Предсказание

Конец апреля в Греции ещё прохладный, но древние легенды и храмы Эллады, сказочные мифы и поэмы Гомера, возможность прикоснуться к истокам европейской цивилизации позволили мне уговорить друзей провести весенние каникулы в Афинах. Перелёт был коротким. Вместе с лайнером быстро поднялось и настроение нашей компании. Все наперебой угощали друг друга и спрашивали, как мы отдыхаем. Кто-то предложил тост за грека, то бишь, за меня, вспомнив рассказ о моём деде. Эта романтическая история произошла ещё до революции, когда греческий моряк,  прогуливаясь в увольнении, встретил русскую красавицу.  Влюбился с первого взгляда и на всю жизнь, со всей страстью южанина. Приезжая в родной город, я обязательно прихожу к тому дому, где они жили, где родился мой отец, где всё ещё стоит старый тополь. Он был свидетелем их счастья, революционных бурь, разметавших их в разные страны и смерти, объединившей навсегда. После того, как бабки не стало, дед вернулся и попросил похоронить его рядом с ней. Не прошло и года, как это случилось. С тех пор прах их покоится близко-близко на высоком холме, откуда видна и бухта, и город, и церковь, где их венчали, и та улица, и тот дом. И я искренне верю, что души их встретились. Иначе просто не может быть.
Странно, но тот ореол иногда касается и меня, отчего знакомые называют везунчиком.  Встретившая нас в аэропорту представительница тур фирмы - Марьяна, оказалась её совладелицей и нашей бывшей соотечественницей. Оформляя документы, она загадочно спросила – правда ли это. По её взгляду я понял, о чём идет речь, и уже не удивлялся, когда вошёл в роскошный номер на последнем этаже. Огромная лоджия давала почти панорамный обзор на древний город, причудливо изрезанную бухту и синее-синее море. За неделю пребывания в этом трехкомнатном рае мне так никого и не подселили.  Везёт же некоторым.
Надо сказать, что Афины произвели впечатление очень контрастного города и совсем не похожего на другие европейские столицы. В центре застройка очень плотная, и рядом с мраморным дворцом, где принимались политические решения начала нашей эры, стоят какие-то супермаркеты, с древнейшим олимпийским стадионом – какие-то конторы. Недалеко - просто заброшенный полу развалившейся дом. Провалы его окон почти утонули под уровнем тротуара. Он обнесён металлической сеткой и ждет когда объявится какой-нибудь законный наследник. Право собственности священно. Глядя на эту грустную картину, мне захотелось порыться в семейном архиве в поисках какой-нибудь бумаги с вензелями. Впрочем, это быстро проходит, и хочется часами бродить по улицам, пропитанным историей.  На каждом шагу попадаются такие памятники, названия, имена, что город постепенно превращается в огромный музей. И как во всякой столице, туристы с восхищением наблюдают за сменой караула у главного поста. Только здесь бравые ребята не похожи ни на грозных шотландцев, охраняющих папу; ни на гвардейцев, разукрашенных начищенными бляхами, аксельбантами и прочеё блестящей мишурой, что охраняют дворец Правосудия в Париже;  ни на суровых славян у Кремля в суконных шинелях. Улыбчивые ребята у Президентского дворца в Афинах одеты в короткие черные юбочки, красные беретики, белые колготки и тапочки с помпончиками.  Если бы не длинные стройные ноги, их можно было бы принять за королевских пажей из сказки Перро.  Когда пришло время и они, гордо подняв старинные ружья на плечо, замаршировали мимо публики так, что помпончики взлетали выше пояса. Любопытная детвора прильнула к плиткам тротуара, чтобы полностью прояснить ситуацию с колготками.  Залившись ярким румянцем, но, не мигая, бойцы полностью выполнили свой долг, и только караульный офицер суетился и посвистывал в свою маленькую дудочку, призывая к порядку развеселившуюся публику.
Акрополь и Парфенон давно притягивали меня какой-то мистической силой. Забраться на овеянное легендами место и увидеть весь город у ног своих, положить ладони на огромные колонны и почувствовать их спокойное тепло, закрыть глаза и послушать их тихую речь. Как много они  видели на своём веку, сколько они могут рассказать. Я даже скинул обувь и прошёлся босиком по ступенькам, где проходили сапоги великих полководцев,  сандалии красивейших женщин и плетеная обувь мудрейших  философов. Понятно желание каждого туриста взять хотя бы частичку этой истории с собой. Для чего администрации ежедневно приходится завозить наверх целый самосвал мраморной щебёнки. И счастливые обладатели развозят её по всему свету.  Рекомендую вам спланировать сюда свой визит на вечер. Устав от хождения по экскурсиям и очередям, вы сможете получить огромное удовольствие от того,  что сядете на прогретые за день солнцем, отполированные миллионами штанов валуны на западной стороне великого холма и увидите закат.  Когда ещё один день древнего города будет уходить в историю, там останется и ваш след. А вы будете чувствовать себя жителем Олимпа, наблюдающим с божественной высоты как последние лучи солнца тают среди домов, погружая их во тьму. Но для вас оно ещё щедро будет дарить своё тепло, и вы будете парить на солнечном острове над вечным городом. Картина, достойная кисти великих  художников  навсегда  останется  в  вашем  сердце.
