ПроблемаВысшейШколы
________________________грызу сухой сухарь науки...
________________________…Но если же пьянство мешает учебе –
________________________брось ее на … такую учебу…
________________________…ФИЗФАК – ЧЕМПИОН!!!…
____________________________________(из надписей на Сачке)
__________________…Рядом с нами живет практически в нищете,
_____________без надежды на лучшее будущее целое сообщество
_____________потенциальных гениальнейших ученых…
_______________________(ж-л «Ломоносов», №7-8 2003, стр.127)
___Белые, ослепительно белые стены. Если точнее, стена одна – сплошная гладкая поверхность, плавно перетекающая в столь же белые пол и потолок большого, овального помещенья, залитого светом от надежно скрытых от глаз источников. Стиль – глухой минимализм. Никакой лишней мебели, никаких посторонних предметов – только два черных, пластиковых стула перед столиками, настолько миниатюрными, что места на них хватает лишь для тонких рамок мониторов и клавиатур компьютеров. За одним монитором – я, за другим – Он. Да – все это очень напоминает скопированное из какого-нибудь древнего фантастического боевика поле виртуальной битвы, на коем через несколько мгновений должны будут схлестнуться в беспощадной схватке интеллекты представителей каких-нибудь двух враждебных друг другу Вселенных. Однако на же самом деле, конечно, ничего подобного. Компьютеры – просто так, чтобы скоротать время. А вся соль заключена в той гибкой, почти невесомой связи, напоминающей чем-то шланг противогаза, что протянулась между шлемами, надетыми на наши головы…
___Забавно! Еще пару десятилетий назад я и представить себе не мог, что окажусь в нынешней ситуации. Мало того – если бы кто-нибудь тогда описал мне в подробностях нынешнее время, я бы просто посмеялся бы над подобным абсурдом. И – тем не менее, тем не менее… Видимо – это своеобразный исторический закон, когда весь маршрут человеческой цивилизации в целом, со всеми слагающими его путями отдельных людей, меняется под воздействием, казалось бы, совершенно незначительных происшествий. И изменения эти не идут ни в какое сравнение с вызвавшими их причинами…
Иногда у меня интересуются: если бы я исходно знал обо всех последствиях, если бы я знал, что десятки моих друзей, а также сотни тысяч других людей по всему земному шару лишатся работы, карьеры, возможно даже цели собственной жизни, то – что бы я стал делать в этом случае? Стал бы уже осознанно, ''злонамеренно'' нарушать сложившуюся картину мира? Обычно отвечаю: ''Не вопрос! Полностью бы повторил все, что раньше натворил''. И на это у меня есть все основания!
___''…Штирлиц смотрел на огромный ядерный гриб, взметнувшийся в небо на месте Рейхстага. ''Физфак - чемпион!'' - думал Штирлиц.'' - рассказывал Сяля новый анекдот, видимо, придуманный им только что, компании студентов, косивших очередную лекцию на Сачке Физфака. ''Ха-ха-ха!!!'' - заржала довольная публика. Анекдот явно пришелся всем по вкусу. Для непосвященных: Физфаком в былые годы студенты-физики Санкт-Петербургского университета (да и не только они) называли свой факультет. Для краткости. Что же касается Сачка - то это было ни что иное, как обширное пространство под широкой, ведущей на второй этаж, к кофеюшнику, лестницей, полностью оправдывавшее свое название. Действительно - ведь именно там, на низких, удобных подоконниках, используемых в качестве сидений, практически каждый день происходило собрание нашего неофициального клуба лодырей, тунеядцев и разгильдяев.
Разлив по пластиковым стаканчикам из коричневой двухлитровой бутылки с этикеткой ''ЛИМОНАД КОЛОКОЛЬЧИК'' янтарно-желтую, пенящуюся жидкость (пиво в здании Физфак пить было запрещено, поэтому мы всегда залепляли этой дежурной этикеткой истинное название любимого напитка), я начал свою речь.
___- Мужики! - не обращая особого внимания на то, что дамы тоже присутствовали в нашем обществе, промолвил я - Полагаю, все вы помните анекдот о том, как у профессора, доцента и студента поинтересовались, за какое время они сумеют выучить китайский язык?
___- Это тот самый анекдот, где профессор взялся его выучить за год, доцент - за месяц, а студент… - прервала было мою речь какая-то первокурсница, еще не слишком хорошо знакомая с местными обычаями (наливающего - не перебивают!), однако я остановил ее жестом руки и спокойно продолжил.
___- Совершенно верно. А студент тот ужаснулся: ''Неужели завтра экзамен?''.
___Братство Сачка, с видимым удовольствием потягивавшее прохладный напиток, умиротворенно закивало в знак своего согласия.
