Размышления о наболевшем

«Человек, ненавидящий другой народ,
не любит и собственный».

        Николай Добролюбов.


Человек любопытен. Думать о грядущем в нашей природе. Но, заглядывая в будущее, полезно оглянуться и назад, чтобы проанализировать пройденный путь, избежать повторения ошибок. Давно исчезли иллюзии и беспечность, мечта об обществе справедливости и «светлом завтра». Мы обрели большую широту кругозора, способность сравнивать, свободу и страх перед ней, сексуальную революцию и терроризм, коррупцию и цинизм, как реакцию на ложь, льющуюся на нас со страниц газет и с экранов телевизоров. Это был наш выбор.

Девальвация идеологии, кризисы в экономике и экологии, культуре и нравственности, национализм и сепаратизм, расслоение общества – таковы реалии, в которых мы живём сегодня. И если, как некоторые утверждают, это детские болезни развития общества в переломный период, то следует отметить, что они протекают в тяжёлой форме и угрожают самой жизни, самому существованию нашего государства.

Нестабильность становится устойчивой чертой общества. Сегодня можно услышать ностальгические причитания о социализме, жалобы на то, что демократия – лишь миф для прикрытия безнравственности.

На самом же деле социализм, общество социальной справедливости без предпринимательства, частной собственности на средства производства и с плановой экономикой – не более чем утопия,  неуклонно ведущая к тоталитаризму. Это мы уже проходили!

Коммунисты искренне верили, что способны познавать движущие силы истории, а коммунизм – историческая неизбежность. Компартия  не была наделена какими-то реальными функциями, хотя её деятельность пронизывала все аспекты общественной жизни. Она воплощала систему привилегий и оправдывала своё назначение, проявляя бдительность по отношению к врагам тоталитарного режима. Жертвами его был цвет народа.

Коммунисты пытались построить общество социальной справедливости, а на самом деле – возвели общество несвободы и унижения человеческого достоинства. Мы отказались от этой мечты, но что приобрели взамен?

Сегодня  реальностью  стали безнравственность и безработица, криминализация и межэтнические конфликты, беженцы и временные переселенцы. Обнищание привело к  социальной нестабильности, ожесточению и поиску врага, повинного во всех бедах. Расслоение общества усиливается, как трещина в корпусе судна. Мы ещё на плаву, но если не заделать её –  пойдём ко дну.

Нормой стали двойные стандарты. Во всём. Не только в  общественных, но  и  межличностных отношениях. Этим знакомым с древнейших времён приёмом и сегодня широко пользуются политики и религиозные деятели.

Моисей, провозгласивший  заповедь «Не убий!», спустившись с горы, увидел, что многие люди вновь вернулись к идолопоклонничеству. И он приказал ветхозаветной полиции, левитам, убивать отступников! Всего было перебито более трёх тысяч человек. (Исход, 32, 27–28).

«Возлюби ближнего своего, как самого себя!» – гласит основная христианская заповедь. Но при этом история хорошо помнит о крестовых походах и инквизиции! Как эмоционально показывает доцент ростовского университета, доктор психологических наук Елена Ромек, используется система взаимоотношений: «МЫ – ОНИ». На НИХ заповеди не распространяются…

Война на собственной территории против своих граждан?! Конечно же, это очень плохо! Это нарушает элементарные права людей, наконец, Конституцию!.. Но… ОНИ – мусульмане, экстремисты, жители Кавказа… подрывают основы, угрожают целости государства! ОНИ – враги, «генетически, – по словам бывшего министра здравоохранения, а ныне директора института психиатрии имени Сербского Т. Б. Дмитриевой, – предрасположенные к совершению преступлений». А и в самом деле, при чём здесь обнищание народа и безработица, разгул преступности и всеобщая коррумпированность?! Просто, по мнению Дмитриевой,  эти чеченцы, ингуши и прочие «лица кавказской национальности» – генетически порочны! Как, оказывается, просто!

По мнению профессора Сергея Капицы, сегодня мы наблюдаем не религиозные столкновения, а конфликт наций, находящихся на разных этапах шкалы общественного развития. Ведь мусульманство – это, по мнению некоторых,  «христианство для бедных». Потому-то ислам не допускает нищенства и ростовщичества, призывает заботиться о бедных, требуя взамен слепого и безоговорочного подчинения воле Всевышнего, а в действительности, подчинения Его, якобы, представителям на земле. Исламский фундаментализм – это очередная утопическая попытка решить проблемы нашего времени путём безусловного исполнения заветов Пророка.

Известно, что нет власти сильнее, чем власть слова. Тоталитарная власть не терпит оппозиции. Выступая на словах за независимость СМИ, государство всеми правдами и неправдами стремится установить над ними контроль. Недаром сегодня в нашей стране сделали всё, чтобы, если не ликвидировать, то сильно запугать независимые СМИ. Внушения, передаваемые через газеты, журналы, радио и телевидение формируют «общественное мнение» и программируют поведение людей. Едва слышный голосок инакомыслия подавляется уже не «глушилками», – всем огромным государственным аппаратом. Нет, сегодня людей не увозят в «воронках». Наиболее активных, а, значит, опасных, отстреливают  или взрывают, насылают налоговую или санитарную инспекцию, вызывают в прокуратуру и запугивают, используя пресловутый административный ресурс.

Прирученные властями СМИ формируют общественное мнение и вкусы, отвлекают от острых, порой, болезненных проблем или гасят бурлящее недовольство,  направляя возмущенную энергию людей в безопасное для правителей русло, снижая напряжение, или, наоборот, формируя потребности  и образ «врага»,– виновника всех бед и несчастий. Используются психологические методики внушения, и здесь совсем не обязательны аргументы и доказательность утверждений.

Астроном, признавая относительность и неполноту наших знаний,  говорит, что многое ещё нужно выяснить. Астролог же уверенно разложит всё по полочкам и скажет, когда жениться, когда заниматься бизнесом, но кроме красноречия он ничем не обладает. Однако, к сожалению, сегодня даже серьёзные газеты публикуют сводки астрологов! Рынок!

Ещё хуже, когда отдельные представители науки начинают подыгрывать лженауке. Один историк Фоменко чего стоит! А  ведь по его книжкам читаются университетские лекции!

Да, наука порой ошибается. Это неизбежно, поскольку её делают живые люди, дети своего времени. Но мы не перестаем удивляться тому, что слышим и видим, о чём читаем! Прогресс обгоняет самые смелые наши мечты. И непонятное не означает сверхъестественное! На Земле и на звёздах правят одни законы! Науку делают люди, и тем она интересна!

О ком  же сегодня говорят, какие песни поют, снимают фильмы? Часто о криминальных авторитетах. Они будоражат юношеское воображение. Им хотят подражать, их успеху завидуют. Люди склонны к подражанию. Первоначально ребенок хочет быть похожим на родителей, затем – подражает одноклассникам и учителям, любимым телевизионным героям.

Постоянная демонстрация насилия: погромы на рынках в Москве, взрывы домов, зачистки и нападения на блокпосты,  захват и освобождение заложников, десантники, разбивающие кирпичи на голове…

Психологам и политикам хорошо известно, что люди быстрее сходятся на негативной программе, на ненависти к врагу, к тем, кто живёт лучше, чем на какой-либо положительной, конструктивной задаче. Сплачивает борьба против «чужаков». Зарядить толпу эмоциями гнева не сложно: надо убедить её, что только они – борцы за справедливость, и только они знают, кто виноват. В толпе резко повышается внушаемость и падает критичность. Здесь не нужны доказательства. Всё принимается на веру: «так все думают!» Здесь – простые решения. Человек в толпе утрачивает индивидуальность.

Образ врага во все времена был палочкой-выручалочкой для правителей. Здесь и  возникают условия для национализма. Враг – неотъемлемая часть арсенала тоталитарного лидера.

Тоталитарная система всегда закрытая. Ведь инакомыслящих невозможно переубедить. Их можно только принудить соблюдать правила этой системы, которая глушит «вражеские голоса», не пускает «за кордон», ограничивает доступ к информации. К счастью, сегодня, в эру Интернета это не так просто сделать. В отличие от тоталитарной системы, демократическое общество всегда открыто, так как его основой является рыночная экономика, диалог, взаимный интерес.

