Этнография народов Кавказа обновление

Обновленная версия - на www.RANDEVU.nm.ru

НАРОДЫ и ЯЗЫКИ КАВКАЗА
Если генетические и типологические связи многих языков Кавказа определены, то вопрос родства адыго-абхазских, картвельских и нахско-дагестанских языков (и языка басков, живущих в Испании) до сих пор остаётся открытым.
До недавнего времени существовало несколько классификаций.
Первая: рассматривала родство языков на современном уровне. Никаких общих черт у грузинских, адыго-абхазских, бискайских (баски) и нахско-дагестанских языков не обнаруживала: они имеют разный грамматический строй, синтаксис и морфологию. В соответствии с чем, выделялись следующие семьи: бискайская, картвельская, западно-кавказская (адыго-абхазская) и восточно-кавказская (нахско-дагестанская).
Вторая: устанавливала родство на грамматическом и словарном уровне у адыго-абхазских и нахско-дагестанских языков, которые объединялись в северо-кавказскую семью. Фонетически и синтаксически эти языки разделились в V тыс. до н.э., выделившись из единой хатто-хурритской семьи. Баски и грузинские народы выделялись в собственные семьи: бискайскую и картвельскую.
Третья: объединяла северо-кавказские языки с картвельскими в иберийско-кавказскую семью. Язык басков рассматривала отдельно.
Четвёртая: выделяла северо-кавказскую (яфетическую) и иберийскую семьи. Во вторую включались баски и картвельские народы.
Пятая: объединяла вышеперечисленные группы в иберийско-кавказскую семью на основании взаимосвязи:
баски ~> картвельские (грузинские) языки ~> адыго-абхазские ~> нахско-дагестанские.
Шестая: В соответствие с самой последней (конец 20-ого века) макросемейной теорией академиков С.А. Старостина, А.Ю. Милитарёва, В.М. Иллич-Свитыча, Х. Петерсона, Г. Свита, А. Тромбетти и многих других, картвельские языки входят в ностратическую макросемью, наряду с индоевропейскими, алтайскими, афразийскими, дравидийскими, палеоазиатскими, эскимосско-алеутскими и уральско-юкагирскими. Данная взаимосвязь определена на основе 12 000 лексических и грамматических соответствий.
В эту же макросемью входят все языки Тропической Африки, за исключением койсанских языков Ботсваны и Намибии. Некоторые же учёные выделяют афразийские (семито-хамитские) и африканские языки в отдельную макросемью.
Адыго-абхазские, нахско-дагестанские и язык басков объединяются в сино-кавказскую макросемью, наряду с китайско-тибетскими, енисейскими, бурушаски, нахали, кусунда и языками северо-американских индейцев семьи на-дене. Все общие черты северо-кавказских и грузинских языков носят субъективный характер, они обусловлены сходной структурой построения предложения и заимствованиями.
Более подробно о макросемьях - в отдельной работе.
Рассматриваемые ниже группы даны с учетом макросемейности. В общем виде этнографическая карта выглядит следующим образом (указаны только народы, представленные на Кавказе + баски Испании).

Н О С Т Р А Т И Ч Е С К И Е  н а р о д ы
АЛТАЙСКАЯ семья
ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ семья
1. Тюркская группа
фонетический ареал "САТЭМ"
1.1. Кыпчакская подгруппа
1. Армянская группа
Ногаи
Армяне
Кумыки
2. Иранская группа
Карачаевцы
2.1. Северо-восточная подгруппа
Балкарцы
Осетины
1.2. Огузская подгруппа
2.2. Северо-западная подгруппа
Турки-месхетинцы
Таты
Азербайджанцы
Талыши
Турки
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++
2. Монгольская группа
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Калмыки
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++
СЕМИТО-ХАМИТСКАЯ семья
КАРТВЕЛЬСКАЯ семья
Семитская группа
Грузины
Северно-западная подгруппа
Сваны
Ассирийцы
Мегрелы и чаны
Горские евреи
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++


С И Н О - К А В К А З С К И Е  н а р о д ы
СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ семья
1. АДЫГО-АБХАЗСКАЯ группа
2. НАХСКО-ДАГЕСТАНСКАЯ группа
1.1. Абхазская подгруппа
1.2. Адыгская подгруппа
2.1. Вайнахская подгруппа
2.2. Дагестанская подгруппа
абхазы
адыги
чеченцы
аваро-андо-цезские народы
абазины
черкесы
ингуши
лезгинские народы
1.3. Убыхская подгруппа
кабардинцы
бацбийцы
даргинские народы
БИСКАЙСКАЯ семья
Баски
КАРТВЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ
Грузины (картвелы) - это обобщенное наименование группы народов, которые делятся на две языковые подгруппы:
а) говорящие на грузинском языке и его взаимопонимаемых диалектах - большинство:
В Западной Грузии - аджарцы, гурийцы, имеретинцы, лечхумцы, рачинцы
В Восточной Грузии -  кизикцы, картлийцы, кахетинцы, мохевцы, мтиулы, гудамакарцы, пшавы, тушинцы, хевсуры
В Южной Грузии - джавахи, месхи
В Азербайджане - ингилойцы
В Иране - ферейданцы (переселённые иранским шахом в 17 в.)
В Турции - имер-хевцы (смешанный имеретинско-хевсурский этнос)
Грузинский литературный язык сформировался на основе кахетинского и картлийского диалектов.
б) говорящие на своих языках (на основании метода глоттохронологии (читай "Макросемьи") было установлено, что разделение этих языков и грузинского произошло ещё в 8 веке до н.э.):
мегрелы (мингрелы, маргал) (мегрельский язык) - Западная Грузия и Абхазия
сваны (мушван) (включая диалектные группы) - Западная горная Грузия и Абхазия
лазы (чанский язык) - Аджария и Турция
Иногда мегрельский и чанский языки считают диалектами мегрел-чанского (занского) языка.
Сванский язык сохранил в большей мере облик архаичного пракартвельского языка.
Некоторые из картвельских народов имеют характерное окончание фамилий. Наиболее распространёнными являются окончания: "-дзе", "-швили" (на "-швили" - основная масса грузинских евреев, т.н. эбраэли), "-ели" (Гвердцители), "-ани" - княжеское происхождение (Орбелиани), "-ия" (мегрельский суффикс), "-ава" (мегрельский суффикс) и нек. другие.
Часто грузинскими считают фамилии абхазских греков на "-иди".
Этногруппа тушинцев делится на 4 субэтноса: чагма-тушинцы и гомецари-тушинцы - говорят на тушинском диалекте грузинского языка, цова-тушинцы и пирикита-тушинцы говорят на бацбийском языке, относящемся к нахско-дагестанской семье языков и входят в вайнахскую группу.
Картвелами именуют обычно все народы, говорящие на языках картвельской семьи, а грузинами - те же народы, за исключением сванов, мегрелов и лазов, которые всячески подчёркивают свою обособленность.
Собственная письменность (асомтаврули) создана в 4 в. до н.э. на основе восточно-арамейского алфавита.
Основная масса грузин - православные христиане Грузинской Автокефальной Церкви.
Аджарцы, лазы, месхи и ингилойцы - приверженцы суннитской ветви ислама.
Ферейданцы - шииты.
В антропологическом плане грузинские народы относятся к различным типам европеоидной расы (см. приложение):
мегрелы, имеретинцы и часть гурийцев - в основном понтийский тип
восточные (кахетинцы, картлийцы из Шида-Картлии), горные (сваны, мохевцы, мтиулы, гудамакарцы, рачинцы, пшавы, тушинцы, хевсуры) и ингилойцы -  кавкасионский тип
аджарцы, ферейданцы, кизикцы (кавкасионский тип - ?), имер-хевцы, лазы, джавы, месхи и картлийцы из Квемо-Картлии, часть гурийцев - переднеазиатский тип (колхидский и хорасанский подтипы)
Общая численность - около 4 млн. человек, из них 30 % - мегрелы.
* * *
История: После распада ностратической языковой макросемьи, в южных районах Малой Азии (Турции) и Палестине началось формирование пракартвельского этноса (относившегося к переднеазиатскому типу). Эта территория в Библии именуется Фувал ("тубал" по-семитски - "кузнец"). По мнению учёных Гамкрелидзе и Иванова индоевропейские, семитские и картвельские языки имеют "сходство вплоть до изоморфизма в схеме оформления языковых структур...". Работа лингвиста Палтимайтиса (1984) "Пять важных картвело-балтийских и картвело-семитских схождений" позволяет уточнить уровень сходства, как древнеевропейского с общекартвельским, так и общекартвельского с древнесемитским.
Примерно в 20-19 вв. до н.э. Произошло разделение (дивергенция) протоязыка (праязыка) на сванский и единый грузино-мегрел-чанский (ученые объединяют мегрельский и чанский язык под одним названием занский язык, используя то, что на сванском языке "мызан" означает "мегрел"). Вытесненные семитами, картвелы (точнее их сванская часть) прорвались сквозь хуррито-урартские и хеттские города, и вторглись в болотистую Колхидскую низменность, где произошло расовое смешение с хурритами (кавкасионский тип), в результате которого будущие сваны приняли облик представителей кавкасионского типа. Вскоре они были вытеснены в горы, новой волной картвельских переселенцев (грузино-занов). В 8 в. до н.э. произошла дивергенция единого грузино-занского языка на собственно грузинский (включая диалекты) и занский (мегрело-чанский).
В I тыс. н.э. Западной Грузии образовался картвельский союз кулха, который основал в 6 в. до н.э. государство Колхида. Потомки иберийцев, смешавшихся с хурритами, образовали союз иверов, и создали в 4 в. до н.э. государство Картлия (Иберия, Иверия).  Этноним "ибер" (ивер) происходит от "Фувал" (Тубал): фонетические искажения "фувал-тубал-табар-табер-тибар-тибер-тибарен". Название испанских иберов (hibern) имеет другое происхождение и восходит к греческому названию ливийско-берберских народов северной Африки - berberos, т.е. "бородатые". Этим же термином греки именовали германские племена, от чего произошёл термин "варвары".  В конце I тыс. н.э. под натиском арабских завоевателей, южногрузинские месхи (мцхе) были вынуждены отступить к побережью, где жили адыго-абхазские народы понтийского расового типа, в результате картвелизации местного населения и отчасти смешения (это касается мегрелов) возникли смешанные этносы Западной Грузии. Основная масса грузин (Центральная, Южная и Восточная Грузия) и лазов сохранили черты переднеазиатского типа.
СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ
1.) Адыго-абхазская группа.
Абхазская подгруппа:
- абхазы (апсуа)
- абазины
Убыхская подгруппа:
- убыхи
Касогская подгруппа:
- адыгейцы
- кабардинцы, черкесы

