Два храма часть I

Случилось так, что минувшим воскресеньем пришлось мне ехать в Москву по важному делу. Путь из небольшого городка Московской области, где жил я последнее время, оказался недолгим. Минуло не более полутора часов, как увидел я южную окраину Москвы. Передо мной стоял город миллионов людей, во всём своём величии и громоздкости. Со всех сторон смотрели многочисленные окна высотных зданий, комичные, а иногда и просто бессмысленные рисунки рекламных плакатов и монументов. Сии последние при этом достигали иной раз весьма значительных размеров. Бесчисленные автомобили проносились вдоль широких дорог нескончаемым роем, словно полчища отливающих разноцветным металлом жуков, беспрестанно гудящих и копошащихся в грязи, как после неудачного приземления. Отовсюду можно было видеть людей разного вида, одетых самым разнообразным образом, спешивших каждый по своим, только ему известным делам, но неизменно сливавшихся в безликую серую массу, бурлившую и клокотавшую, подобно мутному грязевому потоку, время от времени тормозившую свой бег перед многочисленными вывесками и витринами и беспрерывно изливавшуюся в чёрные проёмы нелепо раскрашенных магазинов и городского транспорта. Средства передвижения здесь отличались многообразием: автобусы, троллейбусы (и кто придумал такие странные названия?!), медленно спешащие по одиноким линиям трамваи, бесчисленное множество такси. Но была в Москве и своя особенность, являющаяся отличительной чертой всех крупных и многолюдных городов, часто имеющих претензии на звание столицы. Такой изюминкой было метро, опутавшее паутиной многоэтажных лабиринтов все подземелья города и замыкавшее кольцо оцепления машин вокруг погрязших в суете жителей столицы. Была середина лета. Смесь солнечных лучей и вихря выхлопных газов и пыли, поднимавшейся вслед за проезжавшими автомобилями, создавала атмосферу невообразимой духоты, так и пропитывавшей каждый кубометр московского воздуха. К ней отовсюду примешивались ревущие и хрипящие звуки моторов, автомобильных сирен и звонков трамваев.
По выполнении положенного мною на себя обязательства, решил я оставшееся время моего пребывания в Москве посвятить рассматриванию памятников русской архитектуры, имевшихся тут в изобилии. Первым на ум пришёл недавно восстановленный храм Христа Спасителя. Однажды мне довелось его увидеть около десяти лет назад. Тогда он ещё находился на стадии постройки, которая велась на месте бывшего здесь ранее бассейна «Москва» (созданного вследствие многочисленных и неплодотворных попыток советской власти, установить на месте разрушенного храма здание «Дворца Советов»). Считающийся главным собором страны, храм Христа Спасителя не мог не вызвать у меня соответствующего любопытства.
Для осуществления данной задумки, добрался я до ближайшей станции метро, с которой впоследствии и собирался, путём многочисленных пересадок с ветки на ветку, добраться до станции «Кропоткинская», ближайшей к храму. Спустившись по эскалатору к самому низу, оказался я в длинном высоком помещении со сводчатым потолком, где среди бесконечных порывов ветра, подобно гигантским змеям из древних пещер, каждые две-три минуты проносились однообразные составы, оглашая сумрак тоннелей пронзительным визгом и грохотом железа. На стене с противоположной стороны рельс гордо возвышалась потускневшая от времени и пыли надпись: «Станция Серпуховская». По сравнению с улицей, плотность человеческой толпы здесь была много выше. В переходах стояли торгаши. То тут, то там сновали суетливые цыганки с грудными детьми (а может, просто их муляжами), поочерёдно пристававшие к прохожим, в надежде разжалобить незадачливых посетителей этих подземелий. Где-то в углу визжала скрипка, изнывавшая под смычком уличного музыканта. Некоторое внимание моё привлёк торговый лоток, состоявший из нескольких грубо сбитых досок и украшенный православным крестом из жёлтой, чуть помятой по краям фольги. Тут стояло множество аудиокассет и компакт-дисков с записями «духовных» (и им подобных) песен, от множества «православных бардов». Мне искренне жаль тех людей, что имели несчастие воспринять всерьёз и приобрести подобные образцы «массового» искусства, пусть даже религиозного на первый взгляд. Всё, что они впоследствии услышат, отличается крайней убогостью. С Православием эти произведения роднит разве что упоминания в них имён святых. Уныло бренчащая гитара и писклявый, а то и ожесточённо хриплый голос, абсолютно без чувства мелодии пытающийся выговорить заведомо корявый текст, напоминают скорее распространённые в Европе и Америке протестантские мотивы, изначально лишённые присутствия в них малейшей частицы божественной благодати! Невообразимо досадно было в очередной раз осознать такое сребролюбивое паразитирование на высоких чувствах людей, только ещё приходящих к вере и отученных от эстетического восприятия мира за восемьдесят лет гонений на церковь и культурного (и физического!) геноцида русского народа.
