Ненавижу журналюг!!!

Большинство работающих в СМИ, с которыми мне приходилось встречаться, четко можно поделить так:

"Старые газетные волки".  Кто читал "Чонкина", тот может дальше про этот разряд не читать. Действительно, редактор  районной газеты из романа встает как живой. Боевой клич этой стаи - "давай изюминку" или "факт должен играть". Иногда, как показатель крайнего раздражения добавляется фраза "ты же журналист!". Когда же материал откорректирован в нужном ключе, выясняется, что в нем "не хватает фактуры" (которая вычеркнута этим  же человеком двадцать минут назад). Вообще обожают править сами себя по три раза, заявляя в конце концов "я все за тебя написал!".  Культурой и кругозором чаще всего не обременены, потому что в абсолютной массе своей вышли из рабселькоров (чем неимоверно гордятся), окончивших журфак заочно (и это в лучшем случае). Да и какой может быть кругозор у человека, всю сознательную жизнь писавшего заметки об удоях или выполнении плана (ни черта причем не понимая в том, о чем пишет) в районку или многотиражку. Естественно, минимальный. Потеряли преемственность и постепенно сходят на нет, вымирая естественным образом. Единственное, чему у них стоит поучиться - умению разворачивать факт так, как надо, или создавать его из воздуха, не говоря при этом неправды. Вот тут они асы, и самый разнузданный "черный пиарщик" - детсадовец и ремесленник по сравнению с ними, поскольку его фантазия умеет  играть только в одном ключе и требует постоянной денежной подпитки.

"Трубадуры демократии". Интеллигенты в ругательном смысле этого слова. От предыдущих отличаются тем, что в свое время попали в струю и  определенное время купались в лучах определенной славы, влияния и близости к нарождавшейся элите. Как правило, доживают свой век в оставшихся с советских времен областных газетах и гостелерадиокомпаниях. Из струи  выйти не могут - не позволяет мыслительный аппарат. Для многих из них на дворе все еще 1989 год.  В крайнем случае, 1991. Этакие раки-отшельники, сменившие в одночасье марксизм на общечеловеческие ценности, подсознательно понявшие, что до некоторой степени сваляли  дурака и не могущие себе в этом признаться. Поэтому сами уже давно почти ничего не публикуют (разве что в журнальчиках, которые кроме них самих и им подобных никто не читает), зато обожают политико-журналистские тусовки ("круглые столы"), на которых можно почувствовать себя этаким патриархом, поучающим молодежь (которая давно уже считает их явным анахронизмом), размахивая именами Аграновского и Аджубея (кто-нибудь помнит, кто это такие? Скоротечна, все-таки, журналистская слава..) как хоругвями. Еще обожают выдумывать и вручать премии типа "за честь, порядочность и здравомыслие".  Это напоминает им боевую перестроечную молодость и не дает окончательно упасть духом на дно коньячной бутылки (а журналистское пьянство легендарно со времен  "чугунного" цензурного устава, и "трубадуры демократии" - главные хранители традиций сообщества).

"Двадцатилетние миллионеры". О, это славные рыцари ИЧП, ТОО и АОЗТ,  ожесточенно учреждавшие эти самые ИЧП, ТОО и АОЗТ и с упоением "кидавшие" друг друга в жуткие времена первого ельцинского срока, чеченских авизовок,  перестрелок "крыш" и 386-х компьютеров, бросавшие ради этого увлекательного дела институты, техникумы и даже средние школы. Самым молодым из них уже около тридцати, самым старым - едва за сорок.
Если честно, большинство из них  производит впечатление распальцованных недоучек, в свое время (которое, извините за каламбур, давным-давно уже воспринимается как "давным-давно") что-то сделавших на непаханном поле и решивших, что это поле навсегда осталось за ними и что они действительно что-то из себя представляют. Хотя встречаются и реально незаурядные личности, которые действительно сумели неплохо применить свое инженерное (чаще всего) образование к СМИ.
Эти ребята  обладают твердыми и радикальными либеральными убеждениями, вынесенными из эпохи их звездного часа - 1994 года,  то есть, уверены, что, с одной стороны, за все нужно платить (относительно к другим), а с другой - за все можно заплатить (применительно к ним самим) и все можно купить, соответственно, любой закон и мораль - миф, мешающий в работе и жизни, а образование - лишняя трата времени. Словом, весь набор комплексов последнего комсомольско-фарцовочного поколения. Опознаются по крику "надо работать, за что я вам деньги плачу!", дорогому костюму или иному одеянию, претендующему на "стильность". На костюме совершенно правильно отсутствует надпись "я крут!" или  "жизнь удалась", поскольку означенная мысль без труда читается в глазах.  Как правило, зовут их Игорями. Или Сергеями. Реже - Дмитриями.  В СМИ чаще всего водятся на телевидении.   

