Путь к истине, или Творчество как тропинка к богу

Путь к Истине, или Творчество как тропинка к Богу и себе

Несколько лет назад у меня родилась идея написания цикла статей- диалогов с интересными людьми нашего города. Суть замысла состояла в том, чтобы в живой беседе попытаться ответить на некоторые вечные, «проклятые» вопросы, а также поразмышлять о времени, в котором мы живём, о прошлом и будущем, о ситуации в мире, стране, области, городе, о том, что тревожит и мучает современного человека.
Мне хотелось встретиться с руководством области и города, депутатами областного и городского совета, известными учёными, писателями, художниками, актёрами, режиссёрами и журналистами. Не менее любопытными мне представлялись встречи с никому неизвестными, но яркими, самобытными и творческими личностями, которыми богат наш город.
Истиной единолично не владеет никто. Казалось, что в этих задушевных разговорах, могут кое-где проявиться её проблески…Так получилось, что первым собеседником оказался известный омский писатель М.
Это была моя вторая встреча с М. Я принёс ему свои рассказы. Незаметно разговор отошёл от рассказов и почему – то коснулся Бога и жизни после смерти. Я увидел, что его волнует эта тема. Интересовала она и меня.
- А как Вы относитесь к Богу и проблеме жизни после смерти? – спросил я.
- Я не могу сказать, что точно знаю. Я и сейчас нахожусь в поиске. В детстве был крещён. Потом прошёл обычный в то время путь: пионер, комсомолец, коммунист. Сейчас сошёлся с очень интересными людьми с высшим образованием, верующими. Читал религиозную и философскую литературу. Во всех религиях есть вера в высшую силу. А после смерти душа отправляется в небесные сферы. Здесь я согласен с Даниилом Андреевым. Вы читали «Розу мира»? Ведь он это всё пережил. Десять лет сидел в тюрьме. Даже тюремщик после его смерти собрал в мешок все его бумаги и передал родственникам. Меня поражает религиозная нетерпимость. Один мой знакомый стал священником. Но, когда услышал о «Розе мира», приказал её сжечь. У меня никогда не будет доверия к такому посреднику между Богом и людьми. Не нравится тебе, зачем же лишать меня духовного наслаждения!?
- Итак, я понял, что вы верите в Бога, а как же индивидуальное сознание после смерти?
- Сейчас, даже многие учёные, научно доказали существование торсионных, информационных полей, вывели формулу души. После смерти мы остаёмся в духовном пространстве в памяти людей, а кроме этого душа продолжает жить на другом уровне.
- Я недавно перечитал Ваш рассказ и повесть в «Складчине». Интересно, что главный герой рассказа в Бога не верит, а больше надеется на свою голову, руки и себя.
- Так всегда в православии было. У Матвея всё равно есть нечто связывающее его с Богом, что-то подсознательное. Он не поддался, когда организовали колхозы и всех превратили в рабов, а ушёл на вольный промысел.
- Как в исламе: на аллаха надейся, а верблюда привязывай?
- Да, да.
- А в повести я нашёл интересные параллели со своей реальной жизнью. Там один из героев занят созданием системы мироздания. Так вот, у меня есть знакомый, который всю жизнь занимается этим. А сейчас на пенсии купил компьютер и печатает труд всей своей жизни. Другой знакомый изобрёл новую науку на стыке психологии, психотерапии и лингвистики. Третий прибыл в наш город в восьмидесятилетнем возрасте, в кирзовых сапогах, в пиджаке с орденскими планками. Он создал новую науку обучения творчеству, виденику. Будучи на пенсии, ездил по городам и весям и бесплатно обучал тех, кто хотел познакомиться с его идеями. Понятно, что многие ректора вузов и заведующие кафедрами его отфутболивали: ведь встречают по одёжке. Но он не унывал и всё равно находил заинтересованных людей. Так в нашем городе нашлось несколько групп, и он работал с ними две недели.
- Вот такие люди действительно ищут истину, творят, двигаются к себе и это главное.
- Когда человек творит, ведь он уподобляется Богу. Он создаёт новый альтернативный мир. Это мир Бальзака…
- Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова… Конечно он самовыражается.
- И ещё. В конце Вашей повести главный герой переживает необыкновенное чувство благодати от слияния с природой, людьми и вечностью. Я поразился тому, что в моей миниатюре «Подарок», человек испытывает нечто похожее от слияния с миром природы: с лесом, туманом, озером, собакой, приплывшей его спасать.
- В этом нет ничего необычного. Кроме нашего «я» есть ещё и нечто общее, что объединяет нас. Просто выражаем мы это по – разному.
Я подумал о том, что знаменитый психолог, основоположник культурно- исторической школы, Л.С. Выготский, говоря о психике (душе), подчёркивал её интерсубъектный характер. «Интер» означает «между». Не есть ли переживание благодати вхождение в контакт с коллективной душой? Может быть, тогда человек и начинает творить?
- А Вы когда начали писать?
- Первый опыт был еще, когда я учился в военном институте иностранных языков. Я написал рассказ, который одобрили Б.Полевой и К.Симонов. Но напечатать его сразу не удалось из-за упоминания о репрессиях тридцатых годов. Потом он был напечатан в журнале «Наш современник». У меня особая тропинка в литературе: я пишу о реальных людях, почти ничего не придумывая. Сюжет рождается в жизни. Написал немного. Хотя многие в то время, попадая в струю, строчили книги: Анатолий Иванов, Леонид Иванов и другие. Главное – то не массовость, не слава, не конъюнктура. Надо, чтобы человек сам захотел прочитать книгу.
