Философия творчества 3

        3.Расслабление и гармония.

«Несколько лет назад я прочитал одну книгу. Она была озаглавлена: «Ты должен расслабиться». Это просто абсурдно, потому что само это «должен» против расслабления… «Должен» означает деятельность, одержимость».

Итак, условием для полноценного творчества мы, помнится, назвали свободу.  Однако «свобода»  - слишком большое, слишком всеобъемлющее понятие. Попробуем разложить его на части для лучшего усвоения.

Первая часть свободы есть расслабление.

«Что такое расслабление? Это положение вещей, в котором твоя жизненная энергия никуда не движется – ни в будущее, ни в прошлое, но просто остаётся здесь, с тобой».

Наверное, неправильно путать его с разнузданностью, которая высвобождает озверевших «джиннов» из «бутылки» нашего подсознания и заставляет писать разные непотребные вещи. Возможно, эти вещи вызовут нездоровый интерес у наиболее экзальтированной категории читателей, но ненадолго. «Правильное» расслабление несёт с собой радость.

«Цель здесь, сейчас; цель не где-то в другом месте. Фактически, ты есть цель… Ребёнок танцует, прыгает, бегает – спроси его – «Чего ты добиваешься?» Он ничего не добивается – ты покажешься ему глупым».

Неправильно также путать расслабление с апатией, отсутствием сил и полусонным состоянием.  Расслабление – это отсутствие напряжения, отсутствие привязанности к чему-либо. Оно есть готовность произвести действие в любом направлении, максимально быстро и  адекватно ситуации. Сможет ли действовать быстро и сообразно ситуации человек, изнурённый бессонницей или алкоголем? Или тот, кто «загружен»  по уши какими-то своими проблемами? Вряд ли. Во всяком случае, он же, будучи в бодром, хотя и ненапряжённом состоянии, сделает любое дело гораздо лучше.

«Действуй без мотивации, просто от переполнения энергией. Делись ею, но не торгуй, не заключай сделок. Давай, потому что у тебя есть, не давай, чтобы получить обратно, - потому что тогда ты будешь в страдании».

Небесспорно, но действенно. Проверял.

Интересующимся конкретной техникой расслабления я могу порекомендовать специальную литературу по релаксации и медитации (в частности, книги того же Ошо), здесь же лишь замечу, что каждый человек в конце концов  находит свой, подходящий только ему способ, и пользуется им (порой неосознанно).

Сам я из вышесказанного делаю один вывод: чтобы расслабиться, не надо специально делать что-то важное. Достаточно не делать того, что не нужно. (Допустим, сидя у компьютера и читая сей текст, не обязательно что-то жевать, дрыгать ногой, чесать в затылке, ковыряться в носу, грызть ногти, кусать губы, вертеться и т.д.). Это сэкономит много сил. А когда есть силы, появляются гораздо более широкие возможности их применения. Если же непринуждённо расслабиться не выходит (то есть, усилия, затрачиваемые на подавление беспокойства, кажутся настолько большими, что не до чтения становится), значит, дефицит энергии уже налицо. И надо искать не смысл, а срочно восстанавливать или налаживать приток силы.

С расслаблением немного разобрались. Теперь надо выяснить,  что есть гармония и для чего она нужна. (Забегая вперёд выскажу свою точку зрения: если расслабление – это способ подготовки к действию, то гармония – это само действие, вернее, совокупность действий, выступающих как единое целое).

В древней Греции во всех школах наряду с естественными науками изучалась также и гармония. Я не могу точно сказать, что именно подразумевали под этим словом древние греки, так что обратимся к современному философскому словарю.

«ГАРМОНИЯ (греч. Harmonia – связь, соразмерность) – созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчленённом целом…»

Надо же. Почти угадал. Можно переходить обратно к творчеству и смотреть, с кем и с чем в ладу нужно действовать писателю, дабы добиться наилучшего результата.

