Сказка - ложь

       2.«Сказка – ложь, да в ней намек…»

       1.Неизвестный Пушкин.

       «Двухсотлетие Пушкина – та
       заветная дверь, через которую нам
       суждено войти в третье тысячелетие"
       Николай Доризо.

Зачем людям нужны выборы? Одним хочется быть избранным и получить власть, другим сделать свой выбор, а потом либо гордиться собой за правильное решение, либо мучиться за неверный выбор, увидев своего кумира в дневном свете и оказавшегося при этом голым королем с портфелем. Мне же выборы понадобились для того, чтобы открыть для себя неизвестного ученого, философа, пророка – поэта Александра Сергеевича Пушкина, чьими стихами, песнями, романсами и сказками были заполнены все дни моей жизни, с детских лет до настоящего времени. Невозможность внедрения в жизнь своих экологических проектов в существующих условиях привела меня к мысли попробовать стать депутатом местного самоуправления, чтобы на новом уровне развивать свою деятельность. «Я родилась «во глубине сибирских руд», в селе Горный Зерентуй Читинской области, которое знаменито тюрьмой и рудниками, послужившими каторгой для декабристов» - так появились первые строчки автобиографии для предвыборной агитации. И тут же в голове зазвучала строчка из стихотворения А.С. Пушкина: «Паситесь, мирные народы!». Она не давала покоя, поэтому пришлось отыскать ту книжку, откуда она взялась. Ею оказалась повесть Н. Соломко «Белая лошадь- горе не мое», где воспроизведено все стихотворение. Для меня смысл его заключался в том, что усилия мои будут напрасны, и в выборах можно не участвовать. Но стихотворение задело за живое и немедленно перекочевало из тайников подсознания на стену в моем рабочем кабинете. Появилось оно там за несколько дней до того, как однажды ко мне пришел один из кандидатов на главу местного самоуправления, Бардеев В.В., чтобы заключить договор на установку телефона для предвыборного штаба Бато Семенова. Кандидат ознакомился с содержимым на моих стенах, пока я занималась оформлением документации, дошел до стихотворения и задал мне вопрос: «А вы верите, что Пушкин действительно является пророком в нашем отечестве? Ведь вы читали публикации на эту тему в таганрогском журнале «Миг»?» Мой отрицательный ответ поразил его не меньше моего изумления по поводу неизвестной мне работы. «А откуда? - спросил Виктор Викторович, показывая на стену, - а, впрочем, это неважно. Я принесу вам журнал». И вот спустя нескольких часов передо мной лежали ксерокопии журнала «Миг», изданного в 1993 году в Таганроге. Работа, выбившая меня из колеи будничной жизни, заставившая перечитать множество литературных и публицистических произведений Пушкина и о Пушкине, переосмыслить все накопленные мною знания.
Я оставлю специалистам решать вопрос о достоверности, правильности и значимости опубликованных материалов. Со своей стороны я только попытаюсь рассказать и объяснить произошедшие изменения в моем сознании после усвоения прочитанных публикаций.

 2. О загадочной русской душе или почему народ в России заслуживает своих правителей.
 «Пушкин даже гибелью своей высказал нам
       истину, а мы? Поняли его? Услышали?
       Вняли? И не запоздаем ли его понять?»
       Сергей Залыгин.