Время существования единого адыго-абхазского праязыка относится к III тыс. до н.э. Этот праязык и нахско-дагестанский праязык (входившие наряду с хаттским и хуррито-урартскими в т.н. хатто-хурритскую семью) разделились в IV тыс. до н.э.
Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии - гениохи. Другое  название адыгейцев - касоги. Адыго-абхазские народы являются потомками сино-кавказцев, в ч. группы хаттов, переселившихся на Кавказ в период разложения макросемьи. Древнейшее государство Хеттия (II тыс. до н.э.) возникло на этнооснове хаттов, проживавших на востоке Малой Азии, а затем покорённых  индоевропейскими народами анатолийской группы - лувийцами, палайцами и неситами. 
Антропологически адыго-абхазские народы относятся к понтийскому типу балкано-кавказской ветви европеоидной расы.
(см. приложение)
В этногенезе народов северной подгруппы участвовали племена киммерийцев (фракийская группа индоевропейской семьи), пришедших с Дона и представители т.н. майкопской семитской культуры - потомки незначительной группы переселенцев с Ближнего Востока (~ III тыс. до н.э.).
Абазины (абаза):
Произошли от этнической общности абазгов, впервые упоминавшихся во 2 в. Тогда абазги населяли северную часть современной Абхазии, от Сухума до реки Бзыбь; в 3-5 вв. абазги, вытесняемые картвелами, продвинулись на север, до реки Псоу и дальше, оттесняя и ассимилируя другой адыго-абхазский этнос санигов. С 8 века абазги политически господствуют в образовавшемся Абхазском царстве (8-10 вв.), отчего вся территория этого государства, включая современную Абхазию и Западную Грузию (Самегрело, т.е. Мегрелия, искаженно - Мингрелия) называемая в письменных источниках разных стран того времени Абазгией (даже в 12 в. в русских источниках Грузия иногда называется Обезия, т.е. Абазгия). В период распада единой Грузии (1466 г.) начинается новое движение абазгов на север и северо-восток, на земли, опустошенные походом Тамерлана на Северный Кавказ (1395). Оседая на новых местах абазги вступают в тесные контакты с адыгскими племенами, родственными абазгам по языку. В ходе этно-исторического развития часть абазгов стала одним из основных этнических компонентов в этногенезе абхазского народа (прямые потомки абазгов - абхазы Гудаутского района Абхазии, говорящие на бзыбском диалекте абхазского языка), другая часть вошла в состав некоторых адыгских этногрупп (группа т.н. "абадзе") - бжедугов, натухаевцев, шапсугов и особенно абадзехов (16-17 вв.), третья - образовала самостоятельный этнос - абазины (абаза).
Абазины были насильно переселены царской властью на равнину (1860-ые г.), часть - мигрировала на Ближний Восток. Выделяются субэтнические группы, говорящие на диалектах: тапанта и ашкарауа.
В настоящее время насчитывается около 45 тыс. человек. Сунниты.
Абхазы (апсуа):
По народным преданиям, ведут свою родословную от Яфета. Свою страну называют Апсны - "Страна души".
Численность - 115 тыс. человек. Основная масса верующих - православные.
По науке, существует 2 основных версии происхождения, которые являются отражением грузино-абхазского конфликта. Наиболее аргументированной и доказанной является первая версия.
Первая версия (абхазская). Абхазский народ сформировался к 8 в. н.э. Этнооснову составили убыхские племена абешла, абазгов, санигов и апсилов (коренного населения Черноморского побережья Кавказа). Консолидация убыхских народов связана с принятием в 6 в. н.э. христианства, которое сменило местные языческие культы, в том числе культ человеческих жертвоприношений. В 6 веке на территории современной Абхазии сложились такие образования как Абазгия, Апсилия, Мисиминия и Санигия. Этот же период (6 - 8 вв.) характеризуется и другими знаменательными событиями:
- Сложился абхазский стиль византийского архитектурного направления.
- Под Иверской горой (Анакопией) было разбито арабское войско.
- Абхазия стала предоставлять политическое убежище для беглых "политиков" из Армении и Ирана.
Абхазы делятся на 4 территориальные этногруппы: саму рзакан (восток Абхазии), бзыбь (запад Абхазии), гудоут (в районе Гудауты), абжуи (центр), которые используют свои диалекты абхазского языка (литературный - абжуйский), и имеют характерные окончания фамилий:
-ба (Чанба), -иа (Гулиа), -аа (Ашхараа), -уа (Чарруа).
Абхазский язык подразделяется на два диалекта: кодорский (к нему отнесены говоры - абжуйский, саму рзаканский, гумский <гудоут>) и бзыбский.
Вторая версия (грузинская). Грузинский историк Отар Иоселиани считает, что нынешние абхазы - это северо-кавказское мусульманское племя апсуа, которое в 17 в. н.э. пришло с Кубани, и ассимилировало местный грузинский народ абхазов, который населял территорию от Поти до Сухуми. Пришельцы приняли христианство и этноним "абхазы".
Однако, слово "абхаз" представляет грузинскую транскрипцию этнонима "абазг".
Версия Димитри Гулиа.
Димитри Гулиа в своей книге "История Абхазии" (1925) развернул эфиопскую гипотезу происхождения абхазов, подчеркивая, что "абхазы и их предки гениохи - суть колхи, вышедшие из Египта и, главным образом, из Абиссинии". Эти предположения базировались на "сказаниях Геродота о выходе колхов из Египта, вообще из Африки". Завоеватели древнего Египта гиксосы, ввиду частых мятежей среди египтян, "могли часть египтян и эфиопов выселить в свою страну и на ее окраины - в области, смежные с Закавказьем... Потомками этих невольных переселенцев и могли явиться отчасти те колхи, египетское происхождение которых, для Геродота стояло вне сомнения". Подозревалось родство абхазов также с семитами и хамитами, исходя из "родства языков семитических и яфетических (адыго-абхазских)". В частности, имелось ввиду наличие префиксов в абхазском языке как черты, указывающей на связь адыго-абхазских языков с хамитскими (берберскими), и наличием аналогичных явлений в одном из хеттских языков (хеттские языки представляли собой индоевропеизированные адыго-абхазские языки хаттов). Теория родства с хамитскими (в ч. западно-чадскими) языками обсуждалась и в отношении нахско-дагестанских языков. Высказывалось также мнение, что абхазский язык по своей фонетике имеет сходство с языками койсанских племен Южной Африки - бушменов и готтентотов.
Однако, данная версия не подтверждена антропологически: абхазы принадлежат к понтийскому подтипу балкано-кавказской ветви, а египтяне относились к кушитской ветви, хотя между этими типами имеются определённые схождения, в частности в форме носа и ширине лица.
Убыхи:
Предки абхазов. Около 1 000 представителей проживают в районе г. Сочи, остальные - на Ближнем Востоке. Отождествляются с абхазами, но говорят на реликтовом адыго-абхазском языке, промежуточном между абхазской подгруппой и адыгской.
Адыгейцы (адыгэ):
Прямые потомки касогских племён адыго-абхазской группы. В формировании этого, а также кабардинского и черкесского этносов участвовали киммерийцы (фракийские племена, пришедшие с Балкан через Дон и Дунай), ахейцы (иллирийские племена, пришедшие с Балкан). Говорят на адыгейском языке, который распадается на несколько диалектов, на которых говорят субэтнические группы: абадзехи, бесленеи, бжедуги, егер-укаевцы, мамхеги, махошеи, натухайцы, темиргоевцы (литературный диалект), шапсуги, хатукаевцы. В результате царских репрессий, связанных не только с обвинениями в дружбе с Турцией (как было указано в статье Георгия Апхазури "К понятию нетрадиционной агрессии: Абхазская технология", www.newpeople.nm.ru, www.abkhazeti.ru), но и с массовым задействованием кавказцев на сельхозработах (после отмены крепостного права, многие крестьяне Кубани выкупились и уехали на север), 300 тысяч адыгов выехало в Турцию, а оттуда - в Сербию, на Косово поле, где они осели на исконно албанской земле. В настоящее время, численность ~ 2,2 млн. человек, из них 2 млн. - в Турции и Косово.
С Х века н.э. на западном Кавказе господствовало христианство, которое в 18 в. сменилось суннитской ветвью ислама.
Черкесы и кабардинцы:
Предки кабардинцев - зихи - до VI в. н.э. жили севернее Кубани, откуда были вытеснены гуннами. Кабардинцы в 14 в. переселились в местность Пятигорье (Беш-Тау), где потеснили потомков алан - осетин.
Сами себя кабардинцы называют также "адыгэ", однако, в средние века они возвышались над остальными народами, которые платили дань кабардинским князьям. Названием этнос обязан князю Кербертею. Чиленность - около 1 млн. человек, причём 600 тысяч - за пределами России.
В большинстве своём кабардинцы - сунниты, моздокские - православные.
Черкесский этнос возник вследствие смешения адыгов-бесленеев с родственными им кабардинцами в 18 в. н.э.
"Черкес" - это литературное наименование кавказских народов в 18 в. Это слово, по наиболее распространённой версии, происходит от тюркского слова "чер-кесмек" (разбойник) или от племени керкетов. Численность черкесов - 275 тыс. человек.
Говорят на диалектах кабардино-черкесского языка: литературный диалект Большой Кабарды, моздокский, бесленеевский, кубанский.
Характерным для адыго-абхазских языков является огромное кол-во согласных звуков: в убыхском языке - 82, в бзыбском диалекте абхазского языка - 67, в адыгейском - 55, в кабардинском - 48. Гласных очень мало: в абхазском языке - две, в абазинском - две в ударном и одна в безударном слоге, в убыхском - три. А всего в северо-кавказских языках суммарно насчитывается 299 различных звуков.
* * *
2.) Вайнахская группа.
- чеченцы (нохчий, нахчо), аккинцы (ауховцы)
- ингуши (галгаи)
- бацбийцы (цова- и пирикита-тушинцы)
Антропологически вайнахи сложились в конце бронзового века, в эпоху расцвета кобанской и каякент-харачойской культур на Северном Кавказе. Они являются представителями кавкасионского подтипа балкано-кавказского типа европеоидной расы. (см. приложение). Кавкасионский тип сохранил в себе черты древнего европеоидного населения времён верхнего палеолита. По одной из версий этноним "нах" происходит от названия хурритского племени нахов - потомки дзурдзуков, выходцев из урартской провинции Шем (в районе озера Урмия). После разгрома фригийцами и фракийцами (предками армян) государства Урарту, нахи жили в разное время: в Нахчуване (совр. Нахичеванская автономия в составе Азербайджана), Халибе, Кызымгане, а потом перевалили через Кавказский хребет и осели у родственных хурритских народов Северного Кавказа. Вайнахи, как население долины Терека и пригорных районов, фигурируют в "Географии" Страбона (I тыс. до н.э.) под именем "гаргареи" (от хурритского "гаргара" - "родственник"). Этим же термином называли тогда и хурритское население Карабаха. Гаргареи ещё известны, как глигвы. До 8 в. н.э. сохранялись языческие верования, аналогичные абхазским и адыгским, которые были вытеснены православием, пришедшим из Грузии. Следы христианства присутствуют в вайнахском языке, поверьях и культуре. Ислам проник в Чечню из Золотой Орды в 17 в. н.э. Разделение вайнахов произошло в 16 в. История вайнахских государств тесно переплетена с историей Дагестанских джамаатов. Первые государства начали появляться с 15 в. н.э. В феврале 1944 года Чечено-Ингушская автономия была ликвидирована, а часть населения депортирована в Казахстан. В 1956 году ЧИ автономия была восстановлена. Вернувшиеся ингуши обнаружили, что часть их сёл занята осетинами. Эта ситуация привела к "взрыву" и осетино-ингушскому конфликту в начале 90-ых.
Чеченцы (нахчо, нохчий):
Самоназвание этноса - "нахчо" - произошло от названия крупного вайнахского племени, жившего до 17 в. в районе реки Аргун и аула Большой Ченчен. Название аула в видоизменённой форме стало обозначать вайнахов во многих европейских языках. С 18 в. они начали селиться вместе с казаками в районе реки Сунжа, на равнине. До сих пор развита родо-племенная структура, так называемая система тейпов. Всего насчитывается 170 тейпов, из них 100 горных и 70 равнинных. Наиболее знатные тейпы: Гуной (шейх Мансур), Варандой (Хаджи Мурат), Бековичи-Черкасские <иногда ставится под сомнение чеченское происхождение этого тейпа> (Руслан Хасбулатов), Орстхо <Це Чо> (Джохар Дудаев). Некоторые тейпы носят национальный характер: Жюкти (еврейский тейп), Гюрджи (грузинский), Габарто (кабардинский), Гуми (кумыкский). Наряду с кириллицей используется и т.н. усларовский алфавит.
Говорят на субдиалектах чеченского диалекта вайнахского языка: горно-чеченском (литературном), чеберлоевском, мелхи, итумкалинском, галанчозовском (?), кистинском, шароевском, килдихаровском.
Выделяют также чеченцев-аккинцев, проживающих в районе Хасав-Юрта. Аккинцы - потомки бывших жителей горного аула Аух, которые поселились на равнине в 17 в. Численность аккинцев - 20 тыс. человек. Говорят на аккинском субдиалекте чеченского диалекта.
Общая численность чеченцев по миру - около 2 млн. человек. Крупные диаспоры -  в Турции и Ливане.
По вероисповеданию - приверженцы шафиитского течения суннизма.
Ингуши (галгаи):
Самоназвание произошло от наименования крупного тейпа Галгаев. Слово "ингуш", вошедшее в европейские языки, появилось в 17 в., когда крупные вайнахские тейпы (Галгаи, Цоринх, Джейрах, Мецхал, Феппин) переселились с гор на равнину (в Тарскую долину и русло реки Камбилевка) и основали там село Ингуш (Онгушт, Ангуш). Говорят на ингушском диалекте вайнахского языка. Сторонники шафиитского течения суннизма. Численность - 320 тыс. человек.
Бацбийцы:
К концу XVI в. завершилось заселение племенем кистинцев (бацбийцев) Грузии. Спасаясь от набегов аварских ханов, бацбийцы (вайнахи-кистинцы) продвигались вверх в горную Тушетию, где нашли защиту у кахетинского царя Леона и стали называться "цова-тушинцы" и "чагма-тушинцы". Говорят на бацбийском языке со значительными заимствованиями из тушинского языка картвельской семьи. Численность порядка 2000 человек, включая картвельских тушинцев.
3.) Дагестанская группа.
аваро-андо-цезская подгруппа:
а) аварцы (маарулал)
б) андийцы (куаннал), ботлихцы (буйхади), годобери
    (гибдиди), карата (кирди), багулал (багвали, гинтлял),
    чамалал, тиндалы (тинди, идери), ахвах (ашвадо),
    сыдыкьилиду, гшахъвахал)
в) цезы (дидойцы, цуинтал), хварши (хуани), гинух
    (гьенозе), гунзиб (хунзалик, энзсби, уизо), бежтинцы
    (канучи, грузины-капучины, авар-хваннал, бешитль)
лезгинская подгруппа:
- лезгины, табасараны, агулы (агутакани), рутульцы,
  цахуры, шахдагцы <крыз, будухцы, хиналугцы  (ханалыг,
  каттиддур)>, удинцы, арчинцы (аршиштиб, рочисел)
даргинская подгуппа:
- даргинцы
- лакцы

