Сенсо-моторный метод русской орфографии интенсивное обучение пра

Язык – инструмент мысли, средство создания информационных               моделей объектов, систем, функций.

«В начале было слово» (Евангелие от Иоанна. Гл1, ст1). Глубину этой великой истины легче постигнуть, вспомнив, что в древнегреческих рукописях Библии «логос» означало и «слово», и «мысль». Значит, в начале всего была «мысль». Но мысль не существует без слова, без языка. «Мысль не выражается в слове, но совершается в слове» (Выготский Л.С.). Таким образом, древние пророки за тысячи лет до появления современного научного языкознания, теории информации, теории систем, теории организации интуитивно открыли, что мысль предшествует рождению любых упорядоченных объектов, систем, функций (крылья – объекты, полет – функция. Мышление и душа человека – функции, но не объекты). Строительству пирамиды или самолета предшествовали многочисленные мысли, слова, планы, чертежи относительно этих сложных объектов. Никакая армия не может начать движение и, тем более, военные действия без приказа, который, по сути, слова и мысли. Рождению человека предшествуют человеческие ДНК и гены, являющиеся информацией, «мыслью» о будущем человеке. Также, очевидно, появлению упорядоченных свойств вещества и космоса предшествовала строго упорядоченная информация, мысль, «логос».
Мысль идеальна, невесома. И в то же время мысль – громадная сила. Летящий в небе вертолет, в сущности, сложно структурированная МЫСЛЬ конструкторов, заставивших тяжелый металл летать по воздуху. Мышление и сознание – функции мозга, но не сам мозг. Мозг лишь инструмент мысли. Мысль, информацию нельзя отождествлять с материальными носителями информации – звуками речи, текстами книг, с клинописью древних шумеров. Носители информации всегда материальны. Но мышление, сознание, душа человека – нематериальны. Они существуют в языке. Таким образом, развитие человеческого дара слова, обучение грамотности – это не только скучные суффиксы и спряжения, а нечто более важное… Интенсивные лингвистические тренировки развивают мозг и личность человека.
Изобретение письменности, история в письменности.
Животные общаются друг с другом с помощью разнообразных звуков, жестов, гримас, прикосновений, укусов. Насекомые выработали языки поз, танцев, запахов. Эти языки примитивны, инстинктивны, ситуационны. С их помощью невозможно выразить абстрактные понятия, например: «Существование предшествует сущности» (Ж.П.Сартр) или Е=mc? (А.Энштейн). (Математика вообще невозможна без специального языка. Ведь любая цифра – это также и слово. «8» – «восемь»). Высокоразвитые животные способны к ситуационному мышлению, могут понимать человеческие слова. Но никакая даже самая умная лошадь не может высказать глубокой мысли. Тем более, лошадь не напишет связного текста: не способным к тонкой моторике копытом писать трудно.
Древние люди долгое время не знали письменности, хотя умели говорить и мыслить. Однако устная речь не позволяла передавать сообщения и знания во времени, от поколения к поколению. Изобретение письменности стало началом истории человеческих идей и мыслей.
Наскальные рисунки – первые попытки сохранить человеческую мысль для вечности.

Рис. 1.  Мы были на охоте, убили быка.
Однако в рисунках нет строки, по которой скользил бы взгляд читающего. Нет движения – нет временного вектора. Оттого динамику человеческой мысли наскальные рисунки не передают. Они статичны, будто скалы.
Около 6 тысяч лет назад древние шумеры, создавая письменность, изобрели пиктографические рисунки для обозначений слов.








Рис. 2.
Шумеры также пользовались оттисками палочек на глиняных табличках, записывая слова клинописью.




Рис. 3.
Шумеры не знали фонетики и думали, что речь состоит только из слов. Шумеры и древние египтяне использовали пиктограммы для записи звучания отдельных слогов, слов и предложений.
               




  костюм - ус -  кий (пиктографическая запись).
Костюм узкий (фонематическая запись).






Рис. 4. Роза пила чай.
Китайские иероглифы тоже рисовались сначала как картинные значки для отдельных слов.