Философская научная теория Пушкина о смысле бытия, его математические модели, которые содержат знания о Космосе, человеке, человечестве, поражают своей простотой. После посещения Швейцарии меня часто мучили вопросы о загадочной русской душе и почему в Европе, где нет русских православных христианских отношений между людьми в семье и обществе, такие правители. Чем западный народ лучше нашего? Почему мы, такие “умные”, даем миру очередной приток квалифицированных кадров во всех сферах деятельности в очередную волну эмиграции, а у себя дома окружены на всех уровнях чиновниками без человеческих достоинств? Почему нами правят правители, которым нет дела ни до Отчизны, ни до многострадального русского (советского) народа? Ответ дает Пушкин. Жизненный цикл народа по Пушкину равен 628 годам. За это время он проживает две цивилизации: общественную и частную – в ритме 314 лет каждая. Эти цивилизации равны между собой и противоположны. До 1998 года в Европе действовала частная цивилизация со сложившимся (зрелым) управлением, частным настроением народа, развитой экономикой. И только просвещение было устремлено к общественной цивилизации. С 1998 года положено начало и общественному настроению народа. В России начало общественной цивилизации приходится на 1920 год. К этому времени все в России становится общественным: и настроение народа со времени революции Пугачева, и просвещение с времен Пушкина и декабристов и экономика с 1920 года. Кроме управления. Последний переход наша общественная цивилизация совершила в 1998 году, после чего Россия вступила в свой золотой век, когда все общественное. И продлится он 78,5 лет. Не упустить бы…
3. Фантазии Байкала.
 «Пушкин умер в полном развитии
       своих сил и бесспорно унес с собою
       в гроб некоторую великую тайну. И
       вот мы теперь без него эту тайну
       разгадываем»
       Ф.М. Достоевский.

Год двухсотлетия Пушкина для меня оказался тесно связанным с теми или иными событиями, посвященными поэту, хотя специально я к этому не стремилась. Рози Фэллер в Женеве долго расспрашивала меня о моем любимом русском поэте и писателе и была поражена моим рассказом о Пушкине. Для них он, так же как и для автора известнейшего путеводителя по творчеству Пушкина англичанина Джона Бейли, остается за пределом досягаемости из-за непереводимости превосходного русского языка. «Одни только русские говорят, что Пушкин выше Достоевского, Тургенева и Толстого, а европейскому читателю это непонятно»- пишет он. По приезду в Москву мне посчастливилось посмотреть спектакль молодых актеров из «Русского Реалистического Театра», рискнувших поставить главы из романа «Евгений Онегин». Спектакль проходил в Центральном Доме Литераторов на Большой Никитской, где Пушкин проезжал два раза в день, чтобы увидеть Наталью Гончарову. Вдвойне приятно было увидеть родную племянницу, выросшую в Северобайкальске и окончившую Московский Институт Искусств, в роли Татьяны Лариной. Я не ожидала ничего хорошего от спектакля, так как роман Пушкина – вещь чрезвычайно сложная, и выразить что-то особенное за 2 часа спектакля невозможно. Но ребята справились с задачей довольно на высоком уровне, начиная с режиссуры и заканчивая игрой актеров. А дома меня ожидал еще один сюрприз. На фотографиях, высланных мне Жюльеном Пинье из Женевы для выставки к 25-летию БАМа, оказались две тайны. На одном снимке в левом углу на фоне льдин четко просматривается нерукотворный памятник Пушкину с тропой, протоптанной народом. На другом снимке - фигура дядьки Черномора. На этот раз она сделана природой из ледяных глыб. Объяснить фотографии, снятые моим мужем во время экологической олимпиады в марте 1998 года, я не смогла. Разве что они напоминают рисунки Пушкина на полях его рукописей или работы Нади Рушевой, оставившей в наследство более десяти тысяч рисунков, посвященных пушкинскому времени и унесшей с собой тайну своего таланта, умерши в семнадцать лет.
В январе 2000 года приятной неожиданностью стало для меня выступление команды ДГУ в очередную встречу КВН. Я очень пожалела, что не записала выступление театра о классике и современности. Но как они были правы, выразив то, что классика и мафия бессмертны!
4. Архив Пушкина.
 «Когда мы думаем о красоте жизни, о судьбах
       планеты, о высших ценностях цивилизации,
       мы неизменно обращаемся мыслями также и
       к бессмертному творчеству Пушкина»
       Олесь Гончар.
       