Безграничная власть неуклонно приводит к вождизму, когда ценность личности снижается, а интересы государства оцениваются выше интересов человека.

Такой порядок обязательно приводит к искусственным правилам, придуманным законам, которые пишутся под конкретного руководителя, и обречены в своей исторической перспективе.

Либерализм же опирается на естественные процессы развития общества. Его нельзя ускорять. Любое неоправданное ускорение чревато взрывом и неисчислимыми бедами. Наша жизнь превратится в ад, если кто-то захочет быстро её сделать раем! И хватит мифов и языческой веры! В них только кровь.

Когда после революции народ фактически лишили собственности, на самом деле его лишили свободы. Усилилась жёсткая зависимость от государства.

Нужно ли говорить о преимуществе труда на своей земле?! Вот немного официальной статистики. В советские времена 97% пашни принадлежали колхозам и совхозам и лишь 3% были в личном пользовании. Именно эти 3% давали 60% картофеля, 30% овощей, 27% молока и 30% мяса! Но допустить частную собственность на землю, – это значило лишиться самого мощного рычага закрепощения людей, значило дать людям реальную свободу.

Сегодня, с появлением собственности появилась и свобода. Правда увеличилась ответственность за свою жизнь. К этому не просто приспособиться, привыкнуть. Раньше всё решали за нас, теперь приходится решать самим.

Особое напряжение в период перехода к демократическому обществу испытывают  малые народы. Возникла ситуация, когда вся созидательная сила государства, проводящая реформы, направлена не на смягчение и примирение народов, а на подавление конфликтов национальных интересов. В результате, вместо продвижения к правовому государству мы отброшены на десятилетия назад.

Средства массовой информации всячески стараются поддерживать имидж администрации, как приверженной Закону, и постоянно пекущейся о своем многонациональном народе.

Это не совсем так. Достаточно вспомнить бомбардировки (!)  в Чечне, в своём равноправном субъекте федерации, когда погибли тысячи и тысячи ни в чём не повинных людей, их дома превратились в развалины, а кто  случайно уцелел, вдруг стали переселенцами, беженцами, изгоями – «лицами кавказской национальности».

Слов нет, с бандитами нужно бороться. Причём, борьба эта успешнее, когда вовремя начата. Но борьба с бандитами не должна, не может превращаться в борьбу с целым народом! О каком правовом государстве  может идти речь, когда происходит деление на «наших» и «не наших»?! Такая политика двойных стандартов может привести лишь к побоищам на рынках, взрывам домов и культовых зданий, вандализму на кладбищах, оскорбительным выпадам по отношению к народам «не титульных наций». И тогда вполне правомочен вопрос: единый ли мы народ России?

Каждому здравомыслящему человеку, патриоту, желающему счастья и процветания своей Родине, должно быть понятно – Россия сильна именно тем, что впитала в себя культуры многих народов, её населяющих. Именно благодаря этому, словно бриллиант, она сверкает гранями, поражая мир стойкостью и жизнеутверждающей силой. Политика же, направленная на дискриминацию малых народов опасна, ведёт к ослаблению страны, усиливает напряжение в обществе, и в конечном итоге, к распаду многонациональной и многоконфессиональной страны. И любые действия, которые ослабляют этот монолит, эту дружбу, должны рассматриваться, как действия, направленные против России, ослабляющие её.

На примере набившего оскомину «еврейского вопроса»  проиллюстрирую сказанное.

Началось «дело врачей» с ареста в ноябре 1950 года Якова Этингера, кстати сказать, личного врача Берии. Под воздействием костоломов из МГБ и длительного пребывания в камере-холодильнике (личном изобретении министра Абакумова) несчастный «признался», что неправильным лечением намеренно отправил на тот свет секретаря ЦК Щербакова и собирался сократить жизненный путь ряда других партийных руководителей. На самом деле Щербаков был тяжелым алкоголиком и умер от неумеренных возлияний по случаю празднования дня Победы 9 мая 1945 года, так что вины врачей тут никакой не было. Но Абакумов хотел создать новое громкое дело. Да вот беда: не выдержав пребывания в камере-холодильнике, Этингер скоропостижно скончался. Следователь Михаил Рюмин накатал на Абакумова донос: тот, мол, сознательно «смазал террористические намерения Этингера» и умышленно умертвил этого важного свидетеля. Донос попал к Маленкову, а от него – к Сталину.

В июле 1951 года Абакумов был снят с поста главы МГБ и арестован. В закрытом письме ЦК по поводу ареста Абакумова утверждалось: «Среди врачей несомненно существует законспирированная группа лиц, стремящихся при лечении сократить жизнь руководителей партии и правительства. Нельзя забывать преступления таких известных врачей, совершённые в недавнем прошлом, как преступления врача Плетнёва и врача Левина, которые по заданию иностранной разведки отравили В.В. Куйбышева и Максима Горького».

Вероятно, знакомство с делом Этингера усилило у Сталина недоверие к собственным врачам. Стареющий диктатор мог всерьёз опасаться, что кто-то из соратников попробует укоротить его жизнь с помощью медиков или заставить его уйти на заслуженный отдых по состоянию здоровья. 19 января 1952 года Владимир Виноградов в последний раз осматривал вождя и, обнаружив повышенное артериальное давление, чреватое инсультом, порекомендовал ему ограничить свою активность. После чего Сталин навсегда отказался от услуг Виноградова.

Произведенный в генералы и назначенный заместителем главы МГБ Рюмин стал по приказу Сталина и нового министра С.Д. Игнатьева сооружать «дело врачей». Вскоре, в июле 1952 года, на свет была извлечена написанная в 1948 году докладная записка врача Лидии Тимашук на имя начальника охраны Сталина Н.С. Власика. В ней сообщалось о неправильном диагнозе, поставленном Жданову Виноградовым, Егоровым и другими врачами «Кремлёвки».  Вместо инфаркта, который с самого начала последней болезни Андрея Андреевича определила заведующая кабинетом электрокардиографии Тимашук, медицинские светила увидели у пациента «сердечную астму».

На самом деле, у А. А. Жданова действительно был инфаркт, и кремлёвские медики ошиблись. Но это была ошибка, а не намеренное желание свести в могилу соратника Сталина!

Уже после смерти Сталина, когда Берия, чтобы иметь доказательства фальсификации «дела врачей», потребовал от подследственных честно рассказать о том, в чём именно они вынуждены были оговорить себя под давлением прежних следователей, Виноградов признался в записке на имя Берии от 27 марта 1953 года: «Всё же необходимо признать, что у А.А. Жданова имелся инфаркт и отрицание его мною, профессором Василенко, Егоровым, докторами Майоровым и Карпай было с нашей стороны ошибкой. При этом злого умысла в постановке диагноза и методе лечения не было».

В 1948 году записке Тимашук не был дан ход, в частности, из-за близкой дружбы Власика с Егоровым, но в 1952 году Власика арестовали. Были арестованы В.Н. Виноградов, П.И. Егоров, Г.И. Майоров, А.Н. Федоров, А.А. Бусалов, А.М. Гринштейн, М.С. Вовси, А.И. Фельдман, Я.С. Тёмкин и ряд других врачей, в основном евреев, упомянутых в записке Тимашук и в показаниях Этингера.

Дело было ещё в сравнительно низком уровне работы кремлёвской медицины, развращенной привилегиями. К тому же Виноградов и другие врачи были перегружены, помимо собственно врачебных обязанностей, различными другими государственными и общественными нагрузками. И ошибка со Ждановым была отнюдь не первой на счету кремлёвских медиков. Так, в 1939 году они не смогли диагностировать аппендицит у Крупской, а потом, когда начался перитонит, побоялись делать операцию, которая только и могла спасти жизнь вдовы Ленина. А в 1942 году, когда «всесоюзный староста» Калинин пожаловался на боли в кишечнике, вместо всестороннего обследования, на котором настаивала также проходившая по «делу врачей» С.Е. Карпай, В.Н. Виноградов ограничился клизмой, диетой и лекарствами. В результате рак кишечника у Калинина был выявлен лишь два года спустя, когда опухоль была уже неоперабельной. Да и тому же Жданову во время последней болезни на протяжении трех недель не снимались электрокардиограммы, хотя тяжёлое состояние, в котором он находился, требовало постоянного медицинского контроля.