- (янь) человек


Рис. 5.
Потом иероглифы стали менее образными, превратившись в абстрактные идеограммы, в которых, как в цифрах, написание не опирается на произношение. Запоминать китайские иероглифы трудно. Нужна специальная графическая зрительная память. В Китае обсуждают проблему перевода письменности на фонематический принцип.
Около 2,5 тысяч лет назад древние семитские племена догадались, что слова состоят из звуков, и придумали буквы для их обозначения. Сначала придумали только согласные буквы, как наиболее значимые в корнях слов. Позже древние греки изобрели гласные буквы. Письмо стало фонематическим (См. рис. 6).
Фонематическое письмо проще пиктографического. Письмо буквами требует меньших графических средств, чем письмо иероглифами. Для записи всех русских слов требуется всего 33 буквы. При записи слов иероглифами нужны специальные графические знаки для каждого нового лексического значения.
Однако не всегда буквенные написания предпочтительнее пиктограмм или идеограмм. Например, дорожные знаки удобнее изображать пиктограммами или идеограммами. Их лексические значения, записанные буквами, многие водители на скорости прочитать бы не смогли. Это приводило бы к авариям. Пиктограммы, лишенные линейности, в движении воспринимаются быстрее.
Для записи цифр (математических идеограмм) фонематический принцип также неудобен. Трудно представить, как бы мы умножали «шестнадцать на шестнадцать». 16х16 – запись более компактная!


























Алфавиты различных народов.










































Рис. 6.
Проблемы школьной орфографии.
Научиться грамотно писать по-русски очень трудно. Письмо – сложнейший интеллектуальный навык, требующий высокого развития речевых лобных центров мозга (специальных веретенообразных нейронов, управляющих речью, чтением, тонкой моторикой пальцев). Эти центры решают на письме труднейшие задачи структурирования мысли по параметрам смысла, стиля, грамматики, орфографии, каллиграфии.
В «Орфографическом словаре русского языка» АН СССР (13-е изд., испр. и доп. М., 1974) 106 тысяч слов. В своде «Правил русской орфографии и пунктуации» свыше 420 правил правописания. Кроме того, существуют еще несколько тысяч слов, написания которых не подчиняются ни одному из этих правил. «Такие написания усваиваются практически, путем зрительного запоминания и многократного повторения написаний». (Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., Просвещение, 1980, с.238).
Современные школьники мало читают, проводя время около телевизоров, игровых компьютеров, получая информацию, общаясь с помощью несовершенной неправильной устной речи. Мало читающие дети имеют низкий словарный запас, не знают написаний трудных слов из-за того, что никогда не видели этих слов напечатанными. Пытаясь написать незнакомые слова, ученики пишут так, как слышат. И делают ошибки. При этом ошибки «застревают» в пальцах и памяти школьников. Вырабатывается привычка писать неправильно.
В школе много делается для развития грамотности. Однако из-за необъятности лингвистической науки и множества изучаемых разделов языкознания школа не может интенсивнее развивать навыки орфографии. Не способствует запоминанию правильных написаний слов чрезмерное увлечение скорочтением, при котором взгляд школьника стремительно движется по строчкам, воспринимая смысл текста, не замечая точного графического облика слов. Скорочтению, конечно, нужно учиться. Но к нему можно переходить лишь тогда, когда школьник хорошо знает слова, которые ему предстоит прочитать. Быстро прочитываются лишь хорошо знакомые слова. К грамотности, к скорочтению, к знанию грамматики нужно идти дедуктивно, от развития дара слова. Однако самый совершенный язык – это предельно упорядоченный язык печатных текстов художественной литературы. Значит, дар слова лучше всего развивать, общаясь с высоко структурированными литературными текстами.
Запоминать слова легче сенсо-моторно, всеми органами чувств. «Чем большим количеством анализаторов воспринимается изучаемое, тем прочнее оно запоминается» (Никитина Е.И. Уроки русского языка. М., Просвещение, 1985, с.10). Кропотливое вдумчивое переписывание художественных текстов и словарей, побуквенное проговаривание незнакомых слов – очень полезный способ расширить словарный запас ребенка, выработать орфографический навык. «Чем лучше владеют школьники навыками речи, тем успешнее идут занятия по всем учебным предметам» (Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе, с.53).
Школьные принципы работы над ошибками несовершенны. Ученик, допустивший оплошность, сдавший тетрадь на проверку, ждет несколько дней, пока учитель все ошибки исправит и выставит оценку. Однако перегруженные учителя не имеют возможности исправить каждую оплошность в каждом слове. Неисправленные ошибки крепко, как занозы, застревают в пальцах и сознании школьников. То же происходит и с исправленными учителем работами. Чаще бывает, что дети учительских исправлений не замечают, добросовестную работу над ошибками не делают. Совершенные ошибки остаются в памяти. Происходит заучивание ошибок. Ошибки школьников, поверх которых красными чернилами сделаны исправления учителя, создают искаженный графический облик слова, вредный для зрительного запоминания. «Никогда, по возможности, не допускай своих учеников ни видеть ошибок, ни делать их» (Кульман А. Методика русского языка. Сб.1913).
«Педагогика действия» (Лай В.А., Томсон А.И.) требует от ученика активности, «использования всех детских реакций» (Лай В.А. Школа действия. 2-е изд. П., 1920). Свои ошибки ученик должен исправлять сам, используя печатный текст или словарь для постоянного самоконтроля. При этом дети учатся корректорским приемам медленного послогового прочтения слов (скорочтение не годится для самопроверки). Появляется непрерывная «обратная кибернетическая связь» между совершением ошибки и немедленным ее исправлением. Сенсо-моторное восприятие качественных художественных текстов учит детей различным приемам чтения–орфоэпическому, орфографическому (побуквенному), проверочному (послоговому). Такая тренировка полезна и для скорочтения.
Наглядность напечатанных, переписываемых, проговариваемых слов чрезвычайно полезна для правописания. Сенсо-моторный метод орфографии использует подражательные способности ребенка.
 Учитывается важнейшее свойство личности: стремление к успешности. Что удается – привлекает. Обучение языку, грамотности с помощью сенсо-моторного копирования печатных художественных текстов становится менее трудным, более радостным. Скучная зубрежка спряжений или падежей менее интересна детям и поэтому более трудна. Свободное интенсивное сенсо-моторное общение с художественными текстами делает изучение тех же спряжений и падежей более радостным и эффективным.
Развитие лингвистических способностей («основного антропологического свойства человека» И.Бродский) повышает общий интеллектуальный уровень школьника, позволяет лучше справляться с более сложными письменными работами – диктантами, изложениями, сочинениями. Улучшается мышление – повышается и грамотность. Происходит развитие словом.