- А как же быть, если искренне верили?
- То и плохо, что искренне.
- Что плохого в искренности?
- Беда в том, что всем без разбора верят слепо. У меня знакомая в секте пятидесятников. Веруют в живого Бога. Жесткая секта. Но не то это: семью забросила, дети страдают…
- А с Шукшиным не доводилось встречаться?
- Нет. Но когда прочитал рассказы, поразился. Кажется, о чём пишет, вроде и ни о чём, язык простой. Смеёшься. А отложишь книгу, задумаешься.
- Я тут недавно задумался о фразе Достоевского. Помните, если Бога нет, то всё дозволено? Предположим, что Бога нет. Если бы человек жил один, то никаких проблем не было. Проблемы добра и зла, нравственности и безнравственности возникают, потому что мы живём вместе. Без Бога нет абсолютных законов. Человек сам устанавливает законы. Ограничителем его действий является другой. И тогда: чтобы человеку достичь своих целей, он должен либо обмануть других людей, либо заинтересовать в добровольной помощи. То есть, человек либо действует честно (правдиво), у него слова с делом не расходятся, либо действует бесчестно, то есть лжет: говорит одно, а делает другое, не соблюдает договорённости, не держит слово. Вот здесь – то и появляется нравственность. Человек поступает безнравственно, если он для достижения своих целей использует других людей без их на то согласия.
- Всё, что вы говорите, давно имеется в религиях. Есть закон, божьи заповеди: не убий, не укради…
- Однако тут появляется любопытный парадокс. Помните, у Гегеля есть его знаменитая триада в мышлении: тезис – антитезис – синтез? Тезис - можно жить по закону данному тебе другими (Закон божий). Антитезис – можно жить по своему собственному произволу (делай, что хочешь, так как ты и есть Бог). На деле, вероятно, люди заблуждаются и в том и в другом случае, хотя думают, что живут по разным законам. А ведь это две стороны одной медали. В первом случае закон навязан извне другими. Во втором диктуется своим «эго», детскими безответственными импульсами. И фактически, в реальности, получается жизнь не по закону (за две тысячи лет – пять тысяч войн, миллионы убитых). А настоящий закон – договор между людьми о том, как им честно жить друг с другом (синтез). Люди сами договариваются, ограничивая произвол и свой, и других. Здесь, наверно, и пролегает граница между добром и злом. Добро – всё, что нравственно. Зло – всё, что безнравственно.
- Ну, мы это уже проходили. Так раньше было: люди жили без Бога. Нечего есть и человек совершает преступления, ворует, употребляет наркотики.
- А сейчас то же самое. В принципе - то ничего не изменилось. Мы только что присутствовали при агонии коммунистической системы. Ельцин - последний коммунистический генсек. Видели, наверно, по телевизору эпизод со Степашиным: не так сели…
- Россия, как была в рабстве, так и осталась. У нас нет рынка. Вы сколько зарабатывете?
- Четыре.
- При настоящем рынке преподаватель вуза зарабатывает в пятнадцать–двадцать раз больше.
- Да. На западе бизнес - это то дело, которое ты можешь делать, принося пользу людям. У нас обман. Были в коммунизме, до капитализма не доросли, а сидим в дуризме. Возникает сакраментальный вопрос о том, как взаимодействовать с миром: созерцать его или изменять (преобразовывать, реформировать)? Восточный путь или западный? Похоже, что пора писать «Что делаьть-3?».
Мы смеёмся с М., и разговор переходит на проблемы культуры.
- А что творится с культурой? – горестно восклицает М.
- Всё захлестнула массовая культура. Всего столько много, что человек до истинных ценностей просто не успевает добраться. Ситуация аналогична тому, что происходит с физической пищей.
- Простой человек опять в проигрыше, как при советской власти: раньше не было книг, теперь нет денег на книги. И всё-таки, народ начинает, наконец, разбираться.
- Мне кажется всё же, что духовных людей сейчас очень тонкая прослойка, как слой масла на бутерброде.
- Я думаю иначе. Подсознательно мы все в Боге. Духовность проходит через душу каждого. Жалко только поздно многое понимаем. Аркадий Кутилов, прекрасный русский поэт, так до сих пор и не похоронен.
- Вы сейчас рассуждаете как атеист. У религиозных людей главное дух. Тело тленно. Ошо (Раджниш) на своей могиле имеет надпись «Никогда не рождался и никогда не умирал». Кому нужна память: мёртвым или живым?
- Живым. Здесь нет противоречия. Я человек православный. В православии погребение - место, где можно человека вспомнить, очень важно. Ведь смотрите, как Аркадия Кутилова тянуло к творчеству. Негде жить, гоняют, сажают в тюрьму. Хорошо, что человек тянется к творчеству. Он идёт к себе. Вот недавно литературное объединение завода имени Баранова выпустило книгу. Как бы ни было плохо, этого не убьёшь.
- Законы физики, видно, преломляются в обществе. Природа не терпит пустоты: на одном полюсе нищета, на другом сверхбогатство. Если так пойдёт дальше, то нам уготован индийский путь: жить в материальной нищете, но в духовном богатстве.
- Скорее американский. Там очень религиозная страна. Но человек может раскрыть себя. У нас пенсионеры голодают, у них путешествуют, рисуют, сочиняют…
- Как же всё-таки вы ответите на извечный вопрос россиян «Что делать?»?
- У меня есть на него ответ. Но упаси меня Бог навязывать, оценивать и выносить приговор…


