Моральный закон во мне

«Никто не совершает зла по своей воле», «Я знаю, что я ничего не знаю», «Добродетель есть знание». Ни один философ не производил на меня такого впечатления, как Сократ.
В чем, собственно, дело? Дело в том, что я с детства мучаюсь проблемой несправедливости. Нечестности. Почему, думала я, некоторые кретины, которые врут напропалую, получают то, что они хотят – это же нечестно. Какой смысл тогда вести себя достойно, если этого никто не оценит, и ты всегда будешь в проигрыше.
Потом я видела благородных интеллигентных людей и их благородные поступки, и думала: нет, вот это круче. Это несравненно круче. Таких тоже очень много, и одобрение таких людей настолько важнее всего остального, что даже смешно сравнивать. На их стороне правда, в конце концов, и именно они обеспечивают людскому сообществу стабильность, а это в моих интересах – жить в стабильном обществе.
Надежное гуманистическое воспитание, несомненно, играет огромную роль, и оно чисто интуитивно заставляет тебя следовать определенным общепринятым моральным нормам. Но наступает период (знаменитый «подростковый» – «переоценки ценностей»), когда ты стремишься дать всему рационалистическое обоснование. Именно тогда я и замучилась.
Все-таки воспитание преобладает. Я смотрела на неискренних сверстников и не могла объяснить, почему я чувствую к ним такое отвращение. В то же время искренние – даже не очень интересные – люди вызывали во мне симпатию. Я сломала голову, пытаясь рационализовать это. Стабильность общества, да… Выгодно, да… Действительно ли? Это сейчас мне легко говорить, а тогда лишь смутные идеи носились у меня в голове, ведь тогда я еще не держала в руках Сократа.
Счастливое открытие произошло в прошлом году. В октябре. Я готовилась к семинару по философии. Я ненавижу семинары, и не могу готовиться к ним, просто прочитав параграф из учебника, как делают все. Поэтому ради пятиминутного выступления я взяла книгу. Ф. Х. Кесси́ди. Сократ.
Я была шокирована. Буквально потрясена. То, что чуть-чуть не доходило до меня раньше, теперь раскрылось передо мной с такой убедительной силой. И, несмотря на то, что можно вставить этой теории много палок в колеса – это говорил величайший мыслитель древности, и с ним все считаются. Значит, это серьезно. Я обрела недостающую почву под ногами.
Да, можно сказать: «Эй, Сократ, а как же Гитлер? Если он такой однозначно отвратительный персонаж, он что же, значит, не был умным? Ну как же, как же. Очень даже был!» Сократ выкрутится. Умный – это не просто сообразительный. Это более широкое понятие. Морально умный: тот, кто понимает, что только благородные поступки дают положительную отдачу в перспективе. Никто не делает зла по своей воле. Его делают только по недомыслию.
Ха, ха, ха, думала я. Вот они, отбросы общества! Может быть, обществу для разнообразия и нужны отбросы, но именно они – отбросы. Лицемеры, вруны, обманщики, злостные манипуляторы. Даже самые мелкие. Они – в пролете. Общество никогда не выдумало бы и не привило бы себе мораль, если бы она не была ему жизненно необходима.
Так я стала жить гораздо спокойней. Сократ лучше любой библии. И если я не одна такая – а я уверена, что не одна, – то это стоило некоторых жизненных мучений Ксантиппы. 


Рецензии
«Добродетель есть знание», «Я знаю, что я ничего не знаю», значит, я – не добродетелен? :)
«Никто не совершает зла по своей воле», значит, я – ни в чем не виноват, чтобы не совершал?
Вот что следует из предложенных вами цитат.
Нет, эти три цитаты, конечно, не исчерпывают мировоззрения Сократа. Которому я тоже, кстати, симпатизирую. :)
Не берусь, правда, сам формулировать в нескольких предложениях философию, чужую - тем более. :)

Тем не менее, рад за Вас, что все устроилось. Иначе и быть не могло. Каждый в жизни должен определиться. Сократ – так Сократ… Отличный выбор! :)))

Виталий Иванов   03.10.2003 13:17     Заявить о нарушении
Спасибо!
Цитаты вы расставили остроумно - не пыталась их, честно признаюсь, сопоставлять таким образом, хотя и отбивала сама для себя всевозможные нападки на немножко шаткую философию.
:) Понимаю, что вы совсем не имели в виду нападать на меня, и даже, возможно, не ожидали обстоятельного ответа, но я все-таки посражаюсь за Сократа по мере сил.
«Добродетель есть знание» - знание о добродетели, моральное знание, знание того, что такое добро и зло. То есть, если ты не добродетелен, ты таков по недознанию, из-за отсутствия ума, проще говоря; добродетельный же человек автоматически этим знанием обладает.
«Я знаю, что я ничего не знаю» - конечно, немного кокетливый выпад Сократа, немного даже в духе софистов, направленный против самоуверенных и самовлюбленных обывателей и правителей Афинского полиса. Знание добра и зла не противоречит знанию о своем незнании, то есть отсутствию уверенности в том, что ты абсолютно прав.
«Никто не совершает зла по своей воле», а совершают его только по недомыслию. При этом своя воля возможна только при наличии разума, который, в свою очередь, наделяет способностью свободно, взвешенно принимать решения. Человек же неразумный не является свободным, потому что он является рабом своего незнания и сковывающих его предрассудков. В какой-то мере, по Сократу, это действительно означает, что он ни в чем не виноват, что бы ни совершал – потому что он не вполне является полноценно мыслящим субъектом…
Фу-у... :)
Конечно, вещи спорные. Можно многое опровергать. Но ведь Сократ и не утверждал, что он прав. А подход к проблеме, признайтесь, впечатляющий.
С уважением.

Карина А.Назаретян   04.10.2003 21:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.