при этом, пытаясь быть необычайно сдержанным… или то же при вспышке ярости или гнева..—необычайная аскеза аффекта.
……………………..
Берберская, арабская и цыганская кровь

С:
   А, может быть, это совсем иная работа с аффектом. Чуть было не написала «со своими аффектами», что, конечно белеберда»: Аффект завладевает нами, и мы уже себе не принадлежим, «не владеем собой». Вот именно, «берберская, арабская и цыганская кровь»…. Лорка пишет о том особом состоянии танцора фламеко: «..дуэнде не появиться, пока не почует смерть, пока не переступит ее порог, пока не уверится, что всколыхнет те наши струны, которым нет утешения и не будет…».
Фламенко танцуют, как нас учили,  ни с музой, ни с ангелом, а с дуэнде. Различие касается самой сути творчества…Вся  европейская система благодати творчества: аскезы, восхождения к абсолюту,… здесь рассыпается. К дуэнде не возводят очи.  С ним сходятся в поединке или схватке как на корриде с быком. Когда в воздухе запахнет смертью, когда ангел и муза бегут, приходит дуэнде, чтобы ранить. Христианскими аскетами составлено множество систем восхождения к абсолюбу. Но к дуэнде скорее нисходят, как нисходят к миркаве иудеи, или еще дальше, в глубь веков, как  нисходит в «Страну без возврата» Инанна, мертвея…Дуэнде не от бога единого… Его надо будить самому, в тайниках крови, обращаясь к какому-то  гораздо более древнему архе.    
         «Дуэнде, ангел и муза есть в любом тскусстве и в любой стране. Но если в Германии почти неизменно царит муза, в Италии – ангел, то дуэнде бессмертно правит Испанией…Страной распахнутой для смерти».
       Монах и субтильный художник строят лестницу в небо, чтобы бежать от мира.
Дуэнде – всегда в миру, или, точнее, на миру, где смерть красна. Оно не приходит без смерти.
    «Великий андалузский артист Мануэль Торрес сказал одному певцу: У тебя есть голос, ты умеешь петь, но ты ничего не достигнешь, потому что у тебя нет дуэнде».

       Алеша, я в Гранаде…………………….
       В Гранаде, в цыганском районе Альбасин, вы и поныне легко отыщите цыган, танцующих и поющих канте фламенко. Цыгане эти составляют местную элиту, они высоки, белокожи и стройны, что резко отличает их от андалузских низкорослых и очень смуглых испанцев. Живут в верхнем городе, откуда открывается прекрасный вид на арабские дворцы Альхамбра и сады Хенералифе, и лишь изредка «нисходят» в нижний город за продуктами и самым необходимым, для удовлетворения «первого жизненного квадрата». Каждая семья, состоящая из дюжины прямых и косвенных родственников, и ведущая свой род от мавританских халифов, торговцев евреев и, наводнивших андалусию во время завоеваний  Тамерлана  цыган, как правило, держит таверну, где вы и можете увидеть настоящее фламенко. Но не только там, танцуют и поют повсюду. Зритель тут ни при чем.  В Гранаде существует множество школ фламенко, но сами гранадские цыгане фламенко не учатся. Они просто живут в нем, передавая из поколения в поколение этот образ жизни – фламенко.   


Рецензии
Интересно и серьезно.
Я не любитель фламенко, и вообще моторной музыки, однако та заводная магия, которая есть у испанских цыган, действительно зачаровывает.
С уважением,