Другое дело, что злого умысла в действиях врачей не было. Была элементарная халатность и надежда на русское «авось».

Сталин подозревал врачей если не в злом умысле, то, по крайней мере в некомпетентности, что в его глазах граничило с «вредительством».  А вот международные корни заговора в лице американской разведки и сионистской организации «Джойнт» вождь  придумал сам, исходя из конкретной политической обстановки. Антисемитизм был ценен тем, что способен был мобилизовать массы, дав им привычный образ врага в лице «жидов». Американцы же идеально годились на роль вдохновителей заговора, так как были главными противниками в «холодной войне».

Так называемое «дело врачей-вредителей» должно было подготовить «общественное мнение» страны к выселению евреев в район Верхоянска, в другие районы Сибири и Дальнего Востока. Поблизости от Хабаровска уже стали строить бараки для приёма ссыльных. Значительную часть еврейского населения планировалось уничтожить в пути – руками толпы, которая жаждала найти выход своему «справедливому гневу» против ненавистных «жидов-отравителей».

Опыт османской империи, когда руками толпы при попустительстве и участии властей было уничтожено полтора миллиона армян, этот опыт должен был быть использован в полной мере.

Все партийные и советские учреждения, руководство всех железных дорог ждали только приказа свыше, чтобы осуществить задуманное. 6 марта 1953 года  должен был состояться суд над «врачами-убийцами», которых заставили признаться в несовершённых преступлениях. Всё, казалось, было готово к тому, чтобы заработали страшные жернова, которые должны были перемолоть еврейский народ в прах…
Но 5 марта умер Сталин. А  4 апреля из той же газеты «Правда», в которой публиковались гневные статьи о врачах-убийцах, советские люди узнали, что знаменитое «дело врачей-убийц» было сфальсифицировано, и все арестованные по этому делу освобождены.

Процесс «врачей-вредителей» Сталин собирался сделать стержнем масштабной антиеврейской кампании, превратить в политический процесс по образцу процессов 30-х годов, с привлечением к суду членов Президиума ЦК. Первыми кандидатами были Молотов и Микоян, подвергнутые Сталиным резкой критике на пленуме после XIX партсъезда. И только смерть тирана избавила многих людей от очередной кровавой вакханалии.

Вот как русский писатель Василий Гроссман писал об этом событии:

«…Четвертого  апреля  Николай  Андреевич  разбудил  утром жену, отчаянно крикнул:
– Маша! Врачи не виноваты! Маша, их пытали!

Государство признало свою страшную вину – признало, что к заключённым врачам применялись недозволенные методы на допросах. После первых минут счастья, светлой душевной лёгкости Николай Андреевич неожиданно ощутил какое-то незнакомое, впервые в жизни пришедшее мутное, томящее чувство...

В тот час, как божественно непогрешимое государство покаялось в своём преступлении, Николай Андреевич почувствовал его смертную земную плоть – у государства, как и у Сталина, были сердечные перебои, белок в моче.

Божественность, непогрешимость бессмертного государства, оказывается, не только подавляли человека, они и защищали его, утешали его немощь, оправдывали ничтожество; государство перекладывало на свои железные плечи весь груз ответственности, освобождало людей от химеры совести.

И Николай Андреевич почувствовал себя словно бы раздетым, словно бы тысячи чужих глаз смотрели на его голое тело. И самое неприятное, что и он стоял в толпе, смотрел на себя голого, вместе со всеми разглядывал свои по-бабьи свисающие цицьки, мятый, раздавшийся от большой еды живот, жирные ливерные складки на боках.

Да, у Сталина оказались перебои и нитевидный пульс, государство, оказывается, выделяло мочу, и Николай Андреевич оказался голым под своим коверкотовым костюмом»...

После смерти Сталина компания борьбы с «безродным космополитизмом» была свёрнута.

Государственный антисемитизм, ориентация на реакционные  режимы привели, как известно, к большим потерям – политическим, экономическим, военным, моральным. Казалось бы, урок должен пойти впрок. Времена изменились. Сейчас  просматривается тенденция к более сбалансированной трактовке событий на Ближнем Востоке, в официальных речах стараются избегать «острых углов» в национальном вопросе.

Но при этом батька Кондрат, в недавнем прошлом – губернатор Кубани, а ныне – член Совета Федерации, обвиняет евреев в... том, что они развязали войну в Чечне, развалили СССР и КПСС, подрывают авторитет православной церкви, и вообще, способствовали массовому распространению в России гомосексуализма! А лидер КПРФ Г. Зюганов зарезервировал за этим «выдающимся» политиком должность вице-премьера в теневом правительстве! Президент же ласково пожурил «проказника»: «Взгляды Николая Игнатовича Кондратенко не совсем обычны. Но каждый имеет право на своё мнение».

Вдохновленный таким пониманием вопроса, уже в Курске Михайлов, стараясь не отстать от своего краснодарского единомышленника, утверждает, что  соизмеряет своё видение вопроса с Кремлём, где «Владимир Владимирович, кстати, русский человек, и я тоже...».  К сожалению, Президент так и не высказал по этому поводу своего веского слова. А надо было бы!

Разумеется, каждый имеет право на своё мнение. Но когда речь идет о публичных выступлениях, да ещё чиновниками столь высокого ранга, то подобного рода высказывания уже не что иное, как нарушение Конституции, которое подпадает под определённую статью Уголовного кодекса.

Антисемитизм, его корни – сложное явление. Чаще всего – это типичное проявление низкой духовной культуры, и, как следствие, комплекса неполноценности, агрессивности к иному.

Количество антисемитских выходок в стране растёт с каждым днём: обстрел синагоги в Боровичах, поджёг еврейского детского сада в Калининграде, неонацистский дебош в еврейской воскресной школе в Рязани, осквернение кладбищ и синагог в Москве, Астрахани, Новосибирске, Биробиджане, Нижнем Новгороде, недавняя побоище с резнёй в московской синагоге... Более суток простоял заминированный щит с антисемитской надписью на 31 километре правительственной трассы Киевского шоссе в Подмосковье. Сколько равнодушных людей проехали мимо! И лишь одна – Тамара Сапунова осмелилась убрать эту гадость (в результате взрыва она получила ранение). Склоняю  голову перед мужеством и благородным сердцем этой замечательной русской женщины!

Ну а что же Госдума, которой по Конституции положено вырабатывать законы, поддерживающие порядок?

В 1997 г. Дума отклонила закон о пропаганде фашизма и возвратила его к процедуре первого чтения (которое так и не состоялось). Примечательный факт: из 300 депутатов, присутствующих на том заседании, 296 проголосовали против.

В 2001 г. Дума отклонила проект обращения «Об осуждении проявлений антисемитизма».

В мае 2002 г. Президент внёс законопроект о борьбе с экстремизмом, после известных событий в Москве, когда фашистские молодчики громили инородцев на рынках. Будет ли он принят? «У коммунистов есть опасения, – говорит руководитель комитета Госдумы по законодательству, бывший министр юстиции П.Крашенинников, – что новый закон направлен против их партии». По его словам, опасения коммунистов имеют под собой конкретное основание. И продолжает: «Вспомните известные антисемитские заявления генерала Макашова. Если бы в то время уже действовал закон о борьбе с экстремизмом, то компартия была бы жестко наказана, вплоть до ликвидации». Это – мнение специалиста.

А как расценить тот поистине позорный случай, когда Дума отказалась почтить память жертв Холокоста?

В этой связи хочется напомнить о давнем событии. В 1906 г. в г. Белостоке произошел еврейский погром, в котором были замешаны высокопоставленные члены правительства. Как известно, состав той Думы был весьма пёстрым, там были и представители черносотенных партий. Тем не менее, Дума потребовала детального расследования инцидента и строгого наказания виновных.