___- А теперь - вопрос: сколько времени необходимо каждому из Вас, господа, любители святотатств, преступлений, боен, дабы, ни разу не посетив ни одну лекцию по какому-либо конкретному предмету, хорошенько подготовиться к экзамену по нему, используя исключительно конспекты своих сокурсников? - я сделал долгую паузу, и мои друзья, наконец, сообразили, что вопрос отнюдь не риторический.
___- Ну… Если попавшийся мне конспект будет полным, - отреагировал Сяля, - то трех-четырех дней более чем достаточно. Причем - по любому предмету. Если, конечно, допустят к сессии! Ведь лабы еще есть. Контрольные…
Все опять утвердительно закивали.
___- И, тем не менее. - продолжил я - Полный, пятилетний курс бакалавриата - это тридцать пять предметов. Около десятка из них - ''с продолжением'', т. е. зачитываются в течение двух или более семестров. Рассмотрим эти ''продолжения'' как отдельные учебные дисциплины. Итак, мы имеем примерно пятьдесят условных дисциплин. Умножаем это число на четыре, и получаем двести - число дней, которое реально необходимо каждому из нас на теоретическую подготовку. Добавляем еще сто дней на практику, и вот он результат: наш пятигодичный курс можно полностью отработать меньше чем за год.
___- Ну, так ведь это и коньки можно откинуть… - засомневался Леша, еще один из членов нашего Братства, - Если весь год учиться, как на сессии, башка закипит!
___- Это только с непривычки... - успокоил я его. - А если войдешь в ритм, то все пойдет, как по маслу.
___- А как же Пиво? Как же Сачок, телевизор, дискотеки, компьютерные игры? И - да, да! Совершенно забыл, - вдруг испуганно засуетился он, - а как же девочки?
___- А девочки - потом! - отрезал я. - В аспирантуре!
___- Не-е, я так не согласен… - заныл Леша, - Пошла она… На фиг такая учеба!
___- Зато какие перспективы! Ведь при нынешнем уровне знаний средний ученый-теоретик только годам к пятидесяти-шестидесяти приобретает достаточно опыта, чтобы открыть хоть что-то новое. Но вот ведь беда - в этом возрасте разум человека кардинально меняет стиль своей работы. Это - биологический закон. Надеюсь, мне не надо объяснять тебе разницу между замшелыми мозгами пожилого профессора, упорно придерживающегося старых, догматических установок и молодыми извилинами, от природы готовыми к новым открытиям? Мораль - надо учиться гораздо быстрее! Только тогда к окончанию аспирантуры ты сможешь стать идеальным ученым, совмещающим в себе и знания, и достоинства собственного возраста!
___- Как же! Разбежался… - ехидно заметил Сяля, - Это противоречит самой природе человека! Вспомни – всего лишь сто лет назад, еще до появления Квантовой Механики, Теории Относительности и кибернетики не было ни интернета, ни компьютерных игр, ни даже простого телевизора. Лишь радио Попова да проволочный телеграф. Но ведь и тогда уже процессу познания естественным образом препятствовал целый ряд свойственных тому времени развлечений! А в нынешнее время появился ряд новых, мощнейших факторов, отвлекающих людей от учебы. Тех, на которые они вполне закономерно тратят массу времени и от которых не откажутся ни за какие коврижки. Только извращенная, фанатичная самоотверженность, воистину безумная тяга к знаниям может позволить не обращать на них внимания и, тем самым, способствовать появлению на свет описанному тобою монстру... Мало того - потенциальный носитель подобных свойств очень быстро окажется почетным пациентом Желтого Дома. Не-ет! Никто из нас и из наших знакомых никогда не станет таким ''Идеальным Ученым''. Все! Два поезда - новая информация и новые развлечения - столкнулись друг с другом на стыке тысячелетий. Еще несколько лет, и глубочайший кризис в науке повергнет в прах нынешнюю цивилизацию... Ибо - кто мы?
___- Лодыри... - хором ответило Братство Сачка.
___- Кто мы?!
___- Халявщики! - выдохнуло Братство снова.
___- Кто мы?!!!
___- Главная Проблема Высшей Школы!!! - отчеканили Мы девиз Нашего Братства.
___Однако все это была еще только прелюдия...
___''А ведь Сяля верно подметил основную проблему, встающую на пути студента, вознамерившегося ''Учиться, учиться и еще раз - учиться'', как это завещал нам... Впрочем, все и так знают, кто.'' - размышлял я в электричке по дороге домой, -''Память - можно натренировать. Мозги, в принципе, реально и поднапрячь. Ведь велики же, в конце-то концов, возможности Человека! Но отказаться от естественной для нашего общества лени, отказаться от развлечений - для этого нужно быть действительно фанатиком. А с фанатиками нынче напряженка. Все фанатики нынче ломанулись в религию. Во-первых, с нею как-то попроще, а во-вторых - сама наука нынче не в чести. Бомба там ядерная. Экология. Вирус-гибрид СПИДа и гриппа... (Щютка!!!). Кто в ближайшем будущем с наибольшим успехом будет претендовать на первенство в естествознании? США? Великобритания? Россия? Как бы не так! Китай да Корея!''.
