Там, где сердце

Рита вошла в палату. Максим все еще не приходил в себя. Врачи говорят, он поправится, надо только ждать и верить. Рита верит, она знает, что все будет хорошо, иначе и быть не может. Максим – самое главное, самое лучшее, что у нее есть.
Уже целый день она провела здесь, в больнице, у кровати своего сына. Она не хочет ни есть, ни спать, она просто держит его за руку и все думает о том, как хорошо, что он у нее есть, как важно для нее, что он рядом, что он дышит. Она любуется им, его красивым личиком, прямым носиком, маленькой родинкой на правой щеке.
Весь мир словно перевернулся, когда она узнала, что он в больнице. Ее малыш попал под машину – она представила этот ужас. Ее сын никогда не стал бы переходить улицу на красный свет, Рита давно научила его правильно переходить дорогу, быть внимательным, осторожным. Она даже никогда не беспокоилась, что с ним может что-то случиться на пути от школы к дому. Пять минут ходьбы и одна маленькая дорога, где и машины-то почти не ездят. Ну почему именно он, почему он должен был попасть под колеса этой машины? Как же смеют эти ненормальные люди гонять на бешеной скорости, ехать на красный свет? Ну почему именно он?
Ее маленький мальчик лежит здесь, перед ней, без сознания, с переломанными ножками. Рита смотрит на него, а слезы все текут и текут. Она чувствует, что он проснется, но когда – этого не может предсказать даже ее сердце, самое чуткое, самое любящее.
Рита сидела возле Максимки и размышляла о себе, о нем, о судьбе. Последние девять лет жизни – те годы, что рядом с ней растет ее сын – лучшее время в ее жизни. Все, что было до этого, до рождения ребенка – все ужасы детства, проблемы с родителями и школой – все забыто, все кажется просто сном, страшным сном. Когда есть счастье, о несчастье думать не хочешь.
Рита выросла в семье, где отец с матерью ссорились не то, что каждый день, они ссорились и утром, и днем, и вечером, и ночью. Отец любил выпить и полезть с кулаками на мать, а мать в свою очередь всегда была готова обругать его последними словами и применить горячую сковородку. Зачем они жили столько лет вместе? И ведь до сих пор живут. Рита не слишком часто их видит, даже не особо интересуется тем, что у них происходит. Она и так все знает: отец вышел на пенсию по инвалидности, мать гнет спину на заводе, как и раньше. Ничего нового. Отец-то у нее на самом деле добрый, просто удачи в его жизни отродясь не видалось, а мать женщина сильная, работает, не думает ни о чем, просто работает, словно по инерции.
Семья у Риты всегда была без денег. Не судьба, наверное. И игрушки у Риты в детстве было только те, что соседи давали, когда их дети вырастали. Рита знала, что никогда не сможет одеваться так, как многие ее одноклассницы, когда еще школьная форма была, она все ходила в ней пока до дыр не протрет. А потом, когда отменили, и когда подросла и научилась шить, так и стала себе наряды сама шить из всего, что под руку попадало. И шила она, надо сказать, очень хорошо. Вообще, девочка хозяйственная росла, по дому все делала, ведь мать много работала, то днем, то ночью, у нее и на дочь времени не было. Так что, самостоятельной Рита стала быстро, но при этом, довольно послушной девочкой была. Знала, что с матерью спорить не стоит, у матери рука тяжелая. А с отцом она почти не общалась, он если и работал, то его быстро увольняли с любого места за пьянство, а когда дома бывал, то все как-то подальше от дочки держался, не то, что не любил, как-то смущался что ли ее. Но доброе сердце в нем чувствовалась. Мать так и говорила, что вышла за него только потому, что он тихим таким был, а потом, как пить стал, так в нем словно зверь какой-то просыпался, все драться к ней лез.
И сейчас все так же. Рита не может и не хочет видеться с родителями часто, она их иногда навещает, но скорее просто из вежливости. Родители, можно сказать, ее любят,  она им деньгами помогает, на лечение отцу деньги дает. С тех пор, как Рита стала жить одна, ей стало легче, гораздо легче, она их давно простила за то, что детства у нее не было, что вся жизнь с ними была – сплошной страх за будущее. Рита не умеет держать зла, тем более, что она им благодарна уже хотя бы за то, что она родилась, ведь теперь она смотрит на своего собственного ребенка и понимает, как важно, что он есть на этом свете.