Слава Оскирко, победитель экологический олимпиады, посетивший Женеву летом 1998 года вместе с Леной Трифоновой из Северобайкальска, и Лидочка Лунева, получившая третье место на олимпиаде – теперь студенты из Иркутска, приехали в Северобайкальск на зимние каникулы по приглашению Тани и Васи Бондаренко. Так как мне было очень трудно ответить на их первый вопрос о том, почему экологическое движение, так блестяще начатое нами в 1998 году, не имеет продолжения, я с удовольствием рассказала им о том, какими исследованиями я занимаюсь в настоящий момент. Рассказ настолько заинтересовал ребят, что они попросили написать об этом. Почему нет? Ведь именно они – представители того нового поколения, кому предстоят большие свершения как в жизни каждого, так и в жизни страны. На последний вопрос ребят, почему от экологии я перешла к творчеству Пушкина, ответ я нашла в статье В. Непомнящего, посвященной памяти Пушкина на 150 лет со дня смерти поэта. Действительно, мой творческий путь, начатый в 1989 году изучением английского, продолженный в 1993 году изучением экологии и завершаемый на данном этапе с 1999 года изучением творчества Пушкина, может показаться странным. Но ничего странного в этом нет. Америка принесла угрозу нашей природе, в первую очередь лесу, с ее технологиями чистой вырубки, в результате которой в США осталось не более 5% древних лесов, но также принесла и противоядие – знания общества об охране окружающей среды. Отсюда сначала английский, потом экология на английском, чтобы глубже понять проблемы и методы их разрешения. А почему Пушкин? Обратимся к статье Непомнящего «Пророк».
«Мир подошел к порогу; возникла экология – уже не внутренняя отрасль биологии, а наука выживания, притом не только биологического, а и духовного, - событие это необычайно значительно: ведь современная экология есть, в сущности, попытка средствами науки осмыслить мир как целостную и ценностную структуру, попытка научно отразить факт существования высших и простых истин, существования Правды как объективной реальности, не подотчетной «точкам зрения», не зависимой от «позиций». Но эту задачу уже решили, этот факт уже отразили Пушкин и русская классика – вот почему началось у нас более двух десятилетий назад, опережая всякую науку, возрождение классики. Так, может быть, сегодня смутная сердечная потребность во «всей истине», в высшей правде, жгущей сердца, и впрямь начинает оборачиваться духовной жаждой? Ведь означает же что-то поворот к великой нашей культуре, к традициям «святой» нашей литературы, к Пушкину с его вселенским масштабом, с его чисто русской и вместе общечеловеческой простой правдой – поворот, совершающийся в эпоху, когда только простая правда и может достойно противостоять вселенской смерти».
Научные работы Пушкина были завершены в 1829 году, и Архив был передан на хранение Д.Е. Кутейникову и завещан городу Таганрогу. По словам хранителей, информация об Архиве была зашифрована Пушкиным в прологе к поэме «Руслан и Людмила». Эту расшифровку дает хранитель Архива И.М. Рыбкин в журнале «Миг». Архив существовал реально, с ним работали многие писатели и ученые, включая Гоголя, Достоевского и многих русских и советских писателей. Видимо, без работы в Архиве писатель Владимир Чивилихин не смог бы написать свой роман-эссе «Память», который так поразил меня много лет назад. Но передача Архива народу, завещанная Пушкиным с 27 января 1979 года по 1998 год, так и не состоялась. Насколько я поняла из публикаций журнала «Миг», подлинники Архива утеряны. «По словам хранителей, первоначально Архив Пушкина представлял собой кожаную папку, в которой находились отдельные свитки. На некоторых из них рукой Пушкина помечены даты обнародования свитков. Это и была основа Архива Пушкина: около двухсот абстрактных математических моделей с их описанием на французском языке. Встречаются слова и на немецком, английском, персидском и некоторых других языках. Еще особенности: ни на одной рукописи нет ни одного автографа. Все рукописи сделаны на бумаге отличного качества с водяными знаками владельца бумажной фабрики. Есть еще одна версия: такую же папку Пушкину удалось «пристроить» в Сибири. Сибирский Архив никак пока не отозвался» - читаем мы в журнале «Миг».
5. Омулевая бочка, мертвая царевна и Шамаханская девица…

 «Пушкин – русский человек в его развитии,
       в каком он, может быть, явится через двести лет»
       Н.В. Гоголь.