Антропологически (кавкасионский тип с высокой долей горбатой спинки носа) и исторически, народы Дагестана близки вайнахам. Предки дагестанцев - леки, жили в горах Кавказа издревле. С именем леков связаны имена и других хурритских народов - каспиев, агван (кавказских албанцев) и утиев.
Обособленность леков наложила отпечаток на развитие языков этой группы. Сложилась такая ситуация, что жители какого-нибудь аула понимают без переводчика, только жителей соседних аулов, и абсолютно не понимают жителей, живущих через аул.
Аваро-андо-цезская подгруппа.
Крупным этносом являются аварцы (самоназвание - маарулал), их около 600 тыс. человек. С V в. н.э. территория, заселённая аварцами, именуется, как государство Серир. С 17 в. Серир известен, как Аварское ханство. Помимо Серира, встречаются и названия других государств-джамаатов: Тинди, Хварши, Ди-Дури (Дидо), Чама-ига, Кос, Андалал, Чамалал, Карах, Капуча (государство народа бежтинцев, которых иногда именуют капучинами; просьба не путать этих бежтинцев-капучинов со средневековым монашеским Орденом Капуцинов и известным кофе-капучино), Гид и Анцух. Аварскому хану платил дань даже царь Грузии.
В этот период и произошла консолидация племён хунзах, хедалал, нака-хиндалал, куаннал-андал, бактли, тлурутли, технуцал, садо-килиди (цунта-ахвах) и, отчасти, цезо, карата, багулал, составивших аварский этнос. Аварский язык распадается на ряд диалектов: северный (салатавский, чадаколобский и хунзахский <литературный> говоры), южный (анчухский, карахинский,  андалалский, гид, шулани, гидатльский, батлухский говоры), промежуточный (келебский, унтибский).
Багулалы - 5 тыс. чел. Говоры: хуштадинский, тлондодинский, тлиси-тлибишинский, кванадинский, гемерсоевский.
Бежтинцы  - 9 тыс. чел. Живут в Вост. Грузии и районе села Бежта (Дагестан). Диалекты: хошар-хота, тладальский.
Гинухцы - 600 тыс. чел.
Ботлихцы говорят на ботлихском языке, который включает в себя миарсуевский диалект.
Гунзиб - 1,7 тыс. чел. Проживают на границе Дагестана и Грузии. Диалект нахадинский.
Ахвахи произошли от хунзахских аварцев. Численность - 6,5 тыс. чел.
Три диалекта: северный, ратлубский и южный (два говора - цекобский и тлянубский).
Годоберинцы говорят на годоберинском языке, вкл. зиберхалинский диалект.
Андийцы насчитывают 25 000 чел. Говорят на 7 говорах, объединяемых в 2 диалекта - верхний и нижний, в их числе мунибский и кванхидатлинский.
Цезы считаются аварским субэтносом. 6000 чел. Говорят на диалектах цезского языка: кидероевский, шаитлинский, асахский, шапигский, сагадаевский.
Карата - 6,4 тыс. Говорят на каратинском языке, вкл. токитаевский диалект.
Чамалалы - 9,5 тыс. чел. Живут в Цумандинском районе Дагестана и Чечне. Язык чамалалский, диалекты: гакваринский, гадыринский и гигатлинский.
Хваршины - 2 000 чел. Живут в Кизилюртовском и Хасавюртовском районах. Говорят на диалектах хваршинского языка: инхокваринский, квантладинский, сантладаевский, которые иногда считают отдельными языками.
Диалекты тиндалов: ангидаевский, акнадинский.
Лезгинская подгруппа.
Лезгины - прямые потомки населения Кавказской Албании. С 10 в. н.э. имеют письменность, сначала - арабскую тану,
а с 15 в. - аджаме (собственная графика). Численность лезгинов - 385 тыс. чел.
Имеют 3 диалектные группы:
-кюринские (диалекты: гюнейский, яркинский, курахский; говоры: гилиярский и гелхенский)
-самурские (диал: докузпаринский и ахтынский; говоры: фийский, хлютский и курушский)
-кубинский диалект.
По языку им очень близки арчинцы, жители аула Арчиба, что на реке Хатир (1000 чел.), цахуры (20 тыс. чел.) говорящие на двух диалектах цахурского языка: цахском (микикский) и гельмецком, табасараны (100 тыс. чел.), имеющие уникальный язык (северный, вкл. дюбекский и ханагский говоры и южный <литературный> диалекты, вкл. кандикский говор), в котором > 50  падежей (!!!), агулы и другие (смотрите список).
Агулы - народ, сложившийся в 7 в. н.э. на основе племён агутакани, живших на юго-востоке Кавказского хребта. В настоящее время распадается на 4 группы племён: агулдере, курахдере, хушгандере, хпюкдере. Говорят на диалектах: керенский (вкл. говор - рича), кошанский (вкл. буршанский говор), гекхунский, тпигский, буркиханский, фите, курагский. 18,7 тыс. чел.
Удинцы, проживающие на границе Азербайджана и Грузии - православные. Язык - производный от агванского (кавказского албанского). Диалекты: нидзхский и варташенский.
Крыз. Говорят на диалектах крызского языка: аликовский, дзхекский, капутлийский.
Рутульцы. Диалекты рутульского языка: мухадский (вкл. лучекский говор), мишлешский, шиназский, ихрекский, хновский.
Даргинская подгруппа.
Крупный этнос даргинцев, проживающих, в основном, в Азербайджане, делится на 2 племени: кайтагцы (хайдак) и кубачинцы (урбуган). Говорят на диалектах даргинского языка: мекегинском, акушинском-курхилинском (литературный), урахинском (хюркилинском), цудахарском, сирхинском, меклинском, муэринском, хайдакском, кубачинском, чирагском (вкл. амухский говор), кадарском, мегебском, губденском. Общая численность даргинцев - 332 тыс. чел. Относятся к кавкасионскому типу.
Наиболее близкими по языку к ним являются лакцы (70 тыс. человек). Говорят на диалектах лакского языка: кумухском (литературном), хосрехском, бартхийском, вицхийском. Первое лакское государственное образование упоминается арабскими источниками ещё в 7 в. н.э.
Все дагестанские народы - сунниты. Однако в культах и верованиях присутствуют элементы язычества.
БИСКАЙСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ
- баски
- аквитанцы (смешались с французами в средние века)
Баски (эускалдунак, бискайцы, бискайя, васкос):
Народ численностью около 1,5 млн. человек (660 тыс. - Испания и 80 тыс. - Франция). Баски проживают в Испании (провинции Гипускоа, Бискайя, Алава и Наварра), Франции (департаменты Сула, Лабурд и Ниж. Наварра), а также в США и Латинской Америке.
Говорят на языке эускара (диалекты: сулетинский, батуа, бискайя, субероа и нек. др.), который близок вымершему в средние века аквитанскому языку южной Франции.
Территорию своего проживания баски именуют Эускади, но встречаются и другие названия: Баскония, Бискайя.
Антропологически баски относятся к отдельному типу в рамках европеоидной расы (баскский тип), который на основании различных оценок антропометрических показателей, включается то в индосредиземноморскую, то в берберскую, то в балкано-кавказскую ветви. Для басков характерен низкий рост, выступающий нос, узкое лицо, тёмная пигментация глаз и волос. Язык басков однозначно включается в сино-кавказскую макросемью, ближайшим к нему является язык хаттов - древнейшего населения Малой Азии, от которых произошли адыго-абхазские народы. Около 9 тыс. до н.э. часть прото-сино-кавказцев, переселилась из Малой Азии на запад, положив начало уникальному этносу басков. Уникальность заключается в том, что этот народ имеет определённые психофизиологические особенности, заключающиеся в том, что их глазодвигательные функции не соответствуют классическим европейским стандартам.
В психологии и медицине замечено, что человек (житель Европы, Северной Африки, Ближнего Востока) поднимает глаза, когда вспоминает (влево вверх) какой-либо зрительный образ или пытается его сконструировать (вправо вверх). Человек смотрит вбок, вспоминая (влево вбок) или конструируя (вправо вбок) слуховые образы.  Человек опускает глаза, когда задумывается или вспоминает какое-либо физическое ощущение. У басков эта "технология" не работает. Преемственность басков и иберийцев Пиренейского п-ова вызывает оправданные сомнения. Археологические и антропологические данные указывают на то, что иберийцы Испании (тах-ну), известные грекам, кельтам и римлянам, пришли в 6-4 вв. до н.э. из Северной Африки и являлись народом берберской группы и представителями берберского типа кушитской ветви европеоидной расы. Пришельцы, после Пиренеев, заселили и Британские острова. По описаниям историков, "кельты, заселявшие Британские о-ва в конце I тыс. до н.э., столкнулись с высокими длинноголовыми людьми европейского типа", на что указывает и изучение ископаемых останков. Язык берберов не является родственным языку басков, и даже выделяется в параллельную - афразиатскую макросемью. Из этого следует вывод, что баски, уже проживали на Пиренейском п-ове до берберов. Безусловно, берберское присутствие отразилось на внешнем облике басков, которые, тем не менее, сохранили свой примитивный язык. На антропологическом облике басков сказалось также кельтское влияние, выразившееся в кельтоиберском этносе, сформировавшемся в результате покорения иберийцев и басков (компактно живших на территориях прилегающих к Бискайскому заливу) кельтами.
Романизация не затронула басков, в отличие от кельтиберов и "чистых иберийцев". На основе смешения латинского языка с кельтиберским зародились испанский, галисийский и каталанский языки, а при смешении лузитанского (язык иберийцев запада Пиренейского п-ова) с латинским - португальский. Однако, эти языки не содержат в себе никаких элементов языка басков, при наличии иберийских (берберских элементов).
Характеристика языка эускара:
- 24 звука, 6 сложных звуков (ай, ой, ау, рр, лл, ей)
- 24 падежа существительных
- спряжение глаголов аналитично (смысловой глагол - в причастной форме, а вспомогательный глагол - "быть" или "иметь" - несёт на себе значения наклонения, времени, лица, числа и иногда рода, а также переходности и причинности). Есть ряд глаголов спрягающихся синтетически, т.е. путем изменения корня и добавления суффикса.
- лицо, число, род, определенность, неопределённость, склонения выражаются добавлением суффиксов и префиксов
- 11 временных глагольных форм
- рода всего два: мужской и женский
- три числа: неопределённое, единственное и множественное
- ударение падает на второй с начала слог
- структура предложения эргативна.
Эргативность выражается в следующем:
Ни-к иракасле-а икустен дут [буквально: я-есть учитель-его вижу я] "Я учителя вижу"
Иракасле-а-к ни икустен нау [учитель-он-я видит меня] "Учитель меня видит"
Ни иракасле найс [я учитель я есть] "Я учитель"
Хура иракасле да [он учитель он есть] "Он учитель"
Ни ибильтщен найс [я идущий я есть] "Я иду"