В разжигание антисемитизма новейшего периода  книгой  «Двести лет вместе» внёс свою лепту и известный писатель, лауреат Нобелевской премии  А. Солженицын. Известные и малоизвестные факты, часто сомнительные, выстроены в сугубо тенденциозной последовательности, создавая у читателя вполне определенное мнение.

Есть нечто общее в метаморфозах и судьбах национальных идей крупных государств. Германская национальная идея сложилась в годы освободительных войн против Наполеона, и осмысливалась как необходимое условие свободы.  С течением времени она приняла форму имперского шовинизма. Искаженная до неузнаваемости, в годы гитлеровской диктатуры, германская национальная идея стала составной частью идеологии мирового господства и массового уничтожения других народов.

И у нас очень многие выдающиеся представители народа искали русскую национальную идею. Но если  сначала речь шла о  самобытности русской культуры, то позже  развитие получили националистические идеи, с критикой которых выступил религиозный философ  Владимир Соловьёв. Истинная самобытность России, утверждал он, не может быть достигнута путём обособления. Объективный процесс взаимообогащения и взаимопроникновения культур, как и всемирный ход истории, невозможно остановить. Ему следует способствовать, относясь по-доброму к народам, живущим рядом.

«Национальная идея – идея имперская, – утверждает ростовский  историк Валерий Чеснок. – В период социальных перестроек, когда развал империй отождествляется с гибелью мира, государственники начинают поспешно строить очередную национальную идею. А так как национальная идея сродни национальной границе – строят её из колючей проволоки и вышек с пулеметами – главное в её содержании такие же простые материалы: внешний враг, ставший внутренним, заговоры, идеализация прошлого, в основном милитаристского…»

Сегодня ярко выражено противоречие между тенденциями «закрытой, изоляционистской» культуры, и «открытой, интеграционной». Позиция сторонников «закрытой» тенденции ; это позиция националистов. И, несмотря на то, что их не много, они претендуют на монополию в интерпретации истории.

История народа ; это и история взаимодействия культур, цивилизаций. Закрытая, изоляционистская позиция националистов неприемлема для большинства народов. Именно такая позиция отталкивает народы, населяющие великую Россию от великорусских шовинистов.

Президент, отвечая на вопросы населения страны по радио и телевидению, ясно выразил свою позицию по этому поводу, заметив, что целью экстремистов и является стравить народы нашей страны, взорвать Россию. Этого нельзя допустить!

Мы следуем гуманистически-этическим принципам и традициям, выработанным человеческим сообществом на основе Гаагской конвенции, Нюренбергских принципов международного права, Всеобщей декларации прав человека, конвенции о политических, социальных и культурных правах человека 1966 года, конвенции, запрещающей геноцид и рабство. Эти документы утверждают уважение и терпимость к инакомыслящим и иноверцам, равенство всех людей вне зависимости от пола, расы, религии и национальности. Неотъемлемое право на свободу и демократию – основа современного гуманизма. Только при таком подходе народы великой России могут внести свой вклад в общечеловеческую цивилизацию.

А сторонники  национальной идеи неизбежно придут к национализму.  И уж если они дорвутся до власти – страна в короткое время может стать сплошной государственной границей для чужих и для своих...

Кстати, почему «чужих»? К примеру, евреи жили на территории России с древних времен. В III веке до новой  эры в низовьях Дона близ станицы Недвиговки возник  форпост – Танаис. Здесь проходил торговый обмен между греками и варварами (скифами, сарматами, аланами и др.) Здесь же жили евреи, занимаясь торговлей и ремеслами. Они составляли значительную часть этой колонии и оказывали заметное влияние на культуру Танаиса. Так жители его верили в «Бога высочайшего». Это была какая-то причудливая смесь местных языческих, античных, эллинских представлений с иудейским монотеизмом. На каменных плитах, найденных при раскопках, ученые обнаружили надписи на древнееврейском языке и еврейскую символику. И что? Прошло более двадцати веков, а евреи считаются «чужаками»? А ведь тогда и русских-то в нынешнем их понимании не было!

Вот отчего книга Солженицына «Двести лет вместе» вызывает множество споров, недоумение и желание разобраться, как можно опять столь настойчиво взывать к возвращению злых теней прошлого? Повторяя старые идеи – «Христа распяли», составили «всемирный заговор» (это от «Протоколов…»), обвиняя евреев в революционном терроре, автор требует покаяния. В книге  угадывается оправдание  погромов, Холокоста, палачества. Автору не нужны аргументы. Он знает ответы на самые сложные вопросы. Почти, как по Губерману:

За все на евреев найдется судья.
За живость. За ум. За сутулость.За то, что еврейка стреляла в вождя. За то, что она промахнулась.
Солженицын – Нобелевский лауреат, претендующий на роль пророка, позволяющий себе поучать президентов, – обязан был понимать, чем его слово отзовётся! И не обманут отдельные отступления «об отменной талантливости евреев». Книга удивительно созвучна призывам: «Россия для русских!», с пауками свастик и с заборными письменами: «Бей жидов, спасай Россию!»…

Солженицына его восторженные почитатели называют Толстым ХХ века. Это не совсем так. Не тянет он на Толстого! Скорее –  на Распутина!

«Поразительно, почему не пробудилась в душе автора та пастернаковская тайная струя сострадания, которая так явственно, с такой болью прозвучала в «Одном дне…» – восклицает В.Ф. Чеснок.

Нобелевский лауреат считает свою книгу «Двести лет вместе» – научным трудом. И это утверждение вызывает сомнение. Ни методология, ни анализ, применяемый автором, даже отдалёно не напоминает научное исследование, где ищут Истину.

Приведу лишь некоторые примеры «научного метода», который применяет Солженицын. Он рассматривает жизнь небольшой группы евреев, примерно около 10% от всего еврейского населения страны, вне жизни русского общества, но свои выводы делает обо всём народе. Автор утверждает, что евреи эксплуатировали русское население за счёт аренды земельных угодий, что помещики попадали в долги к своим арендаторам – евреям: «Вот евреи и распоряжались тем имением и трудом крепостных» (стр. 68). Никаких цифровых данных, привязанных ко времени и к конкретному месту, Солженицын, конечно, привести не может, иначе его утверждение из-за разовости подобных случаев сразу бы стало звучать для читателя, как анекдотичное. Солженицын дважды приводит слова губернатора Черниговской губернии после очередного неурожая (1821 г.): «Евреи содержат в тяжком порабощении казенных казаков и крестьян» (стр. 66, 70).

Стараясь показать свою беспристрастность, историк-Солженицын пишет: «Чувство же, которое ведёт меня сквозь книгу о 200-летней совместной жизни русского и еврейского народов, – это поиск всех точек единого понимания и всех возможных путей в будущее, очищенных от горечи прошлого».

К сожалению, и этому его заверению нельзя верить. А если научная работа лишена беспристрастности, грош ей цена, тем более что исследовался столь сложный и болезненный вопрос, как двухсотлетнее  совместное проживание двух народов. При этом следовало бы стараться не обидеть необоснованными наветами, не обострить и без того не простые отношения. И  выводы должны были  базироваться на проверенных фактах с учётом их статистических характеристик. Ничего подобного в книге Солженицына нет, а его аргументация основывается на лживых «Актах» царских чиновников, черносотенных листках и документах, а также свидетельствах, взятых из сомнительных источников. Это в художественной литературе допускается в известных пределах страстность и субъективность, но не в научном труде! Так, к примеру, Солженицын не стесняется ссылаться на акт медицинского обследования трупа Ющинского в деле Бейлиса, признанного киевским судом сфабрикованным (1913 год, стр. 445). Солженицын игнорирует мнение всех  свидетелей, если оно противоречит его предвзятому намерению. Другим примером субъективности является настойчивое утверждение о стихийности погромов 1881-1882 годов, хотя сам же привёл десятки свидетельств, опровергающих их стихийность.

Всё, о чём  он пишет, давно хорошо известно. Кто же не знает обвинений о спаивании евреями русского народа, о ритуальных убийствах, об участии в революционном движении и виновности самих жертв в еврейских погромах? От повторения лжи возникает только досада.