Следуя рассказам хранителей Архива, Пушкин завершил свой научный труд, свои философические таблицы, в 1829 году. Начиная с 1830 года, он пишет свои сказки, в которых дублирует Архив. Его Архив предназначен для нас с вами, так как он завещал закончить обнародование работ к 1998 году. Двести лет со дня рождения поэта прошло…
А теперь помечтаем, тем более, что «Лукоморье» в Таганроге перекликается с «Подлеморьем» на Байкале. И Байкал на карте не что иное, как лук. Все мы немножко Остапы Бендеры, когда представляем свой край в роли Нью- Васюков. Предположим, что Архив находится где-то в наших местах. Попробуем разгадать намеки поэта.
Я связываю «Сказку о попе и о работнике его Балде» и «Сказку о медведихе» с политикой. Поэтому они мне неинтересны. Но призадумаясь, вы легко узнаете в попе международный валютный фонд, в Балде – Российское правительство, в чертях – многострадальный русский народ или регионы. А сравнивать оброк в сказке с долгами России и не надо - и так все ясно. Если вы хотите со стороны посмотреть на первые заседания Государственной Думы в новом составе, прочитайте «Сказку о медведихе» – там вы найдете все, что пожелаете, все действующие лица.
 Поэтому начнем вместе с Пушкиным со «Сказки о царе Салтане». Почему мать и младенца отправили в бочке? Где еще встречается бочка как средство передвижения по воде? Сразу приходит на ум песня Дмитрия Давыдова «Славное море - священный Байкал, славный корабль – омулевая бочка…» А когда была написана эта песня? Судя по словам о Шилке и Нерчинске, песня написана о декабристах. Находим, что на Нерчинских рудниках отбывал ссылку Василий Львович Давыдов, дядя Марии Волконской. Должно быть, Дмитрий Давыдов – родственник Василию Давыдову. Если версия верна, то связь омулевой бочки Байкала и бочки в сказке Пушкина очевидна. В сказке Гвидон переплывает море и высаживается на необитаемом месте, где встречает Лебедь. А в каком месте Байкала это возможно? В издании «Байкал. В вопросах и ответах» Г.И. Галазия находим ответ. «Это возможно осуществить с восточного берега на западный в районе южнее Баргузинского залива. Здесь северо-восточный ветер баргузин дует почти поперек котловины Байкала». Какие легенды перекликаются с этой сказкой? Открываем книгу С.А. Гурулева «Что в имени твоем, Байкал?» и в главе «Мифы, легенды, песни» находим: «Прародитель хоринских бурят – Хоридой – был простым охотником…Однажды, бредя по берегу озера, он увидел купающихся женщин, которые, выйдя из воды, оделись, превратились в белых лебедей и улетели. В следующий раз Хоридой спрятался в кустах. Когда лебеди прилетели, сняли свои одежды и, превратившись в прекрасных дев, стали купаться, он выскочил из укрытия и взял одну лебяжъю одежду. Девы наконец вышли из воды. Две из них оделись, превратились в лебедей и улетели, а одна осталась. Она сделалась женой Хоридоя и прожила с ним долгое время. У них было одиннадцать сыновей, от которых произошли одиннадцать хоринских родов». Легенды бурят появились ранее пушкинских сказок, и Пушкин вполне мог воспользоваться мифологией места действия. Открывать Архив хранители должны были с 1979 года. В сказке на острове вырос новый город. Северобайкальск как новый город появился на карте планеты в 1980 году, а в 1979 году туда проложили рельсы. Место, где расположен город, находится на разломе, как бы на острове в космическом видении. Далее в сказке появляется первое чудо – белка. В мультфильме по одноименной сказке она в колесе. Очень сильно та белка походит на железную дорогу, особенно ее колесо. И рельсы, и шпалы налицо. Заработает в полную силу БАМ, будут вам и золотые орешки, и скорлупки, и ядра: и золото, и полиметаллы, и асбест, и даже алмазы Якутии – все