Мороз

КАК СТАТЬ ИНЖЕНЕРОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

Олег Кузьменков, канд. техн. наук

Помните знаменитое «райкинское» напутствие молодому специалисту: «Забудьте индукцию, забудьте дедукцию, гоните продукцию!»?  А откуда бе-долаге, начиненному винегретом отрывочных знаний и всяких разделов вузов-ской программы, знать, как эту самую продукцию «гнать». Ведь нас учили дол-го «чему-нибудь и как-нибудь»!
Я с содроганием вспоминаю, как во время моей инженерной учебы в «по-литухе» (так в студенческие годы той поры  называли нынешнюю политехни-ческую академию) нас пытались сделать этакими, с позволения сказать, энцик-лопедистами. До сих пор не могу понять, почему на зачете по черчению, кото-рый длился почти весь световой день, я должен был пересечь конус с шаром либо опустить перпендикуляр с точки на плоскость, а на сопромате  до седьмо-го пота рисовать эпюры дважды статически неопределимых рам? Почему, при-лично закончив ВУЗ, я не мог на английском сказать и двух слов, историю род-ной Беларуси забыл и вовсе, в юриспруденции ничего не смыслил, равно как и в экономике, компьютер первый раз увидел на заводе в ВЦ, а деловое письмо – не знал, что это такое. С тех пор много воды утекло. Что же изменилось за три-дцать лет? Что дала студентам пресловутая реформа «вышэйшай адукацыi»?
Судя по студентам-дипломникам, с которыми периодически приходится иметь дело, мало что изменилось. О глубоких знаниях, компетенции, не говоря уже о профессиональных навыках, и говорить не приходится. Робки в своей ос-новной массе  мальчики и девочки, мечтают лишь о том, чтобы руководитель проекта дал им готовый материал для копирования с минимальной доработкой. Радует лишь определенный сдвиг в овладении персональными компьютерами: многие дипломники легко могут сыграть с компьютером в преферанс, шахматы либо осуществить стриптиз на экране дисплея! Впечатляет также эрудиция бу-дущих инженеров в сфере валютного обмена и курсе доллара, дойчмарки и рос-сийского рубля.
И вот вновь испеченный молодой инженер, этакий сырой продукт, мягко говоря, несовершенной системы вузовской подготовки отправляется в «свобод-ное плавание» в уродливой соцкапиталистической рыночной стихии. Очень скоро он начинает понимать, что все, чему учили в квазиакадемиях  и квазиу-ниверситетатах «надо забыть, как кошмарный сон!». Заводы «лежат», в бюд-жетных конторах сокращения, а в банках и частных фирмах и СП ты не нужен! Им подавай знание маркетинга, экономики, свободное владение компьютером, а также одним, а лучше двумя иностранными языками, знание делопроизводст-ва, основ бухучета и юриспруденции и, конечно же, культуры общения.
Так, может быть, вместо того, чтобы пять лет (!) будущему специалисту с высшей адукацией размягчать мозг премудростями чертежной графики и со-промата при наличии графопостроителей и систем САПР, «душить» техникой, механикой, физикой, металловедением, гидравликой и др. науками, глубинные знания которых, как правило, остаются невостребованными, лучше три года из пяти учить «рыночным» наукам, а остальные два года отвести профессиональ-ной инженерной подготовке. Ведь хватает же трех лет, что бы сделать аспиран-та специалистом ученным высшей квалификации, при этом часто по новой для него специальности!
А что же делать «бедному» студенту, не имеющему баксов на коммерче-ский ВУЗ, сейчас, этакому заложнику инертной, неповоротливой, давно из-жившей себя системы инженерной подготовки? Дожидаться пока Мин-ВУЗ на-конец-то прозреет?
Хотелось бы дать несколько советов тем, кто всерьез за пять лет учебы в ВУЗе хочет стать не просто инженером, а всесторонне «рыночно» образован-ным специалистом, который легко найдет свое место в жизни и обеспечит себе, своей семье и своей республике, наконец, достойное будущее.
Прежде всего уже на первом курсе досконально изучить программу ву-зовской подготовки и сразу расставить «приоритеты», выделив главные и вто-ростепенные («фоновые») дисциплины.  Так, например, опыт показывает, что будущий инженер-технолог к разряду «фоновых» дисциплин может отнести черчение, «начерталку», сопромат, теплотехнику, механику, гидравлику, кото-рые достаточно сдать на стипендию.
Сразу усвоить для себя истину, что лекции можно посещать «избиратель-но», выкраивая время на слушание лекций в других ВУЗах, где читают языки и «рыночные» дисциплины.
Работая над языками, стремитесь к живому разговорному общению с иностранными студентами, взяв за правило регулярно слушать радио на изу-чаемом языке.
Чем быстрее вы овладеете компьютером, тем легче будет вам овладеть программными дисциплинами, и больше остается время для дополнительных рыночных занятий.
Особое внимание обратить на умение лаконично и точно выражать свой  мысли. Достаточно вспомнить пример из биографии популярного президента Америки Джона Кеннеди, который, будучи студентом и «подметая коридоры колледжа» (нужны были баксы!) упражнялся в ораторском искусстве.
Постоянно ведите учет своего времени в специальном блокноте. Это  по-может вам выкроить время для ознакомления с основами юриспруденции, бух-учета и трудового законодательства.
Для особо целеустремленных молодых людей я также посоветовал бы по-знать основы самомассажа, акупунктуры и фитотерапии. Знание народной ме-дицины наряду с профессиональной подготовкой и приемов самообороны до-полнят ваш облик инженера с большой буквы.