К сожалению, книга Солженицына не только не научна, но и не исторична. В ней нет ничего исторического, кроме сборника цитат, выбранных автором по своему вкусу.

Солженицын утверждает, что евреи повинны в уничтожении церквей, гонении христиан. Но это фактически не так. Не евреи по преимуществу, стояли во главе воинствующего безбожия. Русские в этом играли определяющую роль. Барин-анархист Бакунин и дворянин Ульянов – яркие представители русского атеизма.

Любая революция – это кровь и насилие. И в терроре якобинцев евреи, к примеру, не играли никакой роли. Но если за террор в период революции в России кто-то должен ответить, то почему не русские, которые в подавляющем большинстве и руководили революцией?! Почему  именно евреи должны нести ответственность за то, что ряд вождей были евреями?!

Плохо, если мозг охвачен ненавистью и маниакальной идеей, а не принимает логику фактов!  «Любую боль, коварство, напасть, гнев осилим мы, вооружась любовью!», – говорил гениальный  Микеланджело. Христианин Солженицын забыл  принцип «Возлюби ближнего!..» – один из основополагающих заветов христианства. Книга его так и пышет ненавистью и тенденциозной несправедливостью.

Солженицын требует, чтобы евреи покаялись, как будто это они  клеветали на русский народ, держали их за чертой оседлости, обвиняли в ритуальных убийствах и совершали погромы! Он  везде находит смягчающие обстоятельства: в неисполнимости запретительных царских Указов, в прозрачности границы «черты оседлости», в фактическом отсутствии сборов двойных податей с евреев, в коротком сроке обложения и так далее. Даже бездействие властей при погромах в Кишиневе он извинительно объясняет «недееспособностью» царского правительства. Такова глубина и искренность проникновения писателя в жизнь «обеих сторон», о которой  он писал!

Покаяться нужно каждому! Без осмысления прошлого, без покаяния, не может быть достойного будущего! Но это в равной мере относится к каждому человеку, вне зависимости от его расы, национальности или веры. И Солженицын – не исключение!

Книгу Солженицына правильнее было бы назвать «Жизнь евреев глазами русского националиста». Ее можно рассматривать, как пособие по антисемитизму, свидетельствующее об убогости националистического мышления. Это националисты придумали легенду о существовании среди евреев изуверских сект, и в течение веков безрезультатно искали их. Это они обвиняли евреев в религиозном фанатизме, а сами погрязли в невежестве, мистицизме и клевете. Это они придумали навет на весь еврейский народ, обвиняя его в мировом заговоре, а сами захватывали чужие земли, не имея ни сил, ни способностей разумно ими распорядиться.

Книга эта лишь углубляет пропасть непонимания между народами.

А вот ещё один «научный» ляпсус автора, сетующего на то, что евреи без энтузиазма селились на землях и не хотели заниматься сельским хозяйством.

Евреи не приспосабливались к земледелию, а умирали в безлюдных степях Новороссии, брошенные на произвол судьбы без еды, воды, света и медицинской помощи, но под надзором смотрителей, как в обычной тюрьме. Царское правительство сознательно селило евреев на казенных землях, чтобы потом, после  освоения, передать их русским крестьянам. Оно решило с помощью евреев поднять целинные земли, освоить пустующую территорию, чтобы позже те же степи заселить русским населением, а евреев согнать с казенных земель.  Солженицын  сетует, что политика царского правительства по переселению евреев в безлюдные степи с самого начала была обречена на провал, так как идея не соразмеряла «настроения евреев-переселенцев и малые организаторские способности российской администрации». Многие евреи эту коварную политику, вероятно, понимали, оттого и «не спешили в земледельцы».

Конечно, своя земля – это страсть, но прочитайте книгу, и вы не найдете причин, чтобы евреи могли считать ту землю своей и проявить страсть. У Солженицына собраны одни обвинения, которые он бездумно вывалил на головы бедных колонистов, повторяя докладные смотрителей, но ни разу не сказал правды, почему та политика была обречена на провал. В тех обвинениях чего только нет – и уклонение евреев от физического труда, и сознательная порча инвентаря, и уничтожение скота, зерна и так далее.

Россия сама отторгала евреев, не признавала их равноправными гражданами, а только требовала от них наибольшей отдачи в труде, и проявления  патриотизма. Откуда он мог возникнуть у бесправных людей?

Предвзятостью и удивительной чёрствостью заполнены страницы книги «Двести лет вместе». Они  разоблачают Солженицына, как антисемита и националиста. А национализм – процесс, обратный христианизации и гуманизации общества. Ведь христианство провозгласило: нет эллина и нет иудея. Оно обращено ко всему человечеству, не зависимо от расы и национальности. Для него расизм и национализм неприемлемы.

В мире всегда были и есть только две расы: распинающие и распинаемые, угнетающие и угнетённые, ненавидящие и ненавидимые, причиняющие страдания и страдающие, гонители и гонимые. Нужно ли доказывать, на чьей стороне должен быть христианин?

Еврейский народ внёс в человеческое сознание самую категорию исторического, и история была беспощадна к нему. Это была история гонений и отрицания элементарных человеческих прав.

Их гнали и уничтожали представители всех религий и идеологий: католики и православные, мусульмане и буддисты, фашисты и коммунисты. Их гнали и гонят на протяжении двух тысяч лет только за то, что они евреи.

Первое изгнание евреев из своей исторической родины произошло после завоевания Израильского царства ассирийским царём Саргосом II в 722 году до новой эры. Он угнал в плен жителей, а на их место переселил людей из Месопотамии и Сирии. Колонисты приняли веру израильтян, сохранив свои обычаи. Иудеи считали их язычниками (самарянами) и не признавали  своими.

Следующее – в 586 году до н.э., когда халдейский царь Навуходоносор II разрушил Храм, завоевал Иудею и угнал население в Вавилон. Потомки тех евреев были рассеяны в Аравии и Персии, на Кавказе, в Китае и Японии. Через север Африки часть из них попали в Европу. Некоторые осели в Северном Причерноморье.

Через пятьдесят лет в 538 году до н.э. персидский царь Кир разрешил иудеям вернуться на родину. Людям снова нужно было учиться жить по Закону.

В 400 году до н.э. из Персии в Иерусалим прибыл Эзра ; священник, который привез текст Закона Божия – Тору (Пятикнижие Моисеево).

В это время в Греции Александр Македонский провозгласил себя монархом. Закончилась эпоха греческой демократии. Его наследники тоже считали себя богами на земле. Антиох Епифан (175-163 год до н.э.) пытался эллинизировать все покорённые народы, но споткнулся на Израиле. Когда он осквернил Храм, установив в нём жертвенник Зевсу, и стал вводить многобожие, – народ восстал. Освободительную борьбу возглавил Иуда Маккавей. Он освободил Иерусалим от врагов, выбросив из Храма языческий алтарь. В 140 году до н.э. Симон Хасмоней был коронован и стал царем-первосвященником. Израиль добился независимости. Это была небольшая страна. Из четырех миллионов иудеев, – три миллиона тогда  жили в  чужих землях.

Хасмонеи были деспотами. Оппозиционно настроенные им люди называли себя «отделившимися» – фарисеями. Их попытки свергнуть династию были неудачными, и сотни их были распяты на крестах. Позже фарисеи отошли от политики и стали толкователями Закона, учителями и раввинами.

Саддукеи ; священническая аристократия, связанная с царствующей династией, враждовали с фарисеями. Они считали, что со смертью человека все кончается, и относились к предсказаниям пророков  без особого  доверия.

Был еще полуманашеский орден есеев – «Сынов света». Они основали колонию на берегу Мертвого моря. Сюда стекались мечтатели, разочарованные и уставшие от жизни люди. Они были уверены, что скоро придёт Мессия и освободит их от этой тяжёлой жизни, а все умершие воскреснут.

В 63 году до новой эры Палестину заняли войска Помпея. Он присоединил её к  Римской империи, а в 40 году до новой эры Сенат даровал титул царя Иудеи военачальнику Ироду, который после трехлетней гражданской войны вступил на престол Давида.