Не буду рассказывать, как добрался я до нужной мне станции, так как в царившем при этом вокруг меня шуме не было ничего нового, до сих пор мною не описанного.
Выбравшись, наконец, из этого сумрачного хаоса, оказался я на относительно свежем воздухе (хотя, должен признаться, я так и не понял, где воздух был менее свеж). Однако это не имело особого значения, потому что главная цель моих поисков была достигнута. Прямо передо мной, во всём своём величии возвышался недавно возрождённый храм Христа Спасителя. Как долго искал я случая попасть сюда! Пройдя несколько дорог, выложенных в местах перехода чередующимися полосами из серого гранита и тёмно-красного мрамора, создававших впечатление остатков бывших некогда в Москве обширных мостовых, предстал я, наконец, перед воротами храма.
Здание храма Христа Спасителя имело четырёхугольную форму, весьма симметричную, и было украшено чёрными скульптурами. Снаружи оно было выложено чем-то наподобие белой плитки. В крупных и массивных воротах имелась небольшая дверь, через которую прихожане и проходили внутрь. Близилась вечерняя служба. Перед входом стояла длинная очередь людей, подобно мне желавших попасть внутрь и движимая в большинстве своём любопытством не меньшим чем то, что царило во мне. Нельзя сказать, чтобы я одобрял подобное чувство - храм не музей. Тем не менее, полностью побороть его в себе я так и не смог, что объясняется, вероятно, восприятием храма Христа Спасителя как главного храма страны, со всеми происходящими из данного титула особенностями его внутреннего устроения. Среди стоящей здесь толпы можно было видеть множество иностранцев, причём как жителей ближнего зарубежья, так и абсолютно иноязычных. Одеты они были в самые разнообразные костюмы, отвечавшие, тем не менее, царившей вокруг летней жаре, и может быть, поэтому отнюдь не соответствовавшие всем правилам одевания, установленным церковью для прихожан. Наконец, посредством медленного перемещения толпы вглубь храма, смог я приблизиться к его открытой двери. Трижды перекрестившись и войдя, увидел я тут же причину столь медленного движения очереди. Мне требовалось пройти через железную коробку металлоискателя, где хрупкая на вид девушка в форме охранника вежливо попросила меня открыть портфель. Её, по-видимому, сильно уставшую от большого количества подобных мне прихожан, не заинтересовали другие его карманы, и, предъявив только одно отделение портфеля, я получил право входа.
Изнутри храм оказался очень высоким, и внутреннее его помещение имело форму квадрата, с трёх сторон которого находились большие, одинаковые по виду, но изящно выполненные и позолоченные двери. Четвёртую сторону занимал алтарь, имевший вид небольшого собора с куполами, также отделанного золотом. Стены храма и его купол изнутри были расписаны изображениями святых, а также библейскими сюжетами. Здесь висело множество икон, как древних, потемневших от времени, так и более современных, написанных, вероятно, в период восстановления храма. Центральная часть была отгорожена невысокой оградой. Здесь проходили богослужения. С внешней стороны ограды скопилось множество людей. Однако когда служба началась, далеко не все из них благоговейно молились, слушая читаемые священником молитвы и пение хора, который был весьма благозвучен. Отовсюду слышались щелчки фотоаппаратов. Из беспрерывных разговоров, пусть даже и негромких, складывался определённый шум, столь характерный для больших скоплений людей, хотя и не игравший в сложившейся ситуации ощутимой роли, так как служба велась через звукоусилители. Повсюду ходили охранники, в общем-то, незаметные за общей массой людей. По истечению первого часа (служба была праздничная и длилась чуть больше двух часов), толпа значительно поредела. Я с удовольствием заметил, что все кто остался, знали, зачем сюда пришли. Одежда и поведение их не могли вызвать нареканий и не противоречили атмосфере церковной службы.