О.И. Кузьменков
220114, г. Минск
пр-т Ф. Скорины, д. 123 – 3, 75

КАК СТАТЬ ИНЖЕНЕРОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

Олег Кузьменков, канд. техн. наук

Помните знаменитое «райкинское» напутствие молодому специалисту: «Забудьте индукцию, забудьте дедукцию, гоните продукцию!»?  А откуда бе-долаге, начиненному винегретом отрывочных знаний и всяких разделов вузов-ской программы, знать, как эту самую продукцию «гнать». Ведь нас учили дол-го «чему-нибудь и как-нибудь»!
Я с содроганием вспоминаю, как во время моей инженерной учебы в «по-литухе» (так в студенческие годы той поры  называли нынешнюю политехни-ческую академию) нас пытались сделать этакими, с позволения сказать, энцик-лопедистами. До сих пор не могу понять, почему на зачете по черчению, кото-рый длился почти весь световой день, я должен был пересечь конус с шаром либо опустить перпендикуляр с точки на плоскость, а на сопромате  до седьмо-го пота рисовать эпюры дважды статически неопределимых рам? Почему, при-лично закончив ВУЗ, я не мог на английском сказать и двух слов, историю род-ной Беларуси забыл и вовсе, в юриспруденции ничего не смыслил, равно как и в экономике, компьютер первый раз увидел на заводе в ВЦ, а деловое письмо – не знал, что это такое. С тех пор много воды утекло. Что же изменилось за три-дцать лет? Что дала студентам пресловутая реформа «вышэйшай адукацыi»?
Судя по студентам-дипломникам, с которыми периодически приходится иметь дело, мало что изменилось. О глубоких знаниях, компетенции, не говоря уже о профессиональных навыках, и говорить не приходится. Робки в своей ос-новной массе  мальчики и девочки, мечтают лишь о том, чтобы руководитель проекта дал им готовый материал для копирования с минимальной доработкой. Радует лишь определенный сдвиг в овладении персональными компьютерами: многие дипломники легко могут сыграть с компьютером в преферанс, шахматы либо осуществить стриптиз на экране дисплея! Впечатляет также эрудиция бу-дущих инженеров в сфере валютного обмена и курсе доллара, дойчмарки и рос-сийского рубля.
И вот вновь испеченный молодой инженер, этакий сырой продукт, мягко говоря, несовершенной системы вузовской подготовки отправляется в «свобод-ное плавание» в уродливой соцкапиталистической рыночной стихии. Очень скоро он начинает понимать, что все, чему учили в квазиакадемиях  и квазиу-ниверситетатах «надо забыть, как кошмарный сон!». Заводы «лежат», в бюд-жетных конторах сокращения, а в банках и частных фирмах и СП ты не нужен! Им подавай знание маркетинга, экономики, свободное владение компьютером, а также одним, а лучше двумя иностранными языками, знание делопроизводст-ва, основ бухучета и юриспруденции и, конечно же, культуры общения.
Так, может быть, вместо того, чтобы пять лет (!) будущему специалисту с высшей адукацией размягчать мозг премудростями чертежной графики и со-промата при наличии графопостроителей и систем САПР, «душить» техникой, механикой, физикой, металловедением, гидравликой и др. науками, глубинные знания которых, как правило, остаются невостребованными, лучше три года из пяти учить «рыночным» наукам, а остальные два года отвести профессиональ-ной инженерной подготовке. Ведь хватает же трех лет, что бы сделать аспиран-та специалистом ученным высшей квалификации, при этом часто по новой для него специальности!
А что же делать «бедному» студенту, не имеющему баксов на коммерче-ский ВУЗ, сейчас, этакому заложнику инертной, неповоротливой, давно из-жившей себя системы инженерной подготовки? Дожидаться пока Мин-ВУЗ на-конец-то прозреет?
Хотелось бы дать несколько советов тем, кто всерьез за пять лет учебы в ВУЗе хочет стать не просто инженером, а всесторонне «рыночно» образован-ным специалистом, который легко найдет свое место в жизни и обеспечит себе, своей семье и своей республике, наконец, достойное будущее.
Прежде всего уже на первом курсе досконально изучить программу ву-зовской подготовки и сразу расставить «приоритеты», выделив главные и вто-ростепенные («фоновые») дисциплины.  Так, например, опыт показывает, что будущий инженер-технолог к разряду «фоновых» дисциплин может отнести черчение, «начерталку», сопромат, теплотехнику, механику, гидравлику, кото-рые достаточно сдать на стипендию.
Сразу усвоить для себя истину, что лекции можно посещать «избиратель-но», выкраивая время на слушание лекций в других ВУЗах, где читают языки и «рыночные» дисциплины.
Работая над языками, стремитесь к живому разговорному общению с иностранными студентами, взяв за правило регулярно слушать радио на изу-чаемом языке.
Чем быстрее вы овладеете компьютером, тем легче будет вам овладеть программными дисциплинами, и больше остается время для дополнительных рыночных занятий.
Особое внимание обратить на умение лаконично и точно выражать свой  мысли. Достаточно вспомнить пример из биографии популярного президента Америки Джона Кеннеди, который, будучи студентом и «подметая коридоры колледжа» (нужны были баксы!) упражнялся в ораторском искусстве.
Постоянно ведите учет своего времени в специальном блокноте. Это  по-может вам выкроить время для ознакомления с основами юриспруденции, бух-учета и трудового законодательства.
Для особо целеустремленных молодых людей я также посоветовал бы по-знать основы самомассажа, акупунктуры и фитотерапии. Знание народной ме-дицины наряду с профессиональной подготовкой и приемов самообороны до-полнят ваш облик инженера с большой буквы.


О.И. Кузьменков
220114, г. Минск
пр-т Ф. Скорины, д. 123 – 3, 75

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ИЛИ МУДРОСТЬ?
(Республике нужен национальный центр прогнозирования)