Иудеи отрицали идолопоклонство, проповедовали здоровую нравственность, что привлекло внимание к их религии, и  у них появились сторонники, «новообращенные» даже среди завоевателей.

В ходе вспыхнувшей спустя тридцать лет после описываемых событий Иудейской войны, Иерусалим был взят и разгромлен римлянами. Войско не имело уже кого убивать и что грабить. Тогда Тит приказал весь город и Храм сравнять с землёй; только западная часть обводной стены должна была остаться, чтобы служить свидетельством для потомков. Таков был конец этого великолепного священного белокаменного города.

Однако иудеи решили сбросить римское иго.

В 132 году под предводительством Симона Бар-Кохбы они подняли восстание и отвоевали Иерусалим.

Император Адриан был взбешён и решил окончательно истребить этот народ. Он снова захватил Иерусалим и окончательно разрушил его. Погибло полмиллиона людей. Оставшихся иудеев изгнали. Им запрещалось даже показываться в черте города. За нарушение этого запрета полагалась смертная казнь.

В 1290 году по указу короля Эдуарда I евреи были изгнаны из Англии, а их имущество конфисковано.

В 1306 году  по указу французского короля Филиппа IV в течение одного месяца около ста тысяч евреев были выселены, а их имущество конфисковано.

В 1492 году евреи были изгнаны из Испании и полностью лишены  своего имущества.

В 1495 году по указу князя Александра евреев изгнали из Литвы.

В 1498 году – из Португалии.

В 1670 году по указу императора Леопольда I евреи были изгнаны из Австрии.

Страшные гонения и убийства евреев имели место на Украине при Богдане Хмельницком. В ходе только одной резни, учинённой казаками в Немирове, было убито 6000 евреев. Этому событию Солженицын посвятил три строчки.

Погромы в Российской империи и фашистский геноцид евреев не нуждается в особом описании. Не хватит слов, чтобы описать зверства нацистов! Шесть миллионов людей только за то, что они евреи,  отравили газами, сожгли в печах Освенцима, расстреляли в  Бабьем Яру и в Змеёвской балке…

Антисемитизм и сегодня есть. Причины? Как всегда – поиск виновных в российских бедах. И, конечно, отсутствие правовой базы, без чего просто немыслимо искоренить это зло.

Состояние, когда кому-то всё время мешают люди иной национальности, имеет медицинское определение – ксенофобия. Как любая фобия, она относится к разряду душевных болезней и проходит по ведомству психиатров. Особенность данного психоза в том, что он социально опасен... и нуждается в принудительном лечении.

Интересно, что  политологи и обозреватели, анализируя недавнее наше прошлое, склонны всю вину за антисемитизм взвалить на  руководство страной. Однако, всё не так просто, как кажется.

Вспомните! Литвинов, Каганович, Мехлис  стояли на самом верху власти и были доверенными лицами Сталина. Именем Кагановича было названо московское метро – витрина технического и эстетического успеха Советов. Сотням евреев  доверялись ключевые посты. Творчество Исаака Дунаевского и братьев Покрасс – было эталоном песенной музыки. Три еврея были трижды награждены звездами Героев социалистического труда. Даже в конце кризисного для евреев 1952 г. Сталин ввел в Бюро ЦК Кагановича, отставив Молотова и Микояна. По свидетельству людей, которые близко общались с «вождём народов», он был антисемитом не больше, чем антимусульманином.

Антисемитизм был на бытовом уровне, но это никак не влияло на  государственную политику, так как официально был провозглашен интернационализм, где антисемитизму не могло быть места по определению! Официальная пропаганда считала антисемитизм  проявлением борьбы против Советской власти.

После войны выяснилось, что национальная ксенофобия населению более близка на подсознательном уровне, чем внушаемые уроки интернационализма. Национализм разгорался во всех братских республиках. Был форсирован «постепенный переход» от интернационал-коммунизма к русскому национал-большевизму. Сохранили только «дружбу народов».

«Титульный» народ ощущал  психологический дискомфорт, когда им управлял кто-то из «чужаков». Подобное можно было наблюдать в Средней Азии – по отношению к месхетинским туркам, в Азербайджане и Грузии – по отношению к армянам, в Абхазии – по отношению к грузинам и т. д. Но, вспомните,  какая была реакция в XVIII и ХIХ веках на немецкое «засилье» в науке, армии, торговле!

«Ключевые должности в русском государстве имеют право занимать русские люди… Это и есть антисемитизм, – говорила Вера Панова. – Ключевые должности в русском государстве имеют право занимать достойные люди».

Все это вовсе не было пережитком «проклятого прошлого». Неприятие «чужих», как это ни печально, естественно. Оно заложено в генетическую программу человека. Мало декларировать  красивые, абстрактные утопии – интернационализм, дружбу и равные права всех народов.

Не подлежит сомнению то, что негативную реакцию в российском народе вызывало не само присутствие евреев, а их роль в общественной жизни. При этом,  в непосредственных соседских, бытовых и производственных контактах вражды не было,  сослуживцами-евреями всегда были довольны,  смешанные браки были нередки,  конкретные писатели, публицисты, актеры пользовались уважением и любовью. Никому и в голову не приходило ссылаться на особые интеллектуальные способности евреев. Они  были оскорбительны.

Основная масса русского народа не стремилась к устранению евреев из непосредственного общения, как это было в довоенной Германии, хотя тяготилась их «доминированием».

В этой ситуации, если бы руководство СССР продолжало жестко преследовать народный антисемитизм, его бы обвинили в том, что он «в сговоре с евреями». Чтобы успокоить недовольство, был выбрал путь уступок национализму. Было решено негласно резко ограничить квоту поступления евреев в престижные вузы. Еврейских профессоров и деятелей культуры переводили из столиц на периферию, чтобы они не мозолили глаза юдофобам. Промышленной, заводской интеллигенции ограничения мало коснулись, и общетехнические ВУЗы двери остались открытыми – понимали, что дорого обойдется.

Даже печально известное «дело врачей» первоначально не задумывалось, как акция против евреев. Эта компания началась с ареста выдающихся русских врачей, академика В.Н. Виноградова, профессоров В..Х. Василенко, Г. И. Майорова, А.Н. Федорова, А.А. Бусалова, П.И. Егорова, и только после них арестовали профессоров М. С. Вовси, Б.Б. Когана, А.М. Гринштейна, А.И. Фельдмана и Я.С. Темкина, В.Ф. Зеленина.

Ранее был арестован профессор Этингер Я. Г.,  обвиняемый  в «клеветнических измышлениях» в адрес Щербакова и Маленкова. Он, действительно, «поливал» их в своем кругу за антисемитизм, что было зафиксировано «жучком». На профессора Когана показал при допросах под пыткой академик Виноградов, но тот уже год был покойником (умер от рака). Кстати,  в доносе Тимашук фигурируют только русские врачи, а по документам следствия академик Виноградов являлся центральной фигурой врачебного заговора, и именно с ним иностранные спецслужбы, якобы, связывали реализацию своих планов.

Идеологический отдел ЦК перевел «дело врачей» в русло «еврейских врачей-убийц». Но что удивительно: на фоне общей неприязни к евреям, дело врачей большинством населения воспринималось только как очередная пропагандистская кампания.

Многие люди отказывались обращаться к врачам-евреям. А евреям мерещились погромы, депортация, казни…

Чтобы выжить, евреи должны были постоянно доказывать всем свое право  на жизнь. Антисемитизм заставлял  сплачиваться, помогать друг другу, пытаться сохранять свои традиции. И нынешний антисемитский пасквиль Солженицына  тоже работает на эти тенденции.

И, наоборот, при доброжелательном окружении, безразличии к факту национальной принадлежности,  терпимости, постепенно происходила их ассимиляция. В этом убеждали примеры древней и новейшей истории. Так, после завоевания северного царства  исчезли десять колен евреев. Почему? А потому, что  их никто не притеснял за их еврейство. Они постепенно приняли культуру и обычаи народов, среди которых жили, несомненно, одарив и их своей культурой и обычаями. То же самое можно было наблюдать в России, когда после революции провозгласили равенство наций. Смешанные браки стали обычным явлением. Тогда действительно могла возникнуть новая общность людей – советский народ. Но… не случилось.