богатство края присутствует. Второе чудо – тридцать три богатыря и с ними дядька- Черномор. Дядьку-Черномора мы получили на фотографии, вышедшего из недр Байкала и слепленного из снега и льда. Он действительно вышел из ясных вод Байкала. Можно взять расшифровку Архива и согласиться, что тридцать три богатыря - это тридцать три революции, но тогда это предположение выпадет из нашего повествования. А может быть, тридцать три богатыря – это либо тридцать три свитка Архива Пушкина, и здесь мне хочется потрогать руками черный предмет на фотографии, где Байкал вырвал огромный камень из недр земли и образовал ледяную пещеру. При этом на переднем плане игрой света вырисовывается человек. Кто он? Петр Первый или Михаил Ломоносов? Либо это тридцать три экспедиции по Байкалу, связанные с охраной озера, начало которым положено экспертизой-90, которая вышла из стен Северобайкальска по инициативе комсомольцев и молодежи? Но последняя версия мне нравится больше всех. Если богатырь –это знания огромной силы, то вполне тридцать три богатыря – это авторы, или, вернее статьи авторов. Ко мне пришли тридцать три богатыря в книге «Пушкинист» издательства «Современник» 1989 года, Москва. Ровно тридцать три статьи на день памяти Пушкина к 150-летию со дня смерти. Дядька – Черномор – это статья «Пророк в своем отечестве» журнала «Миг» издательства Таганрога 1993 года. И последнее чудо – царевна-Лебедь. Это новая Россия, великая Россия, которая «выступает, будто пава; а как речь-то говорит, словно реченька журчит…» В сказке гости направляются «мимо острова Буяна в царство славного Салтана». Чтобы попасть в Республику Бурятию из Северобайкальска, надо плыть мимо острова Ольхона. И именно мимо острова Ольхона была проложена водная трасса для перевозки грузов для строительства БАМа, другого пути просто нет. Главный порт при перевозке грузов по Байкалу находится в Турке. После разгрузки материалов для БАМа в Нижнеангарске баржи также пересекали Байкал по направлению Баргузина – на восток от Ольхона, там, где шел путь первопроходцев освоения Сибири. И ни для кого сегодня не секрет, что БАМ не любят в последнее время, со времен Горбачева, и признать будущее за этой железной дорогой никто не спешит, также, как Салтан никак не хотел признать Гвидона.
«Сказка о рыбаке и рыбке» еще проще. Народ закинул сеть и вытащил золотую рыбку – демократию. На волне демократии выбрал себе власть. В сказке власть отождествляется со старухой. Но мало старухе нового корыта, захотела она новый дом. Народ дал власти дом. Дальше - больше. Есть у власти и квартиры, и заводы, и самолеты, и деньги, и много – много разных льгот. Но ей все мало. Ей еще больше добра хочется. Вот и эксплуатирует она народ час за часом все больше и больше, создает все больше структур и обрастает стражей. Но получила в сказке старуха разбитое корыто от золотой рыбки. А народ устами младенца продолжил сказку в анекдоте: дурак старик, лучше бы попросил у золотой рыбки новую старуху…Проси народ, у демократии новую власть, да смотри, не ошибись в выборе.
Но самой любимой моей сказкой с детства была «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Всех интересней ее было разгадывать. И вот вариант современных событий. Царица – Россия девятнадцатого века, времен Пушкина. Она была «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Высшее общество считало себя венцом природы, самолюбовалось и гордилось собою. Как та царица в сказке смотрелась в зеркальце. Но Пушкин знал, что растет другая Россия, которая будет лучше, краше, достойнее России 19 века. Он пытался сказать об этом, но принять его научные труды общество не могло. Оно убило Пушкина, который послал свой труд в Сибирь к декабристам. Царевна, Россия