О.И. Кузьменков
канд. техн. наук

Пресловутый «здравый смысл», на наш взгляд, является причиной наших многих бед. Стало панацеей ссылаться на него при принятии тех либо иных решений. Даже партия появилась с одноименным названием. При этом совершенно не отдается отчет в том, что эта сугубо философская категория может рассматриваться и как порождение разума так и глупости человеческой одновременно.
Ведь народные избранники, к примеру, авторы нашумевшего «льготного» закона о Верховном Совете, после очередных обильных «презентаций», нажимая кнопки компьютеров, абсолютно были уверены, что они руководствуются «его величеством» здравым смыслом. А народ считает, что подобный «эпохальный» документ мог появиться лишь «с большого бодуна», равно как и соглашение в Вискулях.
Альтернативой такому здравому смыслу является мудрость, т.е. свойство человеческой натуры принимать единственно правильные, часто парадоксальные решения, опираясь на талант, способность предвидения и абстрактно мыслить свободно от стереотипов мышления.
Вопреки, например, здравому смыслу опытный автомобилист при заносе машины поворачивает руль в сторону заноса, сводя тем самым риск аварии до минимума. Или для того, чтобы больной астмой ребенок не задохнулся, мать инстинктивно прижимает его к себе, не давая дышать! Опытный же велосипедист знает, что самая лучшая цепная передача должна иметь некруглую ведущую звездочку.   
История также дает нам много примеров мудрых, эпохальных решений, свидетельствующих о гениальной прозорливости их авторов. Достаточно вспомнить победоносное решение маршала Кутузова сжечь Москву, что не позволило получить французам так им необходимую передышку и пополнение провиантом и снаряжением. Здравый же смысл: «Отстоять Москву, не жалея живота своего» привел бы к трагедии русского народа. «Москва, спаленная пожаром» физически и, главное, морально деморализовала французов и предрешила исход военной компании.
Примеров же мудрых, парадоксальных, единственно правильных решений у нашей власти, к сожалению,  трудно найти. А они так нужны нашей многострадальной, тяжелобольной Беларуси, чтобы встать на ноги и обрести свое утраченное величие и обеспечить достойную жизнь своим толерантным гражданам.
На всю мою жизнь врезался в память трагический эпизод, когда заслуженный всеми уважаемый человек, академик и общественный деятель «схвативший» банальную простуду стал жертвой «здравого смысла». Его залечили импортными пилюлями, доведя сначала до белокровия, а затем и к смерти. Многочисленные  доброжелатели в порыве преданности и усердия не могли себе представить, что больному крепкому мужику достаточно было дать на ночь водки с перцем и напоить крепким чаем с малиною.
Вспоминаю и другой случай, когда родительская мудрость помогла спасти пятнадцатилетнего тяжелобольного сына от казалось бы неминуемой кончины. Тяжелая почечная болезнь не поддавалась лечению, врачи и родители уже смирились с мыслью, что все кончено. Даже определили укромное место на деревенском кладбище. Но юношу спасла сетка с набором целебных трав, которую в последний момент отчаявшийся отец купил у деда-травника на Комаровском рынке. Тот, правда, сказал ему, что слишком поздно вспомнил про народную медицину. Но посоветовал все-таки попробовать. Черный, как деготь, отвар из добытых на рынке трав стал той «живой водой» для безнадежно больного юноши, которая буквально за несколько дней не оставила и следа от смертельного недуга.