Впрочем, не все из нас склонны верить в чудеса. Лучшие представительницы нашей команды, не желая тратить время на ерунду, посвятили этот день экскурсии на швейную фабрику, и осмотру её достопримечательностей. Поверив рекламным проспектам, что они могут купить самую лучшую продукцию по самым низким ценам производителя, дамы с восторгом демонстрировали нам за ужином приобретенную днём коллекцию шуб. Обмыв по русскому обычаю покупки, все собрались в трёхкомнатном  номере, чтобы посмотреть на большом экране телевизора отснятые мною за день видео сюжеты.  Кто-то даже пошутил – зачем куда-то ходить, тут и так все хорошо видно. По привычке я снимаю много, зная, что первый взгляд самый острый, потом он «замыливается». И тут все как по команде охнули – где-то в центре города в объектив попался шикарный меховой салон, и я крупным планом «наехал» на выставленную в витрине шубу, а затем – и на ценник. Оказалось, что циферка на нём раза в полтора меньше, чем на точно такой же шубе одной из наших дам.  Под испепеляющим взглядом негодующих  дам, я почувствовал себя врагом всех времён и народов, но был прощен, когда их гнев перекинулся на туристическую фирму, совсем недорого продавшую им билетик на эту экскурсию. Из телефонных переговоров стало ясно, что на завтра у них запланирована плотная программа купли-продажи, и кто одержит победу в предстоящем сражении, сомневаться не приходилось.
Получив еще один свободный день, я посвятил его поездке на самый южный мыс Греции - Сунио. Там располагался храм Аполлона.  Час езды по извилистому прибрежному шоссе, которое то забирается в гору, то идет вдоль изрезанной кромки воды на любой машине доставляет удовольствие. Чем-то это напоминает Крым. Старые горы, редкие деревья, огромные валуны у воды, голубое небо, песчаные пляжи и удивительно чистая вода. Когда эти кадры смотришь в телепередаче Крылова или Сенкевича, они выглядят рекламными роликами, но если они в действительности ничуть не хуже, понимаешь, за что сражались эллины, и почему так стремился в Итаку Одиссей.. Храм Аполлона издали выглядит очень изящно, несмотря на то, что сильно разрушен. Высокий мыс, где построен храм, врезается в море, где как бы продолжением его, раскиданы маленькие острова. Невысокие колонны белого мрамора выглядят очень хрупкими на мощном ландшафте даже в ясную погоду. И, наверное,  шторм только подчеркивает его изысканность в суровом окружении. Сидя на берегу, мне представилось, как мог обрадоваться усталый глаз моряка, когда в прибрежной полосе он замечал белоснежную колоннаду.  Возможно, этим можно объяснить множество выщербленных имен на разных языках по всему периметру фундамента. Есть даже известные исторические фамилии. Однако, я затрудняюсь сказать – дурные ли это манеры великих, или просто рекламный трюк для туристов.
Вечером дамы придирчиво изучали отснятый мною за день видео материал. И, не найдя крамолы, успокоились и все дружно обмыли покупки ещё раз, но уже по правильным ценам. Всё было бы хорошо, если бы не пытливый взгляд товарища, заметивший стоящий в углу подарок, который я купил одному из друзей в ожидании приближавшегося юбилея. С единогласными упреками в мой адрес о сокрытии интересных достопримечательностей Греции, трёхлитровая бутылка метаксы была откупорена, и густой яркий аромат наполнил комнату. Постепенно он полностью перетек в бренные тела компании, отчего их души переполнились великой радостью. О, загадочная русская душа, ты можешь грустить о многом и веселиться от ерунды. Кто-то вспомнил, что мы еще не купались в отпуске, хотя уже час, как наступил месяц май, а Средиземное море плещется в двадцати метрах. Сразу стало ясно, что утолить неуёмную радость можно только ночным купанием. Мне трудно упрекнуть в нерешительности своих друзей. Был второй час ночи, когда мы рассекали бледными телами темные воды, и могли уверенно претендовать на первооткрывателей купального сезона. Вдруг справа послышались шлёпающие звуки, и мы увидели приближающийся яркий свет. К нам подгребла лодка, на носу которой висел фонарь. Он в недоумении выхватил нас из темноты, и два тревожных голоса стали предлагать помощь. Даже неуверенный английский выручает в тяжёлой ситуации.  Оказалось, что это охотники за лангустами вышли в ночной дозор. Только после того, как они узнали, что мы – русские, они поверили происходящему и удалились.