Было, однако, одно обстоятельство, нарушавшее воцарившийся здесь благодатный покой. Узнал я о нём ещё задолго до посещения мной храма Христа Спасителя и, будучи здесь, только убедился в его справедливости. На полу храма имелись участки, выложенные шестиконечными звёздами (первое впечатление - звезда Давида. Откуда?), надо сказать, весьма необычный способ росписи церковных полов. Хотя непритязательному человеку и не будет заметен элемент кощунства в данном устроении, кощунство это, без сомнения, хорошо заметно в другом, весьма однозначном своём проявлении. На внутренней части купола храма можно было видеть изображение Бога-Отца. Здесь же возле него находилась надпись «Свят Свят Свят». Внимание мое, однако ж, привлёк участок купола с противоположной от алтаря стороны. Здесь, среди нарисованных облаков имелось некое слово, начертание которого передать не берусь. Как было уже сказано, к моменту посещения этого храма я был осведомлён о подобном явлении. Слово было написано на иврите и гласило: «боги». При этом надпись «Свят Свят Свят» была сделана таким образом, что можно было бы предположить отношение её именно к еврейским богам. Как смог христианоненавистнический иудаизм пробраться в главный православный храм России? Почему православное священноначалие не устранило сиё кощунство? Трудно судить. Но продолжающиеся чудесные исцеления людей от чудотворных икон храма говорят о том, что благодать Божья ещё не покинула это место.
Тем временем служба всё продолжалась. Священник читал Евангелие, прихожане смотрели на него благоговейным взором, некоторые же, осознавая своё несовершенство перед Богом, даже не смели поднять глаз. Молитвы читались нараспев. Чувство вселенской любви начинало проникать в сердца людей, словно некий божественный свет. Он, возникая непонятно откуда, пронзал золотой свод купола, задерживаясь сначала в алтаре, а затем разливаясь по всему храму. После было Елеосвящение. Не могу сказать, что выстоять два с лишним часа службы было просто, но даже после её окончания, ещё долгое время я ощущал в себе частицу Божьей благодати и ничуть не жалел, что пожертвовал своим временем и силами, дабы посетить храм Христа Спасителя. Когда, выйдя из храма, направлялся я к ближайшей станции метро, чтобы с неё начать путешествие к дому, чувствовал в душе я необыкновенный покой и радость, и ни вечно гудящая толпа, ни безликие сонмы проносящихся мимо автомобилей не могли уже отнять у меня их.


Рецензии
Ужас. Я не пойму, рассказ это или статья. Но не суть - как видно, до сути здесь никто и не собирался добраться. Про художественные качества тоже можно было бы умолчать, и muet вызвано уважением к желанию выплеснуть "крик души". Поэтому обсуждать ценность, форму, стилистику etc. было бы по крайней мере неблагородно. Могу только сказать, что произведение меня встрепенуло, но! К сожалению, скорее побудило на критику в отрицательном смысле.
Во-первых, странно весьма слышать о городе в прошедшем времени: "Средства передвижения здесь отличались многообразием: автобусы, троллейбусы (и кто придумал такие странные названия?!)" (в самом деле, какой дурак осмелился сделать такую глупость?! Это же вообще невозможно - троллейбус!), "Такой изюминкой было метро...", "Здание храма Христа Спасителя имело четырёхугольную форму..." Сделаем пародию на... ? "В Париже находился собор Нотр-Дам-де-Пари. Он был вытянутым в длину", "В Париже были Елисейские Поля..." Только не хотелось б услышать в ответ обычное рассуждение о вавилонах, обращениях в прах и небесах...
Хотелось бы узнать, какие правила одевания ввела церковь. По-моему, она ничего не вводила. Верю, что христианство с его культом милосердия и всепрощения пустит в храм и проститутку на шпильках, в золотом корсете и боа. Если нет, то...
