Казаки дона после революции
Временное правительство потребовало отдать атамана под суд и готово было бросить на Дон крупные военные силы. В этих условиях 20 октября 1917 года Войсковой Круг постановил считать Донскую Землю независимой республикой вплоть до образования в России приемлемого для казаков порядка.
С приходом власти большевиков казаки поначалу соблюдали нейтралитет: их привлекала перспектива обещанного окончания войны. Казачьи полки возвращались домой, к семьям, и эта радость гасила всякие мысли о сопротивлении красным комиссарам. В результате красные войска сравнительно легко заняли Дон, 16 апреля провозгласили образование Донской Советской Республики, одновременно насаждая свои порядки в станицах и уничтожая физически всех, кто был с ними не согласен.
Очень скоро, однако, казаки опомнились; на севере Дона было организовано мощное сопротивление. 6 мая 1918 года красные были выбиты из Новочеркасска (столицы донского казачества), принят проект Донской Конституции и провозглашена независимость Дона.
Однако раскол в казачьем движении произошел тогда, когда донское казачество оказалось вовлечено в круг политических интересов русского "белого движения". Казачьи массы не захотели брать на себя роль спасителей России, как этого требовал генерал Деникин. Казаки хотели сражаться только за свою независимость. В январе 1920 года на Верховном Круге Дона, Кубани и Терека в Екатеринодаре была подписана декларация объединения трех казачьих республик в одно независимое федеративное государство. Однако эти ярко выраженные сепаратистские, местнические тенденции, нежелание выступать единым фронтом с другими антибольшевистскими силами привели к краху казачьего сопротивления. После его разгрома казачество как сословие большевиками было полностью упразднено. Запрещены всякие казачьи атрибуты, полностью искажена история казачества: теперь казаками объявили русских крестьян, бежавших на Дон с начала XVI века. Таким образом, ни о какой самобытности и "автономности" казачества не могло быть и речи.
НЕКОТОРОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ К КАЗАЧЕСТВУ начинает происходить к концу 30-х годов. 20 апреля 1936 года публикуется постановление ЦИК СССР о восстановлении казачества вплоть до казачьей формы и атрибутов. Это происходило в русле сталинской политики укрепления государственности, возрождения исторических русских традиций и уничтожения старой "интернациональной" гвардии большевиков-разрушителей. Укрепляя любыми (в том числе варварскими) способами страну, Сталин пытался вернуть России национальные ориентиры (в том числе и перед лицом набиравшего силы фашизма). Однако все же "восстановление" казачества имело зачастую декоративный и декларативный характер, ограничиваясь этнографией - костюмами, танцами, песнями и проч. То есть внешними проявлениями.
Однако это со стороны старой большевистской гвардии вызывало активное неприятие (как и возвращение атрибутов старой царской армии - сначала званий, а позже - погон).
Несмотря на усилия Сталина по смягчению отношения к казакам, многие из них приняли активное участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на стороне гитлеровского фашизма. В рядах фашистов, по некоторым сведениям, сражалось 94 тысячи казаков, из них 40 тысяч донских. С. Дробязко в справочнике “Восточные легионы и казачьи части в вермахте” даёт более скромную статистику общей численности “подфашистских казаков” – 25 тысяч. На мой взгляд, автор явно занизил число казачьих союзников гитлеровской Германии. В подавляющем большинстве речь идёт о "советских" казаках; казаки-эмигранты чаще всего оказывались патриотами России и не шли на сговор с германцами. Сражались донские казаки на стороне германских войск и в сражениях за Ростов в 1943 году. По некоторым данным, город защищали в основном именно донские казаки, а не германская армия.
Кроме того, целые казачьи дивизии входили в состав войск СС. При этом "германские казачки" сражались чаще всего упорнее, чем сами немцы. Казачьи части, сражавшиеся на стороне Гитлера, были разоружены только 27 мая 1945 года - через 18 дней после официального окончания войны. По секретному договору со Сталиным все казаки и их семьи, захваченные в расположении союзников, были депортированы в Россию. Передача мятежных казаков была произведена в австрийском городке Лиенц. Многие казаки были позже расстреляны, остальных ждал ГУЛАГ.
Свидетельство о публикации №203071300098
С уважением,
Геннадий
Иван Змиёв 01.02.2007 14:53 Заявить о нарушении
Вот, например, небезынтересно -
http://zhiganets.narod.ru/page54.htm
Всех благ.
Фима Жиганец 03.02.2007 13:52 Заявить о нарушении
Шолохов-Синявский написал книгу о нём и его семье, исказив действительность. Книга называется "Далёкие огни" (Издательство "Советская Россия", М. 1958). Оправданием ему служило одно - время было такое, революционное и писать нужно было с уклоном..
Много чего можно вспомнить из рассказов давно ушедших... А надо ли?
С уважением,
Геннадий
Иван Змиёв 04.02.2007 02:26 Заявить о нарушении