будущего, осталась «в лесу без всякой славы у семи богатырей». Царевна была жива, пока Россия развивалась более-менее в соответствии с законами Пушкина. Но вот кинули ей «наливное яблочко», чуждую России антинародную программу капитализации России «500 дней», и умерла царевна. Именно в это время началось гонение на БАМ. Вместо того, чтобы признать за этой стройкой будущее России, а саму стройку – кузницей кадров, так как со всех уголков Союза приехали туда лучшие люди советской страны, уже зараженной вирусом наживы, взяточничества, разврата и криминала, представители, которых Ленин называл «ум, честь и совесть нашей эпохи». Где они теперь? «Далече бедствуют иные, и в мире нет уже других…». Одни уехали, мыкая горе в одиночку во всех уголках бывшей великой страны, с клеймом бамовца, чужеродного элемента. Других нет. Полны наши бамовские кладбища такими, как Александр Георгиевич Попов, с первым десантом прибывший в Северобайкальск из Ленинграда, а в 1988 году на разглагольствования упитанного представителя московской элиты, прибывшего на БАМ с поездом «Комсомольской Правды», почуявшего радость по поводу предстоящей наживы, о том, что БАМ –это дорога в никуда и мы оставим после себя пустые города, с болью в душе предложил: «Раз стране не нужна Сибирь, отрежьте ее по Уралу и продайте Японии». В 44 года умер он от инфаркта, не выдержав проигрыш на первых выборах. Светлая им память. Мы оставим после себя города, а тот представитель Госплана оставляет страну в том состоянии, в каком она находится сейчас.
Семь богатырей – это семь родов декабристов, первых сосланных на каторгу. Вот воспоминания княгини Марии Волконской (Раевской), «утаенной любви Пушкина», которая, возможно и привезла Архив Пушкина в Сибирь. «На другой день по приезде в Благодатск я встала с рассветом и пошла по деревне, спрашивая о месте, где работает муж. Я увидела дверь, ведущую как бы в подвал для спуска под землю, и рядом с нею вооруженного сторожа…Я потушила факел и пустилась бежать вперед, так как видела в отдалении блестящие точки: это были они, работающие на небольшом возвышении. Они опустили мне лестницу, я влезла по ней, ее втащили, и, таким образом, я могла повидать товарищей моего мужа, сообщить им известия из России и передать привезенные мною письма. Мужа тут не было, не было ни Оболенского, ни Якубовича, ни Трубецкого; я увидела Давыдова, обоих Борисовых и Артамона Муравьева. Они были в числе первых восьми, высланных из России, и единственных, попавших в Нерчинские заводы». Дважды в записках перечисляет Мария Волконская фамилии нерчинских каторжан. При чем второй раз даже тех, кого в момент встречи не видела. Она встречалась с Пушкиным перед отъездом в Сибирь, но официально послание к декабристам Пушкин передал Александрине Муравьевой. Послание, а Архив?
Таким образом, у нас есть семь фамилий, семь родов, которые могут быть хранителями Архива Пушкина в Сибири. Магическая цифра семь может обозначать и еще одно: седьмое поколение отделяет наше время от времени Пушкина. Именно тем потомкам родов семи родов декабристов, кому сейчас 20-25 лет, суждено открыть Великую Тайну Пушкина. Погадаем на картах. Тройка, семерка, туз – смысл магических цифр расшифрован в Архиве. В сказках открыты тройка – «три девицы под окном», семерка – «семь богатырей», туза нет. Но если предположение об основе сказки на использовании бурятского эпоса верно, то одиннадцать сыновей царевны – Лебеди открывают последнюю карту – туз.