Государственный и бытовой антисемитизм заставил евреев снова мобилизоваться, вспомнить о своем национальном и человеческом достоинстве, древней  культуре, многовековых гонениях и геноциде.

Шизофрении,  тяжелой психической болезни, свойственно раздвоение личности. Вот, и руководству приходилось раздваиваться: совмещать  неприемлемую для коммунистического мировоззрения политику антисемитизма  с жестокими действиями по отношению к евреям!

В послевоенное время борьба с «космополитизмом» возникла в целях психологического закрепления железного занавеса совершенно независимо от отношений к евреям. Преследовали джаз, западные танцы, прически, узкие брюки («Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст!»). Уничтожались – кибернетика, генетика, неодарвинизм…

Поскольку значительная часть евреев  была профессионально причастна культуре, науке и технике, они и оказались под ударом в первую очередь. И тут два направления политики – враждебность ко всему зарубежному и капитуляция перед народным антисемитизмом – трагически сомкнулись на евреях. Они дополнили друг друга,  переплелись в «безродном космополитизме».

Борьба с сионизмом в послевоенное время также имеет предысторию. Сначала сионизм воспринимался благожелательно, пока была надежда использовать его на Ближнем Востоке для проникновения коммунизма. Когда же стало ясно, что  надеждам  сделать Израиль послушным проводником коммунистических идей не суждено сбыться, вернулись к антисемитской политике, к  осуждению сионизма.

В среде части еврейской молодежи и творческой интеллигенции вспыхнули надежды  уехать в Израиль. Многие сутками стояли у посольств США, Израиля, добиваясь разрешения на эмиграцию.

На отъезжающих смотрели, как на предателей, а на тех, кто оставался, – как на потенциальных предателей.  Родина теряла талантливых и добросовестных работников. Стали говорить об «утечке мозгов».

Была предпринята компания клеветы на Израиль и сионизм. Уничтожили деятелей еврейской культуры. Они разделили судьбу деятелей культуры многих народов нашей страны.

В свое время  были уничтожены деятели культуры Грузии во главе с выдающимися поэтами Паоло Яшвили и Тицианом Табидзе. Незадолго до этого топтали композитора Мурадели – за «формализм» в опере «Великая дружба», а, по сути – по сходному поводу, неправильности трактовки дружбы кавказских народов.

Так, что же  такое культура, национальность, традиции, религия? Возможно ли совместное проживание народов без конфликтов и взаимовлияния?

Историк Валерий Чеснок утверждает, что неповторим каждый человек, индивидуальны и культурные коды, но общность архетипов бесспорна, как красный цвет крови, как очаг – предтеча дома и храма, или первая лодка – в ней контур и принцип сегодняшних и будущих кораблей. Ведь  все человечество произошло от общих предков! Нужно лишь уточнить дату, место и методику создания! Уж очень замысловаты лабиринты судеб людей.

Гуманист Валерий Федорович надеется, что со временем объяснят истоки злой накипи, разрушительной энергии человека, и убеждён, что  зло, направленное на себе подобных, социальное приобретение. Его нужно лечить! Он говорит о необходимости «демилитаризации», «разминирования» прошлого. Здесь такие наговоры, какие позволил себе Солженицын, недопустимы! Национализм в многонациональной стране опасен. Он может взорвать мир. Погибнут люди.

Солженицын выступает, как защитник православия, христианской культуры и веры, забывая, что многие выдающиеся православные священнослужители и философы неоднократно предупреждали, что ненависть к целому еврейскому народу является в основе своей ненавистью к христианству!

Говоря о терпимости к другим этносам, следует иметь в виду, что в котле истории всё перемешалось, и сегодня трудно найти человека «чистой крови».

Например, современная наука считает заблуждением, что факт схожести казаков с семитами – результат массового пленения турчанок, персиянок во время набегов.

После гибели Хазарии часть хазар крестилась, причем это крещение происходило стихийно, в результате их контактов с христианами. На Руси же ещё было язычество.

Название народа «казаки» известно с XV века. Слово «казак» пришло в русский, украинский и тюркский языки из иврита: «хазак» означает сильный, мощный. Устойчивое словосочетание «Лохем хазак» – сильный, доблестный, лихой воин.

Русские князья с удовольствием нанимали дружины иудо-хазар в качестве ударной силы армии, о чем свидетельствуют работы Гумилева.

До XIX века у донских казаков существовал особый «женский» язык, представляющий собой иврито-тюркскую смесь. Этот обычай сохранился ещё с тех пор, когда Киев был колонией Хазарии, а многие князья и княжны  исповедовали иудаизм. Об этом свидетельствуют документы хазарского Киева. На многочисленных памятниках, утвари, могильных камнях, были обнаружены надписи на иврите и иудейская символика.

Кстати, этим объясняются иудейские корни многих фамилий. «Мелехов», например, от «Мелех» – царь. «Шолохов» от «Шлх» – корень слова посылать, посланец. А распространенное русское – «Иван» является древнееврейским именем!

В котле истории давно перемешались все народы, языки и обычаи. Известно, например, что армянский царь Тигран пленил сто тысяч еврейских воинов. Но он не продал их в рабство, не отдал на съедение львам, а женил на армянских девушках. Так в армянскую кровь влилась кровь иудеев.

Первый общерусский летописный свод, указывающий на истоки «откуда есть и пошла земля Русская» под названием «Повесть временных лет» открывается изображением сюжетов из Пятикнижия Моисеева. Библейские сюжеты и персонажи отразились в еврейской и славянской культурах. Говорят о ветхозаветных мотивах в славянской народной традиции. Всё это еще раз убеждает в том, что взаимопроникновения этнокультур исключительно плодотворны, и диалог между ними не только необходим, но и естественен,  закономерен.

По Солженицыну же евреи всё время вредили русскому народу. Начиная с хазар, которые хотели отобрать русские земли, потом спаивали русский народ. Но полуправда бывает гибельнее и хуже худой правды. И не к лицу писателю, претендующему на роль пророка, лгать и натравливать один народ на другой. Человек не обязан быть великим, но он не имеет права мельчать.

Эволюция  взглядов Солженицына вписалась в параметры новой власти в России. Видимо, не случайно морально-политическая «мутация» его произошла в момент смены стандартов гуманизма, отныне оправдывающих бомбардировку в Чечне и Югославии!

И если в  книге «Один день Ивана Денисовича» Солженицын говорит, что «молиться надо о духовном, чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал…», то уже в «Двести лет вместе»  своими измышлениями и тенденциозно подобранными описаниями подводит читателя к мысли: не пора ли устроить  погром  и изгнать с русской земли этих евреев?!

По мнению  философа Александра Неклесса, сегодня мы наблюдаем столкновение цивилизаций и мировой терроризм как новую форму ведения борьбы и достижения цели. И в этом смысле третья мировая война уже идёт. Рушатся каноны бытия, ломаются стереотипы. Терроризм – оружие бедных и угнетенных. Человечество движется к алогичности и агрессии. Глобализация поставила его перед фактом, когда отдельные сообщества или корпорации являются более влиятельными, чем иные  государства. Они действуют в третьем измерении социальных связей в транснациональном пространстве.

«Исполин духа» Солженицын симпатизирует автократии, благословляет реформу власти и собирается написать продолжение  книги «Как нам обустроить Россию». Этот труд заказан ему фондом эффективной политики. Солженицын позволяет себе поучать Президента: «Я действительно несколько советов ему дал. Но не вижу, чтоб он какие-нибудь из них исполнил». Если для Солженицына «национальная идея» – «сбережение русского народа»,  для Президента – несколько иное, «возрождение державы». У них разное представление о том, как следует строить межнациональные отношения народов, живущих в России. Но Солженицын  настойчиво претендует на отношение к себе, как к пророку. По сути же играет роль тривиального провокатора!

