C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Казаки дона после революции

НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, ДОНСКИЕ КАЗАКИ продолжали подчеркивать свою исключительность, жили замкнутыми обществами, избегая даже смешанных браков. Русских и представителей других наций и национальностей здесь считали чужаками, "иногородними". С отречением царя в феврале 1917 года на Дону после двухвекового перерыва собрался Войсковой Круг. Избирается правительство во главе с атаманом Алексеем Максимовичем Калединым. Казаки требуют, чтобы новое русское правительство считалось с их правом самим избирать форму взаимоотношений с Россией.

 Временное правительство потребовало отдать атамана под суд и готово было бросить на Дон крупные военные силы. В этих условиях 20 октября 1917 года Войсковой Круг постановил считать Донскую Землю независимой республикой вплоть до образования в России приемлемого для казаков порядка.

С приходом власти большевиков казаки поначалу соблюдали нейтралитет: их привлекала перспектива обещанного окончания войны. Казачьи полки возвращались домой, к семьям, и эта радость гасила всякие мысли о сопротивлении красным комиссарам. В результате красные войска сравнительно легко заняли Дон, 16 апреля провозгласили образование Донской Советской Республики, одновременно насаждая свои порядки в станицах и уничтожая физически всех, кто был с ними не согласен.

 
 
 
 
Очень скоро, однако, казаки опомнились; на севере Дона было организовано мощное сопротивление. 6 мая 1918 года красные были выбиты из Новочеркасска (столицы донского казачества), принят проект Донской Конституции и провозглашена независимость Дона.

Однако раскол в казачьем движении произошел тогда, когда донское казачество оказалось вовлечено в круг политических интересов русского "белого движения". Казачьи массы не захотели брать на себя роль спасителей России, как этого требовал генерал Деникин. Казаки хотели сражаться только за свою независимость. В январе 1920 года на Верховном Круге Дона, Кубани и Терека в Екатеринодаре была подписана декларация объединения трех казачьих республик в одно независимое федеративное государство. Однако эти ярко выраженные сепаратистские, местнические тенденции, нежелание выступать единым фронтом с другими антибольшевистскими силами привели к краху казачьего сопротивления. После его разгрома казачество как сословие большевиками было полностью упразднено. Запрещены всякие казачьи атрибуты, полностью искажена история казачества: теперь казаками объявили русских крестьян, бежавших на Дон с начала XVI века. Таким образом, ни о какой самобытности и "автономности" казачества не могло быть и речи.

НЕКОТОРОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ К КАЗАЧЕСТВУ начинает происходить к концу 30-х годов. 20 апреля 1936 года публикуется постановление ЦИК СССР о восстановлении казачества вплоть до казачьей формы и атрибутов. Это происходило в русле сталинской политики укрепления государственности, возрождения исторических русских традиций и уничтожения старой "интернациональной" гвардии большевиков-разрушителей. Укрепляя любыми (в том числе варварскими) способами страну, Сталин пытался вернуть России национальные ориентиры (в том числе и перед лицом набиравшего силы фашизма). Однако все же "восстановление" казачества имело зачастую декоративный и декларативный характер, ограничиваясь этнографией - костюмами, танцами, песнями и проч. То есть внешними проявлениями.

Однако  это со стороны старой большевистской гвардии вызывало активное неприятие (как и возвращение атрибутов старой царской армии - сначала званий, а позже - погон).

Несмотря на усилия Сталина по смягчению отношения к казакам, многие из них приняли активное участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на стороне гитлеровского фашизма. В рядах фашистов, по некоторым сведениям, сражалось 94 тысячи казаков, из них 40 тысяч донских. С. Дробязко в справочнике “Восточные легионы и казачьи части в вермахте” даёт более скромную статистику общей численности “подфашистских казаков” – 25 тысяч. На мой взгляд, автор явно занизил число казачьих союзников гитлеровской Германии. В подавляющем большинстве речь идёт о "советских" казаках; казаки-эмигранты чаще всего оказывались патриотами России и не шли на сговор с германцами. Сражались донские казаки на стороне германских войск и в сражениях за Ростов в 1943 году. По некоторым данным, город защищали в основном именно донские казаки, а не германская армия.

Кроме того, целые казачьи дивизии входили в состав войск СС. При этом "германские казачки" сражались чаще всего упорнее, чем сами немцы. Казачьи части, сражавшиеся на стороне Гитлера, были разоружены только 27 мая 1945 года - через 18 дней после официального окончания войны. По секретному договору со Сталиным все казаки и их семьи, захваченные в расположении союзников, были депортированы в Россию. Передача мятежных казаков была произведена в австрийском городке Лиенц. Многие казаки были позже расстреляны, остальных ждал ГУЛАГ.

 


Рецензии
Интересная информация. Заинтересовали. Хочу познакомиться и с остальными Вашими историческими материалами о казачестве и не только. Есть некотрые моменты, которые не совпадают с данными, которые публикуются на страничке Ивана Змиёва. Это касается 1918 года. При желании сравните с историй, которую повествует автор записок.

С уважением,
Геннадий

Иван Змиёв   01.02.2007 14:53     Заявить о нарушении
Неточности вполне возможны. Я не стремился быть историографом донского казачества :))). Просто по жизни я - журналист, и очень много материалов накопил о современном казачьем движении, встречался и с эмигрантами-казаками, и даже с императрицей Марией Фёдоровной, был на двух казачьих международных объединительных съездах в Новочеркасске - ну, и так далее. Я на этой страничке просто не могу ( и не ставил целью) ознакомить читателя со всеми моими публикациями на эту тему. Для интересующихся казачьей культурой, думаю, будет интересно, например, заглянуть на мой сайт. Там кое-что, а кое-что намереваюсь выставить в ближайшее время.

Вот, например, небезынтересно -
http://zhiganets.narod.ru/page54.htm

Всех благ.

Фима Жиганец   03.02.2007 13:52   Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за ответность! Побродил у Вас на сайте, почитал некоторые материалы. Хорошее, нужное дело делаете. Про Алексея Береста почитал, раньше слыхал о нём, а здесь новые факты почерпнул. Что же до Новочеркасска, то город мне этот знаком с 1959 года. Крещён я в этом городе. Есть в этом городе неприметная церквушка кладбищенская им. Дмитрия Салунского. В ней же крещён был и мой папа в 1930 году (мама его родом была из станицы Синявской). Корни мои из тех краёв. Прадед был Потомственным Почётным гражданином России... 50 лет на железной дороге проработал . От рабочего до мастера дистанции путей дошел.
Шолохов-Синявский написал книгу о нём и его семье, исказив действительность. Книга называется "Далёкие огни" (Издательство "Советская Россия", М. 1958). Оправданием ему служило одно - время было такое, революционное и писать нужно было с уклоном..
Много чего можно вспомнить из рассказов давно ушедших... А надо ли?

С уважением,
Геннадий

Иван Змиёв   04.02.2007 02:26   Заявить о нарушении