*****Легенды и теории о грузинах, басках, иберийцах и других...*****
Родство географических названий Кавказа, Пиренейского полуострова и Британских островов наталкивало учёных на общее происхождение иберийцев Кавказа и иберийцев Испании и Британии. Была проделана огромная лингвистическая и историографическая работа, однако, конкретные результаты достигнуты не были. В конце 20 века, в рамках Макросемейной теории, учёные установили генетическое и лингвистическое родство басков с северо-кавказскими народами, а картвелы были выделены в ностратическую семью, в промежуточное звено между афразийской и индоевропейской семьёй.
* * *
I теория. Это - наиболее распространённая и тем не менее, ошибочная теория. Согласно ей, в этногенезе грузинских народов участвовали иберийцы, пришедшие с запада. На антропотип современных грузин они оказали слабое влияние, в основном, их роль выразилась в иберизации местных хурритских, адыго-абхазских, индоевропейских народов и наречий. Первым европейским исследователем, поставившим вопрос о необходимости сопоставительного изучения грузинского и баскского языков, является известный филолог Лоренсо Эрвас. Очень ценны приводимые в трудах Эрваса сведения о лазском диалекте, которые даются в сопоставлении с картлийским (литературным) диалектом грузинского языка с целью показать сходство и различия между ними. В итальянском издании "Каталога языков" Эрвас высказывал мнение о родстве западных (басков) и восточных (грузины) иберов.
Причины, по которым западные иберийцы двинулись на восток, называются разные:
а) По мнению некоторых античных писателей (имена и сочинения не сохранились), на которых ссылается Страбон в своей "Географии", европейские иберы могли перейти в Азию вследствие землетрясения на западе. Страбон отмечал, что "западные Иберы переселились в местности, лежащие выше Понта и Колхиды..., отделяемые от Армении рекою Араксом".
б) По мнению других авторов, древние западные иберы переселились на Восток в результате покорения царем Навуходоносором (VI в. до н.э.), который, взяв иберийцев в плен, увел их и поселил на берегу Черного моря. На это впервые указывал греческий писатель, историк и географ Мегасфен (IV-III вв. до н.э.) в своем сочинении об Индии. Об этом сочинении Мегасфена известно из трудов авторов, упоминавших Мегасфена и приводящих отрывки из его сочинения.
Страбон и Иосиф Флавий упоминали о переводе Навуходоносором своих войск из Иберии на Кавказ.
Евсевий и Мар-Аббас-Катина указывали, что Навухоносодор перевел в Понт не свои войска, а переселил часть покоренных им в Испании и Африке племен для поселения их на Черноморском побережье.
Согласно другим историческим данным, Навуходоносор никогда не бывал на Западе.
Наука находит объяснение легенде, засвидетельствованной в древних источниках, предполагая, что сведения Мегасфена базировались на фактическом материале, касающемся других военных походов Навуходоносора.
Географ Дионисий Периагет (I-II вв. н.э.), говоря в своем стихотворном "Землеописании" о перешейке "между Каспским и Евксинским" морями, указывает, что "на нем живет восточный народ Иберы, которые некогда пришли с Пиренеев на восток"...".
в) Сократ Схоластик (IV-V вв. н.э.) писал: "Время сказать о том, как приняли христианство иберы. Одна женщина, добродетельная и непорочная, по воле божественного провидения была пленена иберами. Эти иберы живут у Понта Евксинского, а происходят они от иберов, живущих в Испании".
Евсевий (ХП в.) в "Комментариях" упоминал "очень большой и широкий перешеек между Каспским и Евксинским морями", где находится "... восточная страна Иберов, лежащая между Колхидою и Албанией". Там "живут восточные Ибери", переселившиеся от западных Иберов, живущих у Пирины, которая, как мы знаем, тоже завивается Пиренейской горой".
Византийский историк XI в. Михайл Аталиат писал: "... Настоящая Иберия и сама Кельтская Иберия расположены в западных частях Рима, вдоль западного океана. Ныне этот край называется Испанией. Жители Иберии, отважные и сильные, долгое время воевали против римлян ... с трудом покорили их римляне... Величайший из всех государей Константин выделил из них, из западных иберов, немалую часть, и переселил на восток, и отсюда название Иберии получила та страна, которая их приняла ..."
Историк Никита Ксантопулос в своем многотомном труде "Церковная история" тоже высказывал мнение, что иберы Грузии - "переселившаяся часть иберов Испании".
Средневековые грузинские неоднократно пытались предпринять плавания на запад, чтобы "ознакомиться с бытием западных грузин", но эти попытки по разным причинам не увенчались успехом. А с Х в. н.э. иберийцы и грузины больше не отождествляются.
Баскский писатель Наварро в романе "Амала" указывает на аналогию названий гор, рек и населенных пунктов на Пиренейском полуострове и Кавказе.
II теория. Согласно ей, иберийцы Испании произошли от иберийцев Кавказа. Состоялось это где-то в 5 в. до н.э., когда иберийцы начали заселять Пиренейский п-ов с юга, где они основали государство Альмерия, оставив для потомков мегалитические постройки, похожие на мегалиты Стоунхендж в Британии.
Первым высказал подобное мнение древнейший писатель - грамматик Варрон (II-I вв. до н.э.). Подобного же мнения придерживался римский писатель Присциан (V-VI вв. н. э.), который в сочинении "Грамматическое руководство" отмечал: "Собственно "hibеrеs" называется племя, выселившееся от иберов, которые живут за Арменией", т.е. высказывал мысль о кавказском происхождении западных иберов.
В одной из распространенных в Басконии легенд, рассказывается о переселении басков.
Сами баски называют себя "пришельцами с Востока".
Интересные соображения по этому поводу содержаться в сочинении Иоанна Мариана "Всеобщая история Испании": "Иберцы, кои прежде обитали на берегах Черного моря в Кавказских горах, пришедши в великом числе в Испанию, рассеялись и построили в оной Иберу по выше Тортозы, и дали наименование той реке, которая подле течет, а после и всей провинции".
Басколог А. Доринг, рассматривая вопрос о происхождении басков, связывает их самоназвание - "эускалдунак" с наименованием исторических местностей Грузии - Диоскурией, Искурией, Исгаурой. Из этих портов, расположенных в Кавказской Иберии на Черноморском побережье, часть иберийского племени отправилась на Запад. Иберы, переселившись на Пиренейский полуостров из района самой высокой в то время цивилизации на Востоке, привезли из Кавказской Иберии мастерство изготовления оружия и традицию изготовления предметов из меди и, железа и стали. Название Страны Басков - Эускади (суффикс географической локализации "-ади" перекликается с картвельским суффиксом "-ети").
Профессор Р. Гордезиани касается важного вопроса взаимоотношений иберийско-кавказских языков и древнейших языков Средиземноморья. Исследователь отмечает, что в начале нашего столетия большой популярностью пользовалась теория о некоем доиндоевропейском языковом и культурном единстве во всем Средиземноморском бассейне, остатками которого в настоящее время на Кавказе являются кавказские племена, а на западе - баски. Автор отмечает факты наличия в баскском и эгейском (крито-микенском) языках отдельных слов и форм, имеющих свое параллели в разных группах кавказских языков, и заостряет внимание на тех лексических параллелях, в которых можно установить определенную закономерность. Данные параллели, по его мнению, можно объяснить лишь движением волны переселенцев с Кавказа на Запад.
III теория. "В истории иверийских царей относительно их говорится, что Торгомос пришел в Араратскую область с восемью сыновьями своими, из которых трое, а именно - Хайос, Картлос и Кокасос, ознаменовав себя подвигами, завладели странами, которые они назвали своими именами: Хайк, Картль и Кокось, они господствовали [над странами], начиная от Понтийского моря (Черного моря) до моря Каспийского до времени Михрана и внука его, Арбока, который привел себе жену парфянку из Партава, по имени Саак-духт. Будучи бесплодна, она уверовала во Христа, который даровал ей сына Вахтанга, прозванного Гург-асланом, потому что он носил на шлеме своем изображение волка и льва. Он имел в супружестве дочь императора Льва и от него происходят цари до Тевмоса, которого ослепил Абас. После него Баграт, сын Гургена, сына Ашота Милостивого, царствовал. Это по рассказу иерея Мхитара. И от имени Гургена пошло имя Грузия."
[Всеобщая история Вардана Великого, 1861].
В пользу этой версии может свидетельствовать вышедшая в 1965 году в Тбилиси книга Т. В. Гамкрелидэе и Г. И. Мачавариани "Система сонантов и аблаут в картвельских языках". "Авторы убедительно доказали близость картвельского языка основы к семье индоевропейских языков". Имеется в виду то, что Торгомос был предводителем индоевропейцев, так как Хайк считается основателем Армянского царства. Некоторые лингвисты отозвались об основных выводах книги более сдержанно. Можно назвать очень глубокую и содержательную статью А. Чикобава "Отношение картвельских языков и индоевропейских". А. Чикобава пишет: "В картвелологии не так уж редки "открытия": первое из них было сделано французом Боппом (картвельские языки родственны индоевропейским - 1847 г.), второе принадлежит Н. Я. Марру (картвельские языки ближайшие родственники семитских - 1888-1908 гг.), третье дано в исследовании "Система сонантов..."".
В своих трудах ученый Н. Я. Марр выявил целый ряд этимологических параллелей баскских и грузинских слов, обратил внимание на сходную систему счета, на совпадения в лексике, на соответствия между баскской и кавказскими системами префиксации. Однако, ещё в 19 веке агглютинативный принцип морфологии давал повод сближать картвельские языки с алтайскими. Труды вышеуказанных учёных также использовались при построении макросемейной теории.
IV теория. Испанские иберийцы (их потомки - баски) и кавказские иберийцы не имеют ничего общего. Народы развивались автохтонно и автономно. Эта теория выдвинута известным кельтологом Адольфом Пикте. Родство географических названий случайно, а все попытки сопоставить грузинские языки и иберийские - натянуты.
V теория. Иберийцы Испании и Грузии родственны, но в рамках этой теории, баски (и докельтское население Британских островов) считаются народом близким североафриканским берберам (народ европеоидной расы). Считается, что в конце I тыс. до н.э. баски были оттеснены в горы, пришедшими с востока кавказскими иберийцами.
VI теория. Баски (и вообще иберийцы, как испанские, так и кавказские) считаются потомками мифических атлантов, населения Атлантиды, которая располагалась в районе Азорских островов, а в 8-6 тыс. до н.э. скрылась под водой в результате землетрясения.
VII теория. Ректор Афонской академии Евгений Булгарский, собрав сведения из древних источников, придерживался мнения о родстве грузин и испанцев: "Их (испанцев) царь и князья - родом из грузин". Булгарский выдвигал свои предположения по этому вопросу: грузины переселились в Испанию, а затем, "после того, как опять размножились испанцы, отправились испанцы в Грузию". В результате этого "движения" племена грузин и испанцев называются одинаково. И поэтому толкователи изменили их названия. К этому же направлению относятся церковные деятели Максим Исповедник (VII в.) и Георгий Святогорец (Мтацциндели) (ХI в. н.э.).
VIII теория. Уже давно в грузинской историографии было высказано мнение о родстве грузинских племен с древнейшими народами Передней Азии, соответствующие факты объяснялись "переселением" грузинских племен на нынешнюю территорию Грузии. На основе глубокого анализа многочисленных материалов, академик С. Н. Джанашиа констатировал, что "хетто-субареи и были предками грузин" и что "этническая принадлежность халдеев бесспорна: они составляли часть грузинской народности" ("История Грузин...", ч, I).
АЛТАЙСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ
Очень распространённая семья, включает в себя широкий спектр народов: от турков до японцев и корейцев. Состоит из нескольких групп. На Кавказе представлены народы кыпчакской и огузской подгрупп тюркской группы, а также калмыки - народ монгольской группы.
1.) Тюркская группа.
* кыпчакские народы Кавказа:
- карачаевцы, балкарцы
- ногаи, ногайцы, кумыки
* огузские народы Кавказа:
- азербайджанцы
- турки-месхетинцы