В школе Рита училась не очень хорошо, у нее было не так много времени на занятия, а учителя никак не хотели войти в ее положение, да и как они, взрослые, суровые люди, могли войти в положение бедной молчаливой девочки с грустными глазами, которая ни как не желала говорить им, что же у нее в семье не так, почему она не дружит с другими девочками из класса, и почему родители не приносят цветы учителям по всем их разнообразным праздникам.
Почему Рита не дружила с девчонками? Ей было с ними скучно, они любили сплетничать, а она, напротив, этого терпеть не могла. Они часто ее называли самыми некрасивыми словами, честно говоря, Рита даже сейчас не может понять почему. У нее был один друг – мальчишка, которого считали самым «невоспитанным мальчиком в классе», они любили гулять вместе после школы. С ним было нескучно, она ему нравилась. А остальным такая парочка не нравилась, особенно классной руководительнице. Рите вообще тяжело там приходилось учиться и, оттого, что в ее жизни было столько волнений и проблем, у девочки нервы быстро стали, как говориться, расшатываться. Она иногда сейчас вспоминает, что были моменты, ей страшно не хотелось идти в школу, но она боролась сама с собой. Однажды в четвертом классе она выучила какое-то стихотворение, но когда вышла и встала перед  целым классом детей, что смотрели на нее как на инопланетянку, она вдруг все забыла, ни одного слова вспомнить не могла.
Потом Рита ушла из той школы, сама приняла решение и поступила так, как считала верным для себя. Теперь ей стало проще учиться, когда на нее не смотрели с ненавистью и непониманием,  она росла, силы для «бега с препятствиями» тоже росли. У нее появились друзья, людям нравилось с ней общаться. То, что она была из бедной семьи, большинство людей не волновало. Но иногда ей самой казалось, что так жить не правильно. Она хотела учиться, хотела жить лучше, но понимала, что для этого нужны и деньги, и, наверное, определенная свобода от родительского дома. Ей слишком надоело видеть ссоры родителей, старые кастрюли и ободранный диван, свою маленькую комнатку с тусклой лампой у стола.
Что Рита умела лучше всего? Она умела шить. И после восьмого класса она пошла учиться на швею. В шестнадцать лет начала работать в мастерской. Мизерная зарплата – это было, конечно, не то, о чем она мечтала, но спасало ее от голода, когда она стала жить одна. Ее подруга по работе подыскала ей комнату в общежитии, маленькую, но там она смогла жить сама для себя, без родителей с их ужасной жизнью. Этим, она знала, она сделала подарок матери, одним ртом в доме стало меньше, и это, хотела верить Рита, могло позволить матери не работать на сверхурочных.
Было нелегко, но она жила и шила, шила и жила. Ее хвалило начальство, она нравилась почти всем, кто там работал. Несмотря на то, что Рита так и не научилась сплетничать и говорить о разной ерунде, она не была изгоем, не была там серой мышкой, была милой, спокойной, вежливой. Так что, никаких претензий к ней у окружающих наконец-то не было.
В общежитии Рита мало с кем общалась, на кухне готовила в основном тогда, когда там никого не было. Соседей знала в лицо, всегда с ними здоровалась, но к ним в гости не заходила, потому что редко бывала здесь, рано утром уходила, вечером приходила, старалась работать как можно больше, и еще успевала подрабатывать заказами на дом. Деньги, что, как ей казалось, были ей лишними, она отдавала матери, а еще часть откладывала на то, чтобы пойти на курсы дизайнера. Это стало ее главной мечтой, целью, которую она обязана была достичь.
В восемнадцать лет Рита родила сына. Максим появился на свет зимой, когда у Риты не было ни денег, ни сил, чтобы бороться с любыми преградами, возникающими на пути к счастью. Но сам Максим не был одной из этих преград. Он и стал для нее главным счастьем на земле. Все ее беды казались ей ничтожными, когда она смотрела, как он, маленькое чудо, учился говорить, ходить, бегать. Для нее важнее всего было то, чтобы он рос здоровым ребенком. Он рос без отца, но Рита верила, что она сможет дать ему любовь за двоих родителей. Максимка стал послушным, умным мальчиком и без отцовской любви, и без дорогих игрушек, и без бабушек и дедушек. Возможно, это неправильно, размышляла Рита, но ведь ему хорошо, она это чувствует, а если, когда он вырастет, он вдруг скажет ей, что чего-то в жизни ему очень не доставало, то она это поймет и попросит у него за это прощение. Но Рита почему-то верила, что способна сделать все, чтобы он, как и она,  был счастлив каждую минуту своей жизни на земле, просто потому, что эта жизнь ему дана, и Рита знала, что главная заслуга в этом – ее заслуга.