Вопрос о христианстве и о том, что там вы увидели, признаюсь, задел меня более всего. Действительно, мерзко! Совершенно непонятные звёзды Давида, звукоусилители... прихожане, испытывающие благоговение перед священником, причём если одни, агнцы, ещё осознают своё несовершенство и взор резонно потупляют, то другие взирают без тени мысли о своей убогости в голове. Наверняка, это подрядчики и художники. Все евреи и масоны. Злыдни! Взяли и облили грязью храм, полы изрисовали, стены измазали своими каракулями! Им же заплатил Лужков-Бергерсон-Хвопштейн-Розенталич-как-там-его. Думаю, если бы заказчиком был Путин, мудрый наставник народа Руси, то храм бы украсили барокко, рококо и лжевизантийскими антаблементами. Да и такого безобразия, как допуск туристов (в общем-то, людей, но это не важно) не было бы. Закрытый храм "только для своих", vip-клуб с карточками и инструкцией поведения. Интересно, а официальная церковь также категорична? Скорее да, судя по настрою автора, который, пожалуй, не всё сказал. Конечно, в этой новой шовинистической церкви не будет подозрительных узоров, сомнительных надписей и музыка будет звучать одна, настоящая (надеюсь, это будут господа Штокхаузен или Стравинский?), прихожане же будут все как один притязательны и чутки к проявлениям кощунства в отношении каких-либо сторон суетной жизни церкви, сухим циничным голосом вещающей что-то об отречении. Да, хотелось бы поинтересоваться у автора, явно антисемита, как он может свободно читать иврит? Наверняка и Лужков не может. Друзья-евреи? (ужас).
Другой вопрос: сколько существует еврейских богов? Вероятно, всё же меньше, чем в нашем православии, где у каждого святого - храм и свой сегмент на "рынке" услуг.
Совершенно не состыковываются измышления о вселеннской любви и непримиримость к грязи и толерантности (как видно из благодарности антитолерантно настроенному Cергею Велесову). Выходит, что вселеннская любовь спросила у кого-то, что значит быть вселеннской и можно ли ей включать в себя всякую "грязь", как то: росписи, надписи, проявления иной культуры. Метафизикой здесь и не пахнет, только воняет фашизмом, национализмом и фобиями. С таким багажом, батенька, мы далеко не уедем. Из вашего рассказа через цепь сначала религиозно-экстремистских лозунгов (как верно подметил А.Арген), затем коричневых, можно запросто придти к радикальному шовинизму. Я не говорю, что вы, Антон, шовинист, я указываю на близость некоторых мыслей к этому явлению. Всё же церковь церковью, а Любовь как-то мимо неё проходит, да и христианство сторонится храмов, если вспомнить некоторые высказывания Христа по поводу оных учреждений. Вы попробуйте вчитайтесь в философию христианства, вспомните Толстого, проанализируйте... Христианство, конечно, погибло как актуальная идеология, как идеология вымирающего позднеримского общества и голодного средневекового, но моменты философской мудрости, воистину неустаревшие, в этом учении есть - главное, не проглядеть их за политически ангажированной экзегетикой священников.
Оспорьте мою неправоту.

Филиппов Ли   02.05.2004 02:03     Заявить о нарушении
1. Технически: произведение действительно несовершенно и нуждается в некоторых исправлениях.
2. Идейно: как Вы думаете среагирует "религиозный" еврей, если заметит в синагоге Православный крест (это к вопросу о фашизме)?
3. Что касается "знания иврита" - я прочитал о значении слова в очень уважаемой мною газете "Русский Вестник".
4. Не нужно обвинять Православие в язычестве (т.е. многобожии) - Вас засмеёт любой более-менее сведующий в этом человек. К святым обращаются в молитвах как к друзьям, братьям по вере, получившим большую Божью милость и могущим вследствие этого молиться за нас перед Ним. Они - посредники между нами и Богом. Бог же - Един!
Ещё раз к вопросу о "шовинизме":
Вы называете "антисемитами" тех, кто замечает несправедливости в отношении своего народа со стороны евреев, и называете их фашистами. Ну не клевета ли это?
Что ж, во время татаро-монгольского ига мы были "татарофобами", а во время II мировой войны - германофобами. Но сейчас это позади, потому что угроза с их стороны миновала. Отчего же не ослабевает так называемый "антисемитизм"? Должно быть, либо угроза ещё не миновала, либо кто-то сознательно сгущает краски, называя всех огульно "антисемитами".
И наконец, в России 120 млн. русских, и только 1-2 млн. евреев. Из этого следует, что русофобия в нашей стране в 100 раз хуже самого экстремального антисемитизма, так как он затрагивает только вышеупомянутые 1-2 млн. человек, в то время как русофобия - 120 млн. Чувствуете разницу? А чего в России сейчас больше?