Карачаевцы и балкарцы:
Самоназвание балкарцев - таулу-маллкъярлы, малкар, кюннюм.
Выделяют локальные группы балкарцев: собственно балкарцы (малкарцы, малкъарлыла), бизингиевцы (бызынгычыла), холамцы (холамлыла), чегемцы (чегемлиле), урусбиевцы, илибаксанцы (бакьсанчыла).
Самоназвание карачаевцев - карачайлъла.
Потомки местного адыго-абхазского населения, смешавшегося в антропологическом плане с аланами (5 в. н.э.), а в языковом - с волжскими булгарами и хазарами (8-9 вв. н.э.). Этногенез закончился к концу I тыс. н.э.
Карачаевско-балкарский язык кыпчакской подгруппы тюркской группы.
Религия: мусульмане-сунниты.
Численность: карачаевцы - 150 тыс. чел. , балкарцы - 80 тыс. чел.
Смешанный (понтийско-кавкасионский) тип расы.
В марте 1944 года 40 тысяч человек - всё балкарское население было депортировано в Сибирь. Погибло 20 тысяч. Их судьбу разделили карачаевцы, которых погибло 40 тысяч (из 100).
Ногаи и ногайцы:
Позднейшие кыпчакские переселенцы (17 в.). Потомки булгаро-хазарских ногаев и больших ногаев. Этнос делится на роды, а те - на кубы. Из-за национальной политики царской России, многие ногайцы покинули родину.
Ногайский язык. Мусульмане-сунниты. Монголоидный уральский тип расы. Проживают на Севере Дагестана.
Кумыки (кумук):
Потомки нахско-дагестанских народов, ассимилированных тюрками-булгарами и их хазарской ветвью, со значительным антропологическим иранским элементом. Оформились как народ в 13 в. Особенностью жизни является матриархат (даже в настоящее время). Проживают на севере Дагестана.
Религия: приверженцы местных традиционных верований, иудаизма, суннизма и христианства.
Язык входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков, однако в нем обнаруживаются и более древние элементы языка скифов (VIII-III вв. до н.э.), киммерийцев (VIII в. до н.э.), гуннов (IV в. н. э.), булгар, хазар (V-Х вв.) и огузов (XI-ХII вв.). Кумыкский язык в средние века был межнациональным в Дагестане.
Диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, хасавюртовский и терский, последний представлен также на территории Чечни, Ингушетии и Северной Осетии. Литературный язык сложился на основе хасавюртовского и буйнакского диалектов.
Процесс этнокультурной консолидации не устранил деления на этнографические группы (брагунские, буйнакские, каякентские, моздокские, хасавюртовские кумыки) и субэтносов (башлынцы, казанищенцы, эндиреевцы), которые сохранили некоторые специфические черты в культуре, быте, языке, фольклоре.
Антропологически представляют смесь каспийского и кавкасионского типов.
Численность - 350 тыс. человек.
* * *
Азербайджанцы (азерилер, азербайджанлылар):
История: Первоначальным населением Куро-Арксинской низменности были народы сино-кавказской макросемьи, отделившиеся, в V тыс. до н.э. в хурритскую семью. Хурриты имели тесные контакты с дравидийскими народами Ирана (в т.ч. эламитами). Соседями хурритов со II тыс. до н.э. стали неклассифицированные в языковом отношении народы касситов, кутиев и луллубеев (антропологически, судя по ископаемым останкам и рисункам, они были европеоидами, вероятно осколками ностратов, мигрировавших на восток). По самой последней теории, кутии являлись индоевропейцами-тохарами, вытесненными из Средней Азии, а касситы - возможная ветвь картвельской семьи, образовавшаяся в Иранском нагорье в период распада ностратической макросемьи.
В 10 в. до н.э. возникает первое государство на терр. Азербайджана - Замуа, а в 9 в. до н.э. в районе озера Урмия - гос-во Манней. Населением этих государств были хурриты (агване-албанцы, каспии, утии, кадусеи, мики и др.). В 70-ые годы 8 в. до н.э. в горах Эльбурс и южном побережье Каспия возникает Мидия, царство, основанное, пришедшими из Причерноморья через Среднюю Азию, арийскими народами. В 6 в. до н.э. Мидию захватила персидская династия Ахеменидов. После походов А. Македонского и раздела его Империи, Восточный Азербайджан (в настоящее время - провинция Ирана) перешёл во владение Атропата, македонского военачальника. От названия Атропатена ("владения Атропата") произошло современное название "Азербайджан" (тюркское произношение этого слова).
В начале I тыс. н.э. в северной части Азербайджана и среднем течении реки Кура возникло государство, известное, как Кавказская Албания с хурритским населением. В 8 в. н.э. арабы разрушили Албанию, которая в 12 в. преобразовалась в Хаченское Княжество (Хачкинази) с местоположением в Карабахе (тюркское название армянской провинции Арцах). Наблюдалась сильная инфильтрация скифов и хазар.
В 9 в. н.э. возникло государство Ширван со значительным иранским (атропатенцы) элементом, который оставил свой след на антропологическом облике населения (в результате смешения хурритов кавкасионского типа с иранцами памиро-ферганского типа образовался т.н. каспийский тип индосредиземноморской ветви). В 11-13 вв., пришедшие из Средней Азии тюрки-огузы, именуемые ещё сельджуками начали устанавливать огузский язык вместо атропатенского индоиранской группы и горных нахско-дагестанских языков, произошедших от хурритской семьи.
Очень близки азербайджанцам кашкайские народы Центрального Ирана.
Этногруппы: карадагцы, шахдагцы (не путать с лезгинскими шахдагцами), шахсевены, карапапахи, афшары, падари, айрумы.
Часть азербайджанцев живёт в Дагестане.
Язык азербайджанский. Диалектные группы: восточная, западная, северная, южная. Диалекты: кубинский, бакинский, шемахинский, сальянский, ленкоранский, газахский, борчалинский, айрумский, нухинский, закатальский, куткашенский, нахичеванский, ордубадский, ереванский, кировабадский, карабахский.
Религия: Мусульмане-шииты.
Численность: 18 млн. чел.
Антропологически азербайджанцы, живущие на равнине относятся к каспийскому типу индо-памирской (индосре-диземноморской) ветви европеоидной расы. Горные азербайджанцы относятся к кавкасионскому типу балкано-кавказской ветви. Нахичеванские азербайджанцы - представители переднеазиатского типа индосредиземноморской ветви.
(см. приложение)
Турки-месхетинцы:
Смешанный грузино-турецкий этнос. Население юго-западной Грузии в бассейне реки Чорох. В 1944 году в "целях усиления безопасности границ", из-за возможности выступления Турции на стороне фашистской Германии, 100 тысяч турков-месхетинцев и проживающих вместе с ними турков, армян-хемшинов, часть лазов, азербайджанцев и курдов были депортированы в Узбекистан. По другой версии они были депортированы из-за внутригрузинской националистической политики. Там выселенцы прожили до 1990 года, когда произошёл узбекско-месхетинский конфликт в Ферганской долине, после чего были изгнаны из Узбекистана. Грузия отказалась принять беженцев, которые устремились на Дон и на Кубань. Если Ростовская и Воронежская области приняли беженцев без проблем, то в Краснодарском крае наблюдается ущемление турков-месхетинцев в правах.
Говорят на диалекте турецкого языка.
Верующие: мусульмане-сунниты.
* * *
2.) Монгольская группа.
Монгольская группа представлена калмыками (хальмг). Калмыки - потомки монголов-ойратов, переселившихся в 15 в. из Центр. Азии на Волгу. В русских письменных источниках этноним "калмык" появился в конце 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки. Это название сначала появилось в тюркских языках, оно происходит от монгольского "хальмг" и означает "отколовшийся", поскольку калмыки произошли в результате отделения части населения от монгольских племен.
Калмыкский язык западной подгруппы монгольской группы алтайской семьи.
Центральноазиатский тип монголоидной расы: большое плоское лицо, тонкие губы, низкий рост, борода.
Верующие - буддисты-ламаисты северной ветви, часть - православные.
Численность - 166 тысяч человек. В 1946 году были депортированы в восточный Казахстан, на "историческую" родину. В 1953 году возвращены.
ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ
На Кавказе эта семья представлена армянской и иранской группами. Очень многочисленны русские общины.

