Ларс фон триер

Все, что мне пока известно о Ларсе фон Триере, - это то, что никакой он не "фон", "фон" - это игра, мюнгхаузеновская приставка, еще то, что он один из соавторов проекта "Догма-95", то, что он автор трех просмотренных мною фильмов - "Европа", "Танцующая в темноте" и "Идиоты" (а также n-го количества других, мною пока не виденных, "Догвилль" я только собираюсь посмотреть), а также то, что он собирается снимать порнографический фильм, сетуя на то, что порнография как жанр выдохся и неплохо бы внести в него освежающую струю. Мне нравится фон Триер. Кроме того, мне нравится Дания. Я там не был, но как-то я участвовал в международном семинаре, на который были приглашены представители самых разных стран. Больше всех прочих понравились мне латиноамериканцы (все, что были: венесуэлка, аргентинка, бразилец и аргентинец), а вот из числа представляющих Европу типов больше всего мне понравились два датских парня, с которыми я со своим корявым английским на редкость быстро сошелся. Справедливости ради стоит заметить, что прекрасный контакт у меня получился с добродушной и улыбчивой исландкой, но после нее датчане оказались самыми симпатичными европейцами. Дания - родина принца Гамлета и Киркегора, а тем самым - родина экзистенциализма, отсюда я делаю вывод, что Ларс фон Триер - фигура в современном искусстве стыка веков неслучайная, в своем роде знаковая.

Первое, на что обращаешь внимание, смотря фильмы Ларса фон Триера (из фильмов других режиссеров, снятых по канонам "Догмы", я смотрел только "Последнюю песню Мифуне" и "Торжество"), - скачущая камера. Скачущая в некрепких, хоть и искушенных, операторских руках. Впечатление любительской съемки поначалу раздражает. Потом, уже побродив по сайтам, на которых рассказывается о "Догме" и самом успешном и скандальном режиссере этого проекта, узнаю, что это - один из "догматов" эстетической веры. Так же как отсутствие специальных световых эффектов, панорамных съемок, фильтров, тщательного грима на лицах актеров, компьютерного монтажа. Дойдя до предела "сделанности" в "шедеврах" Голливуда, киноискусство, осознав, что исчерпало свои возможности добиваться новых эффектов, не повторяя бесконечно старых, в лице фон Триера развернулось к "безыскусности", "наивности", "непосредственности". Все развивается по спирали, как бы мы не были равнодушны нынче к Гегелю, в этом он был прав. На наших глазах совершается поворот от искусства 20 века к искусству века 21-го, и, как представляется, искусство, и не только киноискусство, пойдет по путям, указанным, в том числе, и датским режиссером… На смену мастеру, в чьем распоряжении - огромный бюджет и фантастическая техника, за чьей спиной - мощь государства или корпорации, чье творчество - вклад в сокровищницу "отечественного и мирового" искусства - не меньше, приходит мастер, который щеголяет не профессионализмом, а чертами дилетанта. Который подражает стилю любителя, любовно копирует приемы профана, озабочен скорее не тем, чтобы потрясти зрителя внешними эффектами, а тем, чтобы сказать ему что-то до того известное, что и не стоило бы браться за эстетизацию этого, если бы не подчеркнутое дистанцирование художника от пресловутой "эстетичности". "Искусство возродится в наиве", - слышны все громче голоса тех, кто понимает толк в предмете говорения. На смену мастерам, ходящих горными тропами духа, приходят дилетанты, для которых искусство - не столько служение, сколько попытка объясниться, наконец. Потому что мы никак не умеем объяснить самое очевидное!!! Задача почти безуспешная в нынешнем бездушном и все сильнее роботизирующемся Каянискатси…И потому приемы "Догмы" так прикольно симпатичны. Их приемы и проблематика часто на поверхности, но еще Эдгар По и О. Уайльд заметили, что поверхностное восприятие - самое глубокое: ) Проблема в том, кто берется воспринимать и судить…

Отказавшись в лице искушенных мэтров от претензии писать просто о сложном, отказавшись от страстности и бесцеремонного любопытства к "вечным вопросам", искусство оставило после себя вакуум, который необъяснимо притягивает… Что может его заполнить? Что заменит вымысел, над которым можно слезами облиться? Где нынешние Моцарт и Бах, Пушкин и Лермонтов, Гете и Шиллер, Рафаэль и Веласкес? Их не видно и не слышно, потому что сломалась внезапно машина, доносящая до всех и каждого имена титанов. Вместо этого из машины стали выпрыгивать Эдди Уорхолы и Мадонны, Шварцнегеры и Акунины, Пугачевы и свита их фаворитов. Это не значит, что искусство умерло, повторю снова и снова мысль, которая и есть мой тезис. Это значит лишь, что машина перестала выполнять свою функцию, ловкие дельцы нашли ей другое применение, которое помогает им набивать собственные карманы куда быстрее, чем налаживая производство венских сарделек. Этот факт следует принять наряду с фактом кризиса традиционной системы образования или фактом неизбежности катастрофы современной формы цивилизации в течение жизни этого поколения или следующего, вот и все.


Рецензии