Григорьееff   30.06.2003 12:40     Заявить о нарушении
К сожалению, наше представление о фламенко часто связаны с кафешантанной дребеденью. Это не наша вина. Не всякая информация легко курсирует по миру. Я тоже была «не любительницей», но какая-то цепь событий-встречь открыла мне фламенко, открыла вообще не как зрителю, да и впрочем настоящее фламенко вряд ли предполагает кого то кроме участников. Я долго ходжу по Алькасаба—цыганскому району Гранады, уже вечер, внезапно между мной и странной парой завязывается немыслимый разговор. Он – полноватый инвалид с палочкой, за сорок, она – тоже не молодая, но чудной красоты марокканка, с выпрямленными кудрями, продолговатым лицом и бездонными глазами, -- странная пара, думаю я и не могу отвести от них глаз. Улочка пустынна, заметив мое внимание, они так же смотрят на меня….и улыбаются приветливо, я иностранка и это нельзя не заметить по не характерному здесь высокому росту и светлым волосам. Не просите объяснить как, но мы разговорились, не говоря ни на одном объединившим бы нас языке. Немецкого здесь не знают в принципе, на английском знают 5-6 слов. Русский бродящий в одиночку – вообще невиданная редкость. Но говорит все вокруг нас. В отличие от нашего выхолощенного городского пространства здесь пространство полно. Мне объясняют, что здесь недалеко есть таверна цыганской семьи, и там фламенко………Мои собеседники начинают парой английских слов, чтобы тут же перейти на неизвестный мне испанский, это все мы говорим и переспрашиваем друг у друга очень долго, пока не включается нечто вроде телепатии. Мы заходим в длинную выбитую в пещере залу – типичное обиталище гранадских цыган, под потолком подвешены сотни медных плошек и блюд. На стенах множество чернобелых фото, как будто в машине времени я вижу хозяина старика молодым, его мать, кружащуюся в вихре фламенко, а вот фото цыган прошлого века, а это…да это чета Бергманов, это Моника Витти…весь цвет европейской богемы побывал здесь в разные времена. Мы опять пускаемся в разговор на разных языках. Через пол часа соберутся все родственники и мы будем танцевать, -- говорит хозяин. Вер из зе бест плейс?, – не уверено опять принимаюсь я за английский. Меня сажают. И этим лучшим местом оказалось вовсе не то, откуда издалека можно наблюдать танец, но там, где пол трепещет под ногами танцовщицы, где у тебя на коленях и руках постоянно остаются касания ее взмывающих юбок. А лицо…….какие лица у женщин, танцующих фламенко! Они искажены.. страстью, болью, неистовством. Был как будто какой-то поток, в который она входила, и все замирали, охваченные восторгом, смешанным с ужасом или шоком. На мгновение музыка гитары и пение становились спокойней, и танцовщица будто давала передохнуть тем, кто на нее смотрел, чтобы вновь через мгновение захватить их и отдать стихии неистовых сил мира. Тех сил, благословение которых они, смертные не в состоянии снискать сами. Она вроде и не человеком была, ……..медиум……..так сильно было то преображение, которое сообщал ей танец. Не она танцевала фламенко, ( и в названии безусловно слышится латинский корень фламме- пламя), но этот огонь, которому она отдавалась, танцевал ею.
Христианские праведники не раз писали о том слезном даре, который можно получить в храме во время молитвы. Слезном даре очищения. О том же говорил мне мой учитель китайских практик Тай Дзи Цюань. И тот же дарует фламенко. Как будто, сжигая все засовы и маски, под которыми спрятано все твое сокровенное, не выговоренное и невыплаканное.
Запомнилась мне еще девочка лет десяти, явная смесь цыганской и иудейской крови, она ходил как-то гордо, свысока, несмотря на свой рост ребенка, поглядывая на собравшихся в таверне, она была предоставлена себе, а иногда ее просили что-то помочь, и так она сновала, временами останавливаясь, начиная прищелкивать кастаньетами, потом опять куда то шла, вдруг кружилась в каком то немыслимом пируэте, и направлялась вновь по своим делам…все это без малейшей оглядки на посетителей, все это в каком-то внутреннем сосредоточении на своих мыслях.

Fotini   30.06.2003 15:46   Заявить о нарушении
Ух! Вы растворили меня в Вашей святой кислоте!
Я смотрел Сауру "Фламенко", "Кровавую свадьбу", "Кармен", а слышал из "настоящих" только Пако де Лусию. Не считая Сеговии, Санса, Фердинада Сора, специалистов скорее по классической испанской гитаре.
Конечно, не специально, а как получалось. Поскольку та страстность и магия, о которой я говорю, конечно, со стороны воспринимаются, просто как некий этнический колорит, который к музыке имеет косвенное отношение.
Есть вещи, в которых нужно участвовать, чтобы в них разбираться.
Спасибо,

Григорьееff   30.06.2003 19:09   Заявить о нарушении