«Творчество – очень парадоксальное состояние сознания и существа. Это действие через не-действие… Это значит стать проходом, по которому течёт целое. И тогда немедленно начинает что-то происходить, потому что за человеком скрывается Бог. Просто дай ему дорогу, предоставь ему небольшой проход, чтобы он мог через тебя пройти».

Странно, что только сейчас до меня «дошло», что имели в виду пророки,  говоря: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези ему». Марк 1:3.
 
И верно, ни в литературе, ни в любом другом  месте так называемая «отсебятина» не слишком приветствуется. Попытка быть, во что бы то ни стало, оригинальным и ни на кого не похожим, практически всегда приводит к разочарованию. Но и повторение того, что уже было, плохо. Где тут середина?

«Чем больше ты думаешь, тем больше тебя. Эго есть не что иное, как все мысли, собранные из прошлого. Когда тебя нет, есть Бог. Это творчество».

Несколько пафосно сказано но, по сути, очень точно. Конечно, ни с того ни с сего, не читая книг, не зная правил языка и элементарных норм текстосложения, нельзя написать ничего мало-мальски хорошего. Однако обучение это должно предшествовать творчеству. Оно должно настолько усвоиться, ассимилироваться, чтобы приобретённые навыки позволяли действовать автоматически, не задумываясь. Те, кто водит машину, конечно, помнят, как сложно было поначалу соотносить все необходимые движения: крутить руль, жать на педали, следить за дорогой, за другими машинами, знаками и показаниями приборов. Но когда уже появилась привычка, отпала необходимость думать. Всё стало получаться само собой. Примерно то же самое и здесь. Одной лишь теории недостаточно. Чтобы стать писателем, надо писать. Писать много и с удовольствием. Не терять чувство слова.  А слово, оно, как известно, было раньше всего остального в этом мире.

«Это творчество – позволить Богу случиться… Творчество – это религиозное состояние».

Атеист может тут, конечно, не согласиться. Спорить не буду. Пусть каждый понимает это, как хочет. Напомню лишь, что слово «религия» переводится примерно как «святость», «чистота», и при некоторой фантазии словосочетание «религиозное состояние» можно сравнить с таким понятием, как «очищение», освобождение от чего-то лишнего, чужеродного,  наносного.
 
«Квинтэссенция мудрости – действовать в гармонии с природой… Животные действуют бессознательно в гармонии с природой. Человеку приходится действовать сознательно в гармонии с природой, потому что у человека есть сознание».

Некоторые люди злоупотребляют своим отличительным видовым умением хорошо соображать. Они думают, что если у них получается думать, то надо делать это всегда и везде. Тогда как всё хорошо в меру, а меры определяются природой для каждого существа персонально, и действовать в гармонии с природой означает соблюдать эти самые меры.

Писатель в очень широком смысле повествует в словах о себе (микрокосмос) и природе (макрокосмос). Таким образом, для достижения желанной гармонии ему достаточно быть естественным и честным (при условии, что реальная его жизнь достаточно стабильна и он сам ей доволен).  Стоит начать изобретать что-то невозможное, нагребать горы смысла на ровном, что называется, месте, применять всякие витиеватые фразы и слова, пытаться «раздуть» копеечный сюжет или, наоборот, всё упростить до состояния «палка, палка, огуречик – получился человечек», как читатель это почувствует и начнёт скучать и мучиться.  Оно, конечно, «на вкус и цвет товарища нет», но всё равно, горелый торт вкупе  с недожаренным мясом и соусом из немытой  редьки вряд ли кому-то понравится.

Из всего этого, мне кажется, следует сделать один вывод: хороший писатель должен быть в первую очередь хорошим человеком. Попытка закоренелого неудачника «стать человеком», самореализоваться через творчество, скорее всего, обречена на фиаско. Нужно наоборот: сначала поймай и обкатай гармонию в жизни, а потом уже пиши про неё.