Концепция сенсо-моторного метода орфографии.


«Чтобы узнать, что такое вода, пей ее», – говорили дзен-буддисты. Чтобы научиться плавать, нужно плавать. Также и навыки грамотного письма можно сформировать только практически. «Для усвоения правильного письма детьми, конечно, нужна практика, но практика, руководимая грамматикой» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч., Учпедгиз. М., 1945, с.423). (Однако грамматику легче, интереснее постигнуть, общаясь с увлекательными текстами, развив дар слова, овладев литературным языком).
«Писать можно научиться только посредством писания» (Томсон А.И.). Но не всякое письмо полезно для орфографии. Например, слуховые контрольные диктанты вредны для орфографии. Восприятие текста на слух не позволяет школьникам видеть графический облик слова, приводит к заучиванию ошибок. Предлагаемая методика рекомендует для обучения зрительные самодиктанты. Ученик внимательно прочитывает (орфоэпически и орфографически) предложение в тексте, «фотографирует» глазами трудные слова, пишет предложение по памяти. Самопроверка – после каждого предложения. Это не механическое бездумное «многописание», а сознательное вдумчивое сенсо-моторное общение с качественными художественными текстами. Этого очень не хватает современным школьникам.
Педагог Тоцкий П.С. в книге «Орфография без правил» (Просвещение, М., 1991 г.) рассказывает о своем опыте «орфографического проговаривания» слов и словосочетаний как способе повышения грамотности. Чтобы быстрее запомнить трудные слова, дети всем классом проговаривали слова по буквам. Такой прием работы значительно улучшал грамотность школьников, потому что позволял использовать слух для орфографии.
Использование для запоминания слов зрения, орфографического слуха, тонкой моторики пальцев и речевого аппарата существенно расширяет информационные каналы мозга. Учитываются индивидуальные особенности памяти каждого ребенка (модульные технологии обучения).