Отец Максима, когда узнал, что Рита забеременела, просто сбежал, он на следующий же день исчез из ее жизни. Знаете, бывает, что мужчины ставят ультиматум: либо аборт, либо я. Бывает, конечно, бывает и положительный исход, например, когда люди женятся и рожают детей в любви и согласии, или без любви и согласия, но все же вместе. Что лучше, что хуже, трудно сказать. Но вот у Риты получилось так, что она родила одна, без мужа. Родители осуждали ее за это, на работе некоторые люди посочувствовали, когда узнали, что Рита беременна, некоторые тоже осудили, но она так и работала, не забывая надежды на будущее. Деньги теперь откладывала на ребенка, знала, что жить будет нелегко, но ни разу ей не приходила мысль не рожать его. Малыш ее не тревожил, наоборот, словно давал ей новых сил. Рита чувствовала, что внутри нее новая жизнь, которую она должна сделать счастливой, она чувствовала, что внутри нее бьется маленькое сердечко, которое было ей дороже всего на свете.
Почему сбежал отец Максима? Как прекрасно все когда-то начиналось и как быстро это прекрасное закончилось. Он был ее соседом по этажу, был студентом, приехавшим в город учиться и ловить удачу. Он был ее любимым мужчиной, самым красивым, самым добрым и умным на земле. Для нее он был таковым, каким же он был на самом деле, Рита не  знала. Любовь ослепляет, она знала теперь это наверняка. Но, как бы там ни было, он подарил ей сына, и это одно уже позволяет Рите простить его за предательство и бегство. Одна единственная ночь с ним стала причиной ее несчастья и главного счастья одновременно. 
Пока Максим рос, Рита старалась работать, но так, чтобы почаще бывать рядом с сыном, учить его, воспитывать. Когда он пошел в садик, Рита наконец-то накопила на курсы и после работы, забирая сына, отвозила его к подруге, той самой, что когда-то помогла с комнатой в общежитии. Через несколько месяцев, Рита смогла с гордостью заявить, что она дизайнер, что у нее есть любимое дело и любимый сын. Ее приняли на работу в очень хорошее место, удача не отвернулась от нее. Она теперь могла больше заниматься с Максимкой, покупала ему красивые игрушки.
На работе она себя чувствовала как рыба в воде. Коллектив замечательный и ухажеры приличные. Но все мысли Риты были лишь о воспитании сына, о его будущем. Им было очень тяжело жить в маленькой комнате в общежитии. Но дела шли хорошо, и Рита решила снимать скромную однокомнатную квартиру, правда далеко от центра, но все же это было гораздо лучше для них, чем прежняя обитель
Максим пошел в школу, стал получать хорошие отметки, чем очень радовал маму. Он вырос крепким мальчиком, серьезным и общительным, учителя всегда говорят Рите за него спасибо. У мальчика появилось много друзей, у него даже уже была первая детская любовь с симпатичной белокурой девочкой из класса.  Правда, подраться Максимка тоже любит: столько синяков Рита повидала на нем. Они вместе, мама и сын, любят кататься на роликах, ездить за город или ходить в кино по выходным…
Рите важно, чтобы Максим вырос сильным, честным человеком – этого, наверное, желают все родители. Рита дает ему то, чего недоставало в ее детстве – тепло, спокойствие, любовь. То, что у него нет любящего отца – беда нашего времени, но то, что у него есть любящая мать – счастье, достойное вечности. Рита всегда знала, что там, где есть любовь, где есть сердце, там будет счастье, несмотря на обстоятельства, на преграды, бури и ураганы неурядиц. Надо верить в чудо. Рита и сейчас верит в него, знает, что сын проснется, позовет ее и улыбнется.
Через несколько часов Максим пришел в себя. Рита глядела на него влажными от слез радости глазами и целовала его маленькую ручку.   


Рецензии
Случайно попала на Вашу страничку. прочла рассказ, который оставил хорошее впечатление. Написан грамотно, ведётся плавно, с грустинкой и сочувствием к героине. Тепло на душе.
"Рита всегда знала, что там, где есть любовь, где есть сердце, там будет счастье, несмотря на обстоятельства, на преграды, бури и ураганы неурядиц. Надо верить в чудо" - сказано хорошо. Спасибо,

Тамара Ратник   19.12.2016 18:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.