1.) Армянская группа.
Единственным представителем этой языковой группы являются армяне. Самоназвание народа - хайк.
В конце III тыс. до н.э. начали развиваться племена южного Закавказья, в районе озёр Ван и Севан. Уже в 13 в. до н.э. здесь создаются союзы адыго-абхазских, картвельских и хурритских племён (диаухи, хубушкиа, уруатри, гилзаи, мана, мусасир, наири, эрикуахи, дзурдзуки, ганахи, кахи, халибы, мехелоны, хоны, цанары, малхи, соды). В I тыс. до н.э. наиболее известным было объединение наири. В середине 9 в. до н.э. наиболее крупное племя из союза наири - урарты - образовали государство Урарту (Царство Араратское, Биайни). Столицей стал город Тушпа. К концу I тыс. до н.э. урарты становятся национальным меньшинством в своей стране: их вытесняет индоевропейский народ анатолийской группы, пришедший с Балкан - хайасы. В 590 г. до н.э. Урарту гибнет под ударами скифов, киммерийцев и мидян. В 4 в. до н.э. в исторической области Арма, что к западу от озера Ван, создается государство Арматана (Армения), куда помимо хайасов вошли фригийско-фракийские племена армов. В лингвистической классификации фригийско-фракийские языки занимают промежуточное положение между греческим и армянским. Формирование армянского этноса завершилось к 3 в. до н.э. В 1 в. до н.э. Арматана была разделена на два государства: Армению и Софену, которые к 1 в. н.э. снова объединились. В 303 г. Армения стала первой христианской страной. В 396 г. н.э. Месроп Маштоц создал армянский алфавит и письменность. Последующие века Армения подвергалась жестоким набегам со всех сторон, особенно со стороны турков-огузов. Вследствие этого, армянский народ по количеству диаспор в мире занимает второе место (после еврейского).
В настоящее время выделяют две диалектные группы армян: западные (Ливан, Сирия, Египет, Ирак, США, Канада, Бразилия, Уругвай, европейские страны) и восточные (Кавказ, Иран). К восточной группе относятся также черкесогайский (Краснодарский край), нор-нахичеванский (ростовский), карабахский (арцахский) диалекты. К западной - относится амшенский диалект (Абхазия).
Классические армянские фамилии имеют окончания "-ян". Карабахские армяне носят фамилии с префиксом "Тер-". Встречаются искажённые армянские фамилии с префиксом "М-" и окончанием "-янц", по сути представляющие собой родительный падеж от классической фамилии (М-хитарьян-ц).
По вероисповеданию являются христианами-монофиситами (Армяно-Грегорианская Церковь).
Армяне-хемшины, живущие на юге Грузии - сунниты.
Численность - 6,5 млн. человек.
Антропологически армяне Армении и представители различных диаспор относятся к переднеазиатскому (арменоидному, алароидному, сирийско-загросскому, хорасанскому) типу балкано-кавказской ветви. (см. приложение). Карабахские армяне (население Нагорно-Карабахской республики Арцах) относятся к смешанному переднеазиатско-кавкасионскому типу. В диаспорах наблюдается смешение с местным населением.