«Попробуй это. Выбери время посидеть у дерева и сознательно сонастройся с ним. Стань одним с природой; позволь границам раствориться. Стань деревом, стань травой, стань ветром – и внезапно ты увидишь, происходит нечто, никогда не случавшееся раньше».

В самом деле, происходит. Вот, я дерево. Что это такое – быть деревом? Стою на одном месте и не могу пошевелиться. Люди ходят, птицы летают, собаки бегают, а я стою на одном месте, стою и не могу сдвинуться. Я ведь тоже живое, но почему-то другое, не такое, как все. Хотя вокруг много таких, как я, но с ними нельзя поговорить, нельзя узнать от них, что они думают. Потому что они стоят на одном месте, словно наказанные дети, и не могут делать ничего другого. Кроме того, что расти и тянуться к свету…

Или я – ветер. Что это? Абстрактное понятие. Движение воздуха под действием разности температур и давлений – вот что такое ветер. Не воздух, не движение. Что-то среднее. Невозможное.  Я есть, пока я есть. А когда меня нет, то нет.  Солнце вышло, я появился. Гоню облака, поднимаю волны, качаю деревья. Одни ждут меня, другие проклинают. А мне всё равно. Потому что меня на самом деле нет…

Есть метод решения изобретательских задач под названием «синектика».  Специалистов для неё отбирают и готовят довольно долго и серьёзно. Потому что помимо всего прочего, они должны обладать большим объёмом знаний и хорошим воображением. Надо изобрести новый чайник? Синектик представляет себя чайником, и начинает с точки зрения этого незатейливого бытового прибора размышлять, как сделать так, чтобы ему лучше жилось.

Или схожий метод свободных ассоциаций: человек берёт первый пришедший в голову предмет (скажем, кисточка), раскладывает по  полочкам её свойства (длинная, деревянная, с мягким кончиком, и т.д.) и переносит их на чайник (скажем, «длинный чайник», или «чайник с мягким кончиком»: что это за штука и как он работает?), в результате чего выдумывает какие-то новые комбинации и, в конце концов, изобретает нечто стоящее.

А наука бионика, прямо и без стеснения перенимающая опыт у живой природы и перенося его на конкретные инженерные задачи? (Пример: яйцо подсказало форму для обсерватории, кожа дельфина или акулы дала толчок созданию более совершенных «шершавых» покрытий для кораблей и самолётов, и т.д.).

Таким образом, даже научно-технический прогресс и тот старается развиваться как можно более естественными путями. Что же говорить о такой неточной штуке, как творчество?

«Уступить силе, которая не твоя, сдаться силе, что за пределами тебя, - это и есть творчество… И тогда эго исчезает, исчезает рана в тебе; ты исцелён, ты цел. Эго – это твоя болезнь. И когда эго исчезает, ты больше не стоячая вода, ты начинаешь течь».

Конечно, потечёт при этом только то, что есть в тебе. Если это чистая вода, то хорошо. А если какие-то стоки… То тоже хорошо, но уже в несколько ином смысле. В любом случае, самое первое, что приходит в голову, не нужно сразу ложить на бумагу, а пропустить, дать «стечь». То же касается и остатков. Для хорошего текста нужно брать «среднюю фракцию» мыслей, отбрасывать «голову» и «хвосты». Иначе, если использовать терминологию самогонщиков, получится не «первач», получится «сивуха».

«Тебе не нужно становиться знаменитым. Действительно творческий человек ни капли не заботится о том, чтобы быть знаменитым; в этом нет необходимости. Он так невероятно осуществлён в том, что делает, что нет вопроса желания. Когда ты творческий, амбиции исчезают. Когда ты творческий, ты уже то, чем всегда хотел быть».

(продолжение следует)


Рецензии
Всякое творчество есть грамотная сублимация. Как вам такое?

Псевдоним Произвольный   06.01.2006 23:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.