Рис.7.
Скорость запоминания можно увеличить, если дать ученику специальную «лингвистическую команду» на зрительное запоминание графического облика слов. Тогда сознание и память школьника воспринимают, в первую очередь, не текст, не лексическое значение слов, не орфоэпическую оболочку, а графическое изображение слова.

Рис. 8. Анализатор переключается на восприятие графического облика слов.
Влияние словесной установки на восприятие того или иного элемента целостной структуры поясняет известный дзен-буддистский коан о голубой материи и нарисованной на ней красной точке. Оказывается, ученик может смотреть на точку и не видеть материи! 

Рис. 9. Нарисованы ваза или два профиля?
Глаз только смотрит. По-настоящему видит зрительный анализатор. Направленность внимания на какой-либо значимый элемент в сложной системе образов зависит от словесной установки. Предлагаемая методика «включает» зрительный анализатор и орфографическую зоркость школьников. В начале занятий ученик прикасается пальцами правой руки к своему лбу и просит «глазки хорошо «фотографировать» новые слова» (словесная команда должна быть образная и простая, понятная ребенку). Также «включаются» и другие анализаторы – «запоминай, рука», «запоминай, ушко».
Активизировать зрительную графическую память школьников можно с помощью буквенных карточек.
Рис.10.

Дети играют с учителем или друг с другом, запоминая 3-7 карточек, отгадывая убранную буквенную карточку. («Фотоаппараты» в глазках, конечно, «включены»). Зрительная память быстро активизируется. Ученики с легкостью запоминают по 6-8 букв. При работе с текстами глаза ребят «автоматически» запоминают трудные орфограммы.
Предлагаемая методика позволяет ученикам младших классов зрительно запоминать трудные орфограммы из программы старшеклассников (пропедевтика, предварящее обучение).
Автор настоящей публикации выбрал, примерно 2000 слов, наиболее употребительных в школьных письменных работах и составил «Частотный словарь школьника». Интенсивное сенсо-моторное запоминание этих слов позволяет уменьшить вероятность орфографических ошибок в ученических работах.
Предлагаемая методика может применяться  на уроках развития речи, в лингвистических кружках, во вспомогательной школе, а также для самостоятельной работы школьников. Данный метод используется в дополнение к традиционным «сознательным» школьным приемам обучения правописанию.


Рецензии
Я не читала Тоцкого, видела только упоминания о его работе. Но, говорят, по капле воды можно догадаться о существовании океанов. Я начала придумывать задания для орфографического чтения сама, составила много диктантов и текстов для чтения. Предлагаю меняться подобными упражнениями.

Джей Шива   30.10.2007 15:18     Заявить о нарушении
Очень приятно,что интересуются "сенсо-моторным методом" русской орфографии.Но мы сейчас на занятиях используем все возможные способы
овладения языком.Пишем короткие разнообразные сочинения\задача-развить навык письменного изложения своих мыслей\;пишем предупредительные зрительно-слуховые диктанты с последующей самопроверкой написанного после каждого предложения \перед глазами каждого школьника стреотипный текст диктанта ,кот.диктует учитель\.Чтобы не допустить ошибки,ученик,если сомневается,может подсмотреть в диктант.Но главное,
переписывание хороших художественных книжек ,с использованием орф.проговаривания,моторной памяти пальцев и графической зрительной буквенной памяти,орфографического слуха и моторной памяти речевого аппарата\при орфографическом проговаривании\.
Полностью свою Методичку я размещал на Сайте Издатели.ру,но этот Сайт
уже почему-то закрыли...
А в какой школе Вы работаете?
Ответьте,если будет возможность,по E-mail:
bimba1@yandex.ru
Акулову Владимиру Владимировичу

Акулов Владимир Владимирович   30.10.2007 16:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.