Рецензии
Здрасьте... Откровенно говоря, я не знаю, какими там людьми "богат" (может быть богат?) город федерального значения Омск, но...
но!
но!!!
Интервью я так и не дочитал. Ничего тут не мог вычитать из него, кроме мнений никому не известного чела.
Более я заинтересовался вашими ответами на рецензии. Трехлетней давности (!)
Мы же с вами наш разговор полумесячной давности так и не продолжили...
Итак, вы говорите, не будь строгих логических теорий, точно отражающих физический мир, атомная бомба не взорвалась бы. Аплодисменты, но вы, как любитель пофилософствовать, должны (теперь? спустя три года?) понимать, что тут опять
ОПЯТЬ!
вопросы! никуда от них не деться.
Во-первых, проблема метатеории (или метаязыка) возникает. Т.е. - откуда вы знаете, что ваши эти "логические теории" "точно отражают мир"? Вы это должны однозначно обосновать. А как вы это будете делать? Ясно, что языком, т.е. некоей "теорией о теории". У вас должна быть строгая, логическая теория, которая точно всем объяснит, правда ли и почему "логические теории отражают физический мир". Понятен мой вопрос? (Мое злостное обвинение?)
Во-вторых, исторический аспект, который вы так не любите. Любимый вами Хайдеггер сказал в таком духе:
АТОМНАЯ БОМБА УЖЕ ВЗОРВАЛАСЬ В ПОЭМЕ ПАРМЕНИДА
Высказывание совсем дикое, пускающее под откос всю физику и строгие теории, неопровержимо отражающие физический мир. Достаточно подумать, что физика вообще-то существовала НЕ ВСЕГДА (комшар!), она появилась только лет 400 назад (ужас!)
Спрашивается, кто же ее создавал? Кто создавал ее неопровержимы метод?
И кто - самое страшное? - придумал такое словесное положение, что "логическая теория должна точно отражать физический мир"? Было всего несколько людей - Галилей, Декарт, Ньютон, но это не так важно. Важно именно то, что это было именно ПРИДУМАНО. Было придумано, что физика почему-то может и почему-то должна "точно отражать мир". Но так ли точно она отражает его?

