Предисловие к независимому обзору - напутствие
Для начала, попробую определить критерии, на которых должны будут основываться мои рассуждения (вполне возможно, длинные и нудные, на фоне обычного прозарушного трепа) – об Эротике, как таковой, о настоящем конкурсе, ну и, разумеется, о литературных произведениях, на нем представленных, если, конечно, они таковыми являются, поскольку для меня любой конкурс в любом жанре, в первую очередь, должен быть литературным, а затем уже наполненным той или иной узконаправленной конкурсной тематикой.
Так что первым и основополагающим критерием являются литературные достоинства (недостатки) того или иного произведения. Понимаю, что это весьма субъективный критерий, но тут уж ничего не поделаешь.
Второй критерий – его содержательность (бессодержательность, соответственно). Я имею в виду не соответствие произведения теме, предложенной в номинации, – это задано в условиях конкурса, а нечто значительно большее: ради чего оно, собственно говоря, написано? Какую задачу ставил перед собой автор, создавая свой текст? Чем хотел он поделиться со мной, читателем? О чем я, в свою очередь, должен задуматься? Наконец, что нового, какую неизвестную, интересную, нужную мне информацию почерпну я из него? Кто-то из «больших» сказал: «Рассказ – капля, отражающая мир. Но отражать действительность эта капля, как и любое другое настоящее произведение искусства, должна синтетически».
По-моему, очень дельное высказывание. Замечу от себя: в любом, даже самом легкомысленном жанре. И еще: мне кажется, любое произведение искусства должно строиться по законам драматургии. А на Театре, помимо сверхзадачи, конфликта, сквозного действия и событийного ряда существует такое понятие – «подтекст», т.е. то, что находится за текстом.
Скажем, я прошу кого-то принести мне стакан воды. Текст вполне определенен, да вот задачи могут быть совершенно разными. То ли мне, действительно, хочется пить, то ли я хочу, к примеру, удалить человека из комнаты, чтобы сказать о нем какую-нибудь гадость. Так вот, по-моему, именно наличие подтекста или, если угодно, второго плана и отличает литературу от макулатуры.
И вот тут, в связи с этими двумя критериями, я позволю себе не согласиться с уважаемым членом жюри г-ном Сабаровым. Цитирую:
«…Я бы так сказал: если эротический текст возбуждает в читателях сексуальные инстинкты - это и есть его главное литературное достоинство. :)… » (Дмитрий Сабаров).
Пропущу мимо ушей (точнее, глаз) смайлик, поскольку не уверен, правильно ли я понял его адрес, и попытаюсь аргументировать свои возражения, ссылаясь, время от времени, на классиков этого прекрасного жанра. Давайте подумаем, что же такое эротика в литературе: цель или средство? Где – курица, где – яйцо, ею снесенное? Что для нас важнее – лошадь, или содержимое телеги, которую она везет?
У Березовского, к примеру, в его знаменитом произведении «Мать», подробный анализ эдипова комплекса, в самом крайнем его проявлении, представлен на широком и объемном фоне войны, морального разложения армии и нравственной опустошенности общества, и, хотя он и является основной сюжетной линией, позволю себе думать, что автор замахивался на значительно большее.
Да и Алексей Толстой, рассказывая нам суперэротческую шпионодетективную историю неискушенного в эротическом искусстве и познающего его на практике со «случайной» попутчицей молодого офицера, потерявшего, в результате, ценнейшие документы, вряд ли ставил перед собой задачу всего лишь возбудить в читателе сексуальные инстинкты.
В гениальных произведениях Боккаччо и Рабле радостная эротика служила средством борьбы с застоем средневековья, высмеивая ханжество, жадность, глупость, чиновничий произвол, но вспомните, что в том же «Декамероне» разудалая «Бочка» соседствует с романтичной «Легендой о соколе» и, без этого баланса, вряд ли этот шедевр Возрождения пережил бы века.