Убежден, что и для нашей батьковщины нужна «живая вода» мудрых решений, а не различного рода пилюли, которыми уже закормили Беларусь Шушкевичи, Позняки, Грибы, Шарецкие. Большие надежды наш народ возлагал, и я в том числе, на первого президента. Однако, несмотря на его искреннее желание и большие усилия вывести республику из кризиса,  болезнь прогрессирует и если срочно не найти и не применить «народную медицину», летальный исход неизбежен! Александр Григорьевич, также как и его предшественники, подвержен синдрому «здравого смысла», который давно уже привел республику на край пропасти.
Будет ли наш новый парламент мудрым? Риторический вопрос. Конечно нет. Драка за портфели, которая уже началась, опять приведет к власти «народных» избранников, далеких в основной своей массе от нужд и чаяний народа.
Где же выход, если нашим руководителям мудрости не дано? Ведь ее не купишь. А ждать, когда появится, наконец, народный лидер, как говорится «от Бога», который владел бы всеми секретами «народной медицины» и смог бы исцелить Беларусь от тяжкого недуга – можно и не дождаться, потеряв при этом суверенитет и надежду на возрождение. Что бы этого не случилось и чтобы избежать досадных промахов в управлении страной, ее народным хозяйством и свести до минимума риск и негативные последствия непродуманных решений, максимально приблизив их к оптимальным, нужно, по нашему глубокому убеждению, срочно в СНГ в помощь президентам создавать национальные центры прогнозирования. Ведь давно стало очевидным, что «коллегиальные решения», принимаемые президентами с одобрения парламентов без опоры на своевременные и доброкачественные прогнозы часто приводят к негативным результатам. Примеров тому множество: Вискули, Карабах, Чечня и др. Убежден, что если бы Ельцин, Шушкевич и Кравчук накануне подписания смертного приговора Союзу в Беловежской пуще были ознакомлены с вероятными плачевными результатами их сговора, то ни один бы из них даже не взялся за перо. А спрогнозировать нынешнюю критическую ситуацию можно было бы без особого труда, не прибегая даже к кибернетическому моделированию множеств альтернативных управлений в политике и экономике на базе мирового опыта, международных банков данных и информационных суперкомпьютерных систем. Достаточно было только посоветоваться с народом, который уже до этого на референдуме высказался против развала Великой державы, СССР, мощь и международный авторитет который были непоколебимы. Шушкевич, например, «не пралiчыý», что его белорусский народ, от имени которого он лихо поставил свой автограф под вискулевским договором, будет доведен до нищеты и остается «сам на сам» не только с Чернобыльской бедой, но и с очень вероятным НАТовским соседством вдоль границ его многострадальной батьковщины.
Опираясь на остатки преступно разбазаренного научно-технического потенциала, пока еще не поздно, надо напрочь покончить с практикой принятия решений на всех уровнях «с бодуна», руководствуясь только «гайдаровским» здравым смыслом, эмоциями и амбициями. Только органическое сочетание человеческого таланта и громадных все увеличивающихся возможностей кибернетических средств и систем должно помочь нашим правителям избежать досадных промахов в управлении суперсложными системами в условиях неопределенности  - своими республиками.
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ИЛИ МУДРОСТЬ?
(Республике нужен национальный центр прогнозирования)