___У меня все еще не выходил из головы эпизод из телевизионной программы про корейских студентов, приехавших учиться в Россию. По часам - встают. По часам - ложатся. А днем - без опозданий и проволочек единым строем, шаг в шаг, с песнями про Ким-Чан-Ыра, идут на лекции. И самое главное - понятие свободного времени, в нашем понимании, в течение коего можно расслабиться, попить пивка и прошвырнуться по девочкам, у них отсутствует вовсе... Вне ВУЗа они либо снова учатся, либо проводят политподготовку, либо, опять же, поют песню про Ким-Чан-Ыра. Не удивительно, что и успеваемость у них - всегда отличная! Курс-то рассчитан на балбесов и оболтусов. Таких, как мы... Аналогичная ситуация - с Китаем. И лазерную технику развивают (вот только недавно знакомые мои из Военмеха ездили обмениваться с ними опытом в области лазерных технологий), и в космосе уже успешно осваиваются. Выходит, интенсивное развитие науки - это признак тоталитарного режима? И впрямь, если хорошенько пораскинуть мозгами - много ли нормальных людей в такой свободной стране, как наша, при отсутствии официального государственного идеологического культа, добровольно пойдет на глобальные жертвы? Тем более, если эти люди - студенты, или даже - школьники? Да... Здесь нужны более кардинальные меры... Но - какие?
___В первую очередь необходимо, конечно же, с самых первых классов, а еще лучше - лет этак с четырех, избавить потенциального БИУ (Будущего Идеального Ученого) от развлечений, не несущих существенно новой интеллектуальной нагрузки... Как это сделать? А хотя бы так - воспользоваться методом прямого исключения раздражителей. Что я делал во время подготовки к экзаменам, когда мне ну уж очень начинал мешать мой телевизор? Я его вырубал, отключал от сети и антенны, поворачивал к стене передом, к себе - задом (просто порнуха какая-то!), а затем глубоко под диван забрасывал пульт переключения программ... Только такой способ и помогал (иногда) избавиться на время от пагубного пристрастия. В лом же, действительно, врубать все заново! Лениво... Клин клином вышибают!
___Можно ли усовершенствовать данную методику? Попробуем... Во-первых, прикинем, какой орган чувств в наибольшей степени ответственен за восприятие бессодержательных телепрограмм, компьютерных игр и многого-многого другого? Конечно же, зрение. Значит, во-вторых, нужно у всех учащихся, начиная со средних школ, заблокировать практически всю сетчатку глаз, кроме узкой ''командной строки''. Такой, куда ничего более, кроме как текст из учебника, просто не поместится. Вот и все!
___Какой же я садист, оказывается... Зачем же всех-то поголовно в БИУ превращать? Такие люди нужны науке, но не в таком количестве. Да и невозможны в нынешний век при, опять же, нынешнем уровне развития медицины, подобные операции без ущерба для здоровья. Даже в клинике Федорова со всей ее микрохирургией глаза! Увы – все так. Но ведь можно подступиться к проблеме и с другого края!
___Ну-ну… Легко сказать! Жуткий, громоздкий аппарат, конструкция коего была получена на первом этапе проектирования, не выдерживал никакой критики. Переплетение проводов над сложной системой трансформаторов, транзисторов и сопротивлений. Соединенный с нею, а далее – с россыпью пьезоэлементов толстым пучком проводов, электрооптический матричный преобразователь, едва различимый под нагромождением линз и вращающихся зеркал … Короче, недели полторы ушло на отсечение всего лишнего. А еще два дня – на разработку последовательного плана действий, как реализовать результаты расчета на практике...
___Знаете, с какой проблемой часто сталкиваются издатели научно-популярных журналов, пытаясь привлечь к себе читателей? С отсутствием новых научных данных, которые можно было бы изложить в популярной форме! Иначе говоря, без формул и долгих, занудных рассуждений. Именно такой лакомый кусочек я и подкинул очень скоро в редакцию одного из весьма уважаемых мною журналов. Изложив комментарии своих друзей, я дополнил их всего лишь одной схемкой, ставшей теперь просто классической с точки зрения принципа ''минимум затрат - максимум эффекта''... Ну да вы ее, конечно же, знаете: два десятка фотодиодов, соединенных через простенькую усилительную систему (по одному операционному усилителю с несколькими сопротивлениями на каждый) с колеблющимися в переменном поле маленьких электромагнитов легкими сердечниками. Перед фотоэлементами - или небольшая линза, проецирующая на них изображение, или же - соединенные с ними оптические волокна. Суть одна: расположенные в одну линию приемники оптических сигналов позволяли вручную сканировать любой текст и считывать его с колеблющихся в магнитном поле витков ''на ощупь''...