Диззи Диззи   09.04.2006 02:18     Заявить о нарушении
Я ответил. Давно. Посмотрите на той странице.

Виктор Йог   09.04.2006 07:52   Заявить о нарушении
Дело не в месте проживания. Дураков и в Москве хватает.
То, что Вы не дочитали интервью, определённым образом характеризует Вас. Есть люди, которые интересуются только подтверждением своих мыслей. Если они этого в тексте не находят, то теряют к нему интерес. Понимание чужой точки зрения требует определённых усилий, а напрягаться им влом.


Никому не известные люди, порой, гораздо более интересны, чем популярные.

« Во-первых, проблема метатеории (или метаязыка) возникает. Т.е. - откуда вы знаете, что ваши эти "логические теории" "точно отражают мир"? Вы это должны однозначно обосновать. А как вы это будете делать? Ясно, что языком, т.е. некоей "теорией о теории". У вас должна быть строгая, логическая теория, которая точно всем объяснит, правда ли и почему "логические теории отражают физический мир". Понятен мой вопрос? (Мое злостное обвинение?»

Проблема метатеории возникает для чистых теоретиков. Обоснование делается не только языком, но и с помощью опыта, эксперимента, практики. Я никому ничего не должен. Мне глубоко плевать, будете ли Вы думать, как я, или останетесь в своих иллюзиях.

Физика даёт физическую картину мира, но ею мир не исчерпывается. Как он не исчерпывается одной логикой, как инструментом познания. Кроме логики мир может постигаться прямо, с помощью, чувств, ощущений, переживаний представлений и воображения. Без языка. Такие опыты имели место в истории человечества (в религии, в психологии, психотерапии и т.п.). Это можно сделать при помощи различных религиозных, психологических практик, связанных с вхождением в изменённое состояние сознания. Вполне возможно, что Парменид знал и применял их.

Физика не точно отражает мир, но некоторые его аспекты она отражает верно и 19-20 века дали прекрасное доказательство этого.

Виктор Йог   09.04.2006 08:49   Заявить о нарушении
Т.е. вы считаете, что в "опыте" никакого вовсе языка нет? Что опыт никак не структурирован? Это просто - такой канализационный поток переживаний?
Это смелое заявление, но чем вы можете это подтвержить?

Диззи Диззи   09.04.2006 10:40   Заявить о нарушении
Естественно, что - если я не дочитал интервью, то это характеризует именно меня. А вовсе не вас или само интервью.
А как же иначе? Опыт!!!

Диззи Диззи   09.04.2006 10:42   Заявить о нарушении
Как будто опыт (а тем более какой-то там эксперимент, практика) не происходит по каким-то правилам (опять же - теория там, метатеория).
Кроме того, взять тот же экспримент. Для Аристотеля, средневековых физиков, Галилея, Декарта и в современности - эксперимент - совершенно разные понятия. Абсолютно.

Диззи Диззи   09.04.2006 10:45   Заявить о нарушении
Почему же нет? Тут надо различать. Это смотря с каких оснований подходить к вопросу. Если с точки зрения, логики, языка, мышления, то действительно нет. Они требуют чёткого разграничения понятий. Понятия «язык» и «опыт» - это разное. Если с точки зрения практики, действительности, жизни, то есть, так как в жизни всё со всем связано и нет абсолютно изолированных явлений. Бабочка, взмахнувшая крыльями в Африке, порождает ураган в Америке.

Опыт может быть неструктурирован, а может быть структурирован. Для этого надо, чтобы сознание человека стало рефлектирующим. Так что подтверждать мне незачем, так как я это не утверждал.

Опять не так.
Если смотреть с моей стороны, то Вас. С вашей – меня и мой отстойный текст. А вот, если бы удалось вывести более менее объективные эстетические основания, то можно было бы говорить о том, как есть на самом деле.

Не надо обижаться. На обиженных воду возят. Это всего лишь моё предположение. Естественно Вы могли не дочитать по разным причинам.