"Состоявшиеся профессионалы". Так сказать, следующее, уже  народившееся поколение. В отличие от предыдущих, не имеют подсознательного страха перед радикальным изменением общественного строя, поскольку не верят в возможность такого изменения. Что-то вроде "старых газетных волков", только помоложе и не с рабселькоровским, а с юнкоровским прошлым и повадками и убеждениями "двадцатилетних миллионеров". Некоторые из них не стесняются называть себя так уже в 17 лет, из чего со всей конкретностью следует их наглость и самонадеянность. Критики не переносят категорически, считая, что осознание себя как утвердившихся в этом статусе позволяет им быть выше всякой критики. Обладают, как правило,  широчайшими связями в предыдущих группах.  Гении саморекламы - "вот он я, ДМИТРИЙ ВАСЬКИН, любите меня немедленно, я же звезда". В общем, жуткое сочетание.  Многие  "состоялись" в рекламе и "пиаре".  В большинстве же своем умеют только пробиваться, расталкивая других локтями, налаживая связи чуть ли не с малолетства. Причем чем ближе к телевидению и выборной индустрии, тем ниже способности и выше  самооценка. Часто это облегчается наличием папы с мамой в соответствующих должностях. Хотя среди них попадаются и на самом деле умные и талантливые ребята, уже сейчас дышащие в затылок "двадцатилетним миллионерам" (поскольку явно превосходят последних в плане образования и кругозора). Единственное, что обидно - почувствовав себя "состоявшимся профессионалом", действительно умный и талантливый  становится тупым, ограниченным и самодовольным (если уместно так выразиться, самоудовлетворенным), теряет стимул к саморазвитию и хоронит талант в написании рекламных объявлений или заказных текстов. 
В последнее время имеют тенденцию сбиваться в стаи ("команды") по принципу "кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку" и прямо стаями менять место работы. Внутри стаи - железная дисциплина. Все представители  прочих стай - непрофессионалы. Сиречь лохи, которых нельзя признавать за людей, иначе работодатель возьмет их. В цинизме уже начинают превосходить "двадцатилетних миллионеров",  которые приобрели пивные животы и потеряли былую хватку.

 "Ася Бякина, Вася Букин".  Шендерович  писал свою  сатиру явно с натуры.  Действительно, в какую редакцию или агентство ни приди - обязательно  там ошивается пара-тройка (иногда целый десяток) девочек (в первую очередь) и мальчиков, ненормированно вкалывающих за гонорары или мизерный оклад. Если они не переходят в категорию "состоявшихся профессионалов", то до 30-40 лет остаются "Асей и Васей".  Как ни странно,  большую часть работы вытягивают именно они.  "Двадцатилетние миллионеры" все больше руководят (и то не особенно удачно, их время уже вовсю уходит),  "состоявшиеся профессионалы" тоже берутся не за всякую работу  - они же состоявшиеся профессионалы, зачем им позорить ИМЯ всякой ерундой, первые два разряда просто  мало к чему пригодны. Поэтому  работать приходится "Асе и Васе".
В большинстве случаев их мечта - стать "состоявшимися профессионалами". Ради этого они готовы работать день и ночь,  "трое суток не спать ради нескольких строчек в газете", не всегда зная, что в этом деле достаточно завязать дружеские отношения с кем-нибудь из "двадцатилетних миллионеров", пусть и не имеющих отношения к СМИ (а они сплошь мужчины в расцвете сил,  близкие к кризису среднего возраста, поэтому сообщество "состоявшихся профессионалов" все более и более из года в год феминизируется, хотя некоторые и утверждают, что пошел обратный процесс).

"Гуру на 98-м". Гуру, как известно, называются программисты предельно высокой квалификации.  Достаточно специфичная категория, объединяющая представителей трех последних, подвизающихся в роли верстальщиков, монтажеров, разного рода "компьютерных дизайнеров", ближе прочих общающихся со сложной электронной техникой. Как правило, это IBM-совместимый компьютер, на котором установлены "виндоуз-98" и общеизвестные мультимедийные программы. Для таких людей это самое то - несложная до дубовости программка, в которой всякий самоучка чувствует себя если не  Джобсом и Возняком в одном флаконе, то уж как минимум Лозинским. На всех прочих смотрят свысока, не отрывая глаз от монитора. Им же (монитором) в большинстве случаев и ограничен их кругозор. Верх их блаженства - нажать со скоростью фокусника Акопяна три кнопки, заставляющие компьютер работать так, как надо.  Делается это на глазах восхищенной "Аси Бякиной", и притом очень быстро, чтобы никто не заметил и не запомнил, какие именно кнопки были нажаты. Если машина после этого не работает, значит, нужно переустанавливать "виндоуз",  третьего не дано. При этом обожают использовать слова профессионального сленга, от которых бедная "Ася Бякина" окончательно хренеет.
Их дурь, по выражению Петра I, всякому стала видна с появлением "виндоуз-миллениум" и "экс-пи", которые сильно отличаются от всех предыдущих версий. Там нужно нажимать другие кнопки. Ума и желания разбираться в них  не хватило. Поэтому "линолеуму" был вынесен приговор - "плохая программа, 98 лучше".
   
2001 г.


Рецензии