Сон второй замок
Первая - золотые слитки. Бриллианты чистой воды. Самородки. Они блещут, манят, ослепляют. Их меньшинство, и они, по мнению людей умудренных, ни к чему хорошему привести не могут. Однако это неоспоримо гениальные вещи.
Вторая категория - то, что с первого взгляда кажется неприметным. Они засыпаны мусором, спрятаны под опавшей листвой, укрыты слоем опилок, затеряны в стоге прелого сена. Можно пройти мимо и не заметить. Но, если разворошить сухие листья, сдуть слой пыли, отряхнуть шелуху, останется нечто, достойное более пристального внимания. При ближайшем рассмотрении подобные находки оказываются, как правило, весьма занимательными.
И, наконец, третья категория, и надо сказать, наиболее многочисленная - с первого взгляда она схожа со второй. Тоже - горстка мусора. Пучок шелухи. И ты точно так же начинаешь снимать эту засохшую кожуру - слой за слоем. Чистить луковицу. Единственное - и главное - отличие в этом случае состоит в том, что, когда ты наконец доходишь до сердцевины, то не обнаруживаешь там ничего. Пустоту. Да, там ничего нет. Вещи-пустышки. Вещи, множеством своим заполоняющие нашу повседневную жизнь. А мы этого и не замечаем. Возможно, просто потому, что не удосуживаемся вовремя разобрать ворох мусора, чтобы отличить алмаз от стекляшки.
Теперь я хочу рассказать вам о некоем периоде своей жизни, вероятно, продолжительном, проведенном в странном месте, именуемом Замком. Было ли это заточение, судить затрудняюсь, ибо прошло уже большое количество лет и многое стерто из моей памяти, равно как Замок давно уже стерт с лица Земли.
К какой из этих категорий принадлежал Замок, я не знаю. Вероятнее всего то, что в различные периоды моего пребывания в нем он переходил из одной в другую, и затем и в третью.
Никто не говорил мне, где и что искать, просто в одно прекрасное утро я вышла из дома и не вернулась. Я нашла Замок. Я попала в Него.
Я брожу по темному Замку во много этажей, с миллионом комнат. Я по очереди открываю каждую дверь, уже сотню лет скрывающую за собой что-то, несомненно, ужасающее. За долгие годы запустения Замок оброс, помимо плесени и паутины, множеством бродяг - случайных людей, забредших сюда, да так здесь и оставшихся. Либо они не смогли найти выхода, либо им просто некуда было идти - не иначе, ибо никто никогда не оставался в этом вместилище страхов и рухляди к своему удовольствию и по собственной воле. Кроме того, и что не менее важно, все его невольные жители-узники ни разу не видели и вряд ли даже догадывались о существовании друг друга - настолько велик был Замок.
В одной из таких комнат я нахожу мальчика-поедателя книг. На вид ему лет двенадцать, но на самом деле, конечно, намного больше (доказательства своей теории относительно течения времени в Замке я найду позже и в превеликом множестве). Он сидит на огромном черном столе, весь в пыли, вцепившись зубами - вернее, тем, что от них осталось - в корешок толстенного талмуда в сером переплете.
В другом зале я обнаруживаю девочку-калеку. Маленькую девочку с мыслями старухи. Она дрожит и бредит. Я укрыла несчастную своим плащом, но это не помогло. Она умирает. Ее мысли так стары, что уже не находят места в детской головке.
Стены текут мимо меня, и я растворяюсь в них. Пребывая в какой-либо точке Замка, я одновременно вижу все его углы, коридоры, комнаты и двери, которые остаются заперты столетия кряду. Однако так же справедливо и то, что они находятся в постоянном движении, эти двери, время не позволяет им стоять на месте. Но время остановилось. Здесь его просто нет. Все мы застыли здесь, в единственной секунде, поглощая столетия, и не меняясь при этом ни на йоту. Иногда это может показаться утомительным, однако мы не успеваем даже заметить сего факта.
Однажды в Замке появился кто-то еще. Обычный человек из обычного мира, он вошел в Замок, как заходят в сарай, чтобы взять грабли. Их не ищут, слепо шаря руками по темным углам. Просто открывают сарай, берут грабли и уходят. Он нашел меня. Сразу, как только вошел. Меня, проведшую в поисках вечность.
Он задал вопрос и, только услышав свой голос, я поняла, что умею говорить.
- Расскажи, как ты оказалась здесь.
- Это было давно. Много лет назад.
- Но ведь когда-то и с чего-то это началось, так? Просто так люди не оказываются здесь, верно?
- А вот и нет. Все было удивительно просто. Я просто ходила и искала. В этом огромном Замке - я одна. Просто открывала все эти двери, страшные двери в страшном Замке. Я искала.
- Что же ты искала, так упорно?
- Человека.
- И нашла в итоге?
- Кого?
- Человека.
- Да. И мне пришлось уйти. Скрыться в Замке.
- И вот ты здесь.
- Так точно. Вот и я.
- А что стало с тем человеком?
- Не знаю. Это не важно. Здесь и теперь.
- Сегодня пятница. В понедельник я заберу тебя отсюда.
- Нет. Это слишком долго. Я не смогу столько ждать.
- Но ведь ты ждала много лет. Это куда больше, чем пара дней.
- Когда я жила здесь - до тех пор, пока не появился ты - я потеряла счет времени. Я стерла из своей памяти все, что было возможно: кто я, сколько мне лет, откуда я пришла и зачем, кто были мои друзья и были ли у меня родные. Я стала частью Замка. Частью его организма. Его души. Как пыль, ложащаяся на потолок, не ведает, сколько ей лет, так и я забыла, что такое время. Но пришел ты, и я все вспомнила. Теперь каждая минута отдается во мне многовековым ожиданием. За полчаса я состарилась на полсотни лет. Два дня для меня равносильны смерти.
Как потом мне рассказали, я умерла, не дождавшись рассвета. Много раз я приходила на то место, где, по рассказам старожилов, много веков назад стоял Замок, но, разумеется, ничего не нашла. Время стерло все следы.
Алматы, 19 марта – 25 июня 2003 г.
Свидетельство о публикации №203063000061