О.И. Кузьменков
канд. техн. наук

Пресловутый «здравый смысл», на наш взгляд, является причиной наших многих бед. Стало панацеей ссылаться на него при принятии тех либо иных решений. Даже партия появилась с одноименным названием. При этом совершенно не отдается отчет в том, что эта сугубо философская категория может рассматриваться и как порождение разума так и глупости человеческой одновременно.
Ведь народные избранники, к примеру, авторы нашумевшего «льготного» закона о Верховном Совете, после очередных обильных «презентаций», нажимая кнопки компьютеров, абсолютно были уверены, что они руководствуются «его величеством» здравым смыслом. А народ считает, что подобный «эпохальный» документ мог появиться лишь «с большого бодуна», равно как и соглашение в Вискулях.
Альтернативой такому здравому смыслу является мудрость, т.е. свойство человеческой натуры принимать единственно правильные, часто парадоксальные решения, опираясь на талант, способность предвидения и абстрактно мыслить свободно от стереотипов мышления.
Вопреки, например, здравому смыслу опытный автомобилист при заносе машины поворачивает руль в сторону заноса, сводя тем самым риск аварии до минимума. Или для того, чтобы больной астмой ребенок не задохнулся, мать инстинктивно прижимает его к себе, не давая дышать! Опытный же велосипедист знает, что самая лучшая цепная передача должна иметь некруглую ведущую звездочку.   
История также дает нам много примеров мудрых, эпохальных решений, свидетельствующих о гениальной прозорливости их авторов. Достаточно вспомнить победоносное решение маршала Кутузова сжечь Москву, что не позволило получить французам так им необходимую передышку и пополнение провиантом и снаряжением. Здравый же смысл: «Отстоять Москву, не жалея живота своего» привел бы к трагедии русского народа. «Москва, спаленная пожаром» физически и, главное, морально деморализовала французов и предрешила исход военной компании.
Примеров же мудрых, парадоксальных, единственно правильных решений у нашей власти, к сожалению,  трудно найти. А они так нужны нашей многострадальной, тяжелобольной Беларуси, чтобы встать на ноги и обрести свое утраченное величие и обеспечить достойную жизнь своим толерантным гражданам.
На всю мою жизнь врезался в память трагический эпизод, когда заслуженный всеми уважаемый человек, академик и общественный деятель «схвативший» банальную простуду стал жертвой «здравого смысла». Его залечили импортными пилюлями, доведя сначала до белокровия, а затем и к смерти. Многочисленные  доброжелатели в порыве преданности и усердия не могли себе представить, что больному крепкому мужику достаточно было дать на ночь водки с перцем и напоить крепким чаем с малиною.
Вспоминаю и другой случай, когда родительская мудрость помогла спасти пятнадцатилетнего тяжелобольного сына от казалось бы неминуемой кончины. Тяжелая почечная болезнь не поддавалась лечению, врачи и родители уже смирились с мыслью, что все кончено. Даже определили укромное место на деревенском кладбище. Но юношу спасла сетка с набором целебных трав, которую в последний момент отчаявшийся отец купил у деда-травника на Комаровском рынке. Тот, правда, сказал ему, что слишком поздно вспомнил про народную медицину. Но посоветовал все-таки попробовать. Черный, как деготь, отвар из добытых на рынке трав стал той «живой водой» для безнадежно больного юноши, которая буквально за несколько дней не оставила и следа от смертельного недуга.