У разных народов были свои пророки. История донесла имена наиболее известных: Упанишад, Будда, Махавира, Лао-Цзы, Конфуций, Заратустра… Вот в России появился, наконец, и свой пророк, который советует, «Как обустроить Россию», поучает президентов и пытается легко и просто рассудить народы, отношения между которыми были очень не простыми, и с обоих сторон накопились взаимные обиды. Ситуация напомнила  известную басню Крылова, когда в посудную лавку забрался слон.

Нет, Солженицын не пророк, не Мессия! Мессианские идеи возникают, как протест против рабства. Этот порыв был у него в «Одном дне…».  Так было во всей многовековой истории  еврейского народа, не смирившегося ни с египетским пленом, ни с римским владычеством, ни со средневековыми гонениями, ни с погромами средневековья ХХ века. Евреи, в условиях, казалось бы, невыносимых для жизни, сумели сохранить духовную общность, Книгу, веру.

Последней книгой Солженицын провоцирует к действию нарождающихся фашистов. Ведь не все фюреры вымерли. Последыши остались! Те, которые рисуют на заборах свастику, теоретики национальной идеи,  кормящиеся у власти.

Если бы «еврейского вопроса» не было, его всё равно придумали бы ефрейторы, недоучившиеся семинаристы, чтобы оправдать кровавые разборки и объяснить неспособность управлять.

Национальная идея Солженицына незатейливо, как общепитовское меню, составлена из «самодержавия, православия и народности».  И всё это, чтобы управлять народом, столетиями не знавшим свободы!

Власть цепко держится за свои привилегии, откладывая на завтра то, что надо было решать вчера. А  когда  возмущение народа нарастает, она поспешно вынимает крапленую карту антисемитизма. Управление государством в России всегда основывалось на страхе власти  перед народом.

Как же строить национальное государство, и при этом не потерять культуру, не разрушить экономику, не разорвать многочисленные связи, возникшие между народами, населяющими огромную страну, не потерять русский язык, как средство общения?! Если такое произойдет, мы придём к иной геополитической структуре, к другой политической географии, как это случилось в 1991 году, когда рухнул Советский Союз, и появились новые суверенные государства, изменилась жизнь народов.

Ярким показателем низкой культуры является национализм и геноцид других народов. Историк и философ Михаил Гефтер писал: «Геноцид не бывает против кого-то, геноцид всегда против всех».

Евреи овладели искусством жить в России. Они старались скрыть свою национальность. Это искусство – быть «русским евреем»! Недаром же говорят: «Еврей в России больше, чем еврей!». И напрасно антисемит Солженицын рядится в тогу беспристрастного исследователя и миротворца. Конечно, его книга является прекрасным подспорьем для националистов всех мастей. Но он, сам того не подозревая, написав её, способствовал сплочению  нравственных сил страны, всех честных людей. Когда-то Илья Эренбург писал: «Я – еврей, пока будет существовать на свете хотя бы один антисемит!». По этой же причине объявил себя евреем и  Евгений Евтушенко: «Я всем антисемитам, как еврей!».

Быть гуманистом означает становиться на сторону слабых и угнетённых вне зависимости от расы и национальности, становиться на защиту правды, вне зависимости от религиозных и политических убеждений.

Тоталитаризм в России существовал именно потому, что железной силой, через кровь и слезы, давил всё национальное, находя для этого наднациональное оправдание. Национальный вопрос – главный, определяющий судьбу России. В. С. Соловьев писал: «Если Россия не выполнит своего нравственного долга, если она не отречётся от национального эгоизма, если она не откажется от права силы и не повернёт на силу права, если она не возжелает искренно и крепко духовной свободы и истины – она никогда не может иметь прочного успеха, ни в каких делах своих…».

Солженицын требует, чтобы евреи покаялись. Мне кажется, что каяться нужно не народу, а отдельным личностям, повинным в дурных поступках. Только, оценивать эти поступки может их совесть, и Высший суд, если он есть. Сможет ли Солженицын, кажется, верующий человек, найти в пределах «жизненных сроков» мужество и слёзы покаяться за содеянную провокацию? Сомневаюсь.

Для возрождения демократии необходимы реальная свобода совести и равноправие религий, усиление роли государства в повышении уровня жизни людей, воспитание и высокая культура народов, населяющих нашу страну и, наконец, действительная интернациональная политика.

Только культура  может противостоять центробежным тенденциям, которые усилились в последнее время. Именно она может примирить народы, разрешить противоречия, сделать жизнь достойной, а страну мирной.

Культура России сложилась в условиях многонациональности. Она вобрала в себя всё лучшее, что есть в народах, населяющих Россию. На Кавказе, например, проживают более ста пятидесяти народов. Сегодня нельзя представить нашу культуру без творчества Михаила Шолохова и Расула Гамзатова, Махмуда Эсамбаева и Кайсына Кулиева, Ашота Гарнакерьяна… Она впитала в себя живительные соки их творчества, засверкала многими гранями их таланта. Расул Гамзатов писал:

… Земля как будто стала шире.
И тем горжусь, что в наши дни
Все больше в неспокойном мире
Моей становится родни.

Народы, веками проживающие по соседству, стали близкими. И уже трудно сказать, что в нашей культуре от какого народа. Постепенно выплавляется новый сплав – культура России.

«Значение русской культуры, – писал академик С. Лихачев, – определялось её нравственной позицией в национальном вопросе, в её мировоззренческих исканиях, в её неудовлетворённости настоящим, в жгучих муках совести и поисках счастливого будущего».

Книга «Двести лет вместе» убеждает, что её автор не испытывал никаких мук совести, а позиция его в национальном вопросе скорее безнравственна.

Взаимопроникновение культур – объективный, не зависящий от власти процесс. Стремление националистов его замедлить – бесперспективно. Ещё со времен Киевской Руси, национальные меньшинства испытывали и пренебрежение, и дискриминацию. Это было и при царе-батюшке, при товарищах-большевиках, это имеет место и при господах-демократах. Расширяя свои владения, господствующей идеей российских правителей было вовсе не единение народов. Они с давних пор делили народ на бояр и смердов, дворян и холопов, русских и инородцев, на центр и национальные окраины, на богатых и бедных. И живут эти группы по разным законам.

До сих пор высокие чины, говоря о террористах, бандитах, убийцах, позволяют себе употреблять оскорбительное определение: «лица кавказской национальности». Но терроризм не имеет национальности! Такие выражения оскорбительны для народов многонациональной страны. Мы – народ России, и жертвы конфликтов, с какой бы стороны они не были, –  наши жертвы. Мы все виновны в том, что не смогли предотвратить национальной трагедии на территории нашей родины. Безнравственно говорить о том, что погибло столько-то «наших» и столько-то чеченцев. Погибли наши граждане, и это наш позор.

Мы – единый народ России, и законодательно закреплена строгая ответственность за разжигание межнациональной розни. Сегодня же мы сталкиваемся с откровенным нацизмом, шовинизмом, национализмом, но законы, призванные этого не допускать, практически не работают. В Государственной Думе раздаются националистические призывы, депутаты призывают, чуть ли ни к погромам, а наш суд проводит лингвистическую экспертизу с вопросом: что означает призыв «Бей жидов!». По улицам маршируют баркашовцы, приветствуют друг друга нацистским приветствием, вскидывая вперёд руку, открыто проповедуют фашизм, а наша юстиция официально регистрирует их общественную организацию.

В одной из телевизионных программ Владимира Познера «Времена» обсуждался вопрос о том, как могло случиться, что Министерство юстиции России зарегистрировало националистическую, а, по сути, ; фашистскую партию? На передаче представители этой партии неоднократно повторяли тезис о том, что в России есть лишь один угнетенный народ – русские, а во всём виновны «некоренные» национальности. Не обошлось без оскорблений и воинственных призывов. Нет нужды в чём-то убеждать этих фашиствующих фанатиков. Фанатик потому и фанатик, что не воспринимает иных мнений, доводов, кроме тех, которые укрепляют его позицию.

Почему зарегистрировали такую партию, и кому это было нужно – вопрос к Минюсту. Мне лишь хотелось напомнить тем, кто запамятовал или попросту не знает, что живительные воды культур многих народов, населяющих российскую федерацию, питают корни русской культуры, а через неё и культуру  всего человечества.


Рецензии