___…Мы и Они... Мы, оказавшиеся чересчур ленивыми для требований очередного тысячелетия, мы, обладающие слишком инертным разумом и недоразвитым воображением, и Они - гении новой эпохи... Два полюса перевернутого мира! Две половинки расколовшейся Вселенной, между которыми, с одной стороны, боль и разочарование миллионов, оставшихся не у дел, с другой - счастье отчаявшихся, нашедших свое призвание... Интересно, среди всех людей, живших тогда, на закате истекшего столетия, на этой планете, нашелся бы хоть один, кто мог просто предположить, что такой расклад возможен?
Слишком прост оказался прибор. Слишком многие смогли опередить нерасторопную отечественную промышленность и изготовить тысячи образцов кустарным путем. Для тех своих знакомых, кому он был необходим. Просто на продажу… И всего лишь через несколько месяцев после той публикации слепые дети, инвалиды от рождения, стали делать невиданные для своих сверстников успехи в освоении учебных дисциплин. Уже к моменту своего поступления в первые классы они не только умели читать и писать, но и четко знали школьную программу в пределах пяти лет обучения. А к пятнадцати годам могли свободно писать докторские диссертации. Они обогнали нас. Оставили нас на обочине. И это было естественно! Им ведь ничто не мешало учиться. Двадцатилетние профессора теперь движут естествознание. Движут по тем путям, которые не способны были представить даже писатели-фантасты прежних лет. А мы - мы безнадежно отстали. Такова печальная правда нынешней жизни.
___К чему все это нытье, спросите Вы? Ведь сейчас, как Вам, наверное, кажется, уже ничего нельзя исправить? Ну так это еще бабушка надвое сказала... Истории суждено повторяться! Теперь ведь каждый может отрастить себе хоть десяток новых глаз на любой части тела. И все они будут отлично работать! Таким образом, проблема с развлечениями вернулась... Но ведь если бы даже этого и не случилось, то все равно очень скоро уже Они бы неизбежно уперлись во все тот же злополучный ''образовательный барьер'', который мы так и не сумели перешагнуть. Известный факт: количество Знаний неизбежно растет!
___Нет… Я не злорадствую... Еще раз обратите внимания на гофрированный шланг, подсоединенный к моему шлему. В принципе, все просто – нейронная связь, аналогичная той, что объединяет полушария в головном мозге человека, соединит меня на время (дня на три) с находящимся рядом представителем Их круга, также пожелавшим принять участие в ''опытах над человеком''. Да-да, здесь именно человеческие извилины нужны – на мышах такой опыт не поставишь... Правда, в ближайшем будущем, как Они утверждают, передача обдуманной ''источником'' информации будет совершаться без трепанации черепа и гораздо быстрее. Посредством проектируемого уже сейчас нейросенсорного преобразователя. Однако для этого еще нужно накопить массу необходимых сведений - хотя бы об особенностях естественной кодировки информационных сигналов в человеческом мозгу. А получить эти сведения можно только из нынешнего эксперимента…
___...Мой будущий ''брат по разуму'' развлекается начертанием каких-то многоэтажных формул на экране дисплея. А я, в целях борьбы со скукой, набиваю на клавиатуре компьютера данное послание. Если все пройдет гладко, и наши мозги не переклинит, то тогда, примерно через неделю, вы будете иметь возможность его прочитать. Ну а ежели нет... Значит, не судьба. Я эту кашу заварил - мне ее и расхлебывать!
Свидетельство о публикации №203083100075
И наполнялись необходимой информацией…
Выращивались гении…
И все обязательно заканчивалось плохо.
Так будет, если использовать вашу систему, воплотить вашу и ИХ идеологию.
Я не хочу жить так, я не хочу учиться так, потому что это не свобода и не обучение, это диктат, самый настоящий диктат, при котором все не для тебя, не для меня, а для того дяди, для любимого Ким-Чан-Ыра. Ведь зачем нужны такие феноменальные знания, такие успехи и невероятная умственная власть и сила, если всем этим будет пользоваться только один человек, кто-то другой, но не вы. Если не будет радости в жизни, не будет получения радости от жизни. Зачем все это нужно, ведь, ПОСЛУШАЙТЕ МЕНЯ, мы же не машины, мы люди, и мы должны получать удовольствие от того, что мы делаем. Только в этом смысл всего…
Надеюсь на понимание. Ефим Марковецкий
Ефим Марковецкий 17.10.2003 16:09 Заявить о нарушении
С уважением, Ар. Го
Ар.Го 17.10.2003 20:39 Заявить о нарушении