В ту ночь нам снились замечательные сны, после которых все поверили, что в прошлой жизни многие  были  греками. Правда, утром каждый задал один и тот же вопрос – почему мы до сих пор не отведали лангустов.  Тур фирма сразу предложила ряд экскурсий, где всё это можно попробовать.  Два дня мы наслаждались прогулками по городу и его ресторанам – мясо на рёбрышках, филе-гриль, потроха, рыба на углях, в кляре, запечённая, поджаренная, копчённая… Я очнулся только в маленькой кофейне на берегу моря, где на закате мы слушали шум прибоя, и пили ароматнейший кофе, приготовленный хозяином в жезлочках на раскаленном песке. Наш гид – Марьяна - познакомила нас со своим мужем – Костасом.  Двухметровый, кудрявый Аполлон просто покорил дам, и они не сводили с него глаз, засыпая разными вопросами. Некоторое время он смущенно улыбался, а потом неожиданно спросил у меня фамилию моего деда. Оказывается, Марьяна рассказала ему нашу семейную историю, и он пришёл с надеждой помочь разыскать что-нибудь. Это было так  трогательно..
Оставался последний день для экскурсии, что вызвало немало споров – куда направиться.  И только красивая притча о дельфийском оракуле, предсказывавшем судьбу правителям и полководцам, перевесила чашу весов.  Дорога в горное ущелье, где расположены Дельфы, сначала идет по равнине и потом переходит в серпантин.  Предания гласят, что перед военными походами или значимыми событиями правители Эллады просили совета, задабривая оракулов подарками, которые в караванах направлялись из Афин. Бывали случаи, когда первые повозки каравана уже входили в дельфийские ворота, а последние еще не покинули из столицы. А дорога – километров двадцать. Такие богатые приношения позволили построить целый город. Похоже, это действительно благое место. И сейчас там удивительно чистый воздух – ущелье кажется прозрачным. Несмотря на солнцепёк, все чувствовали себя очень легко. Трёхчасовая экскурсия по развалинам храмов, амфитеатра, построек, посещение музея – всё воспринялось с интересом и без напряжения. Особенно - «пуп Земли» - так называется огромная, склеенная из осколков ваза. Раньше она была священным сосудом, и вокруг неё хороводили таинства древних обрядов. Сейчас она больше привлекает легендой, что если до неё дотронуться и загадать желание, то волшебные силы внутри неё всё свершат. Надо ли говорить о том, что табличка в музее «Руками не трогать» на разных языках только подливает масла в огонь.
На обратной дороге мы заглянули пообедать  в небольшой ресторанчик. Полученные впечатления и красное вино дали повод для оживленной беседы за столом. Но разговор меня как-то тяготил, и я поднялся по лесенке на плоскую крышу, где был маленький солярий с уютными  плетеными креслами. Устроившись в одном из них, я закрыл глаза и подставил лицо солнцу. Дремота навалилась на меня, и странные картины медленной чередой потянулись в сознании, сопровождаемые протяжной мелодией. Я видел себя императором в военных доспехах, он  что-то говорил перед войском, потом - в храме, где курили благовонья. Из полумрака вышла девушка, и её гладкие волосы мягко стелились по полу в такт шагам. Она дала мне испить из золотой чаши, и, не спрашивая ни о чём, молча смотрела сквозь меня. Потом я услышал какие-то заклинанья, и всё вокруг поплыло, сливаясь в разноцветные полосы, а в середине оставалась чаша с темной жидкостью.  Вдруг я почувствовал, как кто-то тормошит меня за плечо. И в этот момент я отчётливо увидел в золотом сосуде красивое женское лицо. Золотистые локоны обрамляли строгие черты, а голубые глаза по-доброму смотрели глубоко в меня. Откуда-то издалека доносилось - Ирина..
-   ..ждет тебя давно, а ты дрыхнешь тут .. – услышал я не на шутку разгневанный голос.
И действительно,  команда толпилась у машины, вспоминая меня всем богатством русского диалекта.  Совершенно обалдевший от всего происходящего, я даже не стал оправдываться, и мы поехали в гостиницу, оставляя позади предсказания дельфийских оракулов.
Через пару недель я буквально натолкнулся на удивительную женщину с лицом, увиденным мною в Дельфах. Звонко рассмеявшись от моего растерянного вида, она протянула руку и очень просто сказала – Ирина..  Не помню, как я дошёл домой, как открыл дверь, но очнулся я, лишь увидев на столе конверт. Это было письмо из Греции от Марьяны и Костаса.


Рецензии
Александр, Вы своим рассказом подарили мне частичку солнца, морских волн и приятного такого настроения. Красиво очень, легко и прозрачно:-) Случаются же в мире удивительные вещи!

Снежная Королева   11.08.2003 11:41     Заявить о нарушении
Спасибо. Приятно сознавать, что ещё не перевелись романтики.
А море там действительно замечательное.
Удачи.

Александр Асмолов   11.08.2003 14:42   Заявить о нарушении