Но продолжим сказку. Весть о возможных обысках и потере Архива заставила декабристов спрятать Архив в пещере. Мертвая царевна «не досталась никому, только гробу одному». Но есть еще королевич Елисей, кто он? Пушкин учит, что если Россия женского рода, то Европа – мужского. Королевич Елисей - это Европа. Ей нужна Россия для дальнейшего совместного развития. Открытие Архива каким-то путем будет связано с интересом Европы к нашей стране. Проснется Россия, «вспрянет ото сна» и придет в мир вместе с Европой…
А я уже нашла свою мертвую царевну – это гора за Слюдянскими озерами, которую я сфотографировала летом 1999 года в предвечерние сумерки. Гора напоминает мне фигуру спящей женщины…
И закончим свои гадания с последней сказкой Пушкина «Сказка о золотом петушке». Жила наша страна после войны без особых хлопот и проблем, царствовали правители «лежа на боку», потому что создал народ – мудрец такую систему безопасности, что никакие соседи не могли напасть, все боялись, да и все конфликты гасились немедленно. Но пришло время, появилась угроза государству. Предупреждала служба безопасности о грядущей беде, послал правитель разведать, в чем дело. Но посланники не вернулись, захватила их неведомая сила. Тогда он сам поехал на Кавказ в зону конфликта и увидел ее, Шамаханскую девицу – американскую валюту. Сдался правитель на милость иностранной царице и привез ее в Москву. Тогда народ послал своего мудреца, чтобы вернул царь долг народу, отдал ему виновницу бед – Шамаханскую девицу, но разозлился правитель и убил посланника. А служба, созданная мудрецом, слетела с насиженного места и сбросила правителя. Осталось только Шамаханской девице – Америке исчезнуть, удалиться с русских просторов, сверкнув на прощание своими зелеными глазами - долларами.
       Конечно, все это – сказки. Но «сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок»- учит нас А. С. Пушкин.
Поверим П. Чаадаеву, проводившему с Пушкиным долгие беседы и споры на философские и научные темы: «Может быть, преувеличением было бы опечалиться хотя бы на минуту за судьбу народа, из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина». Может быть, стоит всенародно признать в Пушкине пророка, сам он сказал об этом не только в стихотворениях «Памятник» и «Пророк», но и в черновом письме В.Ф. Вяземской еще в 1824 году, предвидя не только судьбу мира и страны, но и свою собственную: «Что касается соседей, то мне лишь поначалу пришлось потрудиться, чтобы отвадить их от себя; больше они мне не докучают – я слыву среди них Онегиным, - и вот, я – пророк в своем отечестве. Да будет так». А затем еще раз утверждает в письме П.А. Плетневу в декабре 1825 года: «Душа! Я пророк, ей-богу пророк!»

       Северобайкальск , январь 2000 года.


Рецензии
Приятно было познакомиться с Вашей разработкой темы.
Возникшие параллели говорят только о том, что Пушкин ясно понимал: любое общество развивается циклически и по стереотипам. Сказка о рыбаке и рыбке - это ведь пушкинская обработка китайской-персидской сказки. И феномен "пророчества", возможность предсказания социальных явлений - это ведь из этой же оперы. В текстах сказок как раз и фиксируется код этого стереотипа. Код этот довольно универсален в рамках каждой культуры, поскольку формируется на уровне архетипа... Поэтому всегда и во многих регионах можно найти что-то, происходящее по общей закономерности...
Вы верно заметили, что Пушкин точно выявил русский код. Поэтому и мог быть Пророком в России... И ПОНИМАЛ это...

С уважением


Дмитрий Михайлович Николаев   31.05.2012 12:28     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение, отклик и рассуждение! Татьяна

Сибирячка Татьяна Муратова   31.05.2012 13:32   Заявить о нарушении
Дорогие мои читатели даже рецензии пишут мне, не фиксируясь на странице, что говорить о прочтениях...Счётчик-фокусник.

Сибирячка Татьяна Муратова   31.05.2012 14:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.