Разговор с израильской школьницей

INNA DAVIDOVICH

- Мы сегодня в школе говорили о Катастрофе и я вдруг подумала: Наверное, Бог действительно существует. И совсем он не жестокий, просто не очень изобретательный. Нет, даже не так, он был изобретательным, но столько всего изобрел, что поостыл.
- Так при чем тут Катастрофа, Аня?
- Так вот, слушайте, было ему очень грустно одному и захотелось ему устроить вечеринку с кем- нибудь. А кого он больше всех любит? Изранный народ свой. Вот он и решил устроить вечеринку с избранным народом. Для этого он создал план. Он выдумал Гитлера, помогал ему все время и тот, подчиняясь полностью воле Божьей, творил все ужасы, уничтожал людей тысячами. Потому что это же была не простая вечеринка, а Божественная, туда нельзя было позвать всего лишь несколько человек.
- А что, он не мог придумать что-нибудь по-проще? Землетрясение, например, наводнение....
- Нет, конечно не мог. Кто бы собрал такое количество евреев в одном месте? Вот для этого-то Гитлер ему и понадобился.
- А почему он не мог сделать так, чтобы евреи, которых он так хотел видеть, просто бы не проснулись однажды утром?
- Нет, так сделать он не мог. Это бы было чудо. Да и неестественно. Тем более, Богу был нужен повод для создания Израиля. Если бы столько евреев не погибло, то оставшимся не пришло бы в голову наконец-то последовать идеям Герцля и присоединиться к тем евреям, которые еще в прошлом веке переселились в Израиль.
- А почему ты думаешь, что Бог не мог совершить чуда?
- Нет, он, наверное мог, но он пока бережет чудеса.
- А почему он бережет чудеса?
- Не знаю, может быть, он разочаровался в людях. Он ведь творил чудеса, а они не верили. И вот он решил делать все по правилам, как надо. Чтобы жестоко было.
- А для чего нужно, чтобы было жестоко?
- Потому что люди в жестокость верят больше, чем в доброту. Вот Богу и приходится подстраиваться.
2001


Рецензии
Не хотелось на литературном сайте открывать политическую дискуссию. Но тема не может оставить меня равнодушным.
На мой взгляд произведение далеко не детское. При кажущейся детской психологии, рассказ затрагивает серьезную проблему из мира "взрослых". Речь идет (не думаю, что это было в намерениях автора) о попытках, осознанных или подсознательных, различных кругов, как евреев, так и неевреев, позитивизировать катастрофу. Одним из результатов этих попыток является точка зрения, господствующая сегодня в израильской официальной идеологии (в том числе и пропагандируемая в израильских школах), которую коротко и грубо сформулировать можно так. БЛАГОДАРЯ катастрофе европейского еврейства, было создано государство ИЗРАИЛЬ. Не вдаваясь в глубокий исторический анализ этого утверждения, можно напомнить о том, что до прихода Гитлера к власти, на территории Палестины существовали практически все элементы государственного управления и власти, был возрожден язык, издавались газеты и книги, были построены города (например Тель-Авив) и с/х поселения. Фактически там существовало непровозглашенное государство. Учитывая этот факт, другая экстремальная позиция в отношении влияния катастрофы на создание государства, говорит о том, что Израиль был создан не БЛАГОДАРЯ катастрофе, а ВОПРЕКИ ей, унесшей жизни шести миллионов потенциальных граждан Израиля.
Так или иначе, то что произошло в Европе в годы Гитлера, явление алогичное, явление, для большинства людей стоящее в стороне от причин и следствий, от того "порядка" в мыслях, в рассуждениях, в анализе истории, который многие из нас любят. Для меня катастрофа всегда будет вырванным листом из книги истории, страницей, которую я не никогда не смогу перевернуть, подведя ей какой-либо логичный итог. Вспоминая о катастрофе я никогда не смогу найти практических выводов, типа потрясающего кулаком "никогда больше". Для меня, как и для многих людей различных национальностей и убеждений, это навсегда открытый лист, с которым я соизмеряю то, как я думаю сегодня, как я отношусь сегодня к окружающим меня людям, то, что влияет на образ моих мыслей, на мое личное поведение в различных ситуациях.
Спасибо, Инна, за написанный рассказ, который помог еще раз задуматься об этом важном событии нашей истории.

Даниил Орлев   10.08.2003 15:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.