Убежден, что и для нашей батьковщины нужна «живая вода» мудрых решений, а не различного рода пилюли, которыми уже закормили Беларусь Шушкевичи, Позняки, Грибы, Шарецкие. Большие надежды наш народ возлагал, и я в том числе, на первого президента. Однако, несмотря на его искреннее желание и большие усилия вывести республику из кризиса,  болезнь прогрессирует и если срочно не найти и не применить «народную медицину», летальный исход неизбежен! Александр Григорьевич, также как и его предшественники, подвержен синдрому «здравого смысла», который давно уже привел республику на край пропасти.
Будет ли наш новый парламент мудрым? Риторический вопрос. Конечно нет. Драка за портфели, которая уже началась, опять приведет к власти «народных» избранников, далеких в основной своей массе от нужд и чаяний народа.
Где же выход, если нашим руководителям мудрости не дано? Ведь ее не купишь. А ждать, когда появится, наконец, народный лидер, как говорится «от Бога», который владел бы всеми секретами «народной медицины» и смог бы исцелить Беларусь от тяжкого недуга – можно и не дождаться, потеряв при этом суверенитет и надежду на возрождение. Что бы этого не случилось и чтобы избежать досадных промахов в управлении страной, ее народным хозяйством и свести до минимума риск и негативные последствия непродуманных решений, максимально приблизив их к оптимальным, нужно, по нашему глубокому убеждению, срочно в СНГ в помощь президентам создавать национальные центры прогнозирования. Ведь давно стало очевидным, что «коллегиальные решения», принимаемые президентами с одобрения парламентов без опоры на своевременные и доброкачественные прогнозы часто приводят к негативным результатам. Примеров тому множество: Вискули, Карабах, Чечня и др. Убежден, что если бы Ельцин, Шушкевич и Кравчук накануне подписания смертного приговора Союзу в Беловежской пуще были ознакомлены с вероятными плачевными результатами их сговора, то ни один бы из них даже не взялся за перо. А спрогнозировать нынешнюю критическую ситуацию можно было бы без особого труда, не прибегая даже к кибернетическому моделированию множеств альтернативных управлений в политике и экономике на базе мирового опыта, международных банков данных и информационных суперкомпьютерных систем. Достаточно было только посоветоваться с народом, который уже до этого на референдуме высказался против развала Великой державы, СССР, мощь и международный авторитет который были непоколебимы. Шушкевич, например, «не пралiчыý», что его белорусский народ, от имени которого он лихо поставил свой автограф под вискулевским договором, будет доведен до нищеты и остается «сам на сам» не только с Чернобыльской бедой, но и с очень вероятным НАТовским соседством вдоль границ его многострадальной батьковщины.
Опираясь на остатки преступно разбазаренного научно-технического потенциала, пока еще не поздно, надо напрочь покончить с практикой принятия решений на всех уровнях «с бодуна», руководствуясь только «гайдаровским» здравым смыслом, эмоциями и амбициями. Только органическое сочетание человеческого таланта и громадных все увеличивающихся возможностей кибернетических средств и систем должно помочь нашим правителям избежать досадных промахов в управлении суперсложными системами в условиях неопределенности  - своими республиками.


Рецензии