2.) Иранская группа.
Талыши:
Проживают на юго-востоке Азербайджана, в Талышских горах и в Иране на хребте Эльбурс. Потомки иранских племён индоевропейской семьи: мидян и атропатенцев. Говорят на талышском языке северо-западной иранской группы, производном от атропатенского диалекта мидийского языка. Численность - 120 тыс. человек. Верующие - шииты.
Антропологически талыши относятся (имею в распоряжении противоположные данные) к переднеазиатскому типу балкано-кавказской ветви или каспийскому типу индо-средиземноморской ветви.
Осетины (аланы):
Скифы и сарматы принадлежали к ираноязычной группе индоевропейских народов. Они являлись представителями степного среднеевропейского типа европеоидной расы (это установлено с помощью современных компьютерных технологий на основании исследования древних черепов): соломенного цвета волосы, голубые глаза, средний рост, мясистый нос, круглое лицо, мощное телосложение. Иранские племена долгое время сохраняли культурное единство. Но в начале I тыс. до н.э. их мир потрясла проповедь Заратуштры (Зороаста). Те, кто принял ее, отринув языческих богов, стали историческими иранцами. Те, кто сохранили старую веру, (это были в основном кочевники), получили прозвище туранцев, и были изгнаны. Изгои двинулись на на терр. первоначального обитания - Причерноморье и Дон. Хотя позже многие языческие боги были реабилитированы, единство оказалось потерянным навсегда. Время появления собственно скифов - 8 в. до н.э. Они вытеснили из Причерноморья другую ветвь индоевропейцев - киммерийцев и по их следам предприняли несколько вторжений в Переднюю Азию. Скифы уничтожили Урартское царство, разгромили Фригию и были побеждены лишь мидийским царем Киаксаром. Они проникали также в Центральную Европу и Поволжье. То была героическая эпоха скифов, время так называемого "первого царства". В конце 6 в. до н.э. персидский царь Дарий I совершил большое нашествие в их земли, которое закончилось полным провалом. После победы, в Причерноморье возникло государство скифов - "второе царство", называемое временем "золотой осени". 4 в. до н.э. - период правления царя Атея был эпохой наивысшего культурного подьема. В 339 г. до н.э. Атей был разбит войсками Филиппа Македонского и погиб, а его царство распалось. В 3 в. до н.э. возникает менее обширное государство скифов с центром в Крыму - "третье царство". Его экономической основой был вывоз хлеба в греческие полисы. Это образование сильно страдало от нашествий родственного этноса сарматов, а в 3 в. н. э. его окончательно уничтожили германские готы и вандалы. В эпоху Великого Переселения Народов  (4-6 вв. н.э.) остатки скифов растворились среди множества племен. Во времена Геродота к востоку от Дона жили уже не скифы, а сарматы. Согласно легенде, переданной Геродотом, они произошли от амазонок, вступивших в брак со скифскими юношами. Это сказание отражает высокое положение женщин у сарматов. Несмотря на явное родство данных народов, сарматы всегда обнаруживали вражебность по отношению к скифам, и им принадлежит решающая роль в разгроме последних. Постепенно, среди сарматских народов выделились аланы и "стянули все близкие племена под свое родовое имя" (ко 2 в. н. э.). Сарматы стали называться аланами. Они добили скифов и не раз опустошали пограничные области Римской империи и Сасанидского Ирана. Аланы (их федерация простиралась от Дуная до Арала) находились в союзе с готами Германариха, но в конце 4 в. н. э. Пришельцы из Центральной Азии - гунны - разгромили и тех и других. Часть аланских племен ушла на далекий Запад и вместе с вандалами создала на территории Иберии, а потом и Северной Африки, варварское королевство Остготов, погибшее в 6 в. н.э. под мечами византийской армии Велизария. Другая укрепилась на Северном Кавказе, построив множество каменных замков. Временами они подпадали под власть могучих соседей - гуннов, савиров (уральцев), хазар, монголов, но всегда сохраняли национально-культурное единство. В середине 6 в. н. э. аланы приняли христианство от Византии и с тех пор традиционно ориентировались на православный мир. В 7 в. до н.э. вайнахское государство Кобане начало подвергаться нападениям со стороны кочевников алан. Аланское племя, предводимое Сар-Ослом (ударение на первую "о"), завоевало Кобане. Вайнахи приняли навязанный язык, однако, в антропотипе сохранили свои кавкасионские черты. В 19 в. н. э. их потомки - осетины вошли в состав России.
Самоназвание осетин - ирон, дигорон, но встречаются и другие названия - алан, орон, овс, явс, тулаг, хусайраг. Выделяют три территориальные группы: северные, южные и живущие на реке Кура в центральной Грузии.
Язык относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской зоны индоевропейской семьи языков. Северные осетины делятся на 2 диалектные группы: иронскую (основа литературного языка) и дигорскую (запад Северной Осетии).
Численность - 500 тыс. чел.
В большинстве своём - исповедуют языческий культ бога Уастырджи, встречается православие и суннизм.
Кавкасионский тип, встречаются и представители среднеевропейского типа.
Таты:
Близки по происхождению и языку персам. Делятся на 2 группы: северные (Дагестан), говорящие на северном диалекте, который лег в основу литературного языка, и южные, говорящие на южном диалекте (Азербайджан, Иран). Язык северо-западной иранской группы. 325 000 человек, из них 300 000 - в районе Тегерана.
Антропологически талыши относятся (имею в распоряжении противоположные данные) к переднеазиатскому типу балкано-кавказской ветви или каспийскому типу индо-средиземноморской ветви.