Прекрасно, когда «эротический текст возбуждает в читателях сексуальные чувства», но, если он служит только для этого, он становится таким же суррогатом, как многочисленные разнообразные приспособления секс-шопов, онанизм по телефону и поток псевдоэротической окололитературы, заполонившей периодику и книжный рынок.
А вот другой тезис г-на Сабарова:
«…Слово же "порнография" считаю оскорбительным, ругательным, как и деление на "эротику" и "порнографию": по мне, можно говорить лишь о степени откровенности в соответствующих сценах, но, насколько понимаю, тут для современной взрослой литературы табу не существует вовсе…»
(Дмитрий Сабаров), – я полностью поддерживаю, правда, с небольшим, но существенным уточнением: если это, действительно, литература. И к ненормативной лексике я отношусь совершенно лояльно, если она необходима как дополнительное, чрезвычайно сильное средство выражения мысли, а не является самоцелью. Для меня творчество Баркова с его сверхненормативным «Лукой» является такой же «энциклопедией русской жизни», как и шедевры Пушкина, Гоголя и других корифеев отечественной литературы. Автор знаменитого «Конька-горбунка» Ершов другие свои, к сожалению, малоизвестные произведения, застраивал, сплошь да рядом, на ненормативном российском фольклоре.
И «порнография» также может быть фактом серьезного искусства. Возьму пример не из литературы, а из смежного с ней вида искусства – кинематографа. Скажем, фильм «Калигула», выдержанный в жанре «самого жесткого порно», я считаю произведением искусства. И не только благодаря блестящей актерской работе Малколма Макдауэла, а потому, что в нем ярко и последовательно выражена мысль, блестяще озвученная в свое время Лионом Фейхтвангером, также, кстати, не чуравшемся в своих произведениях эротики: «Всякая власть развращает. Абсолютная власть – развращает абсолютно». А псевдоисторический фильм о Екатерине Великой того же режиссера искусством не считаю и никаких, даже эротических, эмоций он у меня не вызывает, несмотря на предельную откровенность эротических сцен и мастерство режиссера, поскольку кроме этих сцен в фильме нет ни-че-го. Как говорится – ни уму, ни сердцу. Добавлю: ни половому органу.
Третий критерий – индивидуальность автора, вернее, его индивидуальный «почерк». Поверьте, очень утомительно читать подряд поток опусов, словно вышедших из-под одного пера. И, как только перед глазами мелькнет неординарный текст, – а это ощущается сразу – внимание моментально удваивается, и появляется интерес, даже вне зависимости от того, насколько он профессионально сработан.
Четвертый критерий – и от этого никуда не деться – это, как раз, степень раскрытия темы, предложенной в той или иной номинации, я бы сказал – эротическая наполненность, а главное – неожиданность и своеобразие воплощения этой темы, поскольку, в большинстве случаев, подходя к моменту эротического процесса, уже заранее знаешь какими словами и в какой последовательности (с большим или меньшим знанием терминологии) он будет описан.
И, наконец, пятое – элементарное знание русского языка: грамматики, синтаксиса и пунктуации. Неверно поставленная запятая или другая закорючка, так же, как и ее отсутствие в нужном месте, могут, зачастую, напрочь изменить смысл написанного. А читать опусы с грамматическими ошибками, вообще, как-то неловко. Ну, а о стилистических ошибках я уж и не говорю. Бывает, сам выверну что-нибудь этакое, особенное, заковыристое, потом читаю – ужас берет.
Ну вот, собственно, на этом можно бы и закончить вступительную часть и приступить непосредственно к обзору, но… нам с всенародно обожаемой Эротиной Моральевной необходимо договориться по следующему вопросу: буду ли я присылать свои соображения о прочитанном по частям, по мере поступления материала для размышлений, или заинтригованные авторы подождут окончания конкурса, и получат разнос сразу в полном объеме. Во всяком случае, я постараюсь не обмануть ее надежд и, по ее выражению, «Огнем и мЕчем пройтись по конкурсу», дабы послужить раздражителем, катализатором, камнем, брошенным в воду и еще чем угодно для возбуждения полемических страстей на благо отечественной литературы.