Виктор Йог   09.04.2006 11:10   Заявить о нарушении
Вы можете привести пример (а лучше два, три) "неструктурированного опыта"?

Диззи Диззи   09.04.2006 11:13   Заявить о нарушении
Пожалуйста. Но на какое из четырёх значений опыта?
1. Литературное. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенные из жизни и практической деятельности.
2. Философское. Вся совокупность чувственных восприятий, приобретаемых в процессе взаимодействия человека с внешней природой и составляющих источник и основу всех наших знаний о материальном мире.
3. Научное. Воспроизведение какого – либо явления или наблюдение нового явления в определённых условиях с целью изучения, исследования; эксперимент.
4. Бытовое. Попытка осуществить что-либо, пробное осуществление чего-либо.

Пример1. Учитель всю жизнь проработал в школе, но в силу несформированности рефлексивной способности не может структурировать свой опыт. Хотя знания, навыки и умения имеются.

Пример 2. Маленький ребёнок учится ходить. Налицо есть чувственные восприятия от многочисленных падений, но он не может его структурировать, так как не умеет говорить и рефлексировать.

Пример 3. Подростки поджигают порох. Опыт может быть неструктурированным, так как нет понятия о явлении и том, как его воспроизводить и что из этого может выйти. Всё может завершиться ожогами.

Виктор Йог   09.04.2006 15:16   Заявить о нарушении
Потрясающе!
Это вы из словаря взяли эти "четыре значения опыта"? Русского языка?
Господи... как мило... как будто на свете есть только великий могучий...

Диззи Диззи   09.04.2006 18:04   Заявить о нарушении
Можно тогда поподробней пример с подростками и порохом?
В чем именно здесь "неструктурированность" опыта?
Для вас "структурированность" опыта - это что? Умение предугадывать события? Умение планировать? Или что? Или память о предыдущем опыте? Я так ничего и не понял...

Диззи Диззи   09.04.2006 18:07   Заявить о нарушении
Пример 2. Маленький ребёнок учится ходить. Налицо есть чувственные восприятия от многочисленных падений, но он не может его структурировать, так как не умеет говорить и рефлексировать.


Вы меня удивляете. Любой, даже самый захудалый ребенок, прежде чем начинать ходить, заранее "должен полагать" (вовсе не понимать, не рефлексировать, не уметь об этом рассказывать) целый набор правил, законов и структур:
1. у него есть ноги, которые могут его держать и которыми (на которых) можно ходить
2. что если он будет ими наступать, то пол под ним не будет проваливаться и он не будет улетать вверх
3. что почему-то "лучше" ходить, чем ползать
4. что надо ходить самому
5. что надо ходить на ногах, а не на руках
и много других, совершенно понятных для вас вещей. Таких понятных, вросших в ваше тело и культуру, что вы считаете не то чтобы глупым задумываться над ними, но даже не можете помыслить саму возможность задуматься над ними.
Или ваши пороховые подростки. Никакого опыта, никакой структурированности, однако:
1. они отыскали порох, т.е. каким-то образом выделили его из всего остального вещества на Земле (не станете же вы утверждать, что порох в мире "самом по себе" обладает каким-то преимуществом перед остальным веществом... да его вообще нет в "мире самом по себе", есть только груды атомов, если угодно)
2. что его надо вообще-то поджигать, а не есть его, не посыпать им маму, засыпать им себе глаза, мочиться на него и прочее бесконечное множество "возможных действий". Это не структура, вы думаете?

Диззи Диззи   09.04.2006 18:58   Заявить о нарушении
Так не пойдёт. Раз Вы не понимаете, то значит, Вы этого не прорабатывали и мне бесполезно объяснять. Это всё равно, как лекции читают: никакого толку.

Вы хотите, чтобы я Вам и понятие структура преподнёс на тарелочке с голубой каёмочкой? Я это понятие прорабатывал и знаю, что это такое. Если Вы хотите в нём разобраться, то сначала составьте о нём свое представление. Иначе никакого толку от диалога не будет.

Второй вариант. У Вас есть своё понимание, и Вы хотите мне доказать, что оно более правильное.

У нас с Вами разное понимание и об опыте, и о структуре и о структурированности опыта.

Виктор Йог   10.04.2006 10:15   Заявить о нарушении
И что же вы понимаете под структурой???

Диззи Диззи   10.04.2006 11:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.