Услужливый стул

Я не любитель делить людей на категории и типы. Я считаю, что люди очень разные. Но если уж как-то их группировать, то очень существенным признаком может служить поведение в дружбе. Вот, например, есть тип, который вполне можно выделить как весьма характерный.

Эти люди набрасываются на тебя, словно ты – их последняя надежда, дружат взахлеб, постоянно ищут все новых и новых встреч… И так же внезапно теряют к тебе всякий интерес и пропадают. Пока ты общаешься с ними, ты либо веришь, что это действительно встреча  судьбы, либо испытываешь неловкость от незаслуженных комплиментов и откровений, обрушивающихся на тебя, либо воспринимаешь все как  должное: что же противоестественного в том, что встретились два хороших, умных человека.

Независимо от этого – итог один. Когда все кончается, чувствуешь себя «опущенным». Хотя бы чуть-чуть. Даже если этот человек досаждал тебе своей активностью, если сам по себе не был особенно тебе интересен. Этот тип людей  как-то исподволь  успевает стать частью твоего самоуважения, а, уходя из твоей жизни, словно,  выдергивает из-под тебя и уносит стул, который услужливо тебе подставил. А ты по наивности сел на него.

Похожий феномен  характерен для светского европейского общения. Это просто манера, стиль поведения, это просто надо знать и не ожидать ничего другого. Человек кидается к тебе на презентации, как будто всю жизнь мечтал с тобой познакомиться, а после пятиминутной беседы перекидывается на другого. С таким  же восторгом светского вожделения. Часто у европейцев так строятся и дружеские отношения – встретились, поужинали вместе – и забыли о взаимном существовании – может, на месяц,  а может,  навсегда. Это частенько коробит русских, живущих за границей. Правда, приезжая сюда, они говорят, что и у нас теперь стало похоже.

Если резкое сближение происходит в какой-то временной ситуации – поездке, на конференции, на курорте – лучше заранее знать, что так же резко все и закончится. С другой стороны, почти каждую жизненную ситуацию можно расценивать как временную: детский сад, школу, летний лагерь, больницу, место работы. Так оно и происходит: от всех наших соседей по житейским пристанищам  остаются лишь немногие.

Вполне  естественно, когда теряются те, с кем ты общался формально, поверхностно, мало, без интереса. Но вот этот резкий и беспричинный уход после пылкой дружбы, не совпадающий ни с окончанием ситуации, ни вообще с какими-либо  видимыми изменениями обстоятельств,  это внезапное «выдергивание стула» – вещь особая, к ней трудно привыкнуть сходу.

Какое-то общение и после «вырванного стула»  может эпизодически продолжаться, только ты будешь отчетливо ощущать, что корона потеряна, да и сам-то ты голый.
Попробую, обозначив сей тип  человека как УСЛУЖЛИВЫЙ СТУЛ (УС),   определить его черты. Мысленно  я представляю себе этих людей и вижу, что при всех их различиях, общее в них все же вполне заметно:

УС - общителен. Круг его знакомых довольно широк. Он не выносит одиночества и ему постоянно нужно, чтобы его кто-то приглашал, сопровождал, навещал. Поэтому, если десять минут назад такой человек умолял вас приехать к нему, иначе он повесится, и вы, нацепив на себя второпях первые попавшиеся джинсы и башмаки,  уже звоните ему сообщить, что вы практически в пути, не удивляйтесь, если он скажет, что убегает по срочным делам. Просто в своем нетерпении он уже успел за эти десять минут найти себе еще более отзывчивого и стремительного конфидента. Аналогично, прервав на минуту   разговор с  УСом, позвонившим узнать именно ваше мнение по важному для него вопросу, можете не пытаться его возобновить. Номер будет занят. Догадываетесь, почему?

УС -  достаточно практичен. Осыпая вас своими благодеяниями, он отлично отдает себе отчет в том, что в любой момент сможет рассчитывать на вашу благодарность. Он охотно предлагает вам в удобное для него время то, что самому ему не нужно, чтобы с полным правом обратиться в самый неподходящий момент к вам, когда ему что-то понадобится от вас .

Обычно УС  - активен,  динамичен, достаточно целеустремлен и тщеславен. Даже если такой человек – забулдыга и пропойца, что тоже бывает, это все равно в сравнении с другими более успешный и преуспевающий забулдыга,  всегда изловчающийся обеспечить себе визитера с бутылкой, а то и с закусью.   

УС с удовольствием устраивает и обсуждает  чужие дела, сводит вас с нужными людьми, дает вам ценные советы, поверяет чужие тайны, подразумевая, конечно, что только вам.
УС -  достаточно жизнерадостен, весел, относится с юмором к житейским ситуациям и даже к себе, но особенно – к окружающим. При этом он подвержен депрессивным состояниям, от которых старается избавиться как можно скорее, ни в коем случае не пытаясь понять и устранить причину, а исключительно методом вытеснения и отвлечения.

Описывая этот тип,  я с удивлением вижу, что характерные черты и проявления его невероятно подходят к множеству моих знакомых, кого я вовсе и не причислял к этой категории. Пока. Ведь главное в том, что УСЛУЖЛИВЫЙ СТУЛ – непременно из-под тебя выдернут и пойдут прочь, как ни в чем не бывало. Отсюда можно сделать два вывода, либо я описал общечеловеческие черты, и ничего особо типического в таких людях нет. Либо - что практически любой мой знакомый рано или поздно-таки выдернет из-под меня свой УСЛУЖЛИВЫЙ СТУЛ!

А может быть, я и сам -  немного УС?


Рецензии