Рецензии
«ГАЛГА ИНГУШИ В КОРНЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЧЕЧЕНЦЕВ»... а именно, ингуши галга это древнее свободное бессословное общество которое жило по законам заветам ЭЗДЕЛ... ИСТИННА в том что параллели ГАЛГА И ЭЗДЕЛ взаимосвязаны и в реальной истории, имеют подтверждение в истории народов мира, в священных писаниях включая Коран( халифы ( галга) - наследники созданные ради заселения, возделывания и освоения земли.)

По своему великая но другая история чеченского народа, которая не может иметь отношение к свободе бессословности и закону ЭЗДЕЛ, который регулировал жизнь свободного общества имеет следы в истории мира в священных писаниях, как одно из имен эпитетов Бога.. Буквально кодекс эздел, противоречит истории сословных чеченцев.. В истории сословных чеченцев как и у других кавказцев, тюрков — «Озд, уздень» обозначает титул, в подчинении феодала, нуцалыа К примеру имам Шамиль это уздень дворянин в иерархии нуцалов.
Вероятные предки чеченцев... По факту это материнское родство для ингушей, боковая линия их женшин матерей - амазонок. ( сами ингуши двоюродных троюродных и далее по МАТЕРИНСКОЙ линии называют — Шучи, Мохчи и Нохчи.. На историю сасанов претендуют цари Армении и Грузии...

ИСТОЧНИКИ ПРО ЗАГАДОЧНЫХ САСАНОВ
древнее упоминание о народе с таким именем обнаруживается в книге каталонского ученого, профессора Агусти Алеманя «Аланы в древних и средневековых письменных источниках». Здесь на странице 499 приведена выдержка из «Книги о законах стран» сирийского философа, богослова и поэта II века н. э. Бардесана.

*Одна из глав последней работы (мы имеем также ее греческий пересказ у Евсевия Кесарийского, см. § 3.6.b) перечисляет народы, населяющие пределы ойкумены……   Достигнув современной южной России, автор упоминает, с запада на восток, Верхнюю Сарматию, Скифию, области к северу от Понта, «область аланов» (atrā ḏ-Alānāyē,  Eus. δλη τή Άλανία "во всей Алании"), албанов и неких Ṣaṣṣāyē.*  САССАЙ

Галл Гелиа   09.12.2020 21:26     Заявить о нарушении
Армян и осетин занесли на Кавказ скифы-тюрки ( Мровелли эту ситуация описывает скифов называя хазарами)..

Галл Гелиа   09.12.2020 21:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.