Оговариваюсь заранее: все конкурсные материалы, в силу большой занятости, прочесть и осмыслить не смогу, поэтому те, кто будет пропущен, увы, останутся в состоянии «три Н» (термин, изобретенный таджикским писателем и критиком М. Рабиевым , означающий «наивное неведение невинности»).
Желаю конкурсу расти и набирать вес, авторам – с каждым днем писать все лучше и лучше, жюри – судить строго, но не забывать, что авторы – тоже люди.
Свидетельство о публикации №203082100065
Снимаю шляпу!
А по поводу «Что для нас важнее – лошадь, или содержимое телеги, которую она везет?» могу заметить, что все споры по этому поводу не имеют философского) смысла. В жизни человека важны и лошадь и содержимое телеги, вместе и обновременно! Для полноценной жизни нужна ДВИЖУЩАЯСЯ ПОВОЗКА! (потому что жизнь это ДВИЖЕНИЕ МАТЕРИИ. Лошадь обеспечивает движение материального объекта – телеги).
А самым важным в жизни, думаю и в литературе, - это не поставить телегу впереди лошади, не перепутать преоритеты, не потерять правильное направление движения. В противном случае вместо развития получится деградация.
С уважением.
Александр Скороходов 08.09.2003 10:31 Заявить о нарушении
Глубокоматериально прочитав Ваш постинг я пришла в ужас. Потому что мне почудилось, будто я забыла физику. Забыла ее напрочь, совсем, навсегда! И это повергло меня в совершенно девушкинский шок, потому что от физики, как известно, недалеко до лирики, а уж это был бы совершенно полный абзац моей жизни - забудь я и лирику.
Почему мне показалось, что я забыла физику. спросите Вы? А потому, что в Вашем постинге есть упоминание только на материю. А между тем природа богаче, как говаривал наш учитель экономики. В природе, как я помню, имеются не только материи, но и волны, а также мысли. Так выпьем же очередную секунду жизни за то, чтобы не забывать как о первом, так и о втором и третьем! Причем, как в эротиике, так и в сентиментах.
:)
Дальнейших Вам удач, пряников и самоотверженного боления за литературу.
Отныне и навсегда Ваша,
Эротинушка неких М.
ЗЫ:
Надеюсь, Критик N ответит Вам в следующей части обзора. Дабы до срока не раскрывать свою инкогниту, он делает это пока сквозь обзорные куски.
Эротина Моральевна 08.09.2003 10:42 Заявить о нарушении
"упоминание только на материю" - м-да... заговариваться стала, должно конкурс утомил меня уж.
Эротина Моральевна 08.09.2003 10:47 Заявить о нарушении
Если мы с Вами будем извиняться за каждую очепятку. совершенную с понедельник утром... то нам с вами борда не хватит!
:)
Удач.
Эротина Моральевна 08.09.2003 10:51 Заявить о нарушении
УБИТ НАПОВАЛ!!!
А ваш учитель экономики не догадался вам сказать волны ЧЕГО он имеет ввиду? Возможно он этого сам не знал. Он же не физик.
А вот дедушка Эйнштейн, который был физиком, он как раз и открыл, что эти волны являются волнами ПОЛЕЙ! А материя - это не только вещество, как представлялось до него, а материя состоит из ДВУХ компонентов : из вещества и ПОЛЯ(точнее информационно-энергетических полей).
В дальнейшем рядом физиков (в том числе Советских и Российских) были открыты восемь уровней таких полей, среди которых и поля мысли. Так что всё "влны и мысли" - это не вещесто, но материя. А мышление - это тоже движение мысли...
Вобщем на своей страничке я об этом ещё напишу.
До встречи, Эротиночка :-)
Александр Скороходов 08.09.2003 11:04 Заявить о нарушении