Антон Каргатов   03.05.2004 17:03   Заявить о нарушении
Вы помните слова Пелевина: "Безусловно, антирусский заговор существует - беда только в том, что в нём участвует всё взрослое население России" ? Нам, русским, очень приятно, когда можно найти внешнего врага, чей образ, смутный и тревожный, объяснит Наши неудачи и нашу слабость. Так происходило всегда, особенно в советское время, когда врагов искали повсюду. Теперь вот похоже даже либертарианцы отступились от дела "просвещения" и "окормления" народа, когда увидели: ну не хотим мы палец о палец ударить, чтобы хоть что-то сдвинуть в этой стране с места, зато покричать "кто виноват?! ОНИ!!!" всегда готовы, да ещё прибавить, что на нас западная шкура не налазит... А Антисемитами я называю тех, кто готов увидеть в любом своём личном или общественном враге еврея, собираясь дискриминироваь его по этому признаку. Тут у вас мелькнул типичный пример антисемитизма: основываясь на каких-то домыслах, г-на Лужкова превратили в еврея! Вы знаете, мне на него начхать с высокой колокольни, но высказывания ваших друзей, по-моему, тупы. Так можно до всего допрыгаться: Починок - масон, Господин Такой-то - еврей, Господин Ещё-Какой-То - сектант... Можно выпустить книжку о "кремлёвских оргиях", где Ельцин на груди Гайдара выжигает кровью звезду Давида etc. (единственное, скорее всего Путин будет со сороны так смотреть-посматривать). И называю я не огульно: вы - антисемит! Иначе к чему вы приписали к антисемитской фразе этого ... Soliton"а (цит.) "А лужков ещё и масон" ?
Интересно, а в "Русском вестнике" не было лингвистической заметочки о формах множественного числа субстантивов в иврите? Точнее, о формах единственного числа? Это было бы весьма интересно послушать. Я вот, к примеру, не знаю, есть ли слово "бог" в иврите в ф.ед.ч., какие там артикли, но, например, знаю, что слово You в англ. не употр. в ед.ч, как и "ножницы", "брюки" и т.д. в русском. Да и вы - уверены ли, что там иврит? Может, там какая-нибудь демотика? Или ещё чего поэкзотичней..? Газета, самая уважаемая, может понаписать о-очень много всего. Не могу говорить о "Русском вестнике" - не читал.
Во время IIМВ мы не были германофобами, мы были антифашистами! Мы были антигитлеровцами! Вспомните, что на стороне Германии против СССР воевали итальянцы, болгары, японцы, испанцы, и многие русские, белорусы и украинцы вставали на их сторону... Вы в другой части писали что-то о забытых ценностях после 17 года (какое историческое невежество! Какой обскурантизм!). Так вот: те, кто помнили эти ценности (я имею в виду добрую половину эммигрантов первой волны) тоже стали фашистами, но не перестали быть русскими. Не думаю, что русские войска делали им какую-то скидку: кишки летели только так, раскидывая вокруг и спагетти, и суши, и баварскую колбасу...
Насчёт идейного: а вам-то не пофиг, как там среагирует ортодоксальный еврей на православный крест в синагоге? По-моему, вы должны забыть о внутреннем убранстве, если уж вам так приспичило молиться именно в храме (хотя бог, надеюсь, слышит всех и везде? Я не прав? Краснейте!), и не думать, что там кто-то бы подумал! Вспомните педагогическую формулу: "Если Иванов будет прыгать с пятого этажа, ты тоже за ним прыгнешь?"
Насчёт святых: добрая половина святых пришла из язычества ещё в античную эпоху, а то, что происходят канонизации и в нашу эпоху говорит лишь об уровне образования деревенских обвателей, по заказу которых это делается. Ни одному из людей не может достаться больше или меньше божьей милости: бог не избирателен, он не привиреда, сидящий на небе и пальчиком водящий "Этого выберу, этого нет..." Вы точно не сможете сказать, какие у него критерии и есть ли они у него вообще. Если будете руководствоваться Библией, то попадёте впросак - это сборник еврейских и эллинистических мифов.
Искренне желаю вам успехов в вашем образовании, как лингвистическом, так и философско-историческом.
С уважением,

Филиппов Ли   06.05.2004 00:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.